FantLab ru

Морис Леблан «Полая игла»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.34
Голосов:
38
Моя оценка:
-

подробнее

Полая игла

L'Aiguille creuse

Другие названия: Тайна выдолбленной иглы, Пустая игла, Преступление в замке

Роман, год; цикл «Арсен Люпен», цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

У джентльмена-грабителя появился новый противник – молодой и амбициозный Изидор Ботреле, которому удается напасть на след самой большой из загадок Арсена Люпена – секрета таинственной «Полой Иглы». Общественность следит за противостоянием двух умов, а к поимке Люпена подключаются его давние «враги» — инспектор Ганимар и Херлок Шолмс, каждый из которых намерен своими средствами загнать преступника в угол. Но не один из них пока не может понять, что за игру, и с какой целью задумал Арсен Люпен на этот раз, и как собирается выпутываться, когда из окружения преследователей будет некуда уйти.

Примечание:

Роман также был опубликован на русском языке под названием «Новые приключения Арсена Люпена» в журнале «Модный курьер» (Санкт-Петербург) за 1909г №№2-48 (четные номера).


Входит в:



Издания: ВСЕ (5)

Преступление в замке. Новейшие приключения Арсена Люпена
1909 г.
Пустая игла. Новые приключения Арсена Люпэна
1909 г.
Потерянный горизонт. Тайна выдолбленной иглы. Дело бархатных коготков
1991 г.
Графиня Калиостро
1992 г.
Сочинения в трех томах. Том 1
1996 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Когда в замок, перестроенный из аббатства Амбрюмези графом де Жевром, случилось забраться грабителям, следователь господин Фийель, решил быстренько разобраться с этим простеньким дельцем, и был настолько убежден в собственной сообразительности, что позволил двум журналистам присутствовать в момент триумфа закона над беззаконием. Как оказалось, воры даже ничего и украсть не успели, однако, убили секретаря графа, впрочем, племянница хозяина успела подстрелить одного из воров, и, будучи раненым, тот спрятался где-то на территории замка, и поэтому его подельники находятся поблизости, чтобы вытащить коллегу. Господин Фийель обязательно бы сел в лужу с этим банальным делом, и в полицейских сводках все было бы представлено, как типичная переделка. А ведь все было совсем по-другому. Благо, один из журналистов оказывается самозванцем, и, представившись Изидором Ботреле, молодым самоотверженным студентом, хорошо соображающим в криминалистике, берет дело в свои руки. Именно этот молодой человек и становится главным героем, разъясняя незадачливому следователю, что же на самом деле произошло в замке, что украли, кто убийца, и что где-то тут бродит подстреленный Арсен Люпен.

Большой недостаток этого добротного романа заключается в попытках Леблана возвысить Люпена и придать его персоне глобальный шарм гениального и благородного грабителя. Впрочем, нельзя сказать, что это минус «Полой Иглы» — это минус всей саги об Арсене Люпене, коей Леблан посвятил писательскую жизнь, и прием «возвышения» настолько навязчив, что книги про Люпена останутся лишь «чтивом», которое каким-то сложновообразимым образом перешло столетний рубеж, не впав в забвение. И пусть сегодня популярность их невелика, до статуса бестселлеров, которыми они когда-то были, им далеко, но все же остаются приверженцы и те, у кого приключения вора-авантюриста вызывают живой интерес. Наверное, то чего хотел автор, используя приемы второсортной литературы, все же удалось – имя Арсена Люпена плотно отпечаталось в литературной среде.

Вот только какими методами это было достигнуто, можно удачно рассмотреть на примере «Полой Иглы». Молодой гений Изидор Ботреле тут всячески восхваляется, представляется гением любительского сыска и чемпионом по решению запутанных задачек, и при всем этом, он плохой главный герой, т.к. является ведомым персонажем. Конечно, он сам до всего догадывается и обнаруживает след Люпена, но стоит ему только сделать некое умозаключение, как над всем начинает мигать большая неоновая надпись: «Арсен Люпен здесь уже был». И под ярлыком «первый после Люпена» он проходит весь сюжетный путь, обнаруживая в конце лишь то, что он проиграл антагонисту, который на деле-то и был главным героем. Нет тут и борьбы, лишь ее видимость, из которой позже станет ясно, что Люпена победить вообще невозможно, ведь любой шанс сторонников закона на поимку преступника оказывается уже давно был рассчитан преступником, и с вершины своей непреодолимой гениальности, он лишь созерцает за безуспешными потугами Ботреле, инспектора Ганимара (кочующий персонаж, пытающийся поймать Люпена) и даже великого Шерлока Холмса… хотя не… Херлока Шолмса* (это, короче, тот же Шерлок Холмс, только с явным комплексом неполноценности перед Люпеном). Вся эта троица детективов нужна в «Полой Игле» только за тем, чтобы показать их мастерами своего дела и продемонстрировать их же недееспособность перед антагонистом. Так, к примеру, появившись, Шолмс сразу же попал в плен, а под занавес еще и, взяв пистолет, показал всем дедуктив… кузькину мать, выставив себя не с лучшей стороны для читателей, к тому моменту уже проникшихся состраданием к Арсену Люпену.

Сюжет и интрига в романе охватили аж два тысячелетия: вот такую ниточку вытянул юный Ботреле из, казалось бы, обычного ограбления замка. Секрет Полой Иглы — сокровищница французских королей в месте, открытом когда-то самим Цезарем, чью тайну хранил человек в железной маске, Жанна Д’арк, Людовик XIV и другие интересные личности. Сама линия владельцев Полой Иглы выглядит так: Цезарь; Карл Великий; Ролл; Вильгельм Завоеватель; Ричард, король Англии; Людовик Одиннадцатый; Франциск Первый; Генрих Четвертый; Людовик Четырнадцатый; Арсен Люпен. Последнее имя, явно намекает на бесконечную любовь Леблана к своему герою, нещадно пиаря его за счет всех исторических личностей. А ведь тут будет показаны еще и личные апартаменты Люпена, где каким-то чудесным образом оказались все знаменитые полотна художников разных времен, и другие произведения искусства, тщательно отобранные и «замененные» великим вором.

Но далеко не все тут состоит из недостатков, ведь есть и определенные плюсы – обилие неожиданных сюжетных поворотов и уловок, на которые идут персонажи, делает роман интересным, хоть только и на уровне развлекательной литературы. К тому же, если симпатизировать главному герою хотя бы в половину того, как симпатизировал ему автор, эта работа может не на шутку увлечь и вписать вас в клуб поклонников джентльмена-грабителя, которому не очень-то и нужны высоколитературные похождения, более того, невероятно идут именно такие закрученные авантюры, и все же иногда хочется большей обоснованности и реализма, которые в историях о Люпене вообще редкие гости.

Итог: превосходный роман с точки зрения бульварного «чтива», но абсолютно неприемлемый, как произведение литературы, где все способности автора свелись к тому, чтобы на протяжении действия вдалбливать читателю, насколько ж гениален, глобален и благороден Арсен Люпен.

_____________

* Херлок Шолмс – персонаж из книг Мориса Леблана, возникший в результате претензий Артура Конан Дойла к использованию персонажа с именем Шерлок Холмс. В других книгах Леблана также встречается персонаж Холмлок Шерс и шастает в компании некоего Доктора Уилсона.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх