Андрей Таран «Пиявки»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор | Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
В уединенной деревушке почти никого не осталось — горстка стариков да сосланный из города дурачок. И когда начинаются затяжные дожди, а дурачок превращается в нечто жуткое, далекое от человека, перед кошмаром настоящего меркнут даже самые страшные воспоминания деда Кузьмы...
У «Пиявок» была небольшая предыстория. Примерно за полгода до отбора в «ССК-2015» объявили эксперимент — конкурс на самый противный рассказ. В чистом виде литературное хулиганство: выяснить, возможно ли создать произведение, одинаково гадское для всех, квинтэссенцию мерзости. Разумеется, на такой вызов захотелось ответить, и я стал писать. Но пыл угас довольно быстро, и оказалось, что мерзкий рассказ не только мерзко читать, но и мерзко создавать. Я забросил ту единственную страницу текста, которую сумел из себя выцедить, и только во время отбора вспомнил о ней. К счастью, особых гадостей там не обнаружилось, была лишь завязка сюжета — и она почти идеально легла в атмосферу ужаса для «ССК-2015». Оставалась мелочь — написать рассказ и отослать на отбор, что я и сделал. (от автора)
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2015», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 25 ноября 2015 г.
Вот этот рассказ по-мне! Для меня это классический русский хоррор. Заброшенная деревня, старые беспомощные жители. И нечто, тварь непонятной природы, в которую превратился сельский дурачок. И очень образный, яркий язык рассказа. Ничего лишнего, никаких объяснений и долгих предъисторий. Все случилось внезапно и по-настоящему. Очень атмосферный и реалистичный рассказ.
Lass, 13 мая 2015 г.
Отменно написанный рассказ про вполне оригинального монстра. Пугать — не пугает, но язык заставляет облизнуться. Картинка в воображении возникает объемная, красочная; героям сопереживаешь, а это главное. Финальный кусочек повествования кажется несколько оторванным от рассказа, но это не страшно.
ii00429935, 8 мая 2015 г.
Талантливо написанный, но при этом очень депрессивный рассказ. Впрочем, если и бывает «хоррор по- русски», то именно такой. Автору особенно и придумывать ничего не надо. Достаточно выбраться за пределы Московской кольцевой автодороги.
Частенько в жанре хоррор герои — лишь пушечное мясо, которое как-то странно жалеть. «Пиявки» — совсем другая история. Рассказ полон сочувствия к нашим старикам. Они, как герой Тарана Кузьма Игнатьич, чудом уцелели в пекле войны, терпели голод и холод во имя светлого будущего, которого так и не дождались. И сейчас они не живут, а выживают. Автор обостряет ситуацию, и потому действие происходит в умирающей деревне, где осталось всего 5 жителей. Показательно, что у деревни даже нет названия. Кто знает, может, так и выглядит 1-й круг Ада? Появление монстра (это ведь хоррор!) в таком антураже совсем не удивляет. По сути и компания «золотой молодёжи» в эпилоге «Пиявок» — тоже в своём роде чудовища. Но не это пугает более всего, а то, что нищая, унылая жизнь у нас считается нормой.
Heckel, 14 марта 2015 г.
Хороший рассказ, в котором даже по-стариковски грубоватая и затейливая образность, как лыко в строку. На редкость удачный монстр, годный сам по себе, без лишних пояснений, которые только испортили бы впечатление, как портит его совершенно ненужный визит в деревню Сявиного внука со-товарищи после того как...
Вот тут и надо было заканчивать эту замечательную историю. Замечательную по большей части тем, что грустная житейская правда вытягивает и делает реальностью фантастический ужас. Так мне думается. И всё же рассказ хорош.
senoid, 2 марта 2015 г.
Рассказ построен по классической схеме «Нападение неведомой хрени вдали от спасения». Хрень тут настолько неведомая, что автор не стал намекать на ее происхождение и родословную — с чем, думается, не прогадал. Иногда в хорроре хочется объяснений, чуть ли не разжевываний, откуда есть пошла очередная срань господня и почему она это сделала. А иногда ничего этого не требуется, потому что объяснялки — штука тонкая. Ими очень легко разочаровать, да и фантазии читателя нужно давать поработать. В данном случае нам достаточно знать, что неведомая хрень — очень голодная. Описанная деревня, может, и не самое оторванное от цивилизации место действия в сборнике, но в силу того, что герои — глубокие старики, едва передвигающие ноги, она представляется едва ли не льдиной посреди океана. Деревня медленно уходит под воду, а в воде той... В общем, выхода нет, помощи ждать не стоит, а персонажи настолько беспомощны, что за них действительно переживаешь. Достойный рассказ, хотя есть ощущение, что иногда автор заигрывается с языковыми финтифлюшками. И околодеревенская стилистика, с присущими оной несерьезными нотками, крадет у рассказа определенную долю мрачности. Ну и концовка показалась скомканной. Дело даже не в заключительной сцене (опять же, классической для фильмов ужасов), а в том, что, перевернув последнюю страницу, ловишь себя на мысли: историей не наелся. Вроде и покушал, а в животе до сих пор урчит. Слишком быстро промелькнули «Пиявки» перед мысленным взором. Пожалуй, первый рассказ сборника, который хотелось бы увидеть в более развернутом формате.
Колобок У, 31 января 2015 г.
Написано отлично, монстр один из самых оригинальных и жутких в антологии. Концовка оставила некоторую неудовлетворённость (но, возможно, это просто была неудовлетворённость от того, что закончился хороший рассказ: а ведь это две большие разницы )), но удовольствие от рассказа получил ощутимое. «Пиявки» честно насосали (молчать, гусары! )) свои восемь баллов, автору — спасибо! :)
Mizantrop, 18 января 2015 г.
Что то большинство наших авторов потянуло на заброшенные деревни. «Пиявки», «Черная церковь», «Трофики».Еще немного и набьет оскомину.
Рассказ неплохой, хотя автор и не объясняет, как так случилось и почему.Хотя определенная обыденность материала играет автору на руку. 7 баллов
Илья Пивоваров, 16 января 2015 г.
Читая «Пиявки» Андрея Тарана, понял, что среди писателей стало «модным» отправлять своих героев в сельскую глушь или просто на природу, где их поджидает ________________________ (нужное вписать). Так вот, «Пиявки» чем-то напоминают «Чёрную церковь». Главные герои — старики, к ним приезжает группа молодых идиотов (кстати, тупая молодежь — тот ещё штамп в хорроре), даже церковушка есть, правда не Чёрная. А вообще, рассказ отлично написан. И иллюстрация классная.