fantlab ru

Грэм Макнилл «Фулгрим»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Оценок:
495
Моя оценка:
-

подробнее

Фулгрим

Fulgrim

Роман, год; цикл «Warhammer 40,000»

Аннотация:

Фулгрим, примарх Легиона Детей Императора, видел цель своей жизни в достижении идеала во всем — в войне, искусстве, знании. Но как-то не подумал, что дойти до абсолюта — значит, дойти до края. А то, что обитает за краем, имеет свои представления о границах дозволенного...

Входит в:



Издания: ВСЕ (3)

Фулгрим
2010 г.
Ересь Хоруса. Книга II
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Fulgrim
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне нравится, как пишет Макнилл. Он пишет красиво.

Очень красиво простроен сюжет «Фулгрима». Он целиком линеен, два года, прошедшие от начала падения Третьего Легиона до его окончательной деградации, показаны отдельными яркими сценами, каждая из которых – как отметка нового уровня глубины. Если смотреть на две соседние – разница как будто не очень большая. Но стоит вспомнить, каким Легион, его примарх и его капитаны – Юлий, Марий, Люций – были в начале произведения и какими они предстают в финальной битве, и тогда понимаешь всю чудовищность произошедшего. При этом исход кажется удивительно логичным: даже в самые «светлые» эпизоды романа в словах и поступках героев проскальзывали тревожные моменты, предпосылки будущего предательства и падения в бездну Хаоса.

Макнилл один из немногих авторов, который умеет и не боится показать «совершенного» примарха со всеми его очень человеческими несовершенствами – гордыней, тщеславием, заносчивостью, самовлюбленностью; временами Фулгрим выглядит практически нелепо, слепое обожание его легионеров, почти сознательно отказывающихся замечать нелогичность приказов примарха, только усиливает ощущение. Фулгрим совершенно неидеален, тем легче ему сопереживать, тем эмоционально сильнее ощущается его личная трагедия – раз за разом отвергать возможность остановиться и все исправить, своими руками уничтожать все, во что когда-то верил и что когда-то было дорого. С другой стороны, временами Макнилл ясно намекает, что и постулаты Империума бывают несправедливы и жестоки; иногда, как с флотом Диаспорекс, лоялисты поступают ничем не лучше тех, кто поддался влиянию демонов. К слову, сама демоническая сила и эффект, что она оказывает на людей, тоже показаны достаточно интересно: с одной стороны, на демонах как будто лежит вина за происходящее; с другой – они лишь «лишают тормозов», позволяя темным пятнышкам на душе разрастись до чудовищных размеров. На тех, в ком демонам «не за что зацепиться», они не имеют влияния, что продемонстрировал Веспасиан. И здесь у меня есть, наверное, единственный вопрос-претензия к роману: «изъян» в душе Ферруса, который мог бы привести его на сторону предателей, в этой книге был никак не прописан, что, как мне кажется, сильно ослабляет его сюжетную линию. Феррус как будто бы по факту не мог поддаться влиянию Хаоса, Фулгрим как будто даже не пытался толком склонить его к переходу на свою сторону. При этом сам Феррус переживал, что такой «изъян» в его душе, вероятно, есть, раз его как минимум попытались склонить к предательству, но что это за уязвимость – в романе не раскрыто никак.

Из того, что не совсем понравилось, могу выделить еще тот факт, что некоторые сцены во второй половине романа выглядят так, будто Макнилл пытается, воспользовавшись случаем, дописать предыдущие книги «Ереси». Они слишком оторванные, и, на мой взгляд, лучше бы смотрелись в тех романах, к которым принадлежат по временной линии.

В целом, роман интересный. Космический боевик в начале ближе к середине сменяется хоррором и декадентским романом с явными отсылками на «Дориана Грея», а завершается описанием битвы по-настоящему эпического размаха. Наверное, одна из наиболее сильных книг «Ереси».

По поводу перевода – я искренне не люблю переводы Савельевой с ее сухим как сено стилем, состоящим из канцеляритов и калек с английского. Периодически создается ощущение, что она просто прогоняла текст через промт или гугл, слегка редактируя получившееся (а временами даже без редактуры). Особенно это заметно в диалогах, фразы в которых иногда не согласуются между собой, а сама речь звучит предельно деревянно и неестественно. В оригинале капитаны Третьего постоянно обмениваются колкостями и шутками, чего по переводу понять практически невозможно. В первой половине романа сам Макнилл под видом пафосных описаний частенько иронизирует над своими персонажами – в русском варианте юмор теряется, остается только тяжеловесная торжественность (которую автор в тех местах не планировал). Единственное достоинство перевода Савельевой – он крайне близок к оригиналу, почти дословно его повторяет (хотя время от времени переводчик просто выбрасывает из текста некоторые фразы, непонятно зачем).

Если читать на русском, то лучше уж в любительском переводе, доступном в сети. В нем есть ошибки, есть немыслимое количество опечаток и описок (некоторые из которых стали известными мемами, вроде «Фулгрим облизал брови…») – и несмотря на это его гораздо приятнее читать, чем «официальный» перевод. С литературной точки зрения он лучше. Можно сравнить отрывок в любительском переводе:

«… — Мне это не по вкусу! – заорал Деметер. – Я ненавижу такие моменты, когда приходится добираться до цели в качестве беспомощного груза!

— Ты каждый раз так говоришь, — заметил Кафен. – Как бы мы ни добирались до поля боя – в «Штормбёрде», дропподе или «Рино». Сам знаешь, это единственный путь к «Храму», если ты вдруг не научился ходить по воде!...»

…И его же в переводе Савельевой, перегруженном оборотами, более уместными в бухгалтерии:

«… — Мне это не нравится! – крикнул Соломон. – Я терпеть не могу полагаться на судьбу при высадке на поле боя, когда обстоятельства выходят из-под моего контроля.

— Ты уже не раз об этом говорил, — заметил Кафен. – И когда мы летали на штурмкатерах, и когда ездили на «Рино». Но в данных условиях нам пришлось бы научиться ходить по воде, чтобы добраться до места…»

Какой вариант предпочтительнее каждый может решить сам, но с моей точки зрения любительский перевод выигрывает.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вам трудно читать «Фулгрим», просто представьте Римскую Империю времен Калигулы. Полегчает ненадолго, но ведь все фантастическое в будущем — это, по сути, хорошо описанное прошлое. Да, приукрашенное, гротескное, но как уж было... Я сейчас не оправдываю возможный плохой перевод, так как в оригинале не читал — просто пытаюсь объяснить, почему этот роман не стоит рвать на папье-маше после нескольких первых глав. Разложение «богемной тусовки» показано очень живописно, чего не скажешь о самом Фулгриме и Детях Императора. И ведь нельзя сказать, что всему виной — «порченый» клинок из храма лаэр или «творческие искания» апотекария Фабия Байла. Совершенство, возведенное в ранг Абсолюта, манило Легион подобно свету в конце тоннеля, но они либо свернули не туда, либо пошли коротким путем — прямо в лапы Слаанеш...

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга «Фулгрим», как следует из названия, посвящена одноименному примарху и, конечно же, его легиону. В ней очень хорошо описано, как именно происходит моральное падение, как действует Хаос: медленно, постепенно, поднимая из глубины души все темные мысли и стремления и усиливая их. Здесь же обнаруживается и его уязвимость: не в силах отыскать в человеке изъян, Хаос не имеет над ним власти. Лорд-командир Веспасиан наглядно продемонстрировал это читателю на собственном примере.

В «Фулгриме» мы видим, как происходит скатывание под откос целого легиона. Стремление к совершенству во всем, уже давно переросшее в обычный нарциссизм, продолжает затуманивать головы. Фулгрим переживает из-за своего прошлого, когда его легион едва не был уничтожен дефектами геносемени, и боится, что изъян кроется в нем самом. Апотекарий Фабий чрезмерно восхищен геномом ксеносов и готов переделать своих братьев по образу и подобию нелюдей. Лорд-командир Эйдолон должен стать первым, кого «улучшит» Фабий, и плевать ему, как это будет сделано. А когда становится не плевать, менять хоть что-то уже поздно. Юлий Каэсорон остался так впечатлен храмом ксеносов, что съехал с катушек и ударился в поиски новых ощущений. Марий Вайросеан не может успокоиться из-за своей неудачи в бою за храм ксеносов на Лаэране, и готов на что угодно, лишь бы это позволило ему и его роте стать лучше. Даже если придется принимать какие-то сомнительные боевые наркотики.

А вслед за такими командирами посходили с ума и их подчиненные. И не только они. Фулгрим собрал вокруг себя множество летописцев, которые тоже не без внутренних противоречий. Художница Серена недовольна собственным талантом, хотя окружающие находят ее работы достойными восхищения. Пытаясь отобразить на холсте цвета, увиденные на Лаэране, Серена сходит с ума и начинает создавать краски из совсем уж экзотических материалов. Впрочем, к ее чести надо сказать, что она сумела вернуть себе разум, тем самым оказавшись сильнее (в моральном плане), чем даже примарх. Гениальный композитор Беква Кинска, чей талант начал иссякать, наоборот наслаждается происходящим. Она снова получила вдохновение творить, и теперь разработанные ей музыкальные инструменты используют как оружие целые воинские культы, а ее музыка прорвала завесу между реальным и потусторонним миром.

Разумеется, все это происходит на фоне других событий, которые не дают заскучать. Масштабные бои сменяются короткими мирными сценами и наоборот. Постепенно темп повествования ускоряется, битвы становятся все более яростными, психологический накал становится сильнее, платья — откровеннее, а концерты превращаются в оргии. Деградация идет неудержимо, с размахом и втайне ото всех, отчего те, кто встречает новых Детей Императора, на какое-то время застывает в изумлении. Кто это перед ними?

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман оставил противоречивые чувства. Первая половина книги — это совершенно типичнейший рассказ о том, как замечательные бравые воины Астартес захватывают новую планету, потому что ее жители отказываются поклоняться Императору и его верному пути (ишь какие!). Совершенно нет никакой разницы, Дети Императора это, Лунные Волки или Тысяча Сынов — все они хотят служить Отцу и покорить вселенную. В этой же половине романа Фулгрим раскрыт практически никак. Все, что отличает Фулгрима от его братьев — это напичканный корабль итераторами и прочими людьми искусства. Если раньше примархи брали летописцев, чтобы те запечатлевали великие победы, то Фулгрим просто любит искусство во всех его проявлениях. Война и искусство — что может быть лучше?

Фактически в книге всего 3 интересных места — встречи с Феррусом Манусом, с эльдаром Эльдрадом и сеча на Истваане 5. Все остальное — это практически пустая болтовня.

Конечно, поклонники вселенной давным-давно знают, чем закончилась дружба Фулгрима с Феррусом и что произошло на Истваане 5. Завидую тем людям, которые читают книги по Вахе, не имея зеленого понятия о Ереси Хоруса и ее финале. Поэтому все остальное, написанное мною, может быть для них спойлером.

Фулгрим гораздо более интересно был описан в коротком рассказе «Расколотое отражение». Этот рассказ у меня вызвал улыбку, потому что Фулгрим там именно такой, каким я его вижу. При этом его написал тот же Макнилл=)

Я к Детям Императора и Фулгриму никогда не питал симпатий. Скорраптился он довольно легко и просто — от меча-кладенца, который счастливый и довольный примарх обнаружил в храме ксеносов. Правильно говорят те, кто сомневается в такой быстрой перебежке от Императора к Хорусу. Фулгрим охотнее доверяет голосу в голове и Хорусу, чем тому, чему он следовал долгие тысячелетия.

- Так что, папка-то, оказывается, (ч)удак? Тогда я с вами!

Поначалу вся эта людская масса на корабле Фулгрима меня раздражала, но когда они начали «портиться», то читать стало значительно веселее. Причем люди портились гораздо эффектнее, чем Фулгрим. Примарх стремился к благородности и даже Феррусу первый раз просто врезал молотом по челюсти, любя, чтобы не совсем убить, чтобы еще раз встретиться.

Слаанеша хотелось бы больше, но описан он довольно неплохо. Даже демонессы засветились (правда, куда они потом пропали, не понятно). Садомазохизм бога Хаоса передан на отлично. Фулгриму было мучительно приятно осознавать свою никчемность и предательство. Так только Слаанеш умеет завернуть.

Если бы не сеча на Истваане, поставил бы 6 или 7, но битву Макнилл нарисовал красиво. Как бедный Феррус несся вперед на отступающие войска предателей, как я, читая текст, вслух ему говорил — «Олень! Нашел кому верить! Несущим слово, Альфа-Легиону и Повелителям Ночи! Сматывайся скорее оттуда»... Но закончилось все тем, чем и должно было закончится.

Все же читать о Тысяче Сынов мне было гораздо более интересно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фулгрим-шлюха!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Фулгрим» по моему скромному мнению одно из лучших произведений в «Ереси».

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на то, что Макнилл не самый сильный писатель в линейке авторов BL, оценка «Фулгриму» получилась самой высокой благодаря тому, что он смог достаточно полно и подробно показать постепенную деградацию легиона Детей Императора. От самый высоких стандартов к самым крайним формам проявления гедонизма. Даже зная наперёд чем всё закончится, порой так и хотелось заорать Юлию Каэсорону или Марию Вайросеану: «Да что вы творите, болваны?! Вы же офицеры высшего звена! Комиссара на вас не хватает, охальники!», «Фулгрим, да твою за ногу, перестань играть в леди Совершенство. Ты не разве не видишь, не чувствуешь, что с тобой и твоим легионом творится что-то неладное?!».

Не обошлось, конечно, без излишнего мелодраматизма, но картины предательства на Истваане 3 и Истваане 5 вызывают всё те же яркие эмоции, которые возникли при прочтении «Галактики в огне».

Оценка: 10 из 10.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжаю потихоньку знакомиться с вселенной «Warhammer». Очередной этап предательства Императора его когда-то преданными детьми. Из названия книги, сразу становится понятным о ком пойдет речь. Примарх Фулгрим — один из ближайших соратников Воителя Хоруса и самого Императора. Возглавляемый им Легион Детей Императора всегда был на первых ролях в колонизации Галактики. Жестокие, бесстрашные, непобедимые, элита и лучшие воины армии Императора.

Это уже пятая книга в цикле «Ересь Хоруса». На мой взгляд, этот роман написан в лучших традициях приключенческой фантастики, с отклонениями на законы игровой вселенной. Грэм Макнилл обладает целым рядом качеств, которые делают из него хорошего писателя. Он тщательно подходит к описаниям самых разных ситуаций, не только военного характера, но и самых простых, присущих обычным людям. Не случайно, в этом произведении важную роль играют далекие от военных дел, не имеющие к армии никакого отношения люди. Поэты, архитекторы, скульпторы, всем им не место на войне, но автору удалось найти для них важное, с точки зрения сюжета применение. Показать масштабы безумия, которое поразит большую часть Легиона, было бы совсем не просто, без участия простых людей. Вообще, именно в этом произведении становится ясно, что не только модифицированные солдаты и их командиры будут участниками событий. Наоборот, простому человеку вполне реально жить и на что-то влиять в этом помешанном на крови и войне обществе.

Именно в этой книге начинается прямое столкновение между сторонниками Императора и Воителя. Конечно, война это всегда грязь и мерзость, но в исполнении солдат разных Легионов, это еще и убийство своих бывших друзей. Прошедшие сотни самых разных битв, они вынуждены убивать друг друга. Автору прекрасно удается передать атмосферу боевых столкновений, Макнилл с разных ракурсов показывает творящийся кошмар и безумие. Стоит отметить, что не только боевые сцены будут преобладать в этой книге. Взаимоотношения между примархами, обычными солдатами, их мысли по поводу происходящего, все это найдет отражение на страницах книги.

На мой взгляд, это произведение является лучшим в серии, по крайней мере, из первых книг. Это уже полноценная история о том, что послужило толчком для войны между бывшими соратниками.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти все недостатки этой книги можно простить просто за относительно убедительное описание падения одного из самых могучих примархов. Нет, поверить в то, что сверхчеловек так просто слушался подозрительного голоса, который появился ровно с момента обретения странного меча в храме фанатичных ксеносов, тоже непросто. Но в это, с некоторыми допущениями, ещё можно поверить, в отличии от совсем фальшивого обоснования предательства Хоруса.

Автору удалось изобразить последовательное, ступенчатое падения Фулгрима. Сначала небольшие порывы, вспышки. Потом сомнения. Потов обдумывание возможности уничтожить Хоруса и покончить со всем этим бардаком, а потом... в общем, пошёл по накатанной.

Трагична и история персонажей-гражданских, которым не повезло оказаться на поражённом порчей Слаанеша корабле. И непонятно, кому пришлось хуже — тем, кто сходил с ума долго и медленно терял человеческий образ, либо тем, кто сохранил разум и в отчаянии пытался спастись с адского концерта. Несчастную художницу и влюблённого в неё скульптора было по-настоящему жалко, их грустная смерть неплохо оттеняет вархаммеровский пафос.

Так же трагична и история Феруса Мануса,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который до последнего оставался верен своему Долгу и из-за своей опрометчивости стал первым погибшим примархом.

В «Фулгриме» хватает и мощных, пафосных эпизодов, которых ждёшь от книги данной серии. И разгром смешанного людского-ксеносского флота, который просто хотел жить по-своему и долго отчаянно сопротивлялся флотам Астартес, и столкновения двух братьев-примархов, и чудовищная битва десяти легионов в составе десятков тысяч космодесантников — величайший подарок, который Хорус мог принести всем ксеносам и Хаосу Галактики.

Во многом, «Фулгрим» — знаковая, рубежная книга для истории вархаммера. Именно здесь описана первая смерть примарха, здесь демоны хаоса начинают по-полной осквернять людей и Астартес, порождая первых ужасных мутантов, здесь, в конце-концов, окончательно формируется состав легионов-предателей, планируется и начинается полномасштабная гражданская война в Империуме. Последние возможности прекратить всё относительно малой кровью упущены, смерти десятков и сотен миллиардов людей становятся неминуемыми.

Пока что самая тёмная и мрачная книга цикла, из прочитанных мной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
P.S. Радует только то, что Фулгрим понёс вполне заслуженную кару.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

80% — книги безвкусная жевачка.

Но вот последние 20% — мощнейший эндшпиль.

От банального комикса автор легко пробивается на уровень настоящей, античной трагедии.

Картины падения сверхчеловека в глубины тьмы — прекрасны и пронзительны.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Фулгриме» есть две части, на которых автор мог себя проявить — падение Легиона и Истваан V (еще есть Истваан III, но его уже вполне сносно оприходовал Бен Каунтер). А поскольку у нас тут Макнилл, то и затащил он только глобальный махач. По какой-то странной прихоти Black Library, падение примархов доверили именно Макниллу — сперва он, прямо скажем, не особо раскрыл падение Хоруса, теперь вот от него потерпели Дети Императора. Макнилл совершенно не умеет писать критические для становления персонажей моменты. В итоге совращение Хаосом напоминает худшую опереточную фэнтезятину с волшебными клинками. Сводись к этому вся история, выдвигать претензии автору было бы глупо — бэк есть бэк. Но Макнилл пытается изобразить именно что падение примархов, их соблазнение Хаосом, а не просто поражающую мозг варп-инфекцию, которая превращает Хоруса и Фулгрима в зомбаков.

И если Хоруса еще как-то подготовили к перерождению через ненависть к бюрократам и летописцам, путающимся под ногами, то Фулгрим просто схватился не за ту железку не в том храме. Справедливости ради стоит отметить, что падение самого Легиона оказалось выписано гораздо лучше — через сочетание непотребных книжек и модификаций организма Фабием Байлом. А вот с чего вдруг Фулгрим превратился в доверчивого дебила, который не может отличить внутренний голос от внешних манипуляций, не понятно. Было бы лучше, если бы его и правда сделали зомбаком. Схватился за меч — сразу и необратимо пал в Хаос. А так проблески сознания выставляют его совсем уж тупым нарциссом.

Если у большинства авторов не получается изобразить Астартес сверхлюдьми, то у Макнилла не получается изобразить сверхчеловеком уже примарха. Даже какая-то художница скорраптилась не так беспонтово, как сын Императора.

Зато глобальный коррапт на «Маравилье» удался Макниллу лучше, чем оба Истваана вместе взятые. Шикарнейшая сцена. Из удачных моментов стоит отметить еще собственно аппу Байла, который троллит Эйдолона, обаятельнейшего Люция и свихнувшегося Юлия Кэсорона с обгоревшей рожей. Ну и сама Ваха, конечно, располагает к удовольствию от чтения, если ты ради вселенной книжку и взял.

Нойзмаринь@души аватара

ЗЫ. Годное падение Легиона — в «Первом еретике». Никаких сопливых Астартес, ноющих о предательстве примарха, и никаких волшебных мечей.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот наконец-то и книга, в которой «зло» в центре внимания. Все таки в первой трилогии Хорус, Абаддон и другие изменники были персонажами пусть и важными, но второплановыми. В фокусе находились Локен, Тарвитц, Киилер и Зиндерман, затем Натаниэль Гарро. Теперь все наоборот: лоялисты становятся массовкой в истории истиных героев. То есть злодеев.

«Фулгрим» похож на древнегреческую трагедию, переписаную на современный лад. Всякому, кто читал эпосы Гомера или пьесы «большой троицы» афинских трагиков наверное знакомо это чувство странного, неправильного, перевернутого мира, в котором обычный человек ничего не значит и ничего не решает. В котором даже великие герои движуться по жизни не столько собственной волей, сколько прихотью капризных божеств или предначертаниями беспощадной судьбы — и от нее не убежать, как ни вертись. В этот мир интересно заглянуть однажды, попытаться понять, как жили люди с этим фаталистским сознанием, так не похожим на наше. Но сегодня такие сюжеты не востребованны. Нынешние наши представления о жизни берут начало в эпохе Возрождения, в гуманизме, в формулах типа «Человек сам кузнец своего счастья». Поэтому если герои наших историй и страдают, в конце мы все равно хотим видеть некое подобие хэппи-энда, а если на бестолкового неумеху вдруг обрушивается удача, то это непременно награда от мироздания за то, что человек он, в сущности, хороший. Одиссей, полжизни расплачивающийся за один единственный акт непочтения к религии, или Эдип, бегущий своего рока и тем лишь приближающий его, не вписываются в наши представления о вселенской справедливости.

Тем интересней, когда современному автору удается совместить эти два подхода, пропитать понятную нам, приемлемую для нас историю предательства и расплаты тем ощущением неотвратимой, иррациональной, слепо прущей вперед и перемалывающей смертных в труху безжалостной силы, которой полнятся сюжеты той же «Орестеи». История падения Примарха Третьего Легиона простроена блестяще. В то время как Хорус одним духом принимает решение, меняющее всю его последующую судьбу, Фулгрим по ходу книги многократно встает перед выбором, дающим возможность опомниться, сбросить наваждение, повернуть назад. И всякий раз он принимает неверное решение, и всякий раз читателю кажется: ну все, теперь дороги обратно уже нет! А потом опять оказывается, что вот он, спасительный шанс, еще не поздно остановиться — но предводитель «Детей Императора» вновь и вновь проигрывает бой со своей гордыней и жаждой запретных удовольствий. Такую структуру куда легче примерить на себя. Именно так всю жизнь борются с собой алкоголики, наркоманы, азартные игроки, самые обычные любители поесть, страдающие избыточным весом и студенты-прогульщики, над которыми уже нависает неминуемая угроза сессии. Фулгрим очень человечный герой, в чем-то близкий любому из нас. И в то же время он — Примарх, сын Императора Человечества, могущественная фигура, попирающая звезды и наводящая ужас на целые миры, ставшая, несмотря на всю свою огромную физическую и духовную силу, безвольной игрушкой в руках чудовищных Богов Хаоса. Именно это сочетание характерного Вархамеровского пафоса и пафоса античного с пронзительной, очень современной историей трагедии личности придает этому роману своеобразную эстетику и незабываемую атмосферу.

Красивая, яркая, западающая в душу работа!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грэм Макнилл имеет репутацию мастера описания сражений и всевозможных экшен-сцен. Пишет он ярко, экспрессивно и очень чувственно. Кому как не ему было взяться за историю легиона, ставшего избранниками Слаанеш? По своей композиции роман не сильно отличается от предшествующих книг серии. Но есть нюансы.

Главным действующим лицом здесь является примарх (что уже следует из названия). Ничего подобного ранее не было. В фокусе оставались капитаны астартес, а примархи играли в лучшем случае роль второстепенных персонажей. Здесь наоборот — автор очень старательно и любовно раскрывает личность Фулгрима. Мы наблюдаем за его падением, за тщетными попытками вырваться из под влияния окутавших его таинственных сил. Перед читателем предстает щемящая сердце история дружбы с братом — Феррусом Манусом. И, конечно, страшный финал, когда Фулгрим оказался поставлен лицом к лику с результатом своих деяний, и силы варпа с изощренным садизмом предъявили ему свой счет.

По-иному здесь представлено падение легиона. Если в предыдущих книгах ересь распространяется под покровом тайны за спиной у главных героев, то теперь читатель погружен непосредственно в процесс падения космодесантников. Апофеозом его становится «Маравилья» — самая яркая и насыщенная безумием сцена во всем романе, в которой легион с восторгом бросается в пучину хаоса. Рассказывая о злоключениях Детей Императора, автор на страницах книги смог качественно раскрыть много аспектов вселенной Warhammer 40000, перечисление которых заняло бы слишком много места.

И отдельного нужно сказать о битве на Истваан V — самом крупном сражении в истории «сорокатысячника». Определенно, битва заслуживает отдельной книги, в силу грандиозности ее масштаба и последствий. Автор берет лишь ее небольшой эпизод, который затрагивает непосредственно судьбу Фулгрима и легиона Детей Императора. Этот небольшой фрагмент боя Манкилл описывает с присущим ему талантом, подводя сюжет романа к закономерному финалу. Во избежание спойлеров скажем лишь то, что хэппи-энда не будет.

Роман «Фулгрим» — это трагедия, облаченная в одежды космической фантастики. Яркая, запоминающаяся, и оставляющая после себя сильные впечатления. По моему убеждению, это одна из самых лучших книг серии, заслуживающая самой высокой оценки.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книги во вселенной Warhammer 40k оставляют после себя крайне приятное ощущение. В противовес другим сериям, выросших на знаменитых брендовых играх, авторы, работающие с данным циклом, действительно не лишены божьей искры и стараются на совесть — как минимум ниже 7 баллов (в моем личном рейтинге) они не опускаются, а зачастую оказываются даже лучше.

В данной книге существует несколько, на мой взгляд, тонких моментов. Во-первых — и это бич всех книг Warhammer'а — удивляет, сколь недолгими получаются терзания совести Астартес перед тем, как перейти на сторону хаоса. Казалось бы, мы должны увидеть долгое и мучительное отмирание прежних идеалов, а на деле получаем проигранное практически без боя сражение. Даже Фулгрим недолго мучался, и лично меня его поведение в конце книги сильно удивило, поскольку я привык, что в W40k-книгах предавшиеся хаосу Астартес наслаждаются своей новой ролью. С другой стороны, все это легко укладывается в рамки античной героики. Достаточно вспомнить Мифы Древней Греции и Рима, где герои тоже легко поддаются соблазнам и легко вводятся в заблуждение хитрыми противниками. И поскольку книги о «Ереси Хоруса» — ни что иное, как экскурс в великую историю, великое прошлое, то соответствовать Мифа очень даже надо — и получается.

Во-вторых, умолчания о погибших героях. Для W40k-книг также стало традицией: либо герои умирают на поле битвы самыми крвавыми способами, и описывается это очень животрепещуще, либо не умирают вообще. Израненные, покалеченные (вплоть до куска обгорелого мяса с еле работающим сердцем и мозгом), они все-таки выживают, и в новом качестве продолжают служить Императору. Поэтому в данной книге (да и в других из «Ереси») верно правило: не видел трупа — не спеши с выводами.

В-третьих, авторы книг о «Ереси» описывают нам одни и те же события с разных точек зрения, как бы подводя при этом к финальному марш-броску. Наверняка дальше серию доверят одному автору (скорее всего, Макниллу), чтобы он рассказал ее до конца.

Что мы имеем в итоге? Очень хорошая книга (а для любителей боевой неглупой литературы и вселенной Warhammer — прямо-таки отличная), в которой автор, несомненно, сумел показать всю значимость событий для данной Вселенной. И пускай книга обрывается на самом интересном месте, от этого продолжение делается только вкуснее.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вполне вероятно, историю падения Легиона Детей Императора отдали в руки Грэма Макнилла потому, что его конек — описание крупных битв, боев и схваток, а в книге освещается Истваан V.

Автор неплохо справился с освещением самого падения. Здесь не было углубленных психологических экскурсов, или же чего-то в духе нашего замечательного классика, Федора Михайловича Достоевского (слава Богу) — и это логично. За каждым описываемым характером стоят десятки, а то и сотни лет, проведенных в горниле сражений — это не обычные люди, а твердокаменные личности, герои, которые заранее несли в себе изъяны. Жирной итоговой чертой, подводящей под этим итог, стала «Маравилья», поистине безумная по размаху и содержанию опера, на которую собрался весь Легион, и на котором с него слетела личина: бывшие космодесантники-перфекционисты превратились в кровожадных маньяков.

Выписывая эту «Маравилью», Макнилл не пожалел красок. Будучи архитектором по образованию и бывшей профессии, автор даже подробно коснулся всех деталей обстановки и удивил самим представлением, а также последовавшей за ним дикой вакханалией... Ощущается, что он много в это вложил, сил и мыслей, и получилось великолепно.

Не исключено, именно поэтому он далеко не так ярко воплотил Истваан V — потратился на предыдущий момент, выдохся. Это побоище — одно из самых крупных в истории о Ереси. На поле боя сошлись ОДИННАДЦАТЬ Легионов Космодесанта, возглавленных своими Примархами, чего не было даже при Осаде Терры.

Это сражение показано вовсе не как сражение, на котором присутствуют гении войны, управляющие сверхсолдатами. Это ведь, по сути, Наполеон и Суворов, Ганнибал и Цезарь, Македонский и Фридрих — в одной битве. Но написано так, будто бы это не великие полководцы, а остолопы, управляющие стадами болванов. Вместо того, чтобы именно здесь развернуть повествование, запустить мощнейшую и подробнейшую батальную сцену, сделать то, что он умеет делать лучше всего, Макнилл пробежался «галопом по Европе». Пара десятков страниц, выхватывание вершков... и всё.

Это единственная крупная претензия к роману. И это не мешает ему быть одной из интереснейших книг по Ереси.

Поэтому оставляю десятку. Читать стоило бы из-за одной только «Маравильи».

Рекомендую фанатам и знатокам Вселенной, а также и тем, кто не знаком — но только после прочтения «вводных» в мир Warhammer`а книг, а также после предыдущих книг по Ереси Хоруса.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это, имхо, лучшая книга с начала цикла! Сначала кажется, что она немного затянута и события развиваются доволно медленно, а напыщенность и стремление Фулгрима к совершенству иногда нервирует... но со второй половины книги мозаика начинает собираться... и, хотя, сценарий «падения» Фулгрима полносью прозрачен, но ирония происходящих событий по-настоящму «цепляет» и многие фразы похожи на изречения античных философов. Не поддавшиеся «разложению» герои книги — Остиан, Деметер, Тарвиц — наиболее сильные персонажи — которые показывают черту (скорее глубину) падения в «извращенный садизм» (хаос) легиона Детей Императора. Да, можно сказать что Дети Императора достаточно легко поддались «новым впечатлениям» — что не вяжется с могучими сверхлюдьми Астартес, а уж тем более не вяжется падение полу-бога прамарха Фулгрима в пучину Хаоса из-за кокого-то голоса в трофейном клинке. А ведь читая дальше — уже так не кажется. И автор показывает, что причины «падения» находятся у всех персонажей свои собственные — и как правило кроются в их несовершенстве.

Концовка книги больше похожа не на эпическую фантастику, а на психологический триллер. Сцены смерти Остана, уничтожение моральное-физическое Деметера, и главное — братоубийство совершенное Фулгримом над Ферсум Мансом, а так же те мгновения когда «демон клинка» открыл Фулгриму глаза на все происходившие с ним события по настоящему трагичны и запомнятся читателю надолго...

9 из 10... (1 балл добавляю за то, что этот цикл стал для мнея неожиданным — не ждал такого качества написания книги по игровой вселенносй)

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх