Ежи Жулавский «Победитель»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Военное
- Место действия: Вне Земли (Луна )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Мессия | Контакт | Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Спустя семьсот лет после высадки первых людей на Луне, Марк прилетает на неё в корабле нового поколения, разработанном учёным Яцеком. Этот корабль, в отличие от предыдущего, способен вернуть путешественника назад. Лунные жители — потомки первых земных поселенцев — встречают Марка как Победоносца, приход которого был давно предсказан...
Первая версия романа опубликована в «Kurier Warszawski» в 1908-1909 годах, отдельной книгой — в 1910.
Первое издание на русском — Издание «Вестника Иностранной Литературы». 1911г.
На русском языке роман вошёл во второй том собрания сочинений Жулавского — книгоиздательство Некрасова, 1914, 462 стр., чуть уменьшенный формат.
Входит в:
— цикл «Лунная трилогия»
- /языки:
- русский (7)
- /тип:
- книги (5), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Зейлигер (1), И. Петрова (1), А. Щербаков (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 13 февраля 2024 г.
Спустя 700 лет от первой высадки на Луне группы Корецкого на наш спутник опускается еще один корабль. Находящийся в нем «космический турист» Марк тут же объявляется местным населением тем самым Старым человеком, который заложил основы лунной колонизации. Согласно пророчеству, он должен освободить лунитов от тяжелого рабства, навязанного людям истинными аборигенами нашего естественного спутника — шернами. Только вот, как показывает земная история, пророки и правдоборцы недолго почивают на своих лаврах. Их конец одинаков и далек от описанной разными религиями идиллии...
Сюжет третьего (или второго по времени написания) романа трилогии развивается параллельно с сюжетом второго. Корабль, построенный по чертежам и на средства польского ученого Яцека, уносит к Луне разочаровавшегося в земной жизни ловеласа по имени Марк. Он бежит и от своей девушки Азы, поставившей свою карьеру выше любви, и от деградирующего человеческого общества, бодрым шагом продвигающегося к очередной революции. Но оказывается, что на Луне дела обстоят схожим образом! Местное человеческое общество тоже стоит «на грани» благодаря стараниям жестоких и непреклонных шернов, рассматривающих людей исключительно как стадо покорных рабов. Ничего не зная о трагическом финале первой лунной экспедиции, луниты наивно считают, что помощь им придет со стороны Победоносца — прародителя, обещавшего вернуться в трудную минуту. Поскольку она уже наступила, эффектное появление Марка в серебристой ракете убеждает отчаявшихся жителей Луны, что Пророчество начинает сбываться. Правда, так думают далеко не все. Часть ордена «братьев в ожидании» считает, что Марк прилетел не с Земли, а с обратной стороны Луны, в силу чего легендарным героем он не является. Доказательство они видят в том, что мертвые не восстали из своих могил. Но верхушка ордена хорошо понимает сложившуюся ситуацию: времена безбедного существования канули в Лету и срочно нужно вырабатывать новую политику. Действительно, появление пророка свело всю прежнюю религию к нулю, став частью обыденности. А живые герои не так уже впечатляют массы, как герои вымышленные — в частности, проповедникам нельзя говорить от их лица, выбивая себе разного рода привилегии. Их нужно зарабатывать «с нуля». Для веры наступает т.н. «момент истины»: кто верил по-настоящему, тот ликует и воодушевляется, а кто только прикидывался верующим, досадует и огорчается. Общество раскалывается на две непримиримые группы и начинает конфликтовать. Пока главный герой успешно сражается с шернами, количество его сторонников растет и множится. Но как только появляются первые неудачи, ситуация кардинально меняется. Элита лунитов, стараясь спасти свои привилегии, всеми силами старается спровадить бывшего кумира обратно на Землю, чтобы править народом от его имени. Шерны для них — уже не главная помеха, так что эпицентр борьбы плавно перемещается внутрь самого человеческого общества. Ну а дальше всё происходит так же, как это описано в Библии. Только место Иисуса Навина занимает Марк Победоносец, а роль Иуды досталась женщине — дочери первосвященника Ихазель. Вместо демонов Ада мы имеем шернов, которые «оскверняют» женщин своими «нечистыми» лапами, а функции Фомы Неверующего исполняет «отколовшаяся» от ордена Ожидающих группа братьев во главе с Хомой (так и хочется добавить «Брутом»). В общем — ничего нового: религиозная склока на Луне идет по тому же сценарию, что и разногласия между иудеями во времена Ирода Великого. Только нового мессию уже не распнут на кресте, а банально побьют камнями. Да и роль Иуды несколько изменится. Но результат будет тем же: карты в колоде перетасуются, и на первые места выйдут те, кто еще совсем недавно находился «в тени». И это никак не повлияет на жизнь обычного народа. Это начинает прекрасно понимать и сам Победоносец, задавая себе вопрос, зачем он вообще ввязался во всю эту бучу. Но теперь уже история от него не зависит — ей управляют совсем другие люди.
Роман заканчивается весьма оригинально: автор предлагает нам три варианта концовки — пессимистическую (от лица правящей власти), нейтральную (от лица историков) и оптимистическую (от лица простого народа). Каждая из них отражает в себе свою собственную философию, на свой манер трактуя произошедшее с мессией. Ознакомившись со всеми версиями, легко восстановить истинную подоплеку событий, чтобы понять главное: всё опять вернулось «на круги своя», не решив стоящих перед обществом проблем. Значит, ему вскоре понадобится еще один мессия, готовый пожертвовать своей жизнью, чтобы «разогнать кровь» в жилах верующих. Увы, такова неприглядная философия общественной жизни...
------------
РЕЗЮМЕ: почти библейская история о пришествии мессии в лунный мир. Думаю, на этом Жулавскому следовало бы остановиться и не писать совсем уж провальную «Древнюю Землю».
Sciolist, 5 декабря 2017 г.
Как и предыдущая повесть трилогии, «Победоносец» весьма интересен, хотя по многим показателям сильно проигрывает ей. Если «На серебряной планете» имелись научно достоверные описания лунных суток, особенности лунной гравитации и оптики, то «Победоносец» уже гораздо более фэнтэзиен. Несколько напоминает берроузовский цикл про Марс: юный храбрец с Земли оказывается в другом мире и устраивает в нем уйму авантюр и переворотов (словом, имеет все черты поджанра «попаданчества»). Персонажи, увы, не выглядят такими же живыми, как в «На серебряной планете»: тут речь уже не об эмоциях, а о том, как творится история.
Кроме того, имеются некоторые расхождения с предыдущей книгой: например,
Также произведение довольно сатирично, сродни «Гулливеру»: легкомысленные и переменчивые «лунатики» своим поведением хорошо иллюстрируют разные стороны человеческой религиозности (и стороны эти довольно неприглядны). А вот тема противостояния пришельцев и аборигенов высвечена очень плохо, по-берроузовски: враги — однозначные сволочи, которых абсолютно необходимо уничтожить. А заодно уничтожить и всё, что напоминает о них. Хотя местами и проскакивали намеки на то, что шерны по-своему были правы.
Некоторые намеченные сюжетные линии остались неразвитыми и забытыми.
Особенно же замечателен эпилог, в котором приводится сразу три разных взгляда на одни и те же события. Иллюстрация разных интерпретаций истории.
StasKr, 22 мая 2009 г.
Сложно сказать, зачем автор решил написать продолжения к гениальному роману «На серебряной планете». Роман являлся абсолютно законченным произведением, не требующим продолжения. И смысл романа сводился к тому, что на Луне жить хоть и можно, но всё же подлинный дом для Человека – это Земля.
Тем не менее, автор решился на продолжение. И знаете, получилось весьма неплохо. Но обо всём по порядку.
Со времён событий, описанных в первой книге трилогии прошло почти тысяча лет и вот молодой учёный из богатой семьи решается на путешествие к Луне с целью узнать что случилось с потомками неудачной лунной экспедиции. Причём это путешествие вовсе не в один конец, как это было у героев «На Серебряной планете». Его ракета способна вернуться домой.
Сразу возникает вопрос: если человечество обладает возможностями, позволяющие путешествовать между планетами, то почему никого не заинтересовал вопрос о лунной колонии землян ранее. Зачем вообще нужны космические технологии, если никто не летал в космос? Увы, ответа на этот вопрос мы не найдём. И это, на мой взгляд, сильно портит впечатление от книги.
Учёный ещё не знает, что судьба уготовила ему роль самой яркой и противоречивой фигуры в лунной истории человечества. Его попытка вырвать потомков землян из под ига лунных аборигенов достойна сравнения с деяниями Кортеса или Ермака. И здесь, как мне кажется, заключается главный вопрос книги: можно ли победить противника, при том условии, что у тебя – подавляющее техническое преимущество, а у противника – подавляющее численное преимущество? Способна ли горстка солдат покорить громадную империю дикарей, если на жителей империи им опереться не удастся? Что ж, автор даёт честный и однозначный ответ – нет, победить не удастся. Можно выиграть бесчисленное множество сражений, но итог войны всё равно будет не в твою пользу.
Персонажи данного романа заметно уступают героям «На Серебряной планете», но всё же история Победоносца выводит книгу на более-менее приемлемый уровень по такому параметру «как раскрытие личности героев».
Хорош и необычен (особенно для своего времени) финал книги, точнее несколько его версий, написанных спустя несколько десятилетий (веков?) после событий романа и отражающие мнения историков, позицию церкви и еретиков.
Итог: конечно, этому роману далеко до первой книги «Лунной трилогии». Трагедия агонии человеческой души, уступила место экшену (точнее тому, что понималось под этим словом в начале XX века) со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем не менее, роман производит неплохое впечатление даже спустя сто лет после его написания.
Ivanakela, 23 марта 2012 г.
Невероятно интересный роман! Читал на одном дыхании... Даже стало как-то жаль, что он закончился... А еще жаль, что здесь максимальная оценка книги только 10 баллов.. Я бы, например, дал бы этой книге все сто! Я даже не смогу толком обьяснить, почему так понравилась мне эта книга... Это неповторимый стиль автора, живые герои, созданный и хорошо продуманный мир... Отличная книга!
god54, 1 августа 2011 г.
Есть произведения, которые будут читать сто и двести лет спустя с момента их первой публикации. Этот роман из их числа. Поражает тот мир, который придумал автор, придал героям реальные человеческие черты, а сюжет настолько увлекателен, что о технической стороне вопроса просто забываешь. Читать, перечитывать, сопереживать и ценить хорошее чтение.
Alin, 28 сентября 2010 г.
Когда читал роман в начале 90-х — понятия не имел, что автор давно умер (да и в принципе — ровестник Жюля Верна, которым я зачитывался в детстве). Анахронизмов не замечал, сравнения — опять же с Жюлем Верном, хотя (и да простят меня истовые ценители последнего — отнюдь не в пользу его). Не буду спойлерить — этот роман нужно просто прочитать — но великолепно прописанные герои, в чем-то нелепый (хотя — на сколько больше в самом деле мы знаем о Луне сегодня?), но захватывающий мир — часто ли в современной литературе вы сталкиваетесь с подобным? Ставлю 10. За стиль (грац переводчику!), за сюжет (1909!!!), за те незабываемые ощущения Приключения, которые получил в свое время.