FantLab ru

Андрей Валентинов «Око силы: Вторая трилогия (1937-1938 годы)»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Голосов:
364
Моя оценка:
-

подробнее

Око силы: Вторая трилогия (1937-1938 годы)

Роман-эпопея; роман-эпопея «Око силы»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Страшные годы ежовщины. Репрессии... Время, когда люди жили в ожидании стука в дверь, за которым наспает конец всему тому, чем ты жил, после которого жизнь превращается ад...

История об истинной любви с отчетливыми мотивами Булгаковского Мастера и Маргариты.

И снова на сцене дьявол во плоти Венцлав и его кошмарные упыри в форме саперов.

Знаете ли вы, что в те годы означал приговор 25 с поражением в гражданских правах? Так назывался тогда смертный приговор. И смерть была поистинне страшной... Она не несла избавления.

Содержание цикла:

8.04 (327)
-
12 отз.
7.92 (320)
-
7 отз.
7.95 (312)
-
6 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— роман-эпопею «Око силы»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Мне не больно
1997 г.
Орфей и Ника
1997 г.
Ты, уставший ненавидеть
1997 г.
Око силы. Вторая трилогия. 1937-1938 годы
2001 г.
Око силы. Вторая трилогия. 1937-1938 годы
2005 г.

Аудиокниги:

Орфей и Ника
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2014 г.

Итак, вторая трилогия «знаковой», как сейчас модно говорить, опупеи Валентинова.

В общем-то автор молодец. Никаких неожиданностей. Группа поклонников, сформированная первой трилогией, может быть довольна — никаких новых сущностей в повествовании не появляется. Время действия — двадцать лет спустя, зловещий 37-й год. Главные герои — нквдшники и непонятные лично для меня подпольщики россыпью и вперемежку. Если бы не заданная исходными данными мрачная чертовщина, получился бы средненький шпионский боевичок на осточертевшую тему репрессий тому подобного. Однако мистика все-таки вытягивает повествование. Пересказывать не стану, но события в трилогии развиваются крайне любопытным образом, не вываливаясь, впрочем за общую сюжетную схему. В качестве дополнительной специи присутствует сам Михаил Булгаков, вплетенный в сюжет весьма и весьма занятным образом под очень прозрачным псевдонимом, и чертовщинка, составляющая костяк всей опупеи очень забавно увязывается с сюжетом «Мастера и Маргариты».

В целом — занятно. Если первая трилогия была откровенно жутковатой, хотя и несколько монотонной, эдакий мистический экшн, то вторая тяготеет скорее к детективному жанру. Жути немного меньше (или я просто к ней привык и уже не воспринимал ее как таковую?), дедукции немного больше. Часть загадок, унаследованных от первой трилогии, раскрывается, но автор тут же добавляет новых, чтобы у читателя не гасло желание взяться за следующую трилогию.

В общем — вполне на уровне, и кому понравилась первая трилогия, может смело приступать к продолжению.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 сентября 2014 г.

Жаль, что Валентинов не попытался написать о войне, ограничившись только бледным намёком на немецких шпионов в Крыму... «Владыка из черной тени», стоящий за спиной у фюрера, уже появлялся в других его романах (верней, там обозначалось его присутствие): вспомните — в «Ангеле Спартака» героиня тоже встречает Не-Людей, одетых в фашистскую форму. Столкновение Темного Мессии с Агасфером... ну, мы все помним, какая кровавая мясорубка произошла в нашей реальности. (Волкову, кстати, от этого только польза: будет где брать «сырье» для 33-го полка).

На сцене постепенно появляются и другие игроки, кроме семьи Косухиных: некто Флавий, он же Седой — старый большевик, искренне преданный тому, за что в 18-м году боролись, и именно поэтому — ненавидящий усатого Вождя.

(С другой стороны, если так вспомнить... были, были — со второй трилогии аж по четвертую — намеки, что Усатый в Кремле _не_ есть настоящий Иосиф Виссарионович. Странный «товарищ Чижиков», появляющийся на страницах 4-й книги; не менее странный — и, по-моему, слегка больной на голову — «Сапожник» из 8-го романа...

Кто же из них истинный Сталин? — спросите вы. Ответ может быть только один: как сказал тот же Флавий, все поддельные.

Глючно? Да. Но — не менее глючно, чем вообще вся наша история. И в реальности, и тем более — по Валентинову).

Словом, 2-я трилогия вся полна такими вот «кукишами» в сторону читателя. И это замечательно, т.к. заставляет нас самих думать, где автор издевается, а где — вполне серьезен. Путешествие Ники по потустороннему миру; странный, насквозь вымерший город, где единственные, кто видит ггероиню — старый священник и птицы-«психопомпы»... Вы что, действительно думаете — ув. автор так представляет себе ад?.. Нет, конечно. Это лишь _один_ из возможных вариантов ада. Точно так же, как в «Нам здесь жить» был _один_ из возможных вариантов Бога (ну, вы помните: в старой штормовке, с исчерканным листком на коленях, меняет историю штрихом карандаша...)

Смешать в один гремучий коктейль тех, кого — по всем стандартам религии — надо было бы считать бесами; и объявить, что либо все они — истинные Боги, либо наоборот (я уже цитировал выше, что говорит по этому поводу любимый герой Валентинова)... На это нужна недюжинная смелость.

Уж молчу про вызов, который А. В. бросает — ни больше, ни меньше — великой тени Булгакова. Оказывается, в «Мастере и Маргарите» нам не все рассказали до конца. На самом деле было чуть иначе...

Одним словом, мало не покажется. Смачная, «вкусная», по-своему красивая эклектика. Которая не воспринимается как таковая при первом прочтении — но все же это эклектика.

С другой стороны, оно и хорошо. Во 2-й трилогии время\пространство начинают закручиваться в безумную спираль, и читатель волей-неволей вынужден обмозговывать сюжет. Чем больше думаешь, кстати, тем больше понимаешь: нет, и в 1-м цикле (про Арцеулова и Косухина) отнюдь не все было так просто...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2012 г.

Вторая трилогия «Ока Силы», мне понравилась, пожалуй, даже больше первой. Здесь меньше лихости и удальства, география поуже, выразительные средства посдержаннее — полутона и оттенки — и притом роман намного более психологичный и глубокий. Его страшно читать, тяжело. Слог по прежнему легкий, язык прекрасный, но героям сопереживаешь настолько, что даже не хочется переворачивать страницу, потому что там за каждым поворотом опасность, безумие и гибель. И это чувствуется во всем — в атмосфере, в звуках, в деталях.

Андрей Валентинов вообще очень смелый писатель. Мало того что период, о котором он пишет, сложный и не каждый бы это потянул. Так он еще использовал мотивы «Мастера и Марграриты». Переосмыслил и обыграл его просто мастерски! Это высочайший класс.

Эпизод, где Ника отправляется в потусторонний мир бесподобен. Хотелось бы добавить по героям. Меня просто покорило то, насколько они романтичные и целостные. Сейчас такие почти не встречаются. Наверное, не модно.

Даже такому упырю, как Венцлав, Валентинов смог придать человечности. Что уж говорить о протагонистах Орфее, Нике. А еще особо хочу отметить Пустельгу и Ахилло, потому что знаю, как многие авторы плохо относятся к героям, работающим в спецслужбах. Очень хорошие и честные образы получились, без всяких перекосов.

Прекрасный роман, один из лучших в этом жанре. Получила большое удовольствие от чтения, роман оставил неизгладимое впечатление.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2011 г.

Наступил 37 год. У власти суровый и таинственный товарищ Сталин. По Союзу творятся бесчинства НКВД товарища Ежова. Люди находятся в завороженном ступоре перед людьми с малиновыми петлицами. Трясутся музеи, трясется Дом на Набережной, трясется даже Большой Дом на Лубянке. В это тяжелое время живут научный работник Орловский, группа нквдешников во главе с майором Пустельгой и колония на далекой планете Тускула. Они и должны погрузиться в трясину научных разработок НКГБ...

В общем-то часть претензий к трилогии я уже изложил в valentinov_uk. К моему глубокому сожалению, текст из рамок криптоистории (рассказ о том, что по-настоящему было за кулисами известных событий) перешел в куда более растяжимые рамки «альтернативной истории». В последней можно в общем-то предполагать все что душеньке угодно, лишь бы там бегали человечки с бейджиками «И.В. Сталин», «Манштейн» и прочие. С ними рядом может соседствовать тайная раса ящеров(Лазарчук-Успенский со своей чудной трилогией), летающие тарелки(Тертлдав) или что покруче. Криптоистория подразумевает, что реальный учебник истории остается романным учебником истории, а изнанка может быть самой дикой (по-моему, чудесный пример — резунские исторические исследования).

Теперь об игре с Булгаковым. Собственно к ней вопросов практически нет. Разве что в реальности романа слабо верится в возможность создания «Мастера и Маргариты». То есть у нас есть роман, но не видно предпосылок, а у Валентинова выходит, видимо наоборот. Сомневаюсь, что Виктория так много успела рассказать Бертяеву, хотя многие прототипные моменты читались великолепно.

Пару слов о технической стороне романов. С одной стороны коль уж роман перешел из криптоистории в альтисторию, то претензии к космическим аппаратам и прочему вроде как неуместны. Однако, думаю, стоит упомянуть. Например, одним из сюжетообразующих предметов стал портативный бинокль ночного видения. Ну есть сейчас такая штука. Вот только в реальной истории в эти годы системы ночного видения были ни фига не портативными и требовали дополнительного инфракрасного прожектора. Вот вроде и мелочь, а скребануло. Ведь это не количество патронов в магазине винтовки Энфилда, которое мало кто помнит, а смешение эпох.

К предыдущей царапине примыкает и еще одна. Я чрезвычайно поражен образом Тускулы. Созданная Валентиновым картина не укладывается в моих мозгах. Намешать сразу:

1) полный отказ бело- и красногвардейства от вражды да еще и от пассивной жажды реванша;

2) совершенно непонятный мне колоссальный рост численности населения в колонии, а уж тем более колоссальный рывок в технологии.

3) отказ от русскости в сторону американизма или по меньшей мере мирового наследия. Все-таки эмиграция с их французской булкой плотно сидит в мозгах.

Все это привело к сильному желанию бросить чтение на второй книге, но-таки сдержался. Награды, правда, не последовало.

Итого: Вот и получился целых ворох претензий. Быть может, я что не так понял, буду рад обсудить. Трилогия имхо лишь читаема. Товарищи, кстати, предупреждали... Ни с идейной, ни с эстетической, ни с технической точки зрения я удовольствия не получил.

Собственно из всего текста симпатичным мне показался лишь Михаил Ахилло, который так и не поймал себя на мысли, что думает как «врага народа», а уж тем более не стал бежать от себя.

http://kobold-wizard.livejournal.com/436364.html

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 ноября 2010 г.

Достойное продолжение первой трилогии. По темпоритму повествование, конечно, несколько неторопливее предыдущей эпопеи. Ну и правильно — время действия не военное, а мирное, хоть и неспокойное. Тут со злом борются не кавалерийскими атаками, а медленным, но верным методом «капля камень точит». Отсюда и неторопливость и какая-то основательность что-ли. Тут уже не одни приключения сплошные и в нашем и в ненашем мирах — появляются рассуждения, рефлексии так свойственные русской интеллигенции.

Автор остаётся верен своему антисоветизму, последовательно и основательно показывая «звериное»(дьявольское) лицо большевистской власти. Снова правят бал упыри, зомби и прочая нечисть. И снова с ними вступают в борьбу теперь уже потомки героев первого «Ока».

Ну и нельзя не отметить, что Андрей Валентинов к своей фирменной фишке — криптоистории, добавил ещё одну, тоже нетрадиционную — криптолитературоведение. Теперь мы знаем, на каком материале был написан один из самых великих романов русской литературы ХХ века. Забавно получилось, но у меня (почитателя творчества М.А.Булгакова) такая трактовка написания «Мастера» не вызвала ни малейшего раздражения. В конце-концов, почему бы и нет?

Короче понравилось. Рекомендую к прочтению!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2009 г.

Вторую трилогию читала с солидным перерывом после первой. Может быть, это и хорошо: впечатления улеглись, ожидания сформировались. Оправдались ли – другой вопрос. Пожалуй, большей частью да: по-прежнему любопытно, что дальше; есть весьма интересные моменты и персонажи; стилистика практически безукоризненна, совершенно в духе времени. А в чем-то – увы, нет. И дело даже не в том, что здесь уже действуют совсем другие герои (за некоторыми исключениями), и не в том, что исчезла лихая жюльверновщина и головокружительные приключения: общая атмосфера второй трилогии диктуется временем действия и просто обязана быть иной. И в самом деле: стало меньше резких контрастов, меньше колоритных эпизодов, больше скрытого и тайного, яркие краски и благородная сепия первой трилогии сменяются нарочито неприметной серостью, затаившейся, прячущейся от чужих глаз. А что хотеть: тридцать седьмой на дворе, и страх стоит за спиной (за левым плечом!), готовый схватить за горло липкими холодными пальцами… Нет, все это как раз передано блистательно. А вот пробуксовки и подвисания стали более заметными. Пассажи «под Булгакова» тоже как-то не особенно глянулись – попытка то ли переосмыслить, то ли вольно пересказать «Мастера и Маргариту» на иной лад не удалась. ИМХО, естественно (Булгаков все равно лучше:wink2:)… Молодое поколение Тускулы, помешанное почему-то на всем американском (другого идеала не нашлось, что ли?), со всеми этими нелепыми «деловыми играми» и «демократическим образованием» – они такие чистенькие, такие правильные (на свой лад), «с идеалами», но в то же время одномерные, неинтересные, нелепые — этакие марионетки на веревочках (раз уж пошли напрашиваться сравнения, то Максим Каммерер, тоже весь из себя чистенький и правильный – а такой при этом живой и настоящий… Но это АБС, да…)… Зато господа товарищи из «органов» куда интересней получились: умные, цепкие – и неоднозначные. Хотя – может, автором так и задумано? Тогда – :appl:.

В целом же – все-таки хорошо, и весьма. Посмотрим, что будет в третьей части.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати, судя по брошенному автором намеку, получается, что Волков – это полоцкий князь Всеслав Чародей? Однако…

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2015 г.

Перечитал спустя 15-ть лет — эмоции не изменились. Классика жанра «криптоистория». Вполне узнаваемый поклон Булгакову, эхом звучит Александр Беляев, что довольно ясно подчёркивает эпоху. Трагично, мистично, обречённо. Можно соглашаться — можно и поспорить. Но на то оно и литературое произведение.

ЧИТАТЬ.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2010 г.

Я читала книгу с интересом, но отдавала себе отчет в том, что читать тяжело. Как и в первой трилогии, Автор впечатляет умением погружаться в самые глубины исторических событий, открывая все новые детали и подробности происходящего у нас в стране в печально известную эпоху, эпоху правления Сталина.

Основные минусы — вязкость текста и картонность большинства действующих лиц. Согласна с отзывом kkk72.

В первой трилогии образ Косухина сильно оживлял повествование. Во второй — наиболее живыми оказались Орфей и Пустельга. Остальные как-то вообще не воспринимаются.

При этом книги безусловно атмосферны, они несут в себе грусть и определенную безысходность. Я не нахожу ничего оптимистичного в том, что героям разрешено думать, будто они победили, при том, что читатель с Автором в курсе обратного. Думаю, так это и должно быть, наверное, если общий смысл пессимистичен. Автор проявил себя человеком, легко перебрасывающим мячик правоты с одной стороны на другую.

При этом интерпретация причинно-следственных, скажем так, связей небезынтересна, но как-то не впечатляет. Не впечатляет просто потому, что реальность значительно страшнее.

Что впечатляет, так это то, что Автор решился поднять в фантастике именно эти периоды в жизни наших соотечественников. Я имею в виду — эпоху Гражданской войны и Сталинскую. Ему удалось умело вплести элементы сверхъестественного, летописи, раскопки, мифы в один из наиболее кровавых периодов в истории России, привлекая в союзники ссылки на любимые и признаваемые нами источники, создавая на разных уровнях восприятия атмосферу достоверности.

Для меня там было слишком много и затянуто из межведомственных распрей власть придержащих и карающих. Черный дом живет своей жизнью, но его описания также сильно затянуты, и при этом как-то не развиты до конца. Тускула воспринимается ну очень чужеродным элементом, настолько, что я считаю это откровенной неудачей Автора. Все трое прибывших — нежизнеспособные, бессвязно и нелогично действующие молодые люди-тускулианцы, которые больше напоминают пушечное мясо.

Сейчас пишу, а работающий в доме телевизор чередует музыку из балета Чайковского с информацией из архивов ГКЧП. Тревожненько, а куда деваться? Все рядом, но, к счастью, все же не так, как тогда. Видимо, именно благодаря этому чувству книга воспринимается в целом положительно.

Я благодарна Автору за то, что действие происходит там и тогда. Я рада знакомству с Орфеем и Пустельгой, и эти герои мне импонируют. Но я сожалею, что в книге есть много упрощений, а некоторые из тем были оставлены без развития. Труд, проделанный Автором, определенно заслуживает иного финального варианта, на мой взгляд.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2007 г.

Наиболее интересная, продуманная и проработанная ьавтором часть трилогии. Неожиданные сюжетные ходы, персонажи, данные в развитии — все это позволяет сохранять интригу на протяжении всех трех книг. Безусловные удачи автора: «товарищ Иванов», Волков-Венцлав. Гораздо менее повезло посланцам Тускулыт (Чиф, Лу) — получились не живые, полноценные персонажи, а , скорее, куклы, манекены... На 2-ую часть трилогии оказали сильное влияние (в т.ч. и языковое) такие авторы, как Ю. Домбровский и М. Булгаков -особенно. Но роман от этого не проигрывает. «Игры с классиками» пошли Валентинову на пользу. Эпизод встречи Ники с Владыкой — тому пример. (да и вообще путешествие в старну мертвых — один из лучших эпизодов романа). Интересны также (хотя и в меньшей степени, чем внешняя интрига) авторские размышления о глубинной сути коммунистического зла.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2008 г.

Трилогия захватывает,, не меньше, а может даже и больше чем первая. Мастерски переданна атмосфера, страха и безисходност. Невольно задаешься вопросом: почему все же люди безропотно сносили побои и издевательства, почему давали себя арестовать? неужели они на что-то еще надеялись?

Начинаешь понимать какого Волкову и его команде: ведь нелегко жить прячась от света и ощущая вечный холод...

Но особенно зачаровывают цитаты, (просто не поднимается рука назвать это плагиатом) из изветного романа...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 августа 2007 г.

На мой взгляд первая трилогия посильнее. Как мне показалось, она более динамичная, там много событий, действий.. А вторая более спокойная, что ее совершенно не портит.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2008 г.

Интересный цикл. В нем есть много заинтересовавших меня моментов. Во-первых, время действия. Немногие писатели заинтересовались столь сложным периодом истории, как вторая половина 1930-х годов, а Валентинов попытался объяснить происходящие события с неожиданной точки зрения. Во-вторых, сам сюжет — необычный, запутанный, с рядом очень интересных находок. В-третьих, очень понравились второстепенные персонажи. Особенно хороши Волков и различные реинкарнации Сталина. А вот главные герои слабоваты. Да и слишком многое автор позаимствовал у Булгакова, что произвело ощущение некой вторичности цикла. И все же прочесть его стоит, хотя он чуть-чуть и уступает первой трилогии.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2010 г.

Безумно понравились первые 2 трилогии, смесь приключений, фантастики, альтернативной истории. Герои все, и главные и второстепенные прописаны на ура, вообщем полное погружение. Побежал за третьей трилогией!:super: Посоветуйте пожалуйста что у Валентинова еще почитать (Тирмена уже читал), и желательно без Участия Олди (они мне не очень, сколько ни пытался)

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2007 г.

Первая трилогия мне больше понравилась, вторая очень смахивает на Булгакова.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 мая 2007 г.

Самая интересная книга в о всей трилогии. Особенно впечатляет история спецгруппы оборотней. Слабо верится в белогвардейский заговор в сталинском СССР. Все кто мог силой противостоять коммунистическому террору или оказались за границей, или были уничтожены (в первую очередь). В 1937 г. коммунисты били уже (в основном!) по своим.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх