FantLab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Оценок:
810
Моя оценка:
-

подробнее

Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах

Пьеса, год (год написания: 1990)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 81
Аннотация:

Времена перестройки. В некую питерскую квартиру среди ночи приходит Чёрный Человек и приносит повестку.

Примечание:

Машинопись из одноимённой папки. Написано в 1990 г.

Первые публикации — журнальная: Нева (Л.). — 1990. — № 9; книжная: Слепящая тьма. — СПб., 1991. — (Библиотека журнала «Нева»).


Входит в:

— журнал «Нева № 9, 1990», 1990 г.

— журнал «Завтра. Фантастический альманах. Второй», 1991 г.

— антологию «Слепящая тьма», 1991 г.

— журнал «Dialog, 4. Kwiecień 1992», 1992 г.


Экранизации:

«Neveselé rozhovory pri sviečkach» 1993, Словакия, реж: Милан Ласица

«Żydzi miasta Petersburga» 1993, Польша, реж: Яцек Скальский

«Жиды города Питера» 1994, Россия, реж: Натан Басин (театральная постановка), Елена Плугатырева (телеверсия)

«Жиды города П» 2014, Украина, реж: Сергей Обухов

«Невесёлые беседы при свечах» 2015, Россия, реж: Маргарита Фильчина



Похожие произведения:

 

 


Слепящая тьма
1991 г.
Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер
1993 г.
Хромая судьба. Пять ложек эликсира. Повести, рассказы, пьесы
1998 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2001 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2004 г.
Жиды города Питера
2005 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2009 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2012 г.
Пять ложек эликсира
2017 г.
1985-1990. Отягощенные злом. Жиды города Питера. Из неопубликованного
2019 г.
1985-1990. Отягощенные злом. Жиды города Питера. Из неопубликованного
2019 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 29. 1990—1993. Книга первая
2021 г.
Пять ложек эликсира
2021 г.

Периодика:

Нева № 9, сентябрь 1990 г.
1990 г.
Завтра. Фантастический альманах. Второй
1991 г.
Dialog, 4. Kwiecień 1992
1992 г.
(польский)

Аудиокниги:

Жиды города Питера. Пять ложек эликсира
2006 г.
Жиды города Питера. Пять ложек эликсира
2009 г.

Электронные издания:

Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Židáci města Pitěru
2013 г.
(чешский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какой жуткий и — мягко говоря — неуместный для Жанра текст. Непреходящее впечатление «безВиныВиноватости», что-то вроде монолога по поводу скальпеля в луже крови рядышком с обезображенным трупом: «…да, неэстетично, понимаю… Однако — убил, чем пришлось. Что под рукой оказалось...».

Никакого ёрничания, уважаемый потенциальный читатель. Текст — вполне себе авторский, с технической точки зрения — практически без изъянов. Как Фантастика — просто великолепно, буквально — витрина стиля. Как Литература — более чем приемлемо: язык, образность, компоновка — все замечательно и великолепно.

Остаётся только один вопрос: ЗАЧЕМ. Для чего было замешивать в кучу кладбищенские тени варварского прошлого с неявными зыбкими призраками новой «цивилизационной дикости». Чтобы ещё раз подчеркнуть уже набившую оскомину Истину «...человек по природе своей — скот...»? Чтобы лишний раз напомнить о том, что нет таких прошлых преступлений, тяжесть которых не сможет затмить обыденность настоящего?

И… тем не менее…, сколь бы парадоксально сие ни прозвучало… рекомендую ознакомиться, уважаемый потенциальный читатель.

Логика будет простой: «…сколь пилюля ни горькА, это — все-таки, при любых раскладах — лекарство. Если и не вылечит, то — хотя бы — профилактики для…»

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я вообще не любитель читать пьесы. Но вот эту пьесу я люблю. Это шедевр. На все сто. Я имею ввиду пьесу братьев Стругацких «Жиды города Питера или Невесёлые беседы при свечах». Первый раз прочитал тринадцать лет назад. Восхитился. Особенно понравился в пьесе Александр Рувимович Пинский. Я смеюсь над каждой его фразой, уж больно колоритный персонаж.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная пьеса, хотя и не относится к числу лучших произведений Стругацких. Захватывает, читается с интересом, хотя и вызывает некое неприятное ощущение.

Впервые прочитал лет пятнадцать назад и тогда нашёл эту пьесу излишне конъюнктурной, слишком уж на злобу тогдашнего дня. Перечитав сегодня, с удивлением обнаружил, что не такая уж она и конъюнктурная. И в то же время — отражает реалии и страхи дня сегодняшнего. Наверно, не ошибусь, если скажу, что отражённая в произведении проблема — вне времени. Само время, прошедшее со дня написания, указывает на то, что поставленные в произведении вопросы — вечные.

Это одна из отличительных черт Стругацких — выйти за рамки жанра, подняться над ситуацией и обратиться к чему-то большему, а не просто раскрыть определённую (а потому — ограниченную) тему. Как научная фантастика была для авторов лишь фоном, на котором разыгрывалась драма психологическая, трагедия социальная, так и в этом произведении дух того неспокойного времени — лишь средство для того, чтобы обнажить некоторые, не особо лицеприятные свойства человеческого существа.

Лично мне показалось, что у этой пьесы много общего с другим произведением Стругацких — с написанной за двадцать лет до этого повестью «Второе нашествие марсиан». И там и здесь люди в бессилии и без единого выстрела смиряются со своей участью, навязанной им извне. Да, да, внешней силой можно считать не только явных чужаков абстрактных марсиан, но и государство тоже — ведь как ни крути, любой человек рассматривает в качестве своей крепости свой дом, семью, а «правительство живёт на другой планете, родной».

И если во «Втором нашествии» людей с потрохами покупают, то в «Жидах» и этого не нужно — есть лишь повестка, которую вручают... Ну, и, собственно, всё. А уж идти или не идти — так вопрос, как правило, не стоит: как говорится, «я, например, если в гости зову, ко мне на всех четырёх поспешают».

Повестка. Явиться. Без объяснения причин. Просто — явиться.

Сторонникам формалистического подхода и любителям навешивать ярлыки можно предложить лишь один вопрос: а, собственно, что-то особо принципиально поменялось со времён написания этой пьесы? Разве сегодня гражданину не могут так же принести, образно выражаясь, подобную повестку? И сильно ли будут отличаться ответные действия условного нашего формалиста и ярлыконавешивателя от тех, которые предприняли герои пьесы?

Вот рассуждая в таком вот ключе и приходишь к выводу, что произведение это — не такое уж и конъюнктурное, не такая уж саркастическая однодневка. К сожалению.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как говорил сам Борис Стругацкий: «Жид — какое печальное слово! Оно уже давно превратилось в термин, обозначающий изгоя, выродка, инакомыслящего. Жид — это уже не национальность, это — диагноз. В нашей пьесе все — жиды, всякий, кого Власть берет за глотку, тут же превращается в жида…»

В этом смысле немного иначе начинаешь смотреть на само слово. Жиды периодически мелькают в совершенно разных тестах писателей. Евреи тоже мелькают. Иногда мелькают и первые, и вторые. Причем с пояснениями чем первые отличаются от вторых (см. «Град обреченный»). Самоирония вообще штука очень позитивная.

Но — факт: из инакомыслящих получаются хорошие герои. Иногда они запоминаются получше главных. Касательно данной пьесы ИМХО Пинский Александр Рувимович вышел наиболее колоритным. Единственный, кстати, к кому власти в пьесе обращались как к «жиду города Питера и окрестностей». Единственный, вызванный повесткой, кто не поддался унынию, сохранил ясность суждений и какой-никакой юмор, потому, что он «это кино намерен досмотреть до конца!»

«Инакомыслящий» еврей — это вообще фишка авторов. Нередко такой герой запоминается больше главного. И всем им доступен юмор про самих себя. «...но тут на кухне объявляется слегка встрепанный после душа Агасфер Лукич. В правой руке у него чашечка кофе, в левой — бисквитик, а на устах — бессмертное: «Если в кране нет воды, значит, выпили жиды...» « Древний еврей шутит про не древних. Или другой пример. «— Национальность? — Да, — сказал Кацман и хихикнул.» Это Изя Кацман на допросе сидит. Есть и другие примеры.

Беседы при свечах получились невеселые, но безусловно интересные. Все дело в собеседниках.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Позорная книга Стругацких написанная на волне перестроечного хайпа в 1989 году. Стиль «Перестроечная Чернуха» — полный отстой ... правильно сказал Алексей Балабанов что после 50 ни один режиссер ничего путного не снял ... у писателей наверное есть тоже предельный возраст ... но участие Стругацких в написании «перестроечной чернухи» — сильно смазывает впечатление о них.

Оценка: 1
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да. Это Стругацкие. Наверное, последняя true вещь «старой» школы.

