fantlab ru

Борис Акунин «Не прощаюсь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.21
Оценок:
599
Моя оценка:
-

подробнее

Не прощаюсь

Роман, год (год написания: 2017); цикл «Приключения Эраста Фандорина», цикл «Смерть на брудершафт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 58
Аннотация:

1918 год. Молодое советское государство еще лихорадит. По улицам ходят чекисты. Голод, холод и грязь расползаются по бывшим барским кварталам. А в набитых битком поездах едут в столицу бывшие купцы, вороватые гимназисты, матросы и один очень странный японец. Он хорошо говорит по-русски и везет с собой огромный тюк, в который завернут человек с мертвенно-бледным лицом, белыми волосами и аккуратными черными усиками. И этот японец, конечно же, Маса – верный слуга и друг Эраста Фандорина…

Спустя шесть лет после выхода романа «Черный город», в котором знаменитый сыщик получил пулю в голову, наконец, выходит продолжение истории. Вы узнаете о судьбе полюбившегося героя. Сможет ли он выкарабкаться и на этот раз, после трех лет пребывания в коме? И если да, будет ли это прежний Фандорин?

Примечание:

Последний роман о приключениях Эраста Фандорина!

9 октября 2017 года автор сообщил, что роман завершен: «Извещаю всех заинтересованных лиц, что сего 8-го числа десятого месяца 29 года эпохи Хайсэй закончил последнюю книгу серии «Приключения Эраста Фандорина». Роман должен выйти 8 февраля 2018 года — в 20-ю годовщину публикации романа «Азазель» — первой книги из цикла о приключениях Фандорина.»

1 января 2018 Борис Акунин в своём фейсбуке выложил первую главу романа.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 338

Активный словарный запас: высокий (3116 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Не прощаюсь
2018 г.
Не прощаюсь. Приключения Эраста Фандорина в ХХ веке. Часть 2
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думал про Фандорина хуже не будет чем Вода и Черный город... А нет, вот написалось...

Если в старых книгах серии мы следим за Фандориным, то в данном опусе мы видим ненавидящего все российское русофоба Чхартишвили, который всю свою неуемную «любовь» к России, ее истории, ее быдло-народу и ее советскому периоду, выродил на страницы данной книги.

Впрочем не книга это. Ощущение что это черновик. Рваный сюжет. Мешанина характеров, героев, предателей и патриотов у которых Россия у каждого своя. Таким убогим стилем русофоб Чхартишвили пытался показать гражданскую войну. На мой взгляд попытка провальная.

Повторюсь — тут нет Фандорина с его умом, аристократизмом, логическим мышлением и прочими чертами характера, за которые мы полюбили этого героя. Есть какое-то привидение, что-то делающее, куда-то едущее, о чем-то говорящее. Но все это настолько скомкано и убого, что пару раз порывался бросить чтение.

Любителям настоящего Фандорина не читать/не слушать. ИМХО конечно же...

Оценка: 2
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редко пишу рецензии, да и сейчас я назвал бы это больше впечатлением. И оно такое, как и нужно. Нетерпеливое ожидание, перечитывание «Черного города», «Батальона ангелов», предзаказ и, наконец, командировка — книга проглочена. Конец известен заранее, «спасибо» другим рецензентам, но оттого интерес нисколько не пропал, напротив, нетерпение и оттого скорость чтения только увеличились. Понравилось. Взгрустнулось. То есть именно так, как и должно. Очень хочется поделиться рецептом чтения книг с разочаровывающимися. Неужели вы думаете, что ваши ожидания, не совпавшие с мнением автора о ЕГО герое, не о вашем, означают, что книга плоха и что автор не постарался, что ему надоел герой и пр.?! Забавно. Всем, наверно, кажется, что Э.П. — бессмертный супергерой. Но мы забываем, что Фандорин — человек со сломанной еще в молодости душой, причем сломанной неоднократно. Хорошо, что он еще не узнал, что стал невольным виновником смерти своего сына. И уже с 1905 года стало очевидно, что он постепенно «выталкивается» современной для него Россией, как нечто чуждое. Несомненно, в своих принципах и умениях Э.П. прекрасен, но для своей эпохи. В «Черном городе» ему под 60, в «Не прощаюсь» — за 60. И как бы он не был здоров телом и духом... он стал стар для своего времени. Фандорин не машина от Марвел и ДС (которые, кстати, гораздо легче избавляются от своих супермегагероев), он человек, причем более, что многие из нас сегодня. И наша цель как читателя была проста — проследить весь жизненный путь героя, но героя-человека. Не понимаю, что странного в нем в последних книгах? Он живет как живет, как задумал автор. Мне кажется, Акунин оказался более привязан к Э.П., чем мы думаем —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дважды спас его от смерти в ЧГ, пускай второй раз несколько фантастически
. Но давайте не будем забывать, что мы читаем не историческую хронику (автор нам раз за разом напоминает об этом, в том числе меня имена великих князей и т.д.), а замечательный развлекательный многотомный роман. Так развлекайтесь, наслаждайтесь историей одного (а в итоге и двух) человека! Грустите о трагической любви, о смерти, об одиночестве — это и есть то, что оставляет в нас любая книга — эмоциональную память. В общем, мое мнение простое — я пережил эту книгу, а потому мне она понравилась. А что касается рецепта — читайте книги с удовольствием, даже если автор не посоветовался с вами, что делать со своим (все-таки!!!!) любимым героем.

П.С. Странно, что недовольные не довольны обилием Романова — СНБ получилась отличной серией, герой также ломался эпохой, а в «Не прощаюсь» просто растаптывается ею. Неужели за этим можно было следить с ощущением, что «как-то многовато этого Романова и маловато блистательного Фандорина»?! Страшное время, которое мы уже считаем лишь пыльными страницами, страшные судьбы. И автор умудрился показать на фоне кровавой картинки клубок судеб совершенно разных людей, уделив кому-то больше, кому-то меньше внимания. Динозавр своего времени Фандорин отторгался Россией все последние годы, а он все наблюдал и наблюдал, понимая, что сам сделать ничего не может, но и уехать означало бы противоречить рыцарским, ниндзяцким и личным моральным принципам. Поэтому он и вырисован автором как наблюдатель, которого современные беспринципные люди просто

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
убрали со своего пути, когда тот стал поперек
. А Романов... вот кого по-настоящему жалко. Многократно уничтоженная любовь взамен на большевистское движение. Маса... его жаль не так, у него кое-что осталось, в отличие от Романова. ЦЕЛЬ —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вырастить Фандорина-младшего, не дать сгинуть Моне
.

Мне кажется, что мы еще услышим обо всех героях. Э.П. Фандорин прожил долгую, трудную, насыщенную и интересную жизнь. А мы имели удовольствие наблюдать за ней. Так что давайте поблагодарим автора за его труд!

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что приходит в голову после прочтения романа — «Автор исписался!».

Выжал из Фандорина всё, что можно, и теперь пользуется именем полюбившегося героя лишь для повышения продаж. При несомненном таланте владения художественным словом, Акунину совершенно изменила муза фантазии. Ничего нового в романе нету. Даже детектива-то практически нету. Не считать же за детектив походя открытые интриги военных карьеристов, не влияющие на сюжет? А уж использование своих старых наработок... И, чтобы что-то написать автор активно прибегает к аллюзиям и реминисценциям. Вообще, мне показалось, что весь «Не прощаюсь» одна сплошная аллюзия и реминисценция, на грани плагиата. Мотивы известных, и не очень произведений о гражданской войне очень четко прослеживаются в этом опусе. Тут и «Черный треугольник» Кларова, и «Адъютант его превосходительства» Болгарина и Северского и даже «Хождение по мукам» Толстого. Попытки нынешнего Герцена осмыслить заново Гражданскую войну, конечно, похвальны, но вот при чём тут Эраст Петрович? Вполне можно было бы и без него обойтись. Видимо, всё же нужно было вставить кого-то своего в события описанные предыдущими авторами.

В результате имеем увлекательно написанный средненький триллерок-боевичок-детективчик пригодный лишь для скоротать время в поездке, или на отдыхе. Но с неудачными потугами на серьёзность.

С первыми романами цикла об отечественном Холмсе-Бонде это имеет очень мало общего.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Было лето 2000 года. Я, еще школьник, как и всегда проводил время далеко, как мне тогда казалось, от дома. 650 километров, а мир был иным. Всегда лето, всегда солнце, всегда забота и любовь, нежные и теплые руки женщины, которая всегда пахла молоком и травой, всегда интересные истории и шутки от мужчины, который пах моторным маслом и хлебом. Новые, не то, что в школе или во дворе, друзья, которые появлялись на 2-3 месяца и исчезали на остальной год. Тогда мир книг и вообще литературы для меня был нечто такое, что заставляют делать в школе и дома. Да, я помню, уже тогда мне нравился Гоголь и Булгаков, но это было исключение, чем правило. Меня одновременно коробило от учения стихов Лермонтова, но как-то латентно будоражила его же проза о Кавказе. Но я не задумывался об этом слишком долго.

Мой друг в то лето, а мы уже были старшеклассники, проводил большее время светового дня со своим отцом, помогая ему в работе. Подруги появлялись только под вечер и я, большую часть дня, слонялся по двору, благо места было много, сидел во времянке, однокомнатном домике, который был построен, чтобы там есть и спать, когда строится основной дом. Зачастую такие времянки оставались во дворе навсегда и становились неким летним домиком. Мне всегда там устраивал постель, я приносил магнитофон, а впоследствии девчонок и гитару. Там всегда было прохладно, но светло от больших окон.

И вот в один из таких, вроде бы скучных, дней, я заметил неприметную книгу, но с необычной обложкой. Да, точно, одна из подружек, очень увлекающаяся книгами, дала мне почитать ее. Решено было взять холодного компота, улечься на огромную металлическую кровать с невероятно мягким матрасом и огромными подушками с гусиным пером.

Книга была совсем небольшая, не то что в школе.

Новый детектив. Борис Акунин. Особые поручения.

Мир, который открылся мне после прочтения, не то, чтобы поразил меня, он просто напросто повернул меня в такую сторону о какой я даже не представлял. 19 век.

Я не просто заговорил о времянке, все дело в том, что она была построена в 60-е годы, но для меня это место стало 19-м веком. Шкаф с книгами Ленина, Сталина, литературой по медицине, даже книги 1890 года, подшивки журналов, мебель, как будто из позапрошлого века и самое главное — запах. Запах ветхости и истории.

Да это все повернуло меня, развернуло и пустило в русло этой самой истории, истории 19 века в частности.

Но вернемся к Новому детективу и Борису Акунину.

Вы будете смеяться, но тогда в 2000 году я наивно думал, по своей литературной безграмотности, что Акунин ровесник Лермонтова и Гоголя, Островского и Чехова, Толстого и Достоевского, и искренне себя убеждал, что не проходят его в школе только потому что это детектив.

С того лета «Приключения Эраста Фандорина» стали для меня тем миром литературы, куда мне хотелось вернуться, чтобы попасть в то время и, что самое главное, это всегда получалось. Какие захватывающие романы, как быстро они читались, как много раз они перечитывались. Никого кроме Акунина я не перечитывал 3 раза. Эраст Петрович стал для меня отцом, братом, лучшим другом и конечно человеком, на которого я хотел быть похож. Когда чуть позже я начел сидеть висками (мама всегда говорила, что это что-то на генном уровне) я стал гордиться этим больше, чем местные культуристы своими бицепсами.

Азазель, Смерть Ахиллеса, Декоратор, Коронация, Любовник Смерти, Алмазная колесница стали любимыми. Другие романы тоже были восхитительны, а вся серия, вырисовывала свой невероятно притягательный мир.

И вот прошло 18 лет. И вот Григорий Шалвович анонсировал последний роман о Фандорине. Трудно что-то вот так быстро сформулировать, трудно поймать мысль и выразить ее в словах. Все проходит, все имеет окончание. И вот он, финал моего лето 2000.

Печально ли будет? Не думаю, что очень. К сожалению Планета Вода, Весь мир театр, сглаживают эту горькую пилюлю. Но если взять весь этот срок в восемнадцать лет, получается символично, не то, чтобы я не читал ничего другого, нет, но можно смело сказать, что я теперь, вот только теперь совершеннолетний читатель, теперь я могу пуститься во вселенную литературы, совершенно осознано, с удовольствием и, что важно, понимающе, которую мне открыл, всего-то, какой-то, новый детективишко. Смешно, понимаю. Но мне грустно. Грустно читать последний роман.

Если кто-то дочитал до сих пор и все-таки ждет описания сюжета и какого-то анализ самого текста, его не будет. Книгу я еще не читал. Я очень медлю, хотя она уже у меня в руках. Кручу ее, смотрю, не открывая. Я еще там, в моем лете, я очень еще хочу побыть там подольше. Я хочу побыть в своем 19 веке. Я хочу чувствовать запах времянки. Я хочу думать о том, что мы придумаем с другом вечером, что обсудим или что запланируем. Я хочу видеть через открытую дверь, как бабушка хлопочет по хозяйству во дворе, я хочу чтобы добрые дедушкины глаза всегда смотрели на меня и никогда бы не закрылись.

UPD

Как уже заметил, данный роман лучше предыдущих 3-х, но все-равно не дотягивает до любимых произведений из цикла.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Акунин-Чхартишвили задал такую высокую планку серии о Фандорине, что от последнего его похода ждали совсем уже чего-то идеального: суперприключений, мегаэмоций, сверхдетектива. Именно этим объясняю для себя такие довольно скептические оценки читателей, как для финала эпопеи.

А в итоге вышло все на том же высоком уровне, но, наверное, без ожидаемого знака восклицания (скажем, по эмоциям гораздо мощнее вышел «Парус одинокий», и именно он для меня будет эмоциональным прощанием с Эрастом Фандориным).

«Не прощаюсь...» же вышел добротным произведением, со множеством интересных ходов и переплетений линий протагонистов.

И, как всегда, исторически познавательно — дипдайв в тяжелую эпоху.

Был и неплохой эксперимент Акунина с главным героем, которого автор решил лишить физических суперспособностей и посмотреть, как он будет действовать в таких условиях. Отлично же.

Но было и несколько сюжетных моментов, которые очень раздражали. Например:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

- Очень надоело, как перед героями незнакомые, в общем-то, люди начинают рассказывать все свои тайны. Вот Арон Воля рассказывает Фандорину, которого знает пару минут, все про своих анархистов (потом это повторяется в зеленой коммуне), а вот Романову глава службы безопасности (!) заговорщиков тоже едва ли не сходу раскрывает все их секреты, и вот даже Моне в детском приюте наставница вываливает кучу деталей о взрыве. Уже ждал, что Махно то же самое будет делать в конце.

- Тот эксперимент с инвалидом-Фандориным закончился слишком уж резко и по-киношному. В духе: ок, поигрались и все, давайте по-старому.

- Мона. Насколько занятно ее ввели в рассказ, настолько нудно она переродилась в стереотипную «кису». Раз-два-три — Мона и Фандорин любят друг-друга. Причем он, как котик, внезапно позволяет ей манипулировать собой, хотя раньше всегда от такого сразу убегал.

И, пожалуй, все.

Роман вышел сильным, но да, не идеальным, как (подсознательно) ожидал. Я свои эмоции и удовольствие от него получил.

И хочется сказать спасибо автору за роман, как и за весь цикл в целом. Это было круто!

Прощаемся с Фандориным и «не прощаемся»...

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно ожидать, что на протяжении всей эпопеи будут выходить произведения, равноценные по качеству. Ну, например, возьмите Шерлокиаду. Да, «Не прощаюсь» — это далеко не лучшее у Акунина по многим параметрам. Да и смысл его завязать некоторые узелки разных циклов, и, вопреки названию, попрощаться с самобытным персонажем русской литературы. Хотя, как-то мутненько это вышло, уж очень легко воскресить, если что, героя — вон красный диверсант, например, соскочил с поезда за мгновения до взрыва, что нашему ниндзя мешает? Но не хотелось бы, история завершена, хотя можно было придумать куда более достойных Фандорина смертей, чем... ах, да, типа спойлер будет.

Но почему-то каждый второй отзыв ругает акунинскую халтуру, что не совсем так — иначе бы люди не платили бы деньги за книги, которые скачать можно без труда, да и вообще можно не читать. Читают. Покупают. И есть за что. За интригу, за характеры героев, за атмосферу и декорации. Да, не высокая литература, но и не халтура.

Из новых героев просится к продолжению банкета не товарищ Романов, а Арон Воля. Из старых непонятен конец Масы. Вероятно, красивее было трагично расстаться с ним, а не выбросить как отработанный материал. Елизавета Третья и сын Фандорина не заинтересовали своим будущим, хотя к становлению мальчика в мужи хронологически подходит Вторая Мировая, но, так как Акунин увернулся и от Первой, то вряд ли у него есть на это планы.

Лично я с Фандориным прощаюсь. Не дай бог коммерческие интересы заставят родить новое «Проклятое дитя». Да и, откровенно говоря, Акунин уже не торт, повторяется в построении сюжета. Сможет перескочить на что-нибудь оригинальное — честь и хвала, нет — и ладно, след в российской беллетристике оставлен.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странная книга. Необычная.

Будто сам Булгаков восстал, педантично проанализировал собственное творчество, формализовал результаты в коротенький список — и строго по этому списку написал новую, доселе невиданную, книгу. Сам, по своим канонам, для себя.

С достаточно тяжёлым слогом. С тяжёлыми событиями. С вкраплениями фирменного тяжёлого, скорбно-отчаянного юмора. С обнажением тех моментов, о которых ооооооочень не любят писать в наших учебниках истории.

Причём, достаётся всем. Даже Масаил оказывается намного более близок к совершению харакири, чем обычно...

Некоторый избыток «счастливых совпадений» несколько портит впечатление — но кроме как к этому мне прицепиться больше не к чему.

Тем более, в самом начале мягко-мягко намекается, что события этой книги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— это всё-таки коматозный предсмертный сон. Достойный муж достойно ушёл, пусть и не завершив всех дел, но попытавшись хотя бы во сне.

И потом, подумайте: Маса влюбился в евнуха, не вкурил, что это ни разу не женщина? Ещё и возбудился на него? После того, как в «Чёрном Городе» (вернее, после событий «Чёрного Города», в самом начале вояжа по докторам) наверняка знался с персом и его безутешной дваждый вдовой всея Баку? Ну точно горячечный бред покойника-in-the-making. . .

Как коммерческий tie-in — гениальный ход.

Но это не книга Фандоринского цикла. Нет.

Остаётся, правда, вопрос,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
откуда Фандорин-младшейший. К счастью, скажем, в «Алмазной Колеснице» могла родиться двойня. Или в Дрим Вэлли появиться нежданный сынку. Делов то. В сюжете всего эпоса про Фандорина достаточно моментов, в которые можно втиснуть потомка.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думал, что буду сильнее переживать расставание с Фандориным. Такая долгая дружба. Не верится, что больше не будет новых встреч. Но финальный роман получился вполне достойным. Но это не классическая книга об очередном этапе жизни Фандорина, как мы привыкли, это, скорее, авантюрный роман, дайджест советской революционно-контрреволюционной мифологии. Но при всей сложности структуры повествования и неподъемности темы текст получился захватывающим. Правда, я не считаю этот роман «гениальным», как он видится Дмитрию Быкову, но вполне достойным. Даже хорошо, что не «гениально» — так менее жалко расставаться с любимым героем.

Присутствует:

= встреча с героями революционной мифологии

= слабая детективная составляющая событий

= романтическая линия, которая дала возможность логически связать книги Акунина разных циклов

Отсутствует:

- «Рейхенба́хский водопа́д» и надежда, что это все-таки не конец

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне наверное проще писать о последних книгах фандоринского цикла, так как я никогда не понимал восторгов по поводу первого романа серии. Вот честно, после прочтения «Азазеля» вообще не планировал продолжать знакомство с циклом. Но потом прочитал трилогию о Пелагее и решение свое, к счастью, изменил – по поводу чтения цикла, а не «Азазеля» (первый роман входит для меня в тройку худших вещей о Фандорине, вместе с «Планетой воды» и американской повестью из «Нефритовых четок»).

В связи с вышесказанным, больших разочарований по поводу «Мира, который театр», «Черного города» и «Не прощаюсь» я не испытывал.

Но вот что характерно. Если в «Нефритовых четках» всё идет по нарастающей, лучшие вещи – это две заключительных повести, то в «Не прощаюсь», к сожалению, всё наоборот. Здесь всё строго от лучшего – Воскрешение Фандорина – по нисходящей – «Черная правда», «Зеленая правда», к самой слабой «Белой правде», где, как уже было отмечено, слишком уж много всяких адъютантов.

Правда, есть в книге еще одна совершенно изумительная главка, которая не вписывается в эту цепочку – предпоследняя, та самая – «Не прощаюсь». Вот здесь Акунин сработал на совесть, рассказать о собственной смерти от первого лица – это, по крайней мере, не банально. И хорошо в этой главке буквально всё. Светлая альтернативная реальность («Это мой город») – где, победив, белые никому не мстят. И альтернативная она не только потому, что победили белые, а еще и потому, что, если бы они победили, на площади висели бы, конечно, совсем не муляжи. И наконец-то Акунин открыто называет японского учителя Фандорина чудовищем (а то в «Алмазной колеснице», насколько я помню, это не проговаривалось открыто – так что некоторые читатели всю ту аморальную лабуду, которую нес главный ниндзя, умудрялись воспринимать на полном серьезе). И уж совсем замечательно «Я замолчал, потому что меня кто-то зовет». Это очень красиво, на мой взгляд, так описать смерть. Очень светло – как и в начале главки про альтернативную Москву…

Но затем опять стандартный финал, стандартный злодей, которому без разницы на кого работать и без разницы, перед кем распушать хвост, стандартная месть – обратите внимание, что в предыдущей – светлой главке – гипотетические победители никому не мстили. Для цикла, в котором так много было рассуждений на тему, что за зверь такой «благородный муж» – финал выглядит, мягко скажем, бледновато.

Если говорить о впечатлении в целом – удовольствия от книги я получил не меньше, чем, скажем, от считающихся классическими «Нефритовых четок». И – да, расставаться с Фандориным мне, если честно, тоже немного жаль.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

1918 год. После бакинских событий 1914 года Эраст Петрович Фандорин пребывает в коме. Верный Маса делает всё, чтобы вернуть к жизни господина. Бывший имперский контрразведчик, а ныне красный офицер, Алексей Романов прибывает в Москву по срочному вызову из ЧК. Судьба сведёт их вместе на фоне драматичных событий Гражданской войны в южнорусских степях...

Не буду описывать историю своего знакомства с Эрастом Фандориным, к делу это не относится. Да и цикл книг о нём не настолько ровный, чтобы воспринимать его как единое целое. В данном романе Борис Акунин наконец ответил на множество вопросов. Теперь мы знаем то, как появился на свет Александр Эрастович Фандорин, как пристало вести себя благородному мужу во время войны своих со своими, как Алексей из Романова становился Октябрьским и даже судьбу Варвары Андреевны Суворовой, с которой Фандорин расстался в конце «Турецкого гамбита».

Видимо финал саги Акунин продумывал давно. Поэтому и книга получилась гораздо увлекательнее и живее трёх предыдущих. Небезынтересен оммаж творчеству Игоря Болгарина, не припоминаю чего-либо подобного у Акунина раньше.

Надеюсь, что когда-нибудь мы узнаем о дальнейшей судьбе верного Масахиро Сибаты и поподробнее о службе в госбезопасности Алексея Романова-Октябрьского.

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

1918 г. Советская Россия. Большевики взяли власть в столицах и пытаются держать крепкой революционной рукой всю страну. У них ещё есть мощные оппоненты – анархисты, эсеры, белые генералы. Где же был наш благородный муж? Как он допустил развязывание мировой войны и революцию в родном государстве?

Я не являюсь фанатом Фандоринского цикла и не следил за планами выхода финальной книги. Мне просто нравится читать Акунина и я готов браться за любые его новые книги, зная, что чтение будет увлекательным, лёгким, познавательным. «Не прощаюсь» — не стал откровением, это всё тот же фирменный стиль автора и уже родные заглавные герои — благородный муж старой закваски Эраст Петрович и пассионарий 20 века Алексей Парисович. И, конечно же, наш круглолицый и любвеобильный японский друг. Есть и новые колоритные герои, в т.ч. и новая «девушка Бонда». Как всегда у автора приключенчески-детективный сюжет имеет несколько линий, и не обходится без «роялей в кустах». Из негативных моментов — это безусловно мрачность эпохи – грубость, анархия, предательства, братоубийственная война. Ну и ожидаемый финиш жизни Фандорина.

Итого – книга понравилась, в качестве подтверждения мой минимальный срок прочтения (3 дня). Только для баланса хорошо бы далее какую-нибудь добрую книгу найти.

Читать рекомендую поклонникам творчества Акунина и тем, кому интересна кухня русской революции.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько я был впечатлен первыми книгами автора о приключениях Эраста Фандорина, настолько же я разочарован завершающими книгами цикла. Если «Планета вода» вызвала у меня, мягко говоря, недоумение, то чтение «Не прощаюсь» вызвало раздражение. И вроде бы все в наличии — и узнаваемый авторский стиль изложения, и любимые персонажи, но нет... После прочтения у меня сложилось стойкое ощущение, что Акунину изрядно надоел персонаж Фандорина и нужно было по-быстрому разобраться с ним ради каких-то других литературных проектов. Вышел не интеллектуальный детектив в ретро-атмосфере, а бульварное чтиво. Герои — картонные, сюжетная интрига — откровенно слабая (ну, не увлекает и все тут), мотивация поступков действующих лиц — притянута за уши. Так и хочется воскликнуть сакраментальное — «Не верю!» По-моему, лучше уж было оставить финал открытым, чтобы вернуться к событиям чуть попозже со свежими идеями. Также я совершенно не оценил акунинскую идею смешивания событий из разных циклов («Приключения Эраста Фандорина» и «Смерть на брудершафт»). Я, допустим, не читал «Смерть на брудершафт», поэтому пересечения сюжетов и героев не вызвали у меня никаких эмоций. Я, конечно, все понимаю — коммерческая составляющая, и т.д... Но как-то очень неприятно чувствовать себя обманутым. Такое ощущение, что многоуважаемый Борис Акунин сделал все, чтобы читатель потерял интерес к Э.П. Фандорину и не потребовал однажды воскресить любимого персонажа, как когда-то давно произошло с другим вссеобще любимым детективом, утонувшим в водопаде. Если уж так надоел Фандорин, реальным выходом для Б.Акунина было создание межавторского цикла. Так глядишь и какие-нибудь новые талантливые писатели получили бы шанс на известность. В общем, по моему субъективному мнению, шикарнейший цикл с интереснейшими героями закончился абсолютным провалом (а я так недеялся на продолжение приключений уже пожилого Фандорина где-то во время 2-ой мировой, думаю могло получится очень интересно). Я расстроен.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не говори с тоской, их нет... После Нефритовых четок на протяжении двенадцати лет фандоринская серия хирела, и вот итоговый роман получился проходным. Это, как справедливо замечено, не детектив, а такие приключенческие странствия Фандорина со спутниками по тылам Гражданской войны. Ожидаемо, обе стороны хороши, да и «зеленые» с Махно не лучше. Один Эраст как перст, ну да и с ним все закончено. Наличие наследника, правда, оставляет хвост Акунину прямиком к Алтын-Толабасу и прочему. К слову, как подлинный коммерсант, кунин ведь труп не предъявил, а уж после фортеля оживления Эраста в дебюте возможно все. Вероятно, лет через пять сборничек рассказов из разных периодов жизни Эраста таки выдаст на гору, вангую. Зато точно не выйдет анонсированный в начале цикла роман с Распутиным, ну да и ладно.

К роману. Зарисовки быта времен гражданской войны очень стандартные, ну и зачем читать в отрыве от экшн, если есть, допустим Орфография Быкова. Занятно, что если дебютные романы серии соотносились во времени действия с трилогией про Путилина, то последний роман ближе по времени к Казарозе того же Юзефовича, с которым фандориана по качеству текста и литературным достоинствам несравнима. Увы, несравним этот роман и с более энергичными ранними романами цикла. Автор реанимировал Варвару из Гамбита, двойных агентов и жандармов из Статского Советника — все это тематически и ситуационно уже не раз обыграно в сериале. Евнуха вот не было — это да.

Едва ли авторские очевидные игры с второстепенной даже и не книгой , а популярным фильмом «Адъютант его превосходительства» сильно занятны — ну мелькнул там адъютант, не было бы его, тоже ничего особенного. С ноткой очевидной досады прощаюсь с серией, а все же не вижу, за счет чего этот роман автор мог улучшить. Идея. слог, мотивы — все себя изжило и тут уж грех пенять на финал.

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще не хочется писать отзыв про этот роман. Обычно, после прочтения произведения остаётся много впечатлений, эмоций, положительных, или негативных. А здесь — ноль, пустота.

Скучная книга. Не нужно было воскрешать героя. Умер и умер, дело закрыто. Но, автор взял и нелепым образом оживил Фандорина. Только, вот зачем он это сделал, я не понял. Стихия, где Фандорин в своей среде — детектив. И Акунин тут мастер. Не шедевры, но очень хорошие романы. А «Не прощаюсь» — книга-недоразумение. Детектив — не детектив, исторический роман — тоже нет. Сказать, что это политический или приключенческий жанр, я затрудняюсь.

Герой не вышел — бледный, вялый, безвольный. Сюжет — на мой взгляд — слабый.

Отличный язык и стиль. Талант не пропьёшь, читаются книги Акунина, по-прежнему, легко и быстро.

А больше хвалить мне эту книгу не хочется. Она ненужная и лишняя в этой серии.

Как отлично сказал в своём отзыве “deti”, Фандорин «умер» в 1905 году, в «Алмазной колеснице».

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитана завершающая книга цикла произведений о Эрасте Петровиче Фандорине.

Мы живем в наших детях.

Наверное, и Эраст Фандорин по-настоящему жил в своем сыне, штабс-капитане Рыбникове.

Пока был жив сын Мидори Сан, жил и Фандорин.

Мой ловец стрекоз,

О, как же далеко ты.

Нынче забежал.

Это хокку из «Алмазной колесницы» Акунина стало надгробной эпитафией самому Эрасту Петровичу. После «Алмазной колесницы» Фандорин становится плоским и неинтересным. Ни спасает ничего. 5 книг созданных за 16 лет, в попытке реанимировать мертвеца.

Печальное и скорбное полотно тоски об ушедшем Герое.

Ни в одной из этих книг Фандорин уже не будет прежним. Ни в одной!

Он умер в 1905.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх