Андрей Валентинов «Око силы: Вторая трилогия (1937-1938 годы)»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Жизнь после смерти | Фантастические существа (Вампиры )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
Страшные годы ежовщины. Репрессии... Время, когда люди жили в ожидании стука в дверь, за которым наспает конец всему тому, чем ты жил, после которого жизнь превращается ад...
История об истинной любви с отчетливыми мотивами Булгаковского Мастера и Маргариты.
И снова на сцене дьявол во плоти Венцлав и его кошмарные упыри в форме саперов.
Знаете ли вы, что в те годы означал приговор 25 с поражением в гражданских правах? Так назывался тогда смертный приговор. И смерть была поистинне страшной... Она не несла избавления.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— роман-эпопею «Око силы»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 31 июля 2022 г.
Периодически натыкаюсь на отзвуки читательского раздражения по поводу чтива из «Ока силы». Твоя наивность, уважаемый потенциальный читатель, частотой и настойчивостью своего проявления — оставляет лютое сожаление по поводу её возможного применения в гораздо более достойном направлении.
Эпопея сия — бурлескный неутихающий многоголосый взрыв. Застоялой, перепрелой и перебродившей Фантазии. Набухшей и набрякшей под спудом тупых и неадекватных запретов абсолютно недальновидных чинуш от культуры стародавних советских времён.
Обвинять «Око…» в нелогичности — то же самое, что сетовать по поводу несуразности психоделика в развитии сюжетов сновидений постсиндромного отходняка. Постсоветская Фантастика просто обязана быть именно таковой. В противном случае это было что-то жутко НЕнатуральное.
Ну, да — чрезмерно. Да — навевает нечто из оперы длительного запоя, отягощенного ощущением первобытной несправедливости любой власти, тем более — власти, омерзительно обезображенной маразмом идеологии.
Ну да, ну да, ну да. Конечно же. А — кто обещал в пути кормить?
mikereader, 1 ноября 2019 г.
Ну что же, впечатления оказались очень смазанными. Вторая часть явно хуже по всем параметрам, чем первая, более однообразная и монотонная, менее изобретательная. Иногда читать было интересно, часто все сливалось в сплошную кашу с непонятными и никем не объясняемыми событиями. А теперь подробнее:
1. Если бы и нашелся автор, который смог свести нормальный сюжет из бессистемной кучи надерганных отовсюду идей, то ему стоило бы дать Нобелевку, но автору подобное не грозит, он не смог, не вытянул, взялся за гуж и..... И из фэнтези, и из фантастики, и черт знает откуда еще в книгу попадают:
- Древние боги
- Могучие артефакты
- Духи
- Демоны
- Ожившие мертвецы
- Упыри
- Зомби
- Вампиры
- Вирусы
- Несуществующие технологии
- Секретные эксперименты над людьми
- Политические интриги
- Путешествия во времени
- Инопланетяне
- Колонизации других планет
- Покорение космоса
- Параллельные миры
- Загробный мир
Ну кто бы смог из всего этого дикого винегрета сделать вменяемую, логично развивающуюся, историю? Очевидно же, что такой гений еще не родился! Вот и у Валентинова все рассыпается прямо в руках, куски сюжета не сходятся, что было, что стало, чем станет? Просто ком из идей, кое-как скрепленный беготней персонажей. Вирус вырвался из артефакта и облучает людей, превращая их в зомби, а вампиры изобретают телепорт в другую грань реальности, и все они вместе летят на Андромеду, чтобы вернуться в прошлое и убить Сару...
2. Я закончил уже 6 книгу! И ничего по-прежнему непонятно. Автор даже не пытается что-то объяснить, все как в посредственном фэнтези — вот это — древний артефакт, он что? Правильно — он могучий и за обладание им будет война. А это — древнее зло, оно что? Правильно — хочет поработить человечество, завоевать мир, уничтожив его заодно. И все в таком роде... Кто-то летает в небе на ковре-самолете, пускает молнии из рук, кругом гром, города обращаются в пепел, мертвые лезут в и из могил... ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? И КАК ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО!?!? Да просто они все ДРЕВНИЕ, и это типа все объясняет... Учитывая все это у меня вообще возникают сильные подозрения, что автор просто накидывает порожняка и сам не знает, куда его выведет эта нехоженная тропа импровизации.
3. А в первую очередь страдает глубина проработки. Как происходит в обычной книге — есть герой, с ним что-то случается, он начинает интересоваться, и к концу мы вместе с ним ощущаем свет истины на челе. А тут — вот герои, они что-то узнают, о чем-то догадываются, вот еще герой, он так же что-то узнает и начинает собственное расследование, вот вам еще и еще новых героев, они тоже что-то узнают... снова... И так раз за разом, мы никуда не погружаемся, на нашу долю достаются лишь догадки и блуждания по поверхности с очередным неофитом. Это немножко так бесит! Например, Волков как был с самой первой книги предводителем каких-то там странных сил, так им и остался. Ни туда, ни сюда... Абсолютно ничего не прояснилось, все ходит и строит из себя мистическую аномалию. Где развитие то?
4. В первой трилогии мы хоть двигались по разнообразным локациям, здесь же подавляющее большинство событий происходит исключительно в кабинетах, больничных палатах, советских квартирках, коридорах и подъездах. Кругом унылый Город, серые здания, переулки и теснота бюрократии. Нет простора, нет разнообразия, нет фантазии, да и просто утомляет.
5. У героев нет никакой другой мотивации кроме как «он вдруг понял, что все не так». Т.е. персонаж жил-был, служил в НКВД годами, вел следствие, вешал/сажал/расстреливал и ВДРУГ ОН ПОНЯЛ! Тут же все бросает и начинает рыть под начальство. И так с каждым повторяется. Ну очень захватывает в 5-6 раз об этом внутреннем перерождении читать...
6. Возможно, причина в том, что все герои тут однообразные. Они похожи друг на друга как капли ВРТ. Все их реплики можно смело перемешать, и понимаешь, что любой из них может произнести любую и смысл не меняется. Все тут обиженные, униженные, преданные и обманутые. Ну, кроме Волкова, единственный персонаж, который хоть как-то гребет против местных трендов. Может, это и такая задумка, типа в СССР все были тупые, и только диссиденты похожи на людей, но воспринимается это как такое авторское скудоумие... Ибо он даже представить, походу, боится, как бы вело себя существо, неограниченное социальными нормами и законами физики. Уж точно не как типичный НКВД-шный «упырь» местного разлива. Да что уж, даже в загробном мире полно бюрократии, бессмысленных разговоров и потрясания должностными регалиями... Да, все по секретным документам...
7. Появилась шпионско-партизанская тема, абсолютно скучная и унылая даже в рамках этой трилогии. Какие-то бесполезные подростки занимаются непонятной деятельностью с непонятными целями. Что хотят? Зачем делают? Подготовки нет, ничего не знаю, зачем они тут??? Ждешь Борна, а не деле оказываются истерики «что же нам делать?», бегают, рвут волосы... Разве могут они быть заменой героям первой книги, на которых ссылаются? Конечно же нет!
8. Автор продолжает изливать свою обиду на коммунистов, это вот они, поганцы во всем виноваты, пили кровь рабочего люда и детьми заедали. Каждую среду черная месса и вызывание сотоны по субботам. И вот замучил он уже эту туфту пропихивать. Не знаю, где там жил автор, но при демонических коммунистах у нас были детские сады, школы, бесплатная медицина и образование. Зато вот сейчас вернулись благие капиталисты, и детские сады превратились в супермаркеты и парковки, больницы и поликлиники закрыли, а без денег тебе даже букварь никто не даст полистать. Наконец-то мы изгнали дьявольских слуг... вместе с культурой, космосом, наукой и надеждой на хоть что-то лучшее. И теперь у нас есть чебурнет, законы об оскорблении и уважении, суды за лайки и репосты. И пенсионная реформа. Валентинов, тебе так лучше стало?
Так что за разваливающийся сюжет, за продвижение тупорылых идей, за однотипных персонажей автор гордо получает «проходняк».
Barrell, 1 сентября 2015 г.
Перечитал спустя 15-ть лет — эмоции не изменились. Классика жанра «криптоистория». Вполне узнаваемый поклон Булгакову, эхом звучит Александр Беляев, что довольно ясно подчёркивает эпоху. Трагично, мистично, обречённо. Можно соглашаться — можно и поспорить. Но на то оно и литературое произведение.
ЧИТАТЬ.
glupec, 18 сентября 2014 г.
Жаль, что Валентинов не попытался написать о войне, ограничившись только бледным намёком на немецких шпионов в Крыму... «Владыка из черной тени», стоящий за спиной у фюрера, уже появлялся в других его романах (верней, там обозначалось его присутствие): вспомните — в «Ангеле Спартака» героиня тоже встречает Не-Людей, одетых в фашистскую форму. Столкновение Темного Мессии с Агасфером... ну, мы все помним, какая кровавая мясорубка произошла в нашей реальности. (Волкову, кстати, от этого только польза: будет где брать «сырье» для 33-го полка).
На сцене постепенно появляются и другие игроки, кроме семьи Косухиных: некто Флавий, он же Седой — старый большевик, искренне преданный тому, за что в 18-м году боролись, и именно поэтому — ненавидящий усатого Вождя.
(С другой стороны, если так вспомнить... были, были — со второй трилогии аж по четвертую — намеки, что Усатый в Кремле _не_ есть настоящий Иосиф Виссарионович. Странный «товарищ Чижиков», появляющийся на страницах 4-й книги; не менее странный — и, по-моему, слегка больной на голову — «Сапожник» из 8-го романа...
Кто же из них истинный Сталин? — спросите вы. Ответ может быть только один: как сказал тот же Флавий, все поддельные.
Глючно? Да. Но — не менее глючно, чем вообще вся наша история. И в реальности, и тем более — по Валентинову).
Словом, 2-я трилогия вся полна такими вот «кукишами» в сторону читателя. И это замечательно, т.к. заставляет нас самих думать, где автор издевается, а где — вполне серьезен. Путешествие Ники по потустороннему миру; странный, насквозь вымерший город, где единственные, кто видит ггероиню — старый священник и птицы-«психопомпы»... Вы что, действительно думаете — ув. автор так представляет себе ад?.. Нет, конечно. Это лишь _один_ из возможных вариантов ада. Точно так же, как в «Нам здесь жить» был _один_ из возможных вариантов Бога (ну, вы помните: в старой штормовке, с исчерканным листком на коленях, меняет историю штрихом карандаша...)
Смешать в один гремучий коктейль тех, кого — по всем стандартам религии — надо было бы считать бесами; и объявить, что либо все они — истинные Боги, либо наоборот (я уже цитировал выше, что говорит по этому поводу любимый герой Валентинова)... На это нужна недюжинная смелость.
Уж молчу про вызов, который А. В. бросает — ни больше, ни меньше — великой тени Булгакова. Оказывается, в «Мастере и Маргарите» нам не все рассказали до конца. На самом деле было чуть иначе...
Одним словом, мало не покажется. Смачная, «вкусная», по-своему красивая эклектика. Которая не воспринимается как таковая при первом прочтении — но все же это эклектика.
С другой стороны, оно и хорошо. Во 2-й трилогии время\пространство начинают закручиваться в безумную спираль, и читатель волей-неволей вынужден обмозговывать сюжет. Чем больше думаешь, кстати, тем больше понимаешь: нет, и в 1-м цикле (про Арцеулова и Косухина) отнюдь не все было так просто...
laughingbuddha, 9 января 2014 г.
Итак, вторая трилогия «знаковой», как сейчас модно говорить, опупеи Валентинова.
В общем-то автор молодец. Никаких неожиданностей. Группа поклонников, сформированная первой трилогией, может быть довольна — никаких новых сущностей в повествовании не появляется. Время действия — двадцать лет спустя, зловещий 37-й год. Главные герои — нквдшники и непонятные лично для меня подпольщики россыпью и вперемежку. Если бы не заданная исходными данными мрачная чертовщина, получился бы средненький шпионский боевичок на осточертевшую тему репрессий тому подобного. Однако мистика все-таки вытягивает повествование. Пересказывать не стану, но события в трилогии развиваются крайне любопытным образом, не вываливаясь, впрочем за общую сюжетную схему. В качестве дополнительной специи присутствует сам Михаил Булгаков, вплетенный в сюжет весьма и весьма занятным образом под очень прозрачным псевдонимом, и чертовщинка, составляющая костяк всей опупеи очень забавно увязывается с сюжетом «Мастера и Маргариты».
В целом — занятно. Если первая трилогия была откровенно жутковатой, хотя и несколько монотонной, эдакий мистический экшн, то вторая тяготеет скорее к детективному жанру. Жути немного меньше (или я просто к ней привык и уже не воспринимал ее как таковую?), дедукции немного больше. Часть загадок, унаследованных от первой трилогии, раскрывается, но автор тут же добавляет новых, чтобы у читателя не гасло желание взяться за следующую трилогию.
В общем — вполне на уровне, и кому понравилась первая трилогия, может смело приступать к продолжению.
coleebree, 2 августа 2012 г.
Вторая трилогия «Ока Силы», мне понравилась, пожалуй, даже больше первой. Здесь меньше лихости и удальства, география поуже, выразительные средства посдержаннее — полутона и оттенки — и притом роман намного более психологичный и глубокий. Его страшно читать, тяжело. Слог по прежнему легкий, язык прекрасный, но героям сопереживаешь настолько, что даже не хочется переворачивать страницу, потому что там за каждым поворотом опасность, безумие и гибель. И это чувствуется во всем — в атмосфере, в звуках, в деталях.
Андрей Валентинов вообще очень смелый писатель. Мало того что период, о котором он пишет, сложный и не каждый бы это потянул. Так он еще использовал мотивы «Мастера и Марграриты». Переосмыслил и обыграл его просто мастерски! Это высочайший класс.
Эпизод, где Ника отправляется в потусторонний мир бесподобен. Хотелось бы добавить по героям. Меня просто покорило то, насколько они романтичные и целостные. Сейчас такие почти не встречаются. Наверное, не модно.
Даже такому упырю, как Венцлав, Валентинов смог придать человечности. Что уж говорить о протагонистах Орфее, Нике. А еще особо хочу отметить Пустельгу и Ахилло, потому что знаю, как многие авторы плохо относятся к героям, работающим в спецслужбах. Очень хорошие и честные образы получились, без всяких перекосов.
Прекрасный роман, один из лучших в этом жанре. Получила большое удовольствие от чтения, роман оставил неизгладимое впечатление.
Kobold-wizard, 1 октября 2011 г.
Наступил 37 год. У власти суровый и таинственный товарищ Сталин. По Союзу творятся бесчинства НКВД товарища Ежова. Люди находятся в завороженном ступоре перед людьми с малиновыми петлицами. Трясутся музеи, трясется Дом на Набережной, трясется даже Большой Дом на Лубянке. В это тяжелое время живут научный работник Орловский, группа нквдешников во главе с майором Пустельгой и колония на далекой планете Тускула. Они и должны погрузиться в трясину научных разработок НКГБ...
В общем-то часть претензий к трилогии я уже изложил в valentinov_uk. К моему глубокому сожалению, текст из рамок криптоистории (рассказ о том, что по-настоящему было за кулисами известных событий) перешел в куда более растяжимые рамки «альтернативной истории». В последней можно в общем-то предполагать все что душеньке угодно, лишь бы там бегали человечки с бейджиками «И.В. Сталин», «Манштейн» и прочие. С ними рядом может соседствовать тайная раса ящеров(Лазарчук-Успенский со своей чудной трилогией), летающие тарелки(Тертлдав) или что покруче. Криптоистория подразумевает, что реальный учебник истории остается романным учебником истории, а изнанка может быть самой дикой (по-моему, чудесный пример — резунские исторические исследования).
Теперь об игре с Булгаковым. Собственно к ней вопросов практически нет. Разве что в реальности романа слабо верится в возможность создания «Мастера и Маргариты». То есть у нас есть роман, но не видно предпосылок, а у Валентинова выходит, видимо наоборот. Сомневаюсь, что Виктория так много успела рассказать Бертяеву, хотя многие прототипные моменты читались великолепно.
Пару слов о технической стороне романов. С одной стороны коль уж роман перешел из криптоистории в альтисторию, то претензии к космическим аппаратам и прочему вроде как неуместны. Однако, думаю, стоит упомянуть. Например, одним из сюжетообразующих предметов стал портативный бинокль ночного видения. Ну есть сейчас такая штука. Вот только в реальной истории в эти годы системы ночного видения были ни фига не портативными и требовали дополнительного инфракрасного прожектора. Вот вроде и мелочь, а скребануло. Ведь это не количество патронов в магазине винтовки Энфилда, которое мало кто помнит, а смешение эпох.
К предыдущей царапине примыкает и еще одна. Я чрезвычайно поражен образом Тускулы. Созданная Валентиновым картина не укладывается в моих мозгах. Намешать сразу:
1) полный отказ бело- и красногвардейства от вражды да еще и от пассивной жажды реванша;
2) совершенно непонятный мне колоссальный рост численности населения в колонии, а уж тем более колоссальный рывок в технологии.
3) отказ от русскости в сторону американизма или по меньшей мере мирового наследия. Все-таки эмиграция с их французской булкой плотно сидит в мозгах.
Все это привело к сильному желанию бросить чтение на второй книге, но-таки сдержался. Награды, правда, не последовало.
Итого: Вот и получился целых ворох претензий. Быть может, я что не так понял, буду рад обсудить. Трилогия имхо лишь читаема. Товарищи, кстати, предупреждали... Ни с идейной, ни с эстетической, ни с технической точки зрения я удовольствия не получил.
Собственно из всего текста симпатичным мне показался лишь Михаил Ахилло, который так и не поймал себя на мысли, что думает как «врага народа», а уж тем более не стал бежать от себя.
kira raiven, 8 декабря 2010 г.
Я читала книгу с интересом, но отдавала себе отчет в том, что читать тяжело. Как и в первой трилогии, Автор впечатляет умением погружаться в самые глубины исторических событий, открывая все новые детали и подробности происходящего у нас в стране в печально известную эпоху, эпоху правления Сталина.
Основные минусы — вязкость текста и картонность большинства действующих лиц. Согласна с отзывом kkk72.
В первой трилогии образ Косухина сильно оживлял повествование. Во второй — наиболее живыми оказались Орфей и Пустельга. Остальные как-то вообще не воспринимаются.
При этом книги безусловно атмосферны, они несут в себе грусть и определенную безысходность. Я не нахожу ничего оптимистичного в том, что героям разрешено думать, будто они победили, при том, что читатель с Автором в курсе обратного. Думаю, так это и должно быть, наверное, если общий смысл пессимистичен. Автор проявил себя человеком, легко перебрасывающим мячик правоты с одной стороны на другую.
При этом интерпретация причинно-следственных, скажем так, связей небезынтересна, но как-то не впечатляет. Не впечатляет просто потому, что реальность значительно страшнее.
Что впечатляет, так это то, что Автор решился поднять в фантастике именно эти периоды в жизни наших соотечественников. Я имею в виду — эпоху Гражданской войны и Сталинскую. Ему удалось умело вплести элементы сверхъестественного, летописи, раскопки, мифы в один из наиболее кровавых периодов в истории России, привлекая в союзники ссылки на любимые и признаваемые нами источники, создавая на разных уровнях восприятия атмосферу достоверности.
Для меня там было слишком много и затянуто из межведомственных распрей власть придержащих и карающих. Черный дом живет своей жизнью, но его описания также сильно затянуты, и при этом как-то не развиты до конца. Тускула воспринимается ну очень чужеродным элементом, настолько, что я считаю это откровенной неудачей Автора. Все трое прибывших — нежизнеспособные, бессвязно и нелогично действующие молодые люди-тускулианцы, которые больше напоминают пушечное мясо.
Сейчас пишу, а работающий в доме телевизор чередует музыку из балета Чайковского с информацией из архивов ГКЧП. Тревожненько, а куда деваться? Все рядом, но, к счастью, все же не так, как тогда. Видимо, именно благодаря этому чувству книга воспринимается в целом положительно.
Я благодарна Автору за то, что действие происходит там и тогда. Я рада знакомству с Орфеем и Пустельгой, и эти герои мне импонируют. Но я сожалею, что в книге есть много упрощений, а некоторые из тем были оставлены без развития. Труд, проделанный Автором, определенно заслуживает иного финального варианта, на мой взгляд.
Dentyst, 26 ноября 2010 г.
Достойное продолжение первой трилогии. По темпоритму повествование, конечно, несколько неторопливее предыдущей эпопеи. Ну и правильно — время действия не военное, а мирное, хоть и неспокойное. Тут со злом борются не кавалерийскими атаками, а медленным, но верным методом «капля камень точит». Отсюда и неторопливость и какая-то основательность что-ли. Тут уже не одни приключения сплошные и в нашем и в ненашем мирах — появляются рассуждения, рефлексии так свойственные русской интеллигенции.
Автор остаётся верен своему антисоветизму, последовательно и основательно показывая «звериное»(дьявольское) лицо большевистской власти. Снова правят бал упыри, зомби и прочая нечисть. И снова с ними вступают в борьбу теперь уже потомки героев первого «Ока».
Ну и нельзя не отметить, что Андрей Валентинов к своей фирменной фишке — криптоистории, добавил ещё одну, тоже нетрадиционную — криптолитературоведение. Теперь мы знаем, на каком материале был написан один из самых великих романов русской литературы ХХ века. Забавно получилось, но у меня (почитателя творчества М.А.Булгакова) такая трактовка написания «Мастера» не вызвала ни малейшего раздражения. В конце-концов, почему бы и нет?
Короче понравилось. Рекомендую к прочтению!
GoldenFox, 19 ноября 2009 г.
Вторую трилогию читала с солидным перерывом после первой. Может быть, это и хорошо: впечатления улеглись, ожидания сформировались. Оправдались ли – другой вопрос. Пожалуй, большей частью да: по-прежнему любопытно, что дальше; есть весьма интересные моменты и персонажи; стилистика практически безукоризненна, совершенно в духе времени. А в чем-то – увы, нет. И дело даже не в том, что здесь уже действуют совсем другие герои (за некоторыми исключениями), и не в том, что исчезла лихая жюльверновщина и головокружительные приключения: общая атмосфера второй трилогии диктуется временем действия и просто обязана быть иной. И в самом деле: стало меньше резких контрастов, меньше колоритных эпизодов, больше скрытого и тайного, яркие краски и благородная сепия первой трилогии сменяются нарочито неприметной серостью, затаившейся, прячущейся от чужих глаз. А что хотеть: тридцать седьмой на дворе, и страх стоит за спиной (за левым плечом!), готовый схватить за горло липкими холодными пальцами… Нет, все это как раз передано блистательно. А вот пробуксовки и подвисания стали более заметными. Пассажи «под Булгакова» тоже как-то не особенно глянулись – попытка то ли переосмыслить, то ли вольно пересказать «Мастера и Маргариту» на иной лад не удалась. ИМХО, естественно (Булгаков все равно лучше:wink2:)… Молодое поколение Тускулы, помешанное почему-то на всем американском (другого идеала не нашлось, что ли?), со всеми этими нелепыми «деловыми играми» и «демократическим образованием» – они такие чистенькие, такие правильные (на свой лад), «с идеалами», но в то же время одномерные, неинтересные, нелепые — этакие марионетки на веревочках (раз уж пошли напрашиваться сравнения, то Максим Каммерер, тоже весь из себя чистенький и правильный – а такой при этом живой и настоящий… Но это АБС, да…)… Зато господа товарищи из «органов» куда интересней получились: умные, цепкие – и неоднозначные. Хотя – может, автором так и задумано? Тогда – :appl:.
В целом же – все-таки хорошо, и весьма. Посмотрим, что будет в третьей части.
buba, 24 августа 2010 г.
Безумно понравились первые 2 трилогии, смесь приключений, фантастики, альтернативной истории. Герои все, и главные и второстепенные прописаны на ура, вообщем полное погружение. Побежал за третьей трилогией!:super: Посоветуйте пожалуйста что у Валентинова еще почитать (Тирмена уже читал), и желательно без Участия Олди (они мне не очень, сколько ни пытался)
Ladynelly, 14 января 2008 г.
Трилогия захватывает,, не меньше, а может даже и больше чем первая. Мастерски переданна атмосфера, страха и безисходност. Невольно задаешься вопросом: почему все же люди безропотно сносили побои и издевательства, почему давали себя арестовать? неужели они на что-то еще надеялись?
Начинаешь понимать какого Волкову и его команде: ведь нелегко жить прячась от света и ощущая вечный холод...
Но особенно зачаровывают цитаты, (просто не поднимается рука назвать это плагиатом) из изветного романа...
kkk72, 29 марта 2008 г.
Интересный цикл. В нем есть много заинтересовавших меня моментов. Во-первых, время действия. Немногие писатели заинтересовались столь сложным периодом истории, как вторая половина 1930-х годов, а Валентинов попытался объяснить происходящие события с неожиданной точки зрения. Во-вторых, сам сюжет — необычный, запутанный, с рядом очень интересных находок. В-третьих, очень понравились второстепенные персонажи. Особенно хороши Волков и различные реинкарнации Сталина. А вот главные герои слабоваты. Да и слишком многое автор позаимствовал у Булгакова, что произвело ощущение некой вторичности цикла. И все же прочесть его стоит, хотя он чуть-чуть и уступает первой трилогии.
baroni, 28 апреля 2007 г.
Наиболее интересная, продуманная и проработанная ьавтором часть трилогии. Неожиданные сюжетные ходы, персонажи, данные в развитии — все это позволяет сохранять интригу на протяжении всех трех книг. Безусловные удачи автора: «товарищ Иванов», Волков-Венцлав. Гораздо менее повезло посланцам Тускулыт (Чиф, Лу) — получились не живые, полноценные персонажи, а , скорее, куклы, манекены... На 2-ую часть трилогии оказали сильное влияние (в т.ч. и языковое) такие авторы, как Ю. Домбровский и М. Булгаков -особенно. Но роман от этого не проигрывает. «Игры с классиками» пошли Валентинову на пользу. Эпизод встречи Ники с Владыкой — тому пример. (да и вообще путешествие в старну мертвых — один из лучших эпизодов романа). Интересны также (хотя и в меньшей степени, чем внешняя интрига) авторские размышления о глубинной сути коммунистического зла.
Надежда, 6 августа 2007 г.
На мой взгляд первая трилогия посильнее. Как мне показалось, она более динамичная, там много событий, действий.. А вторая более спокойная, что ее совершенно не портит.