Нет, я не хочу сказать, что дальше талантливых авторов не будет. В «новой волне» будут у нас и Олди, и Рыбаков, и Логинов (ну, правда, не шибко молодые авторы, но не суть). Будет много всего. Но вот этого переворачивающего небо и землю момента, с ужасающей яркостью высвечивающего фашизм... Вот этих минут-«откровений», когда финал оставляет тебя даже не после катарсиса, а как... ну как оглушённого взрывом, что ли. Вот этого, как мне кажется, уже не будет.

Будет только надежда на «минуту добра».

И странно, что многим другим читателями эта пьеса «топорно» или «неинтересно». Меня поразила не столько идея (которая остаётся актуальной и сейчас). Меня поразил финал.

Где вы, Странник-Каммерер, Юрковский, Быков, Лев Абалкин? Боюсь, вас в новом времени уже не будет...

Осталась ли у нас надежда на «минуту добра»?

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых сильных пьес в современной драматургии. И, к сожалению, очень актуальная.

И не только в отношении еврейства. Учитывая количество межнациональных конфликтов, вместо первого слова можно подставить любую другую национальность.

Так что рекомендуется к прочтению.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот, ведь, штука какая... не стареет эта пьеса. Ну, ладно — перестройка, КГБ и т.п., — но сейчас приди к людям похожие бумажки (воришка города Питера, получавший «чёрную» и «серую» зарплату, нарушитель ПДД города Питера... взяточник, подтасовщик... уклоняющийся от налогов, не ходивший на голосование или проголосовавший против... жулик города Питера, чиновник города Питера, бизнесмен, владелец крутой иномарки при невысокой зарплате... лицо иной национальности) и кончатся наши светлые денёчки и наша внутренняя свобода.

И забегаем мы, как тараканы на сковородке, по тёмным квартирам с их отключенным электричеством, поскольку у любого из нас за душой хоть малый, да найдётся грешок перед властью, и мы о нём прекрасно знаем.

А на лестничных площадках — тихие люди в чёрном, приносящие повестки.

И бежать-то — некуда.

Далее — смотри пьесу.

Пожалуй, одно из самых символических произведений братьев Стругацких.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читалась пьеса как диковинка. В хорошем смысле. Отличается от других произведений авторов по форме, а вот посыл не нов: достоинство и чувство самосохранения. Магическое шествие кролика в пасть удаву. Кого тут осудишь: удава или кролика? Жаль только, что «удавность» нашей административной системы так и не преодолена. Да и полярность человеческих нравов тоже: страх и зверства (рождённые тем же страхом). Тем более всегда найдётся Чёрный Человек в мокром плаще, доставляющий, разъясняющий, указывающий, но подневольный. Поэтому битый. Авторы не выводят здесь обреченность Питера, дают луч света: верность (в данном случае жены и матери, да и просто человеческая). Без лишних слов, поводов, наград. Это сваи, на которых будет держаться человечность. Доколе.

Пьеса понравилась.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не увидел в этой пьесе ни актуальности, ни сильного сюжета, ни литературного дарования. Очевидно, в авторах взыграло что-то глубинное, их потаенное еврейство, которое до «Града обреченного» ничем себя не проявляло вдруг с неудержимой силой поперло на поверхность. Ничего хорошего из этого не получилось, конечно.

Оценка: 3
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая эту пьесу, перед глазами постоянно возникал герой Абдулова их одного известного перестроечного фильма, кричащий: «Вы — рабы, вы все — рабы!!!». Таковы и герои. Казалось бы, наступила эра демократии, гластности, свободы слова, «каждому — по потребностям», и всё такое прочее. Но в один прекрасный день приходит Чёрный человек, и вручает повестку — «Богачи / Жиды / Распутники / Мздоимцы (нужное подчеркнуть) города Питера обязаны явиться...». За неявку — соответсвующие санкции. И вот эти люди, глотнувшие свободы, играющие, словно малые дети с гластностью и демократией, оказываются в плену некогда заложенных в них страхов и инстинктов. Они все уже сломаны своим временем, подмяты им под себя, они изначально не могут не подчиниться таким силовым действиям, поскольку привыкли к ним...

Им противопоставляются представители молодого поколения — эдакие «нигилисты нашего времени» (параллели с Тургеневым отнють не случайны). Они готовы бороться за свою свободу, и жалеют своих стариков-родителей. Но так ли замчательно это «юное поколение»? Да, оно способно на жалость, и на любовь. И в тоже время... Вспомните последнюю сцену — избиение Чёрного человека. И крик «Зверьё, зверьё!». Да, таково это поколение, то самое, что некогда выживало в 90-х — кто с оружием в руках отстаивал своё право на счастье...

Кто лучше — рабы старого поколения «отцов», или уничтожающее всё на своём пути поколение «детей»?

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом произведении затронута тема ярлыков. Ярлык «Жид», ярлык «Богач», ярлык «Распутник». Дело в том, что каждый из нас в чём-то виноват перед обществом (с точки зрения масс). Нет чистых людей, только молодость, юность может еще застаховать нас от навешивания устоявшегося, закостенелого ярлыка по причине молодости, глупости, переменчивости. Но вот чем мы старше, тем нам образ в глазах общественности становится более закостеневшим, и сломить его, как-то переменить будет уже непросто. Если чесТно, самые слабые из нас видят себя уже не такими, какие мы есть на самом деле, а глазами этой самой общественности. И к единственной героине этой пьесы так же не смогли приклееть ярлык. Зоя Сергеевна — это прекрасный образец матери и жены, которая выбрала семью, ей не нужна повестка, она всегда и всюду пойдет за мужем. А «мать» или «жена» — это не ярлык, это звание, причем «почетное» звание.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

пьеса на мой взгляд очень сильная...в ней дается описание общества которому дали глоток свежего воздуха и назвали — это гласностью... люди, которые жили при диктатуре, были вымуштрованы ею идеально... и не смотря на веяния и кажущуюся свободу... появляется черный человек, приносит повестку примерно такого содержания: всем Жидам — САМИМ явиться на свою казнь! и страшно не то, что такова бесчеловечная система, которая может так поступать со своими гражданами, страшно то, до какого состояния доведены люди, что они начинают собираться и укладывать вещи, описывать свое имущество... и от этой безысходности РЕАЛЬНО СТРАШНО! это люди старшего и среднего поколения, выросшие в эпоху строительства социализма... которые видели и репрессии, и КГБ и войну и т.д.

в качестве позитива Стругацкие в пьесу вводят новое поколение, которое больше не желает подчиняться!!! фоном во втором акте звучат песни БГ, Шевчука, Цоя...

ЗЫ и финал, когда вроде надо было бы вздохнуть спокойно, так как свет дали, повестки отменили (или путч подавлен, если современной терминологией выражаться) раздается телефонный звонок, который протяжно звенит в ночной квартире и все БОЯТСЯ подойти, потому что СТРАШНО узнать, что день грядущий нам готовит!

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень страшная пьеса. Хотя некий налет нереальности и напоминание тургеневских «Отцы и Дети» спасает от ощущение полного кошмара. И хотя Базарин ту никак не Базаров. Но вместе с Кирсановым я очень быстро вспомнил почти забытых ОД. А уж «Нигилисты города Питера», развеяли последние сомнения.

Когда абстрактно читаешь и про Холокост и про репрессии всегда возникает вопрос почему же шли добровольно. Почему не брали в руки оружие или хотя бы дубины. Казалось бы в 90 такого быть не должно. Люди не должны добровольно идти на унижение, ссылку смерть. Тем более люди вкусившие свободы. Но что-то рабское в них, да к сожалению и в нас сегодня так и осталось. Им (властям? тете моте?) виднее. Это какая-то ошибка. Надо подчинится, а потом все утрясется.

Для меня Сергей, Артур и Зоя Сергеевна все-таки положительные герои. То есть Зоя Сергеевна просто герой и великий человек. Ее не сломила ни эпоха застоя ни эпоха перемен.Что касается Сергея и Артура, то их попытка купить Черного человека, конечно производит неприятное впечатление. А вот расправа с ним действие правильное. Он не простой исполнитель, а полицай. И очевидно, что вся концовка была такой, только благодаря Сергею и Артуру.

Эта страшная атмосфера 90го года прошла мимо моего счастливого детства.. Ну судя по рассказам взрослых , это действительно было время ожидания погромов ,когда продумывались варианты спасение детей у соседей.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Последняя совместная вещь Стругацких. Почти реалистичная пьеса. Своего рода прогноз попытки реставрации «социализма», которая произойдёт спустя год после написания «жидов». Повесть о разъедающем душу страхе перед теми, кто руководит. О тех у кого этот страх есть, и о тех, у кого нет. И о том, как с этим страхом быть.

О названии пьесы Борис Натанович в своих комментариях написал: «все наши герои, независимо от их национальности, были в каком-то смысле «жидами» – внутри своего времени, внутри своего социума, внутри собственного народа». Вы в себе такого «внутреннего еврейства» никогда не чувствуете? Завидую.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх