Брендон Сандерсон «Wind and Truth»
Далинар Холин вызвал злого бога Одиума на состязание чемпионов, и у Сияющих рыцарей и народов Рошара есть всего 10 дней, чтобы подготовиться к худшему. Судьба всего мира ― и Космера в целом ― висит на волоске.
Первым вариантом названия было «Knights of Woeful Truth», вторым вариантом «Knights of Wind and Truth».
Входит в:
— цикл «Космер» > условный цикл «Рошар» > цикл «Архив Буресвета»
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (2)
- /перевод:
- М. Аль-Ради (1)
В планах издательств:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Robin5, 7 декабря 2024 г.
«Блажен тот, кто ничего не ждет, ибо его никогда не постигнет разочарование»
С этой книгой получилось проще, чем с предыдущей. Откровенно неудачный Ритм Войны стал для меня неприятным сюрпризом после неровной, но всё ещё неплохой третьей книги. Тут же все просто. Ожидала фигню — получила фигню. Честно? Честно.
Это самая длинная книга, написанная Сандерсоном. Как же ему удалось достичь такого внушительного объема?
Страницы разговоров Каладина и Сил о фекалиях, гениталиях спренов и вагин чуллов. Главы, где Лифт рассуждает как в ее организме пердят бактерии. Главы, где спрен Башни рассуждает как люди пердят в Башне. Главы, где гей Ренарин обсуждает с геем Дрехи как ему выстроить отношения со своим возлюбленным крабом-геем Рлайном. В общем вы поняли. Предлагаю всем мамонтам, которые платят Сандерсону по 500$ на кикстартере за наклеечки, закладочки, брелочки и прочий мусор, скинуться лучше на редактора для своего кумира. Короче, все вышеперечисленное плюс разглядывание травки и камней в Шиноваре плюс копание в мегаунылом космерском осколочном лоре занимает приличную часть книги. Остальная часть — эпический марафон по спасению мира от полоумного Деда, который пуская слюни умудрился одним ударом убить местное божество, веками терроризировавшее вселенную. Гениальный сюжет достойный стоять на одной полке с еженедельной шонен-мангой. Ну не с Властелином Колец же, право слово. Ветер и Правда это что угодно, но только не Литература. Это парад фансервиса и отсылочек с оркестром из роялей. Там, где раньше был интересный сюжет и неплохие персонажи, остался цирк с командой клоунов. Персонажи больше не личности, это говорящие головы, которые цитируют экспозицию для читателя . У этих болванчиков есть только одна модель поведения, поэтому они никогда вас не удивят, совершив поступок, не приписанный в их программе. Блин, Сандерсон даже не придумал новую концовку, а просто переписал
Личность вражеского чемпиона (кульминация сюжетной линии, которой завлекали еще с первой книги, если что), его мотивация присоединиться к темной стороне силы и моральная дилемма с ним связанная — золото комедии. Как-то неловко становится от осознания, что такой Инфантилизм и такую Тупость выдал не какой-нибудь фанфикописец или 15ти летний автор Эрагона, в 50ти летний Сандерсон. Глупым я Сандерсона не считаю, ведь только гений способен торговать наклеечками по цене книжного шкафа, так как же это произошло? Язык Сандерсона, который и так никогда особо не блистал, к пятой книге деградировал настолько, что читается этот кирпич, состоящий из убогих коротких предложений, просто влёт. Сомнительна фича ну да ладно.
Также порадовал мой любимый Моаш, который успешно продолжает свое победоносное шествие по подрыву читательских поп и
Нет, он конечно же глупый карикатурный персонаж, как и все персонажи этой книги, но смешная реакция читателей на его подвиги просто бесценна.
4 года назад, мною было принято решение, что это моя последняя книга данного автора. Нужно же закрыть гештальт и узнать чем все закончилось, да? Разумеется никакой концовкой тут и не пахнет, обычное «продолжение следует». Судьбы нескольких персонажей включая очень важных буквально остались подвешены в воздухе. Если вы и дальше собираетесь следить за этой опупеей, то вот вам забавный факт: 15 лет назад Сандерсон заявлял в интервью, что собирается выпускать по книге из этой серии каждые полтора года и управиться с первой частью где-то за 6 лет. В итоге написание первой части архива заняло 15 лет. Выпустить шестую книгу Сандерсон планирует почти через 10 лет реального времени. Плюс 15 лет на 7 — 10 книги. То есть при идеальном раскладе Сандерсон допишет серию к 2050 году. Но все мы уже знаем, что случилось с первым «шестилетним планом» + чем старше, тем медленнее будет писать Сандерсон, так что….
Удачи
А ведь была возможность закончить серию здесь и сейчас, забороть злодея и решить все свои проблемы раз и навсегда, если бы персонажи не оказались настолько тупы, что загубили все своими же руками.
Стоит также упомянуть, что Сандерсон уже сам забывает, о чем писал тысячу страниц назад. Несколько раз было сказано, что другие Осколки игнорируют Рошарскую Ненависть только потому что он заперт на планете и не является их проблемой. То есть все что нужно было сделать — просто отпустить Деда полетать в космер, чтобы там с ним разбирались другие Осколки. Стоило ли убивать себя, своего спрена, практически уничтожить планету, и делать Деда в два раза сильнее? Не думаю.
И последняя вишенка на этом великолепном торте. После смерти Далинара (его ударило камнем по голове за кадром. Достойный конец для такого героя. Даже смерти мостовиков десятого плана были эмоциональнее) на следующей же странице Дед находит…Вы не поверите. Второго Далинара! В книге много плохих моментов: смешная терапия от Каладина, решение проблемы пыток вестников за одну минуту роялем из кустов, финальный бой одноногого Адолина против бессмертного убербойца — насмешка над интеллектом читателя, дебаты «гениальнейшего философа» с Дедом, но вот этот момент прям квинтэссенция всего плохого, во что скатывалась серия после третьей книги. Зачем вообще читать историю этих персонажей, если в любой момент можно вытащить их копии из духовной реальности? Ставок тут нет вообще, ведь Сандерсону нужно было и на пенёк сеть — нельзя же делать Далинара опять злым после всего через что он прошел, и рыбку съесть — идея Далинара, возглавляющего космические войска в осколочной войне слишком хороша, чтобы от нее отказываться. Увы, нужно чем-то жертвовать, но Сандерсон не хочет выходить из зоны комфорта, поэтому теперь вместо крепкого фэнтези мы имеет книжный эквивалент киновселенной Марвел
Оценка для людей, которые уже получили свои наклеечки, перечитали весь космер трижды, прочитали 300 страниц интервью с Сандерсоном, где он поясняет за лор, и готовы с лупой высматривать Остылочки («это же он! тот персонаж, который подметал пол, когда Вин вошла в комнату на 583 странице «рожденного туманом»! Сандерсон гений! Гений!»):
12 из 10 на кончиках пальцев ноги
Оценка для тех, кто просто хотел хорошую книгу:
2 пердящих спрена из 10
Оценка всей серии: пук в лужу. Сандерсона спасает только его относительная малоизвестность и агрессивный фандом, который неадекватно реагирует на любую критику в адрес сабжа, и гонит в шею любого несогласного, отчего создается иллюзия мыльного пузыря, в котором все прекрасно и нет у Сандерсона ни единого недостатка. Никто, кроме узкого круга читателей специфической литературы, и знать не знает про эти книги. Если Архив получит таки экранизацию (согласно инсайдерской информации планы все время срываются из-за скверного характера демиурга) и предстанет на суд широкой публики, этот сюжет и большинство его твистов будут преданы анафеме.
IhneeEkspreso, 16 декабря 2024 г.
Итак, господа, все мы здесь собрались посмотреть результат многолетней работы небезызвестного господина Сандерсяна. Автор и издательство изо всех сил старались снизить накал ожиданий и увеличить предпродажи путём добавления к изданию закладочек, наклеечек и прочей мишуры, чтобы послевкусие от конечного результата не было таким пресным. Что ж, одно можно сказать точно — я рад, что у автора выдастся перерыв с написанием Архива и будет время для подумать над своим поведением и куда он вообще ведёт свою вселенную.
Коротко описать впечатления от прочитанной книги можно в одной фразе — полное отсутствие действия. 80% произведения посвящено тому, как люди думают о чувствах, говорят о чувствах, обсуждают чувства, переживают чувства и совершают непомерно много остальных действий с этими самыми чувствами. Вместо выстрела чеховских ружей, развешенных в прошлой книге, мы видим лишь жалкие пуки из них. Буду прикрывать спойлерной шторкой только информацию из этой книги, т.к. вы должны были читать предыдущие дабы быть в контексте этой.
Помните невероятные открытия Навани из прошлой книги касающиеся работы света и создание вундервафлического оружия глобальных масштабов? Поздравляю, это оружие будет использоваться аж тремя людьми аж четыре раза за всю книгу. А главное, оно полностью теряет смысл, потому что
Помните загадочность Духовной реальности? Место обитания богов, которое не поддаётся осознанию смертных и куда даже Хойд боится заглядывать из-за неописуемой концепции этого места.
А кто же будет чемпионом Вражды, который будет кошмарить Далинара и всю землю Рошарскую? Это фактически оказывается неважно
Финальные клятвы наших рыцарей звучат вполне уместно. Каладин:
Понравилось взаимодействие Адолина и Майи, но даже здесь произошёл пук в лужу.
Я хз чего ожидал от флешбеков Сзета и его похода в Шиновар, но оно есть и ладно.
Давайте так, в этой книге есть и приятные, умилительные моменты, которые с интересом читались и история некоторых персонажей вполне имеет смысл (К примеру, лично для меня арка Каладина вполне омсысленна и логично развита). Но общее впечатление от книги — ЗАТЯНУТОСТЬ. Для себя лично понял, что читать книгу мне не было интересно. А все, безусловно, крутые миры Сандерсона я теперь буду познавать через официальную вики Coppermind, потому что как автор для меня Сандерсян исчерпан. Это не значит что я не вернусь к его следующим работам, но из ожиданий к ним у меня только развитие событий. Но никак не персонажей.
За всем вышеперечисленным сумбуром оставляю заслуженную 4/10.
Anahitta, 10 января 2025 г.
В конце предыдущей книги Вражда назначил Далинару поединок представителей, который должен состояться через десять дней. Вся пятая книга охватывает только этот промежуток – десять дней, и вместо привычных пяти частей здесь их 10 с тонкими прослойками интерлюдий. После первых пары дней на раскачку основные персонажи отправляются по разным локациям, где решают возложенные на них задачи.
1. Шин. Сзет, который в предыдущих книгах был второстепенным персонажем, выходит на главные роли, флэшбеки посвящены ему. Сзет совершает паломничество по шинским монастырям, собирая Клинки Чести. Каладин исполняет при нем роль личного психотерапевта. Смирившись с тем, что не успеет вернуться к поединку и вместо него будет драться кто-то другой, Каладин наслаждается путешествием по стране, где растения не прячутся в норы. Он готовит по вечерам рагу, играет на флейте и ведет душеспасительные разговоры с людьми, спренами и Вестниками. На меня эти сеансы прикладной психологии с рыдающими пациентами и мелодраматическими эффектами производили исключительно комичное впечатление. Если кому-то не нравился ноющий Каладин в депрессии, то полюбуйтесь теперь на Каладина – целителя душ. Линия Каладина – главный провал в книге, она превратилась в какой-то фарс. К линии Сзета претензий нет, она вполне логична и традиционна для фэнтези: мальчик-пастушок проходит обучение на убийцу, а потом ищет собственную правду.
2. Духовная реальность. Самая интересная часть, и здесь самая пестрая компания персонажей. В Духовную реальность отправляется Далинар, чтобы узнать обстоятельства гибели Чести. Его сопровождает Навани. Мрейз со своей компанией, узнав о путешествии Далинара, хочет воспользоваться открывшейся Перпендикулярностью и разыскать в Духовной реальности тюрьму Несотворенной Мишрам. Шаллан, которая шпионит за духокровниками, увязывается за ними, попутно прихватив Ренарина с Рлейном. А еще по недосмотру Лифт в Перпендикулярность попадает малыш Гавинор. Чтобы узнать необходимую информацию, Далинар путешествует по видениям, связанным с Вестниками и Сияющими рыцарями, начиная с прибытия людей на Рошар. В 9 дне появляются флэшбеки самого Танаваста, которые дополняют историческую картину.
Помимо исторических экскурсов все попавшие в Духовную реальность персонажи прорабатывают свои комплексы. Далинар фиксируется на своих прошлых неприглядных поступках и на том, каким он был и каким стал. Порой в видениях ему стыдно перед внуком. Пожалуй, именно Далинар является главным героем пятой книги и вообще центральной фигурой всего первого пятикнижия.
Шаллан, которая в прошлых книгах более-менее разобралась со своими аспектами, продолжает квест «правда – ложь» и «вспомни свое детство».
У Ренарина и Рлейна одинаковые проблемы – «Близкие меня не любили и не ценили, потому что я не вписываюсь в их общество». Возможно, на этой почве они и сошлись. Теперь что касается нападок на книгу из-за отношений Ренарина и Рлейна. Отношения эти, вопреки некоторым гневным комментариям, не выставлены в книге ни на первый, ни даже на второй план. Просто такой же штрих, как рыжие волосы Шаллан. Если невнимательно читать, можно вообще решить, что парни держатся за ручки, потому что хорошие друзья. Фиксироваться на этой теме могут разве что те читатели, которых подобные проблемы задевают за живое.
3. Азимир. Главный герой здесь – Адолин, подхвативший из рук Каладина выпавшее знамя героя-воителя вместе с ореолом пафоса. Он помогает местным не пропустить полчища врага, прибывающие из Шейдсмара через Клятвенные врата. Сюжетная линия почти целиком состоит из боевых действия и небольших передышек между ними. Амплуа Адолина в книге – герой в узком смысле слова. Душевные метания всё те же: «Папа убил маму, как я могу его простить?»
4. Еще одна военная линия – Расколотые равнины. Сияющим рыцарям во главе с Сигзилом поручено отстаивать плато, на котором находятся Клятвенные врата, ведущие в Уритиру. Обе военные линии, на мой вкус, были скучноваты, поскольку представляли собой практически сплошь сцены сражений, особенно у Сигзила.
Моаш
5. Венли. Ее линия и в предыдущей книге была не особо интересной, здесь же хорошо хотя бы то, что ей отведено не слишком много времени. Ущельные демоны поют песни, слушатели чешут их за ушами и пытаются понять, какова их роль в книге.
А потом... Знаменитая «лавина Сандерсона» и финал искупили затянутость первых дней и слабые места книги и выставили на первый план сильные стороны автора: умение выстроить сложный мир, закрутить сюжет и привести к неожиданной развязке. Кульминации есть в каждой сюжетной линии, но самая крутая, конечно, в линии Далинара. Хотела оценить книгу ниже, но после финальных частей не могу поставить ниже 9.
dmzpp, 20 января 2025 г.
Книга разочаровала. Временами казалось, что я читаю какой-то фанфик. Книга слишком затянутая, персонажи стали просто набором характеристик, без какой-то индивидуальности и свободы, теперь они служат только для продвижения сюжета, тем самым только усугубив те плохие моменты, которые были в предыдущей книге.
Больше всего раздражали эти постоянные рассуждения о психологическом здоровье, причём качество этих рассуждений на уровне подростков из тик-тока. Под конец книги стал просто пропускать все эти монологи/диалоги на эту тему и читать стало куда легче.
Ещё одной занозой стало то, что Сандерсон держит читателя за какого-то идиота, поскольку у него персонажи всегда всё объясняют и разжёвывают до самых деталей. Для кого-то это может стать плюсом, но мне в какой-то момент прям надоело, что автор тратит так много страниц на объяснение вещей, которые я и так могу понять из контекста. «Показывай, а не рассказывай» — это не про Сандерсона, он придерживается теперь только принципа «Рассказывай, рассказывай и ещё раз рассказывай, но желательно ничего не показывай».
В целом, отчётливо видно, что Сандерсон больше склоняется к детской аудитории, которой я уже, к сожалению, не являюсь. В книге, конечно, есть интересные моменты, но до них нужно очень упорно и долго идти. Сейчас все его книги больше напоминают последние фильмы Marvel или даже средненькое по качеству аниме, поэтому если вам что-то из этого нравится, то и эта книга тоже может зайти.
Сам бы я оценил эту книгу на 6/10, что в моём тир-листе делает её худшей в серии.
vovantus, 30 января 2025 г.
На моей памяти единственная серия, в которой каждая следующая книга хуже предыдущей. И вот он, долгожданный финал — последний гвоздь в крышку гроба этой многострадальной эпопеи. Середина книги получилась немного динамичнее чем в прошлом томе, и я даже посмел преисполниться надежды, что Сандерсон исправился и концовка удастся на ура. Еще никогда я так не ошибался. Наступила последняя, десятая, часть книги, и мормон пустился в пляс. Танец получился нелепым и уродливым. Концовка книги такая дрянь, что начинаешь сомневаться в душевном состоянии автора. Самое смешное, что в конце есть глава от лица персонажа по имени Хойд, который разжевывает концовку читателю и объясняет глупые решения персонажей и чем они руководствовались принимая сии глупые решения. Сразу понятно, что это отчаянная попытка самого Сандерсона через уста персонажа запудрить читателю мозг и убедить его, что концовка это не бред воспаленного сознания шизофреника, а нечто гениальное и возвышенное. Сам себя не похвалишь, как говорится. А за серию конечно обидно. Разница между первой книгой и этой как разница между Толкином и Перумовым, поэтому я просто притворюсь, что путь королей это отдельное произведение, и не было никаких продолжений. Запомню Каладина как юного война, не сдавшегося даже в лагере смертников, и подарившего людям свет и надежду, а не как кринжового терапевта. «Терапевт» это кстати слово из книги. Безграмотный сын деревенского лекаря в мире похожем на средневековье величает себя не иначе как терапевтом и несет свою терапию уровня тренингов личного роста из «Ешь, Молись, Люби» и массы. И даже тысячелетний древний Вестник упадет перед ним на колени и разрыдается от животворящей силы терапии. Далинара запомню как хорошего лидера и просто хорошего человека, который всегда двигался вперед даже под градом насмешек и никогда не предавал свое понятие о чести, а не как безответственное бесхребетное чмо
Тьфу
Lauritka, 29 января 2025 г.
Народ, скажите пожалуйста, как вам перевод М. Аль-Ради? Сильно отличается о перевода Н. Осояну?