Ежи Жулавский «Победитель»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Военное
- Место действия: Вне Земли (Луна )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика | Мессия | Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный
Спустя семьсот лет после высадки первых людей на Луне, Марк прилетает на неё в корабле нового поколения, разработанном учёным Яцеком. Этот корабль, в отличие от предыдущего, способен вернуть путешественника назад. Лунные жители — потомки первых земных поселенцев — встречают Марка как Победоносца, приход которого был давно предсказан...
Первая версия романа опубликована в «Kurier Warszawski» в 1908-1909 годах, отдельной книгой — в 1910.
На русском языке роман вошёл во второй том собрания сочинений Жулавского — книгоиздательство Некрасова, 1914, 462 стр., чуть уменьшенный формат.
Входит в:
— цикл «Лунная трилогия»
- /языки:
- русский (7)
- /тип:
- книги (5), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Зейлигер (1), И. Петрова (1), А. Щербаков (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sciolist, 5 декабря 2017 г.
Как и предыдущая повесть трилогии, «Победоносец» весьма интересен, хотя по многим показателям сильно проигрывает ей. Если «На серебряной планете» имелись научно достоверные описания лунных суток, особенности лунной гравитации и оптики, то «Победоносец» уже гораздо более фэнтэзиен. Несколько напоминает берроузовский цикл про Марс: юный храбрец с Земли оказывается в другом мире и устраивает в нем уйму авантюр и переворотов (словом, имеет все черты поджанра «попаданчества»). Персонажи, увы, не выглядят такими же живыми, как в «На серебряной планете»: тут речь уже не об эмоциях, а о том, как творится история.
Кроме того, имеются некоторые расхождения с предыдущей книгой: например,
Также произведение довольно сатирично, сродни «Гулливеру»: легкомысленные и переменчивые «лунатики» своим поведением хорошо иллюстрируют разные стороны человеческой религиозности (и стороны эти довольно неприглядны). А вот тема противостояния пришельцев и аборигенов высвечена очень плохо, по-берроузовски: враги — однозначные сволочи, которых абсолютно необходимо уничтожить. А заодно уничтожить и всё, что напоминает о них. Хотя местами и проскакивали намеки на то, что шерны по-своему были правы.
Некоторые намеченные сюжетные линии остались неразвитыми и забытыми.
Особенно же замечателен эпилог, в котором приводится сразу три разных взгляда на одни и те же события. Иллюстрация разных интерпретаций истории.
StasKr, 22 мая 2009 г.
Сложно сказать, зачем автор решил написать продолжения к гениальному роману «На серебряной планете». Роман являлся абсолютно законченным произведением, не требующим продолжения. И смысл романа сводился к тому, что на Луне жить хоть и можно, но всё же подлинный дом для Человека – это Земля.
Тем не менее, автор решился на продолжение. И знаете, получилось весьма неплохо. Но обо всём по порядку.
Со времён событий, описанных в первой книге трилогии прошло почти тысяча лет и вот молодой учёный из богатой семьи решается на путешествие к Луне с целью узнать что случилось с потомками неудачной лунной экспедиции. Причём это путешествие вовсе не в один конец, как это было у героев «На Серебряной планете». Его ракета способна вернуться домой.
Сразу возникает вопрос: если человечество обладает возможностями, позволяющие путешествовать между планетами, то почему никого не заинтересовал вопрос о лунной колонии землян ранее. Зачем вообще нужны космические технологии, если никто не летал в космос? Увы, ответа на этот вопрос мы не найдём. И это, на мой взгляд, сильно портит впечатление от книги.
Учёный ещё не знает, что судьба уготовила ему роль самой яркой и противоречивой фигуры в лунной истории человечества. Его попытка вырвать потомков землян из под ига лунных аборигенов достойна сравнения с деяниями Кортеса или Ермака. И здесь, как мне кажется, заключается главный вопрос книги: можно ли победить противника, при том условии, что у тебя – подавляющее техническое преимущество, а у противника – подавляющее численное преимущество? Способна ли горстка солдат покорить громадную империю дикарей, если на жителей империи им опереться не удастся? Что ж, автор даёт честный и однозначный ответ – нет, победить не удастся. Можно выиграть бесчисленное множество сражений, но итог войны всё равно будет не в твою пользу.
Персонажи данного романа заметно уступают героям «На Серебряной планете», но всё же история Победоносца выводит книгу на более-менее приемлемый уровень по такому параметру «как раскрытие личности героев».
Хорош и необычен (особенно для своего времени) финал книги, точнее несколько его версий, написанных спустя несколько десятилетий (веков?) после событий романа и отражающие мнения историков, позицию церкви и еретиков.
Итог: конечно, этому роману далеко до первой книги «Лунной трилогии». Трагедия агонии человеческой души, уступила место экшену (точнее тому, что понималось под этим словом в начале XX века) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, роман производит неплохое впечатление даже спустя сто лет после его написания.
Ivanakela, 23 марта 2012 г.
Невероятно интересный роман! Читал на одном дыхании... Даже стало как-то жаль, что он закончился... А еще жаль, что здесь максимальная оценка книги только 10 баллов.. Я бы, например, дал бы этой книге все сто! Я даже не смогу толком обьяснить, почему так понравилась мне эта книга... Это неповторимый стиль автора, живые герои, созданный и хорошо продуманный мир... Отличная книга!
god54, 1 августа 2011 г.
Есть произведения, которые будут читать сто и двести лет спустя с момента их первой публикации. Этот роман из их числа. Поражает тот мир, который придумал автор, придал героям реальные человеческие черты, а сюжет настолько увлекателен, что о технической стороне вопроса просто забываешь. Читать, перечитывать, сопереживать и ценить хорошее чтение.
Alin, 28 сентября 2010 г.
Когда читал роман в начале 90-х — понятия не имел, что автор давно умер (да и в принципе — ровестник Жюля Верна, которым я зачитывался в детстве). Анахронизмов не замечал, сравнения — опять же с Жюлем Верном, хотя (и да простят меня истовые ценители последнего — отнюдь не в пользу его). Не буду спойлерить — этот роман нужно просто прочитать — но великолепно прописанные герои, в чем-то нелепый (хотя — на сколько больше в самом деле мы знаем о Луне сегодня?), но захватывающий мир — часто ли в современной литературе вы сталкиваетесь с подобным? Ставлю 10. За стиль (грац переводчику!), за сюжет (1909!!!), за те незабываемые ощущения Приключения, которые получил в свое время.