fantlab ru

Хью Хауи «Песок»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Оценок:
34
Моя оценка:
-

подробнее

Песок

Sand

Роман, год; цикл «Песчаные хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В мире, занесенном слоем песка толщиной в сотни метров, самая востребованная профессия — дайверы. Это люди, которые с помощью специального снаряжения погружаются в песчаные глубины, добывая оттуда реликты старой цивилизации — предмет жестокой борьбы между соперничающими бандитскими группировками. Одна из преступных групп нанимает Палмера и его сестру Викторию, дайверов с большим опытом, для того, чтобы они спустились на глубину, где, по сведениям их нанимателей, прячется под песком Данвар, город-мечта всех дайверов. Брату и сестре невдомек, что цель преступников-террористов — не легендарный город, а хранилище с ядерными боезапасами, расположенное в окрестностях Данвара. И задумали они ни много ни мало — новый атомный апокалипсис…

Примечание:

Роман публиковался по частям в 2013-2014 году (пять брошюр по 50-100 страниц). С 2014 года печатается только в одном томе.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


7.25 (4)
-
5.50 (4)
-
5.75 (4)
-
5.75 (4)
-
6.33 (3)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Lightspeed, Issue 46, March 2014», 2014 г.


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Научная фантастика (14 410 голосов)

Похожие произведения:

 

 


Песок
2024 г.

Электронные издания:

Sand
2014 г.
(английский)
Lightspeed, Issue 46, March 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Sand
2014 г.
(английский)
Sand
2014 г.
(английский)
Sand
2014 г.
(английский)
Sand
2017 г.
(английский)
Sand
2017 г.
(английский)




 



Рецензии



— Nexus: Х. Хауи "Песок" (2014). 2024-06-28 30 (10)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аналоги: К Адским ныряльщикам Николаса Сансбери Смита прибавили Дюну Фрэнка Герберта и отминусовали всё интересное.

Общий вердикт: Я читала другой цикл автора еще до выхода сериала и тогда, когда он назывался Бункер, а не как наше странно локализованное Убежище. И осталась очень довольна и героями, и сюжетом, и классно закрученными интригами. Так вот, здесь ничего подобного нет. Даже сначала подумала, что издатели на волне успеха основного цикла взялись за дебютную работу автора, но нет, всё чин по чину, написано в 2014 году, сразу после Бункера. Увы, тут абсолютно пустая, как выжженный песок (сырая не в тему, но по существу – точно), и унылая поделка, однозначно не стоящая ни потраченного на чтение времени, ни денег на книгу.

Плюсы.

Сеттинг. Пожалуй, миры у Хауи получаются лучше всего. Что многоэтажный, с трудом функционирующий бункер, что пустынные общины, выживающие после катастрофы. Пустыня ставит обитателей в не менее сложные условия, чем закрытый бункер – она тоже не прощает ошибок и требует характера. Именно за окружающей обстановкой и интереснее всего наблюдать.

С плюсами кажется, всё.

Минусы.

Герои. Печа-а-аль. Ни один из трех героев, от лица которых ведется повествование, не вызвали ни малейшего интереса. Они все родились от одной матери-проститутки и названы соответственно в честь разных отцов. Первый, с кем мы знакомимся, Палмер, едва повзрослевший авантюрист без царя в голове, но с огромным желанием сразу заработать кучу денег и потому взявшийся за сомнительную работу. Ничего хорошего, как издалека ясно, это не принесло. Вик – старшая сестра, оторва, каких свет не видывал (что там говорить, если я, девушка, стремилась побыстрее пролистать главы от ее лица, не вчитываясь в грубости с похабщиной и насилием). Самый младший – Коннор, самый адекватный, но и он вечно ноет и бросает 12-летнего братишку.

Сюжет. Простой, как топорище. Если б я не знала, как здорово автор умеет закрутить интригу, то усомнилась бы вообще в его способности родить хороший сюжет. Суть книги можно уместить в одно предложение. Всё сводится к описанию грязного, подлого и мерзкого мирка, засыпанного песком, где люди просто влачат жалкое ежедневное существование: безрадостное и никчемное. Понятно, что постапок как бы невеселый жанр, но обычно за полной разрухой, депрессией и бесчеловечностью попадаются и сплоченные бедой сообщества.

Мерзости. Помимо постоянных походов отлить и описаний помывок потных тел песком, тут со смаком живописуются и обслюнявленные чужие загубники, и сношения в борделе, и прочие отправления телесных нужд. Да сверху еще куча трупов, высушенные скелеты и т.д. и т.п. В Дюне меня тоже тошнило от описаний костюмов и как они с мочой поступали, но там это хотя бы было логично, а здесь просто для антуражу. Неубедительного к тому же.

Нелогичный фантдоп. Вся изюминка книги сводится к тому, что дайверы погружаются в песок на энную глубину с помощью костюма, помогающего силой мысли разрыхлять вокруг среду. Чесслово, магия иногда убедительнее описана, чем этот процесс. Да и сама организация пустынных городов. У нас в мире есть образцы поселений реальных кочевников, а тут что-то неправдоподобное. Очень-очень слабо.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С творчеством Хью Хауи я познакомился лет девять назад, когда в мои руки попал его роман «Бункер. Иллюзия». Книга показалась мне откровенно «сырой», однако ее оригинальный сюжет запомнился надолго.

А после просмотра прошлогодней экранизации (сериал «Укрытие» (Silo)), мне даже захотелось вернуться в придуманный автором постапокалипсис. Но поскольку «Азбука» затянула с выпуском всех частей цикла, я решил обратиться к другому произведению Хауи, получившему название «Песок».

Повествование в романе вращается вокруг членов одной семьи, вынужденных выживать в мире после некой глобальной катастрофы, в результате которой почти всё на планете засыпало песком. Один из них — дайвер по имени Палмер, использующий специальный костюм для того, чтобы нырять в недра пустыни для извлечения оттуда различных ценных вещей, оставшихся от давно исчезнувшей цивилизации.

И вот однажды ему с напарником Хэпом поступает очередной заказ, правда, без указания конкретного предмета поисков. Ослепленные обещанным вознаграждением, парни соглашаются на работу, не подозревая, что их наниматели преследуют свои грязные цели, среди которых уничтожение хрупкой песчаной империи.

Скажу сразу, что когда я брался за книгу, то не ожидал от нее слишком многого. Единственным моим желанием было окунуться в необычный сеттинг и разделить вместе с героями их захватывающие дух приключения. Но то, что я получил в итоге, кроме как лютым бардаком окрестить нельзя.

Начну с того, построение мира — явно не сильная сторона Хауи. Но если недосказанность в «Бункере» выглядела вполне органично, поскольку он представлял собой эдакий фантастический герметичный триллер, то в «Песке» она ничего кроме раздражения не вызывает. Казалось бы, вот она, открытая вселенная. Столько всего можно (и главное, нужно) поведать про нее: что за катаклизм произошел на Земле, что из себя представляют пустынные города, как они функционируют, какие там органы власти и т.д. и т.п.

Однако, Хью похоже было лень вдаваться в подобные детали и кроме нескольких подробностей о быте людей в дюнах, он не сообщил ничего интересного. В результате чего пострадала достоверность романа: ты тупо не понимаешь принципов существования описанного автором мира. Причем, забавно, что в начале книги приведена карта местности, где обозначено множество потенциально любопытных локаций. Но в самом тексте из них используется меньше половины! То есть, Хауи зачем-то заморочился с топографической схемой, но так и не сообразил что с ней делать дальше. Ей-богу, лучше бы не позорился и выбросил свои каракули куда подальше.

Тут стоит заметить, что у автора в целом проблемы с воображением. Как вам, например, высокотехнологичные костюмы для ныряния в песок, собранные практически из «г...вна и палок», которые управляются силой мысли? Или перемещение по пустошам на лодках с парусом с севера на юг и обратно, при условии, что ветер всегда дует с востока на запад (что четко прописано в романе)? Или кочевники, живущие в экстремальных условиях и даже не поворачивающие головы в сторону ближайших гор, которые могли бы дать им защиту и твердую почву под ногами? В общем, нелепостей в романе хватает.

Про персонажей и говорить нечего. Нет, картоном их не назовешь, но и проникнуться к ним симпатией лично у меня не вышло. К тому же все основные герои — это представители одной семьи с похожими горестями и радостями. Поэтому несмотря на то, что ты читаешь главы от лица разных людей, складывается впечатление, что это плюс-минус один и тот же человек. Так что и здесь Хью, увы, не вытянул.

Да и было ли у него желание тянуть? — вот в чем вопрос. Судя по скомканному финалу, Хауи настолько сильно утомился от собственной графомании, что стремился завершить ее хоть как-нибудь, лишь бы поскорее отправить рукопись в издательство и отправится кататься на яхте.

Кстати, именно из этого увлечения Хью в свое время родился сюжет «Бункера»:

«Яхта — это мир-в-себе, окруженный пустотой. Океан прекрасен, но выжить в нем не получится. Это великолепная пустыня. Упадешь за борт, когда твое судно в режиме автопилота — и тебе конец (с)

Подозреваю, что и «Песок» также вырос из морских путешествий автора, который нашел прикольной идею заменить водные просторы на выжженные солнцем дюны. Жаль только, что на этом все толковые мысли у него и иссякли...

