Пол Андерсон «Царица ветров и тьмы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Колонизировавшие планету Роланд земляне не обнаружили разумных форм жизни на пригодном для жизни участке суши. За сто с небольшим лет пребывания на Роланде люди, стремясь жить рядом с теми, кто им ближе по происхождению или образу мысли, уже успели сформировать региональные акценты. Кто-то остался в миллионом городе, кто-то превратился в дальнопоселенца и ушел подальше от цивилизации, полностью ударившись в сельское хозяйство. Все было хорошо на планете, вот только дети слишком уж часто пропадали… Из лагеря, обнесенного детекторами и сигнальными системами, охраняемого сторожевыми мастифами, куда никто не мог проникнуть незамеченным, пропадает малыш. Мать пропавшего ребенка нанимает сыщика, цепляясь за последнюю надежду найти хотя бы останки малыша. А сыщик попался непростой, залетная птица с другой планеты, лишенный предрассудков перед «сказками с окраин цивилизации»...
На планете Роланд также происходит действие рассказов Нэнси Кресс «Outmoded Things» и Терри Брукса «The Fey of Cloudmoor».
Входит в:
— цикл «Новая Америка»
— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения» > Отдельные повести и рассказы
— серию антологий «The Best from Fantasy and Science Fiction», 1952 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, April 1971», 1971 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year», 1972 г.
— антологию «Nebula Award Stories 7», 1973 г.
— сборник «The Queen of Air and Darkness and Other Stories», 1973 г.
— антологию «The Best from Fantasy & Science Fiction: A Special 25th Anniversary Anthology», 1974 г.
— сборник «The Many Worlds of Poul Anderson», 1974 г.
— антологию «The Hugo Winners, Volume 3», 1977 г.
— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.
— сборник «Winners», 1981 г.
— антологию «The Science Fiction Hall of Fame, Volume IV», 1986 г.
— антологию «Безумная Луна», 1990 г.
— антологию «Другое небо», 1990 г.
— журнал «Техника-молодежи 1990'08», 1990 г.
— журнал «Техника-молодежи 1990'09», 1990 г.
— антологию «Faeries», 1991 г.
— сборник «The Armies of Elfland», 1991 г.
— антологию «The Mammoth Book of Fantastic Science Fiction: Short Novels of the 1970s», 1992 г.
— антологию «Девушка из золотого атома», 1993 г.
— антологию «Treasures of Fantasy», 1997 г.
— сборник «Going for Infinity», 2002 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1972 // Повесть | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1971 // Короткая повесть | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1972 // Малая форма | |
лауреат |
Великое Кольцо, 1990 // Малая форма (перевод) |
- /языки:
- русский (14), английский (23), итальянский (2)
- /тип:
- книги (35), периодика (3), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Баранов (1), А. Воеводин (3), А. Корженевский (10), А. Поллини (1), К. Скулатти (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nora Beng, 25 февраля 2011 г.
Что такое обман, ложь? По-моему, мы сами видим то, что хотим увидеть. Детектив заметил, что поле не очень сильное, и сопротивляться ему можно. Значит, люди сами хотели увидеть эту красивую сказку? С другой стороны, краденые дети и не могли представить, что их обманывают, а их обманывали! И война велась на выживание. Люди, поддайся они Царице окончательно, просто тихо вымерли бы, предаваясь мечтаниям о сказках.
Для меня Царица ветров и тьмы стала своеобразной Снежной Королевой земных сказок. Только чуть более жестокой и менее наивной. Но сказка-то для взрослых.
Oleg_Rubik, 10 июля 2010 г.
Читал и перечитывал. Одно из немногих произведений Андерсона написанное тщательно, аккуратно, при этом необычайно поэтично. Чистейшая научная фантастика, но такая сказочно-романтичная!..
Нортон Коммандер, 31 декабря 2012 г.
Это одно из тех произведений, которые определили лично для меня пожизненную любовь к фантастике.
Люди колонизируют планету Роланд, на которой существует разумная негуманоидная цивилизация, развивающаяся по совершенно отличному от нашего пути, с непостижимой психологией, с экстрасенсорными способностями. Они сумели скрыть от людей факт своего существования на планете, они похищают детей, изучают людей, у них есть план покорения колонистов Роланда, которых они справедливо считают для себя угрозой. Главный герой — детектив Шерринфорд, стал первым, кто всерьёз воспринял рассказы суеверных фермеров о якобы живущих на неосвоенных землях планеты мифических Древних существах. В своём деле он намерен идти до конца, ведь он — потомок и последователь самого Шерлока Холмса.
saddlefast, 4 марта 2009 г.
Замечательная повесть. На далекой планете живет раса полиморфов, которые могут превращаться в кого угодно, черпая из сознания людей образы для перевоплощения. Они окружают исследователей с Земли волшебным миром, и Королева Тьмы и Ветра правит волшебными существами. Но, если преодолеть морок, то увидишь, что сказки нет, а есть непонятные, уродливые чудовища, оборотни, ворующие твои мысли и мечты. Которые, может быть, хотят погубить землян...
Очень хорошее впечатление производит, просто чудо!
be_nt_all, 18 января 2007 г.
Магия мечты — фальшивая и настоящая.
Когда этот рассказ попал мне в руки, был просто потрясён. Впечатлений от этой короткой повести хватит на хороший роман.
dycost, 15 августа 2007 г.
Очень хорошая вещь!! Этакий стык жанров. Но главное не жанр, а МЫСЛЬ!!! Словом улет полнейший
ganhlery, 1 ноября 2013 г.
Собственно, повесть эту читал во время оно в «Технике -молодежи», но как-то не отпечаталось в памяти. При перечитывании — впечатления самые восторженные. Мастер умело скомбминировал элементы НФ, фэнтези и детектива, создав увлекательную и полную очарования историю.
Ny, 27 февраля 2007 г.
«Эльфы, гоу хоум!» или «Дикий Запад в космосе». Идея несомненно хороша, т.к. отражает реальную сторону столкновения Природы с Техносферой. Ко всему прочему, произведение очень лирическое и душевное. Удовольствие мне испортил только «шершавый» перевод и некоторая затянутость, так свойственная автору.
kkk72, 5 ноября 2007 г.
Хорошая повесть. Мастерски передана и атмосфера приграничья, и страх перед малопонятной силой, и отчаяние матери, и надежду на чудо, которая сильнее страха и отчаяния. И все-таки хорошо, что эта странная, необычная история закончилась благополучно.
elent, 9 января 2008 г.
Твои мечты могут завести тебя совсем в другую сторону. И прекрасная королева эльфов становится кошмаром. Но с другой стороны, жители планеты защищают свой мир от чуждого вторжения.
elvad, 8 января 2009 г.
Рассказ понравился, немного перекликается со сказкой о Гамельнском крысолове, особенно вариант от Логинова
primorec, 26 июня 2012 г.
Наверное, во всех людях глубокого в душе живет тоска по волшебству, и хочется верить, что все эти прекрасные и страшные существа из сказок и легенд все же существуют где-то, пусть и на других планетах и в других временах. Или это древняя память нашего сознания заставляет искать в полночных тенях великанов, оборотней, вампиров, находить простое объяснение необъяснимому, не слишком задумываясь о поиске фактов и научных теорий.
А иначе, как еще объяснить, что целые поколения колонистов на планете Роланд верили в грозную Царицу ветров и тьмы, не замечая очевидного факта, что рядом с ними живет удивительный народ, не сказочный и не волшебный, а самый реальный. И если бы не случай и любовь Барбло Каллен к своему пропавшему сыну Джимми, не материнское сердце, которое не способно смириться с потерей, то так бы и существовали два народа рядом. Один — ткал паутину иллюзий, плодя суеверия и страх, пока другой не запутался бы в ней окончательно. Или, нет, скорее всего, тайна была бы открыта, и один народ, на самом деле — хрупкий и уязвимый, стал бы жертвой другого — сильного и не прощающего обиду за иллюзию волшебства и пустые мечтания.
Так, что все сложилось удачно и ,можно считать, что Шерринфорд с его трезвым подходом к проблеме, отсутствием романтики и логикой, спас оба народа от страшных и непоправимых ошибок. Но все- таки, почему-то жаль, что волшебные грезы оказались развеяны, великолепная царица исчезла, а Погонщик Тумана и Тень Сновидения так и не простили ложь и ушли к людям, отвернувшись от любившего их пэка.
Нескорений, 26 апреля 2017 г.
Только собственным трудом, через боль и страдание человечество может придти к счастью и процветанию. Любые доброхоты, будь то высокотехнологичные прогрессоры или проповедники духовности и пасторальных идиллий из других миров с одной стороны могут предложить нам очевидные блага, но с другой стороны платой за эти «троянские дары» несомненно станет свобода воли, утрата права выбирать собственный, пусть трудный и тернистый путь в будущее. Такой позиции относительно Контакта придерживается П. Андерсон, в подтверждение можно вспомнить его повесть «Нет мира с королями», а также его «Царица ветров и тьмы», принесшая автору целый набор высоких наград, содержит, как мне кажется, аналогичный посыл. Конечно, всегда найдутся те, кто предпочтут существование в уютной «матрице», но смею надеяться, что таких меньшинство.
Действие повести разворачивается в далёком будущем, когда человечество стало активно расселяться на просторах дальнего космоса. Этот процесс не назовешь легким — огромные расстояния, крайне низкие шансы обнаружить планету земного типа и невозможность преодолеть барьер скорости света. По этой причине каждая новая колония становится существенным достижением на пути экспансии, потерять с таким трудом завоеванные рубежи равносильно смерти. Планета Роланд идеально подходит для колонизации, к моменту начала событий повести там уже воздвигнуты крупные мегаполисы и дальнепоселенцы живут на границе неосвоенных территорий, но всё ещё значительная часть планеты остается не исследована. Однако затрудняют дальнейшую колонизацию не только климатические условия и долгая ночь, но и странные легенды о местных обитателях — аутлингах.
Повествование делится на две сюжетные линии, первая, которую можно считать основной, посвящена расследованию загадочного исчезновения мальчика Джимми. Дело ведет частный детектив Шерринфорд, нарочито похожий на Шерлока Холмса — трубка, дедукция, все дела — в своё время автор объяснит нам для чего ему потребовался данный прием. В компании с матерью похищенного Джимми детективу предстоит отправиться на запретные земли, где по легендам обитают загадочные аутлинги и докопаться до истины. Вторая сюжетная линия носит вспомогательный характер, здесь автор даёт нам взглянуть на мир глазами тех самых аутлингов. Детективом повесть можно назвать только по форме, о том, кто и зачем украл мальчика автор рассказывает в самом начале, а всё «расследование» — простое перемещение детектива и заказчицы из точки А в точку Б.
Главное достоинство повести в литературной игре, когда планетарная фантастика маскируется под фэнтези. Странные миры с необычными, практически сказочными обитателями — это не так уж часто встречается в рамках НФ. Из ближайших аналогов, которые сразу всплывают в памяти — рассказ Р. Шекли «Призрак-5» из серии приключений двух незадачливых бизнесменов Грегора и Арнольда. Аналогия с европейскими легендами об эльфах, похищающих маленьких детей, в повести Андерсона лежит на поверхности. Автор пытается докопаться до корней, до архетипов мифологического сознания — почему люди так охотно создают мифы и легенды, а потом сами начинают в них верить? Что лежит в основе сказочных образов, ведь дыма без огня не бывает? Автор даёт высказаться всем — как жителям больших городов, так и маленьких селений, и даже самим аутлингам.
Если говорить о сюжетной композиции, то здесь явно нарушен баланс — завязка и подготовительный этап квеста занимают в два раза больше места, чем само приключение, кульминация получилась скомканной, а финал, напоминает рассказы о Шерлоке — аналогичный эпилог, где сыщик знакомит читателя с подробностями дела и пытается ответить на все вопросы. Финальная часть также не даёт исчерпывающих ответов, хотя и проясняет общую картину, но всё же ряд интересных моментов относительно происхождения, развития сообщества аутлингов, роли Царицы ветров и тьмы — это осталось за кадром. В целом же повесть получилась довольно яркой, лиричной, с глубоким философским и мотивирующим подтекстом — нужно верить в себя, а не ждать «волшебника в голубом вертолете», который покажет как надо жить и накормит, и напоит, и согреет, и сказку на ночь расскажет.