Дарелл Швайцер «Маска чародея»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Египетская | Разработанная автором оригинальная мифологическая система | Народов Междуречья ) | Психологическое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Бессмертие | Путешествие к особой цели | Жизнь после смерти | Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Эта книга о магии. Подлинной магии, вошедшей в плоть и кровь человека, который меньше всего на свете хотел бы быть колдуном. Леденящие кровь превращения, заклинания и битвы становятся вехами, отмечающими Путь Познания, посвящения в волшебство.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Riverland» > цикл «Секенре»
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2003 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ааа иии, 7 января 2009 г.
Эту книгу следует занести в обязательный фанский каталог фэнтези под грифом «В.серьезно/в.срочно.». Называть её в ответ на вопросы:«Чтобы почитать не-толкинского?» и «Кто пишет в духе Лейбера?», предлагать ищущим интриг, страдающим по магическим школам и загробным экскурсиям, взыскующим причудливых мифологий и египетских мотивов, желающим кровищщи и трагической, кошмарной, возможной лишь в Dark fantasy, любви. Если надо, чтобы сие было изложено хорошим языком так, что бегают приятные мурашки.
Персонажи и сюжет. Прежде всего: вошедшая в «Лучшее за год» и номинированная на что-то там новелла «Стать чернокнижником» даже не начало. Это вступление, пролог, пригласительная открытка, разрешение на доступ к телу сюжета. Не судите книгу по ней.
Действие развивается линейно и сосредоточено оно целиком на том, что видит и чувствует свежеиспеченый черный маг — мальчишка Секенр. «Чародею поневоле» находилось место раньше, но Д. Ш. удалось сделать обретение колдовства сутью Секенра. Ведь его, в отличие от джордановских и т.п. «воплощений», не прельщают сверхъестественные возможности. Он не жаждет сил для мести, как муркоковский Вечный воитель. Секенр Отцеубийца не идет по дороге колдовства, пока может, потому, что, в отличие от фраевского Вершителя, знает цену каждого шага. И считает ее неприемлемой. Он — неумытый бессеребренник, соблазны мира сего — да и потусторонние тоже — для него неважны. Он действительно хочет вести тихую, нормальную жизнь среди друзей, а сокрушает царей и перепахивает мироздание. Почему? Так ведь планы его отца и принцип колдовства в этом мире
Что до остальных, среди них нет ни одного, похожего на стандартный силуэт. Правда, глубокому раскрытию подлежали немногие характеры. Что удивительно, в их число не попала возлюбленная Секенра — Тика. А ведь она, с ее несгибаемой матерью совершили головокружительный подъем из жертв проклятия в
Смысл (если угодно, философия). Такое впечатление, что автор хочет поведать о чем-то крайне важном, и, для этого, рисует стаи птиц, горящую в фонтане человеческую плоть и мантию, которую подкалывают на всемогущем мальчике евнухи. Тактично подводит к абсолютной истине, которая должна вот-вот родиться в уме читателя. Я не знаю, как редактору чужих ужастиков удалось добиться эффекта завораживающей глубины.
Перевод. И. Цыбизова просто молодец. Она, несомненно, причастна к волшебству этой книги, и часть следующих похвал относится к ней.
Мир и атмосфера. Ими книга устанавливает планку на уровне мировых рекордов.
Речная страна царей, расположившаяся на великой Реке, которую так и подмывает назвать Нилом, здесь вовсе не школьная, ефремовская страна рабского труда и бритых налысо мудрецов. Здесь живут люди, и автор сумел их показать. Вступление в город, нравы Школы Чернокнижия, повадки уличных торговцев, жрецов, сумасшедших — и все без особых отступлений или экзерсисов в историю. Достигается методом передачи ощущений Секенра, его и детского, и мудрого взгляда.
Описание ночного праздника напомнило карнавалы нашего Александра Грина, хорошей завистью к чужому веселью. Краски. Тугое, сильное, резкое биение пульса. Да, хоррор и здесь не в неясных тенях и предчувствиях декадентов, хотя текст полон символами, притчами и легендами. Если в «Маске чародея» появляется гость из тьмы, то в меловом круге не отсидишься. Все брутально и предметно, по-горлумовски, с зубами на горле. Жизнь. Пустота в животе. Погода. Раны. Церемонии двора. Боль. Смерть, которой, в полном соответствии древней мифологии, всё только начинается. Топкий, вонючий ил великой реки и абстракции суждений.
Отзыв начал с Лейбера, но «Маска» С.Лема и некоторые вещи Вэнса настроены на тот же лад. Через интеллект диалогов чувствуешь запах острой угрозы. С которой остаешься наедине, только с тем , что ты, писец и каллиграф, сын величайшего чародея, принес в своих руках и голове.
Так о чем эта книга? О людях презирающих любую власть, кроме своей воли, о злодействах и предательствах, имидже и верности, чистоте на рабочих местах и варварских вторжениях, о... О поисках пары туфель.
Читать, перечитывать и другим советовать. А всего-то, 576 стр. крупного шрифта.
saltyxodium, 22 сентября 2024 г.
Это даже не фэнтези , если всю фантасмагорию убрать то там останется очень слабый сюжет на пару страниц
Большая часть книги это вода раскрашенная мифологическими аллегориями и пафосом
ZoRDoK, 26 июля 2023 г.
По мере чтения я периодически хотел дропнуть книгу, но дочитал и не пожалел. Швейцер мало известен у себя в США, судя по гудридс, где у этой книги оценок ещё меньше чем на фантлабе, поэтому вопрос «зачем я это читаю» в процессе часто возникал.
Подача текста очень похожа на любимого Швейцером Джина Вульфа — от первого лица, постоянные падения POV в область «всё было в тумане, помню смутно», даже множественные личности, которые перехватывают управление тушкой тут в наличии. Отличает в выгодную сторону умение не скатиться во что-то символическо-загадчно-невразумительное, сюжет подаётся плавно, никаких загадок нет. Если управление перехватывает какой-то персонаж, об этом говориться, а не предполагается к разгадыванию.
Читается книжка относительно легко. Сюжет поделён на 5 арок: прелюдия и спуск в местный ад; помощь семье против мёртвого главы семьи; «придворный маг»; обучение в школе чародеев и финальная линия, которая мне резко напомнила сянься, потому что там наш персонаж
Книжка — тот ещё гримдарк, потому что из чего только местные колдуны не берут магию — пытки, кровь, жертвоприношения, трупики птиц со свёрнутыми шеями. И во всё это погружается наш главный герой с возгласом «я не хочу становиться таким». Минусов тоже довольно много: мотивы Сивиллы не раскрыты, часть истории не имеет отношения к финалу (как раз две арки про императрицу), гг со слов автора не стареет, и ему где-то посередине книги оказывается под 40 лет, но автор ему постоянно приписывает поведение 15-летнего мальчика, это выражается и в отношении к противоположному полу, и в рассуждениях, и в постоянных «соплях».
Жаль, что продолжение в виде сборника рассказов не переведено.
Простой., 21 сентября 2020 г.
Страдания, уныние, серость и грязь. Полу бредовые похождения вечно голодного и израненного мальчика. Смысла нет. Сюжет слабый. Концовки нет. Читать можно ради атмосферы (если вдруг кому то такая атмосфера нужна). Заявленная мифология этого не стоит.
gedie, 21 марта 2022 г.
Самое начало вроде как интересное, но дальше автор явно не утруждал себя здравым смыслом...
-Дальше что нужно первым делом? — Правильно, написать книгу! Потом он поперся в город, внезапно его пытаются подло убить свои же соседи, хотя претензий к гг вроде бы не было, его только игнорили. Неясно отчего такая резкая смена отношения. Тем более, что вначале говорилось, что чародеев боялись и никто не смел трогать.
-Еще без конца какие-то божественные проведения, вещие сны, предсказания, случайности не случайны и подобная муть.
Не знаю, что курил автор, но это бред.
sergej210477, 2 февраля 2021 г.
Интересный роман.
Думал, правда, что эта книга написана в жанре «dark fantasy», но, нет. Это — магический реализм. Сказка. Философская притча. Мистика, психоделика. Есть элементы хоррора. Но, никак не фэнтези. Поэтому, по-моему, столько негатива в некоторых отзывах читателей, которые ожидали стандартное мифологическое фэнтези.
История про хорошего и доброго мальчика, который, против своей воли, был вынужден стать плохим и злым колдуном. Чародеем, некромантом и чернокнижником. Хотел парнишка выучиться каллиграфии и рисовать красивые буквы на пергаменте, а пришлось живьём снимать с врагов кожу и одевать ее на свои плечи...
Сюжет хорош. Да, история не новая, но, увлекательная. Сюжетная линия грамотно построена — вступление, ничуть не затянутая центральная часть, логично ожидаемый финал. Да, судьба героя описала циркуляцию, все вернулось «на круги своя».
Хорош и единственный главный герой. Повествование ведётся от первого лица, а это, обычно, создаёт трудности с описанием и раскрытием характера персонажа. Но — в этой книге все сложилось удачно. Не могу сказать, что герой очень приятный и симпатичный человек (он, впрочем, не совсем и человек), но, все равно, погрузиться в него, видеть происходящее его глазами, мне удалось без труда.
Только, в этом произведении, сюжет и герои — не главное.
Книга выделяется своей атмосферностью. Зрелищностью.
Огромное количество созданных автором миров.
Почему-то, я, почитав отзывы, подумал, что события будут происходить в Древнем Египте. Соответственно, ожидал и древнеегипетской мифологии.
Да ну, от Древнего Египта здесь только Великая Река. Остальное — плод фантазии писателя.
Так вот: прекрасно нарисованные страны на берегах реки. Болота, пустыни, дельта, заросшая тростником... Города, с монументальными сооружениями и циклопическими статуями.
Ещё: параллельные и вымышленные миры, по которым путешествует чародей. Во сне и наяву.
Монстры, демоны, боги. Враги-чародеи. Разные невиданные твари.
Мрачно, но, в то же время, удивительно атмосферно.
Сюрреалистические сны и видения. Бред и галлюцинации. Реальность растворяется в фантазиях героя. Границы настоящего, прошлого и будущего стёрты.
Вот за эти сумрачные, удивительные картины, мастерски нарисованные писателем и стоит читать эту книгу.
Визуализация кошмарных снов...
Kobold-wizard, 19 декабря 2019 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/917287.html
Захотелось странного — получите.
Главный герой вырос в городе на берегу Великой Реки, играя со своей сестрой и окрестными мальчишками. Постепенно старые знакомые начинают сторониться мальчика, потому что его отец занимается черной магией. Ребенок пытается не замечать ничего, пока однажды не умирают родители, а потом пропадает сестра. Герой отправляется на ее поиски и сталкивается с историей, которая длится уже много веков. Его судьба — проникнуть в Царство мертвых и понять на своей шкуре, что значит стать чародеем. В нем зазвучат голоса колдунов прошлого. Самым страшным будет голос его отца, который хотел коварно укрыться между жизнью и смертью, но погиб от рук собственного сына.
Роман не похож на привычное современное фентази. Во-первых, Швайцер создал мир Великой реки, напоминающий древний Египет. Ключевое здесь не сама Река, гробницы древних царей, затерянные в песках, или боги-звери. Главная удача — создание психологии языческого общества, в котором нет понятия греховности, разделения людей на верных и неверных, расплаты в посмертии. Мир Швайцера лишен глобальных Добра, Зла, Хаоса и Порядка. Нет даже философских группировок, пытающихся заковать мироздание в стройные схемы. Жизнь великого чародея не превращается в очередное сопротивление Концу света, потому что созданный мир стабилен, несмотря на перемены.
Во-вторых, история подана в специфической форме. Герой рассказывает о своей жизни как об эпосе. После путешествия через Царство мертвых повествование приобретает явственный привкус шаманизма — свободного перетекания между реальностью и миром духов. Рассказчик безжалостно объективен и отстранен, рассматривая цепь событий в целом, без крупных планов. Быть может, в этом спасение от безумия. Если включить эмоции, то от увиденного можно было бы свихнуться влет.
В-третьих, в итоге «Маска чародея» вместо развлекательного чтива предстает психологическим романом. Через фантастические события открывается внутренний мир героя. Ведь через весь роман проходит конфликт чародея и его отца. Голоса, звучащие в голове, становятся воплощением эдипова комплекса с отеческим давлением; неприятием грязных методов со стороны мальчишки-идеалиста; попытками отца сделать из сына свою усовершенствованную копию. Отдельная прозрачная тема — это заторможенная сексуальность главного героя, потерявшего мать. Когда он стал чародеем, его психологическое взросление остановилось. Вечный мальчик не воспринимает ни собственную телесность, ни чужую. Отсюда же сложный образ Дома, в котором он вырос и потерял всех родных. Проходят годы, герой покрывается шрамами, но раз за разом возвращается в одну и ту же комнату, пытаясь найти в ней покой.
Итого: У Швайцера получился любопытный роман-сновидение. Порой от чтения такой психоделики быстро возникает пресыщение от избыточности образов. В «Маске» этого нет. Наверно, в том заслуга самобытного и нечеткого мира. Духи снов приходят и уходят, дополняя историю новыми деталями. Назвать чтение захватывающим я не могу, но оно действительно любопытное.
ужик, 5 марта 2019 г.
Если коротко:
Мрачно и захватывающе.
Если более развернуто:
Книга необычная, при кажущейся простоте сюжета — многогранная, страшная, красивая, рассказывающая о герое, убивающем людей голыми руками, но со слезами на глазах. И вы ему потом еще посочувствуете.
Мальчик Секенр живет в мире, навеяном автору Древним Египтом, больше всего желает стать каллиграфом и любит свою семью. Только вот о папе он, как оказалось, почти ничего не знал, а папа у нас был черным чародеем. И как-то раз убил мать и сестру Секенра. ГГ отправляется на поиски сестры, находит мертвого отца и ступает на ту же стезю — становится темным магом.
Книга о поиске себя и своего места в мире. Об остракизме. О выборе. О необходимости. О чужих мечтах и чужих желаниях. О поиске человеческого тепла. О том, как тебя могут использовать те, кому ты больше всего доверяешь.
На мой взгляд, финал слабоват. Хоть и приятно узнать что же случилось с героями через Х лет, но я бы на 16 главе и закончила. В меру кровавенько, в меру эмоционально.
У Борхеса в каком-то эссе написано, мол, в литературе всего 4 сюжета. Я бы предпочла чтобы это был чистый «путь домой», без примеси «самоубийство бога». Но автор так видит...
Необычная, яркая, интересная, захватывающая книга. В моем представлении именно так должна выглядеть темная фэнтези — с яриким, запоминающимся, неоднозначным главным героем, творящим зло, но с богатым внутренним миром. К сожалению, с легкой руки издателей темным фэнтези называют почему-то жутко пафосную и эпическую пакость типа «Меекхана» Вегнера. Ну... На вкус и цвет, конечно. Я-то предпочитаю менее маштабное поле боя, а ведь самая жаркая схватка всегда у тебя внутри... )
komatoznik, 19 августа 2015 г.
Магия текла в его крови. Магия стала его кровью, хотя этого он желал меньше всего. Но так был соткан причудливый узор его жизни, а он знал первую и последнюю истину. Все, что случается, — неизбежно. Он принял предназначенный путь, ступая по поверхности воды, босоногий мальчишка, так и не прошедший обряд инициации и не получивший положенную мужчине пару туфель. Может быть, их он и искал, попутно свергая и возводя на трон царей и сокрушая многотысячные армии, перемалывая мир и становясь богом? Маленький проводник мертвых, он говорил с потерянными душами на их языке, утешая их на пути в бездонную утробу Сюрат-Кемада, Всепожирающего Бога-Крокодила. Но, умри он, кто бы возложил погребальные диски на его глаза? Всемогущие одиноки. Он умел так много, знал так мало, этот бескрылый мальчик-Цапля, чье сознание уподобилось банке с ядовитыми пауками. Его «Я» обрело чудовищные отражения, и в зеркалах поднимались могучие чародеи. Ад — это другие, когда каждый из них — твоя маска.
Мрачная, мрачная сказка, которую мог бы рассказать осенний ветер шелестящим голосом тростника. Рельефный авторский мир, в котором звучат мотивы древнеегипетской мифологии. Вечная агония солнца, катящийся по небосводу череп луны. Титаны восстают из теней богов, в водах Великой Реки скользят людские фигуры с крокодильими мордами. Сквозь время ползет дом-паук, чьи внутренности лижут застывшие языки пламени, а где-то сокрыта чародейская Школа Теней, и в ее библиотеке хранятся книги, которые никогда не будут написаны. Повествование вдруг срывается с линейной структуры в сюрреалистические, фонтанирующие кровью поединки чародеев, почти утративших связь с человеческой природой. Победы, обернувшиеся в содранную кожу противника, и поражения, заключенные в бутылку. Отцеубийство и некрофилия наоборот, соседствующие с вечно юной невинностью. Магия в строках, именах и шрамах, от нее не укрыться, от нее не отказаться. Единственный выбор заключается в том, что возникнет в сложенных чашей ладонях — проволочная бабочка или холодный обжигающий огонь.
Может быть, это был кошмар, приснившийся мальчику на берегу, о который с шипением разбивались белопенные волны. Может быть, эта пена была звездами, волны — мгновениями настоящего, берег — вечностью, и все это — сном Спящего Бога. Жаль, что эта фантазия оказалась такой недолгой, хочется еще, большего погружения, новых деталей. Читать и перечитывать, вне всяких сомнений.
xdma, 2 июня 2018 г.
Потрясающе атмосферный мистический роман — сумрачный, жутковатый, жестокий и с доброй порцией сюрреализма ... Однако концовка невнятная, скомканная и вообще не вписывается в атмосферу произведения. Жаль что из произведений этого автора практически ничего не переведено на русский язык.
Savonchek, 19 апреля 2017 г.
Маска чародея это определенно бриллиант темно-фэнтезийного жанра. Громко сказано? Возможно. Но ее самобытность вполне может, отстоят такое заявление.
Автор отлично поработал над миром и его теологией, не прописывая его(мир) досконально, а оставляя загадочным и до конца неизведанным. И вместе с главным героем книги, мы исследуем этот мир и.., не находим в нем ничего привлекательного. Но, таковым он и должен быть.
А сама идея чародейства и магии, заложенная в книге просто изумительна. Наверное, существуй черная магия, и вправду, ее адепты, были-бы именно такими, какими мы их видим в этом романе: алчные, жестокие и несчастливые, жаждущие избавиться от страха и одиночества. А как подана сама сущность чародея, которая есть сосудом множества других, погибших по вине носителя, магов. Это восхитительно!
Саму же книгу можно охарактеризовать как психологическую драму. О чем вам скажет после прочтения даже название. Ведь гг примеряв «маску» так и не сможет ее снять, а пойдет на поводу не своей сущности. Финал, как и сам роман, не принесет облегчения, ни герою, ни читателю, но другого ожидать и не стоило. И хоть местами книга читалась тяжело, но доставляла удовольствие.
kvadratic, 30 ноября 2015 г.
Наркотическое фэнтези, и, вопреки ожиданиям, практически без древнеегипетских мотивов (если не считать за таковые крокодилов, тростник и мумии, а хотя почему бы их и не считать).
Если заняться сравнениями «Маски» с другими книгами, то в первую очередь вылезут не представители жанра фэнтези, а Карлос Кастанеда с Билли Миллиганом. Первый — из-за темы эзотерического поиска-путешествия, а второй — из-за толпы чародеев-предшественников, проживающих в голове у главного героя.
Хочется отнести историю Секенра к историям о взрослении, точнее, к историям о не-взрослении, Также хочется отнести героя к типичным puer aeternus, вечным юношам, даром что он инициацию в мужчины не прошел как положено (интересно, что в этом мире мальчик становится мужчиной, когда отец дает ему тайное имя и дарит туфли, но Секенру и имя, и обувь подарили женщины), и весь итог его развития — в том, что он остался мальчишкой-Секенром. Практически всю дорогу мальчик не хочет принимать свою судьбу чародея, а хочет он только засесть в тишине и спокойствии и рисовать красивые буквы.
С другой стороны, герой от подчинения довлеющей над ним фигуре отца перешел к сотрудничеству, а там и вовсе показал папаше, кто в этой голове главный, и решительно распорядился отцовским наследством, заставив время идти своим чередом. Еще можно считать, что герой с чародеями-советчиками в голове — это любой молодой человек, пытающийся начать жить самостоятельно среди кучи людей, каждый из которых Знает, Как Лучше. А можно обратить внимание на сцену, где герой, пребывая в воспоминаниях отца, обнаруживает себя в постели с женщиной — с собственной матерью то есть, а это совсем уж классика психоанализа.
Приключения Сенекра похожи на bad trip, безумно увлекательный при этом. Мертвецы постоянно путаются под ногами у живых, живые пугаются мертвецов, но без особого удивления. Герой постоянно испытывает дискомфорт, голод, холод и боль; ему говорят,
что это не зря. Путь его происходит преимущественно ночью. Он постоянно куда-то лезет, бредет по воде, падает; он почти всегда без обуви; у него нет опоры и одновременно он непосредственно соприкасается с землей. Его история записывается на нем шрамами (ну, ты же хотел стать каллиграфом, парень). Для того, чтобы овладеть новыми знаниями/умениями, требуется смерть другого чародея (если встретишь учителя на своем пути — убей его, да). Как бы между прочим герой стал буквой, убил бога, а потом висел пару тысячелетий распятым на терновом кусте и истекал кровью, а когда кровь закончилась, рыба сообщила, что пора бы отправиться спасать девушку.
Очень рекомендую. Может, этот туннель никуда не ведет, и все эти лампочки понавешаны исключительно для красоты, но подмигивают они очень завлекательно.
Avex, 13 августа 2012 г.
(о человеке, вставшем на путь зла)
Единственное, что выделяет роман на общем фоне — псевдоегипетский антураж. Если не обращать внимания на мелочи, это крепкая, как эспрессо, dark fantasy для разгрузки утомлённых мозгов, отдалённо напоминающая «Волшебника Земноморья» — только попроще и с обратным знаком: герой совершает восхождение не по светлой, а по тёмной стороне магии. Впрочем, здесь автор просто переносит нуар в фэнтези — чёрный маг в качестве главного героя был, например, в «Против света» К. Гранта. Да и древнеегипетская тематика не сказать, чтобы такая редкость — эта тема была модна в XIX веке, когда Шампольону удалось расшифровать Розетский камень, и с тех пор нет-нет, да и случится очередной всплеск интереса — Г. Хаггард, Р. Желязны «Создания света, создания тьмы», чёрно-белые «Мумии» старого кинематографа, Б. Ламли «Воин Древнего мира», Т. Холланд «Спящий в песках», романы Э. Райс, цикл «Древний Египет» У. Смита...
Другая ассоциация — «Горец». Согласно установленным автором правилам, личность побеждённого колдуна со всеми знаниями и могуществом переселяется в победителя. И со временем, останется только один... Чем всё закончится? Надо полагать, шизофренией... Впрочем, если что-то будет не складываться, у автора всегда остаётся возможность переиграть происходящее и ввести второе, третье, и даже энное правило тёмного волшебника.
Ещё одна — «Сказка о гадком утёнке», цапле...
Автор поступил дальновидно, переместив действие в мир, только напоминающий наш Древний Египет — и все несуразности, что попадаются время от времени, можно списать на погрешности перевода или на то, что перед нами другой мир. Короли? Инквизиция? Почему нет? Пусть будет. Вот только списать на это можно далеко не всё. Главному герою 15 лет, и для древнего мира — когда продолжительность жизни была существенно меньше и взросление, соответственно, приходило раньше — он проявляет поразительную неосведомлённость в быту и в отношениях с женщинами. При том, пятнадцатилетний мальчик так и шпарит колдовскими словечками — «регенирируют», «реагенты», «абстрактная аллегория» — ну, вундеркинд, ну, матёрый нечеловечище! Хотя, при желании, это можно объяснить присутствием в сознании личностей древних колдунов, а те могли почерпнуть выражения из древних или инопланетных источников. С другой стороны, не очень-то помогли эти старички с сыром и с девушками.
Увлекаясь внешней стороной и сюжетом, авторы иногда склонны забывать, что многих благ цивилизации, которые мы воспринимаем как само собой разумеющееся, в древнем мире попросту не было, или же они были непомерной роскошью (последняя, впрочем, по нашим меркам не такая уж роскошь, как показывается в голливудских фильмах). К примеру, обычно приходилось довольствоваться некрашеной тканью, за неимением ярких красок. Покрасили тогу древнеримскому патрицию в пурпурный цвет — и уже роскошь! Каюты, да и сами корабли, были не слишком большими. Шрифтов в иероглифическом письме не настолько много, чтобы говорить об их разнообразии, не говоря уж об отсутствии букв (символы обозначали отдельные слова, а не звуки).
Мир, преподносимый как беспросветный, невероятно жестокий dark темнее чёрного, на деле не сильно отличается от нашего древнего мира — были в нём и каннибализм, и скармливание пленников священным крокодилам, и забивание камнями...
После недурного начала (есть и интрига, и динамика, и простор для воображения), автор сосредоточился не на сюжете, а на описательной стороне, и вскоре роман потерял драйв — будто смотришь фильм, состоящий из одних спецэффектов — накладываются друг на друга призрачный и реальный миры; герой, как рентген, видит пламенеющие внутренности; искры и брызги крови летят во все стороны, оставляя красочные пятна на мраморном полу; кружащиеся песчинки превращаются на лету в птиц... Красиво, эффектно — но практического смысла от всех этих действий никакого. Подустав от эффектов, автор пытается философствовать — чего меньше всего ожидает целевая группа, которой представляется, что роман окончательно погряз в бездействии и говорильне.
«храбрость и заключается в способности сделать следующий шаг, пойти дальше»
Вот именно со следующим шагом в романе проблема — если в первой четверти действие развивалось достаточно динамично (эта часть — исходная новелла, из которой вырос роман — была напечатана в антологии «Волшебники». Если «Стать чернокнижником» вам понравилась, не спешите с продолжением, чтобы не портить себе впечатление), то в остальной части книги оно скатывается к нескончаемой мыльной опере.
Герой-чародей слишком быстро становится всемогущим, чтобы было интересно следить за его приключениями — в любой момент всё сложится наилучшим образом, все уловки врагов будут разгаданы, а в руках героя окажется колода краплёных карт или осуществится переход на новый уровень. Личность не вызывает чувства сопереживания: мизантроп, интроверт, интересующийся только карьерой и скорейшим освоением магии. Прочие персонажи немногим лучше — такие же бездушные манекены, всплывающие, к счастью, на весьма непродолжительное время. Сама мысль, что соприкасающийся с чёрной магией ходит по воде аки посуху, для некоторых верующих может показаться кощунством, поэтому таковым лучше воздержаться от чтения книги, как и от всего направления dark fantasy в целом. Их могут смутить многочисленные библейские параллели — распятый на терне, иерихонский крик, Тот-Кто-Должен-Вернуться, он же Возрождающийся, буква в форме косого андреевского креста, с точкой-головой, сопоставление тёмного чародея Секенра с Иоанном Крестителем («Возможно, я лишь предтеча того, кто придёт после меня»). Рискну предположить, что Секенр обречён на заклание, просто автор ещё не решил, в какой момент это сделать. Поглотив почти всё зло мира, Секенр, под бурные аплодисменты религиозной общественности, самоуничтожится, предоставив миру шанс на дальнейшее развитие. «Почти всё» — поскольку просто «всё» это слишком скучно и неинтересно. Правда, такая книга гарантированно провалится в продаже и вызовет лавину истерик у поклонников. Особенно, если агония растянется ещё на несколько книг. По мне, так сериал исчерпал себя уже на первой.
Читая Швайцера, я внутренне сопоставлял прочитанное с «Земноморьем» и с «Книгой Нового Солнца» Дж. Вулфа, и сравнение неизменно оказывалось не в пользу «Маски». Уж насколько подробно и убедительно показана магическая школа у Ле Гуин в 1968 г, настолько скучным и блеклым получилось овладение магией в 1995-м. И хотя «Маска» написана профессионально и выделяется на общем фэнтезийном фоне, «Пыточных дел мастер» превосходит её в разы по увлекательности, эффектности и разнообразию технических приёмов.
К концу сложились такие оценки: психологическая достоверность — 2 балла, приключения — 5, фантазия и зрелищность — 7. Итог — 5 баллов, нормальный коммерческий продукт, не претендующий на что-то большее. Хотя читать такое на пляжах Египта я бы не советовал — слишком расслабляющая обстановка, неровен час, уснёте, перегреетесь на солнце.
До надписи «Game over» далеко — продолжения у нас не опубликованы, хотя толпы фэнов уже имеются... Внутренний голос нашептывает, что, коль действие забуксовало уже в первом романе, впереди не ожидает ничего хорошего... Вечная история, нескончаемый мыльный сериал.
anchaheel, 29 ноября 2012 г.
Эдакий макабрический фарш из сюра, крови, мифологии и ненужных среди всей этой вкуснятины соплей. Впрочем последнего совсем чуть. Мифология не грузит. Нет терминологическх запилов сравни Желязны (Князь Света), заставляющих продираться сквозь текст с википедией; нет тесных завязок на мифы, вызывающих желание вернуться к первоисточнику (ака. «Иллион» от Симмонса). Все просто: река, тростник, пара божков и все восторженно улюлюкают «Египетские мотивы!». И это плюс. Для меня.
Тем не менее книга не зацепила. Нудно. Сухо. Первую половину книги пытаешься разобраться «Какого черта здесь творится!?», вторую «РАДИ какого черта?». А дочитав до конца, понимаешь, что и разбираться было не к чему. Сюжет здесь — как необходимость, хоть как-то слить в одно русло потоки воображения автора. Просто верти головой и смотри.
Книга атмосферная: пейзажы гротескны, паноптикум засранцев разнообразен, методы их умерщвления изощренны — эдакая «Рыбалка в море демонов» от Майкла Ши, но под Funeral Doom саундтрек: ни капли юмора, ни капли света — тоскливая нудная нота. Эдакая «Мясная лавка в раю», но у Хэвока было явно больше героина и медицинских справочников) И все бы ничего, если бы психологическая линия была выписана не так топорно (и все это на такой благодатной почве!). Невозможно отделаться от мысли, что все переживания чересчур наиграны, и только-только ты об этом забываешь, как г.г. начинает безудержно рыдать, любуясь на закат в приступе самоуничижения и беспомощности, отпихивая ногой очередной труп. Раздражает.
Итого:
Атмосфера — 9
Персонажи — 3
Сюжет -3
Слог — 7
Atlis, 5 февраля 2011 г.
Книга весьма и весьма нестандартная и далекая от современных шаблонов фэнтези.
Очень понравился тщательно прописанный мир с его мифологией напоминающей древнеегипетскую, мир где воля богов через сплетения пророчеств и видений причудливо смешалась с жизнью людей. Мир вполне естественную и структурированную часть которого составляет загробное царство. Мир где настоящие чародейство удел убийц, людей вынужденных уничтожать других магов и разрушать себя ради того чтобы и дальше продолжать существование в постоянном страхе. Все это очень осязаемо передает автор, фактически с первых страниц затягивает в извилистый ход повествования.
Главный герой — в начале просто мальчик на которого в дальнейшем обрушивается ужасный груз черной магии, груз множества личностей давно мертвых колдунов. После этого он проходит множество физических и духовных преображений, полностью изменяя свою природу, и все эти изменения помимо него меняют то что его окружает, он возводит на трон новых царей и отражает нашествия огромных армий, хотя все чего он хочет — это понять себя и свое предназначение в жизни. Стоит упомянуть и поединки магов — состязание чистой воли и разума замешанное на иллюзиях и абстракциях в котором зачастую принимает участие не только основная личность чародея, но и другие поглощенные им.
Сама манера изложения событий автором весьма необычна- она не отвлечена, не уплывает от основного действия, даже самые сюрреалистические сцены передаются просто и ясно, и это создает ощущение полноты и свежести происходящего, книга воспринимается как единая большая и сложная картина выписанная яркими, предельно четкими мазками.
В целом порекомендую читать тем кто ищет что то, что отличается от прочей массы, тем кто любит интересную мифологию и насыщенный, захватывающий сюжет.