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общая оценка: 7/10.

Что понравилось в книге:

1. Мир

Автор создал довольно правдоподобный и депрессивный постапокалиптический мир, полный тягот, опасностей и жестокости. Здесь люди каждый день борются за жизнь и сражаются с неумолимой стихией пустыни: нехваткой питьевой воды и непрерывным движением песка, стремящегося поглотить города и поселения. Власть сосредоточена в руках мафиозных боссов, против которых мятежники устраивают взрывы и бомбежки, из-за чего постоянно гибнут мирные жители. Большая часть взрослых и детей заняты тяжелым трудом по перетаскиванию песка, который приносит ветер, чтобы не дать пустыне засыпать источники воды, и восстановлением постоянно разрушаемых ветром строений, которые дают хоть какое-то убежище. Мужчины превращаются в бандитов и террористов, а женщины торгуют своим телом ради выживания. И лишь некоторые становятся песчаными дайверами, которые погружаются в глубины пустыни к руинам погребенной цивилизации «богов», добывая жизненно необходимые артефакты.

2. Атмосфера и настроение

Общение героев между собой показано правдоподобно и живо, хорошо раскрыты их мысли и чувства. Много эмоциональных и душевных моментов, трогающих при прочтении. Автору хорошо удается описание окружения и действий, которые предстают в воображении также ярко и правдоподобно, как при просмотре фильма. Есть смешные моменты, разбавляющие настроение всеобщего упадка. Присутствуют визуальные описания пустыни и городской жизни, уделяется внимание необычным бытовым действиям персонажей в необычных условиях. Много разбросанных по тексту попросту интересных мелочей. Все это создает живой и очень атмосферный мир, в который погружаешься при чтении, проникаясь настроением книги, будто действительно побывал там.

3. Благородные и сильные духом персонажи

Несмотря на суровые условия жизни, которые ожесточают сердца людей, главные герои сумели сохранить человеческие качества. На первый взгляд персонажи кажутся беспринципными и опустившимися, но с развитием трагических событий этот «фасад» разрушается, и они показывают свои лучшие качества: сострадание, самоотверженность и готовность помогать другим, что вселяет надежду на лучшее даже в столь ужасном мире.

Особенно понравились женские персонажи: старшая дочь Вик, смелая, ответственная и рациональная девушка, добившаяся небывалых успехов в опасном (и мужском) деле песчаного дайвинга, а также мать Роза, которую оставил сбежавший от проблем муж-мафиози и которая пожертвовала своей честью, чтобы поставить на ноги четверых детей.

Что НЕ понравилось в книге:

1. Некоторая пошлость и жестокость в тексте

В диалогах чрезмерно обильно используются ругательства (хоть и не матерные), присутствует похабный юмор, а также описания крови и тяжелых увечий (не слишком подробные, жестокие действия происходят в прошлом за кадром, но описан их результат, видимый в настоящем), есть упоминания сексуального насилия. В главе 22 есть наиболее яркая сцена жестокости, а в главе 39 — особо откровенная постельная сцена, к которым чувствительный читатель не готов. Считаю, что рейтинг «16+« занижен и вводит в заблуждение, здесь скорее полноценный «18+«.

2. Однотипность персонажей (самый существенный недостаток, на мой взгляд)

Персонажи похожи друг на друга. Характеры обозначены поверхностно. Уникальных черт личности, манеры поведения или речи ни у кого не наблюдается. Даже нет никаких описаний внешности всех этих людей. Прежде всего это относится к старшим братьям (Конннер и Пламер), между которыми на протяжении всей книги мне так и не удалось уловить разницы...

3. Сюжет

События развиваются довольно медленно. Непредсказуемые повороты не случаются. Размышления, описания и диалоги преобладают над действием до половины книги. После часто присутствуют динамичные и киношные экшен-сцены, темп повествования слегка наращивается. Хотелось в финале увидеть объяснение существующей интриги или новую информацию о мире, намек на направление событий второй части, но этого не оказалось.

4 . Наплевательство на физику

Наличие невозможных ситуаций, которые никак не могут происходить в реальности с точки зрения физики (и вообще здравого смысла), и вызывают только смех. Но на это можно закрыть глаза (наверное), поскольку фантастические книги часто этим грешат.

ИТОГ

Книга понравилась. Зацепила вымышленным миром, безысходным настроением с проблесками надежды и пустынным антуражем. Для меня сильные стороны книги оказались более существенными. Но хотелось увидеть более разнообразных персонажей. Если нравится постапокалипсис и необычный сеттинг, прочитать стоит.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх