Пол Андерсон «Сдвиг во времени»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Красивая патриархальная колония с населением в 10 миллионов подверглась нападению перенаселенной милитаристической планеты, расположенной в 10 световых годах. Агрессия идет 3 волнами: первая экспедиция проводит разведку, вторая уничтожает промышленные центры, третья колонизирует ее... Разница между экспедициями 30 лет, следовательно, есть шанс спастись...
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, January 1961», 1961 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Eleventh Series», 1962 г.
— сборник «The Queen of Air and Darkness and Other Stories», 1973 г.
— сборник «Conflict», 1983 г.
— антологию «Men of War», 1984 г.
— антологию «Space Dreadnoughts», 1990 г.
— антологию «Фата-Моргана 7», 1993 г.
- /языки:
- русский (5), английский (8)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Б. Александров (4), А.В. Молокин (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 13 апреля 2022 г.
Любимая тема для американских писателей: порассуждать на тему свободы, демократии и патриотизма. Подобные мотивы можно встретить во всех знаменитых произведениях, начиная от «Марсианских хроник» и кончая «Звездными войнами». К данному списку Пол-наш-Андерсон решил добавить немного «специй». Главная идея данного рассказа — показать читателям, что не каждый взятый врагами в плен гражданин — обязательно либо предатель, либо коллаборационалист. Героиня рассказа не только была взята в плен, но и фактически стала главной фавориткой командующего вражеским флотом. Казалось бы, в чем тут героизм и патриотизм?? Но автор показывает нам один из вариантов поведения пленницы, который может пойти на пользу ее народу и планете. В итоге, как и положено по замыслу, справедливость торжествует, а зло повержено и наказано. Не буду критиковать подобный взгляд на предмет его действенности и правдоподобия — автор просто показывал нам один из идеальных вариантов верности своей стране и приверженности идеалам «непротивления злу насилием». Другими словами, взятие тебя в плен вовсе не выключает тебя из борьбы за свою родину — даже здесь ты тоже можешь быть полезен остающимся на свободе товарищам. За подобную верность героиня заслуживает похвалы, а вот за метод реализации этой верности... Я бы лично избрал другой путь: тонкая идеологическая работа по дискредитации военных планов враждебной стороны на ее же родине. Именно так поступили и сами американцы, решив освободиться от английской опеки. «Бостонское чаепитие» наглядно показало, что содержание североамериканской колонии дорого обойдется английской короне. Не мудрено, что в метрополии сразу же появилась фракция сторонников ее независимости. Тем самым противник фактически сам начал работать на колонистов. Нечто похожего я ожидал и от данной истории, но автор не проявил смекалки и творческого подхода к теме и пошел по самому простому (но не самому очевидному) пути. В итоге вышло не так интересно, как могло бы быть.
-----------
РЕЗЮМЕ: расказ о том, как военнопленный (точнее, военнопленная) смогла спасти свой мир от порабощения и уничтожения. В рассказе мало динамики, зато много «подковерных» интриг.
Okven, 26 мая 2021 г.
Судьба несчастной женщины, попавшей в плен во время нападения Черткой на мирную планету Вайнамо. Могло бы получиться интересное и эмоциональное произведение. Но увы, автор не смог. Вторжение здесь карикатурно абсурдное. Захват планеты проходит в 3 этапа, между которыми проходит по 30 лет. Ни разведки, ни организации плацдарма для наступления, как будто воюет не профессиональная армия, а толпа бандитов с большой дороги. Да и что может измениться на планете за 30 лет? А что касается главной героини. Блеклая пустышка, ни эмоций, ни переживаний абсолютно не вызывает. Робот из рассказа Андерсона «Дон Кихот и ветряные мельницы» и то более живым получился. Но это проблема всех персонажей повести, у них нет характеров, это автоматоны которых завел создатель. Вот почему героиня в конце поступила так как поступила? Я не смог понять. Увы
amak2508, 31 мая 2019 г.
Если рассматривать повесть только в качестве приключенческой, то особого впечатления она не производит. Да, в ней есть и далёкие планеты, населённые колонистами, и боевые звездолёты, и сражение на земле и в космосе. Но всё это настолько обычно, настолько «как у всех».... А если прибавить к этому ещё и отсутствие у произведения складного цельного сюжета и то, что в правдивость большинства эпизодов повествования как не старайся, поверить не получается....
Но, возможно, что вся эта приключенческая мишура Пола Андерсона особо и не волновала — она была нужна ему только для того, чтобы показать читателю два альтернативных пути развития человечества: чисто потребительский, с бесконтрольным расхищением природных богатств и отсутствием контроля над рождаемостью и некий идеализированно-разумный, при котором люди, ограничив рождаемость, живут в согласии с природой. Идея благая, только вот для того, чтобы эта вещица смогла оказать хоть какое-то влияние на читателя, она должна быть на порядок лучше и интереснее. А эта простенькая сказочка о победе «хороших» над «плохими» вряд ли не только заставит читателя задуматься, но и вообще останется в памяти больше чем на неделю.
Впрочем, возможно, автор просто хотел показать читателям, что любой (здесь — слабая женщина) способен внести свой вклад в общее дело (здесь — борьбу с захватчиками) :).
Тиань, 14 мая 2015 г.
Люди вышли в дальний космос, колонизировали другие планеты и создали собственные планетарные цивилизации. Каждая такая цивилизация развивалась своим путем. На Вайнамо люди избрали путь разумного самоограничения и гармоничного сосуществования с природой. На Черткои повторили путь Земли с бесконтрольным расхищением природных ресурсов и стихийным ростом народонаселения. В итоге в первом случае мы видим процветающий замкнутый мир, где человечество является частью экологии планеты, где ограничена рождаемость, развивается фундаментальная наука, и очень осторожно внедряются новые технологии. Во втором же планета разграблена, людям не хватает жизненных пространств и ресурсов, что стимулирует развитие военных и космических технологий и появление космических армий-захватчиков.
Как бы ни было грустно это осознавать, за приобщение к космосу необходимо заплатить разрушением собственной планеты, иначе просто не будет мотива для решения такой сверхзадачи. Столь же грустно осознавать, что дальний космос — это дорога с односторонним движением. Оттуда нельзя вернуться, даже если космический корабль возвращается в порт приписки.
Закон относительности позаботился о том, чтобы к иным планетам устремлялись лишь те, кто готов обречь себя на личное одиночество. Ведь когда ты вернешься на Землю, или Черткои, или Вайнамо, те, кто тебя провожал, уже будут принадлежать к иному поколению. А новое поколение, к которому внезапно оказался принадлежащим ты, имеет с тобой мало общего, ведь это дети и внуки тех, кого ты привык считать сверстниками.
В такой хроноловушке оказалась Эльве с Вайнамо — главная героиня повести. Ей выпала судьба попасть в эпицентр первого столкновения двух враждебных цивилизаций. Она нашла способ выжить и даже помочь некоторым своим соплеменникам остаться живыми и вернуться на родину. Но вернулась к пожилому сыну, взрослому внуку и новорожденному правнуку, хотя по возрасту ей полагается быть мамой, а не бабушкой. Постепенное отчуждение от семьи в такой ситуации неизбежно. Такова цена прикосновения к дальнему космосу. В случае с Эльве — такова цена жизни.
Космонавтика пахнет не только тюрьмой, она обрекает причастных на судьбу Вечного жида. Им можно идти только вперед, поскольку за плечом всегда стоят лангольеры.
Хронологическая составляющая показалась мне самой интересной в этой повести. Судьба героини заинтересовала меньше. Она сделала свой выбор, сумела остаться в живых и помочь довольно большой группе соплеменников, увидела победу своего народа и лично отдала приказ расстрелять обидчика, сделавшего ее рабыней несколько лет назад. Ее выбор не хуже любого другого. Самое сложное ждет ее впереди, когда надо будет жить в семье, где ее ровесником является внук, а сын по возрасту относится к поколению отцов. Неплохо раскрыты проблемы современной земной цивилизации: варварское отношение к природе в угоду технологиям, многие из которых не столь уж и нужны людям, грядущее или только предполагаемое перенаселение и нехватка ресурсов. Все это не ново, но Пол Андерсон об известных вещах сумел сказать хорошо: на ярких образах и запоминающихся примерах.
Хорошая многоплановая повесть: умная и интересная.
Нескорений, 20 октября 2015 г.
Несмотря на то, что действие этой повести происходит в далёком будущем, вдали от нашей планеты, она скорее напоминает красивую сказку или былину с хорошим концом. Эта история об извечном противостоянии Добра и Зла, Свободы и Тирании, о безграничной любви к единокровным ближним и негасимой ненависти к инородным захватчикам. Не думаю, что автор был хорошо знаком с русской фольклорной традицией, но сюжет этой истории во многом перекликается с былиной об Авдотье Рязаночке, которая добровольно пошла в Орду и вывела из полона множество русичей. Кроме того, здесь легко обнаружить неприкрытые аллюзии с Зимней войной, когда крошечная Суоми оказала сокрушительный отпор бесчисленным ордам враждебных агрессоров.
На светлой стороне — жители планеты Вэйнамо, это благоприятный для жизни, богатый природными ресурсами мир, где гармонично уживаются дикие негуманоидные аборигены и потомки первых земных колонистов. Население — около десяти миллионов человек, есть крупные города, но большинство людей живет в обособленных поместьях. Экономика ориентирована на сельское хозяйство, военная промышленность не развита, весь космофлот составляют два транспортных корабля, которые по большей части простаивают без дела.
Автор дает исчерпывающее описание внешности вэйнамийцев — светлокожие, скуластые, с прямыми темно-русыми волосами и чуть раскосыми ярко голубыми глазами — как видим, полное соответствие финно-угорскому типу. Имена и топонимы также имеют определенно финские корни — Элва, Карлави, Ивало, Ярви, Тервола. Местные жители с большим уважением относятся к своей истории, культуре, помнят о своих корнях и по-настоящему любят свою землю, своё Отечество.
Планета Черткой стала цитаделью империи зла — это тоталитарная диктатура с левым уклоном, обращает на себя внимание багряная звезда на форменной куртке капитана корабля флота вторжения. Природных ресурсов не хватает, большую часть планеты покрывают бесплодные пустыни. В обществе процветает рабство, бюрократия и милитаризм. Повсюду отравляющие воздух заводы и фабрики, серо-коричневые многоэтажки и простолюдины в темных робах, пошитых по стандартным образцам. Население — четыре миллиарда юнитов, и оно неуклонно растет, только за время описанных в произведении событий оно увеличилось на два миллиарда.
Четкого описания внешности черткойцев автор не дает, упоминается только смуглая кожа, но по именам и названиям можно сделать вывод об их тюркском происхождении. Само название планеты — Черткой, имя и фамилия капитана — Корс Голиев, ну и чтоб уж совсем развеять сомнения — один из крейсеров третьей волны вторжения носит гордое название «Шариат». По своей психологии захватчики — абсолютные манкурты, им неинтересна своя история, они с легкостью могут оставить родных и близких ради космических набегов, ведь по условиям, заданным автором, путешествие через космос даже на ближайшую планету отнимает годы жизни, т.е. вернувшись домой молодым, ты встретишь изрядно постаревших близких, поэтому, кстати, вэйнамийцы и отказались от исследования космоса.
Подобно монголо-татарам черткойцы проводят захваты миров в три этапа — разведка, подавление сопротивления и колонизация. Главная героиня Элва — дочь местного магната — во время первой, разведывательной, волны вторжения черткойцев возвращается на пепелище родного селения и попадает в плен к захватчикам, становится наложницей главного злодея Голиева, но хранит память о муже и тоскует по сыну. Тем не менее, она не желает возвращаться на родную планету, не хочет бежать от пленителей, но предпочитает заботиться о томящихся в неволе соплеменниках, чтобы у них был шанс однажды вернуться домой. Это история о женской самоотверженности, любви к людям своей крови, о мести, которая лелеется десятилетиями и однажды обязательно свершится.
Сила захватчиков в количестве, на стороне обороняющихся — качество человеческого материала. главное помнить, что и один в поле воин — бесчисленные тучи саранчи, выползшие из бесплодных степей и пустынь, с неизбежностью разобьются о несокрушимый щит несгибаемой воли и изобретательного ума свободного человека. Эта повесть дарит нам надежду на то, что и в реальности всё будет хорошо, если только мы найдем в себе силы оставаться людьми до конца, верить в триумф и не бояться превосходящих сил противника.
primorec, 15 августа 2012 г.
Горящие города, поверженные защитники и оставшиеся в живых — мужчины, женщины и дети, которым предстоит в полной мере испить горечь поражения и унижение рабства — сюжет с удручающим для цивилизованного человечества постоянством повторяющийся из века в век.
Эту судьбу придется повторить и Эльве из дома Тервола — счастливой матери и жене, одной из тех, кто управляет процветающей колонией землян на планете Вайнамо, на которой пришельцы выбрали путь уважения к жизни, духовного развития и бережного отношения к природе. Но, оказывается, такой путь хорош для мира, а не для войны: обитатели планеты оказались не готовы к визиту с другой колонии землян на планете Черткои, где пошли по пути разграбления богатств природы, агрессии и безудержной экспансии.
Эльва становится пленницей агрессоров при первом же нападении. И не просто пленницей — рабыней и любимой наложницей главнокомандующего армии вторжения, врага, убившего ее мужа, родных и друзей, разрушившего ее мир и дом.
Но это рассказ не о шпионке, расстраивающей планы врага или с риском для жизни передающей сведения своим сородичам, не о мстительнице, вершащей правосудие над убийцей родных, и даже не история о предательнице, внезапно полюбившей врага. Просто о женщине, выбирающей трудный путь унижений и притворства для того, чтобы спасти и вернуть домой попавших в рабство соотечественников.
И был бы это один из многих средних рассказов о межзвездной войне, если бы не концовка. Героиня так долго хранила верность принципам своего народа, надежду на силу разума и науки, но есть, видимо, предел терпению и прощению. Это я про ее равнодушно-холодное, жестокое последнее решение. А ведь Адмирал ее искренне любил....Да и за цивилизацию Вайнамо тревожно: что будет с их верой в святость жизни после того, как попробовали крови врагов и сладости мести?
god54, 29 декабря 2009 г.
В техническое решение военной проблемы верится с трудом, за такой срок создать сверхоружие просто невозможно. Но скорее всего автор делал упор на переживаниях главной героини, которая отказалась умереть, а стала коллаборационистом, веря, что потом она сможет принести много пользы своему народу. Может оно и так... Но стоило ли это тех мук совести, которые автор почему-то не описал... или она все же влюбилась... такой вариант в литературе встречается чаще и является более сентиментальным
ozor, 4 марта 2009 г.
Чем-то перекликается с «Богом микрокосмоса» Старджона, только в роли существ, вынужденных развиваться ускоренно, оказывается человек.
asb, 12 апреля 2007 г.
Не верится, что за 30 лет (ну или даже за 60) они так здорово шагнули вперёд. А что героического в поведении главной героини — вообще не понятно:confused: