Владимир Баканов «Завещание Джеффри»
В сборнике представлены научно-фантастические произведения современных американских и английских писателей.
Читатель попадает в экзотические уголки нашей планеты, в иные, необычные миры, встречается с диковинными представителями флоры и фауны. Всем повестям и рассказам присущи острый динамичный сюжет и высокий эмоциональный накал.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 22 июня 2016 г.
На стыке эпох перед нашим читателем стали постепенно открываться ранее неизвестные горизонты зарубежной фантастики, цензура дала солидную трещину, и то, что раньше было нельзя, стало можно. Одной из первых ласточек стала антология «Завещание Джеффри», составителем которой является замечательный отечественный переводчик В.И. Баканов. Книга была выпущена солидным по современным меркам тиражом издательством «Мысль» в 1990 году, несмотря на мягкую обложку — это достойный кандидат в коллекцию каждого любителя фантастики. Среди авторов, чьи произведения вошли в состав антологии есть как звезды первой величины — Р. Шекли, Р. Желязны, Б. Шоу, так и менее известные в нашей стране авторы. Стоит отметить также хороший состав переводчиков, кроме составителя антологии здесь отметились И. Гурова, А. Корженевский и И. Можейко, более известный под псевдонимом К. Булычёв. Многие произведения антологии были изданы впервые, а некоторые вполне достойные рассказы впоследствии не переиздавались.
Вступительная статья принадлежит Э. Геворкяну, который обозначил общие темы антологии, отметил, что с падением Железного Занавеса наши читатели получили доступ к большому количеству ранее недоступной литературы, а данная антология — это попытка познакомить нас с наиболее интересными, ранее не издававшимися в книжном формате произведениями. Среди основных направлений представленных в антологии произведений можно выделить постапокалиптику, экофантастику, рассказы, поднимающие проблему первого контакта и преодоления связанной с этим ксенофобии. Нас ждёт путешествие на далёкие экзотические планеты, приключения в открытом космосе, некоторая мозаичность коллекции, по заверениям Геворкяна, идет сборнику только в плюс. Открывает антологию роман Р. Шекли «Хождения Джоэниса», который представляет автора в амплуа писателя-сатирика. Это первое издание произведения в нашей стране, в нем ещё отсутствует скандальная глава «Джоэнис в Москве», она будет напечатана в первом выпуске легендарного журнала «Если» через год, в 1991-ом. Не самый сильный роман Р. Шекли, на мой взгляд, но сам факт его публикации символичен.
Ещё одной вехой наступления нового времени стала публикация остросюжетной постапокалиптической повести Р. Желязны «Долина Проклятий». В советское время о подобном не стоило и мечтать, цензура рубила подобные опусы на корню, а ведь произведение просто великолепно. Однако раньше оно было обречено — «голливудщина», «похабщина», «ничему хорошему не учит», «герой-преступник» — всё это было возможно только «там», а не у нас. Всё течет, всё меняется, можно по-разному относиться к подобным произведениям, я, например, просто в восторге от такой литературы, а кто-то добровольно повторит все штампы советских цензоров, но самое главное — человек должен иметь право самостоятельно решать, определять личный круг чтения вне зависимости от политической конъюнктуры, одобрения окружающих и переменчивой моды. Уже только за подаренное ощущение свободы, когда издавалось порой такое, чего никогда не пропустят сейчас, хочется сказать тем ветрам перемен искреннее спасибо.
Продолжает постапокалиптическую тематику рассказ Дж. Типтри-мл. «Человек, который шёл домой» — после серьезной аварии в американской исследовательской лаборатории, случившейся в 1989 году, мир на долгие века погрузился в новую эпоху варварства. Перед нами последовательно рисуются этапы восстановления цивилизации, параллельно развивается сюжетная линия, объясняющая истинные причины катастрофы. Хороший синтез постапокалиптики и хронооперы, проникнутый легкой грустью и ненавязчивой философией. «Идеальная команда» Б. Шоу напомнила мне отличный рассказ Р. Шекли «Специалист» — начало строится по схожей схеме. Получивший серьезные повреждения во время космического путешествия корабль пришельцев делает короткую остановку на Земле, чтобы забрать на борт одного землянина. Главному герою обещано, что его вернут на родину после двухнедельного путешествия, а также достойно наградят, но сомнения, возникшие в ходе полета, заставляют героя прибегнуть к необдуманным мерам. Очень хорошо и экзотично прописаны образы пришельцев и их корабля, а также понравилось финальное объяснение автора — остроумно, но можно предугадать такой поворот.
Раньше мне казалось, что «Сбалансированная экология» Дж. Шмица — рассказ какой-то уж чересчур детский, но после очередного прочтения я всё-таки проникся атмосферой, для взрослых тоже вполне годится, напомнило некоторые рассказы Р. Янга по духу. Сюжет довольно простой — на далекой планете, уникальной наличием алмазных деревьев, находится семейная ферма главных героев. Богатый делец, не чурающийся грязных методов, пытается совершить, говоря современным языком, рейдерский захват фамильного предприятия, но сталкивается с непредвиденными сложностями. Качественный образец доброй, даже уютной экофантастики для семейного чтения, стоит отметить интересные описания необычного инопланетного биогеоценоза, в котором человек также может найти свое место. Рассказ «История с песчанкой» известен нашему читателю даже больше, чем его автор, К. Энвил. Действие происходит на Венере, информация подается в виде официальной бюрократической переписки. В центре сюжета история Сэма Мэтьюза, который сумел выжить в безводной пустыне и выйти к людям — история поднимает темы гибкости сознания учёных, трудности продвижения новых идей, идущих наперекор официальной науке. Финал у истории довольно жизненный, что добавляет дополнительное очко в копилку автора, которому удалось задеть, заинтересовать меня, как читателя.
Небольшой рассказик малоизвестной у нас писательницы Д. Писерчиа называется «Наваждение» — завязка довольно интересная, хоть и не слишком оригинальна — главный герой обнаруживает себя в незнакомом окружении и пытается определить кто он и где находится. Вся соль рассказа заключается в неожиданной ударной концовке — неплохая история, но при повторном прочтении сильных эмоций у меня не вызвала. А вот М. Коуни и его «Погонщики айсбергов» мне очень понравились, практически сразу я уловил, что именно этот рассказ стал источником вдохновения для повести Г. Гаррисона «Калифорнийский айсберг», написанной спустя 3 годе после «Погонщиков», и это редкий случай, когда переосмысление Гаррисона оказалось на порядок хуже оригинала — действие перенесено на Землю, сделан больший акцент на производственный характер, а также естественно выпилилась вся инопланетная экзотика, доставлявшая в рассказе Коуни. В оригинальной истории действие происходит в далёком будущем на планете Кантек — двое землян и местный абориген перегоняют айсберг, чтобы продать на местном рынке пресной воды, для перемещения используется гигантский ледяной червь — в общем-то несложный процесс осложняется наличием «конкурирующей фирмы», поэтому нам предстоит стать свидетелями гонки на время за денежным призом. Очень хорошие впечатления оставили экскурсы в ксенобиологию Кантека, образ гигантского снежного червя и сама цивилизация кантеков, которая так похожа на земную, образца XX столетия.
В заглавном рассказе антологии, принадлежащем перу Б. Кларка центральной является проблема контакта двух цивилизаций — землян и фуили, причем повествование ведется от лица инопланетянина, которого люди прозвали Джеффри. Здесь обрисовывается пропасть двух разных мировоззрений — люди всегда считали, что во Вселенной существуют иные носители разума, но проблема фуили в том, что они считают себя уникальными и не могут воспринимать людей как равных. Автор пытается найти точки соприкосновения, преодоления односторонней ксенофобии и это ему блестяще удается. Рассказ доступен только в составе данной антологии, хотя вещь вполне достойная. Завершает сборник ещё один рассказ Б. Шоу под названием «Амфитеатр». Действие происходит на далёкой планете Хассан-IV, куда прибывает молодая супружеская пара с целью заснять на плёнку проявления уникальной местной формы жизни — петраформов, а также по возможности раскрыть тайну исчезновения предыдущей съемочной группы. С точки зрения ксенобиологии рассказ довольно интересный, но лично меня оттолкнуло навязчивое продвижение автором своей точки зрения — по его мнению исследователь природы не должен занимать позицию стороннего наблюдателя, должен проявлять сострадание и активно вмешиваться в борьбу видов за существование. Понятно, что автор здесь пытается блеснуть гуманизмом, надавить на эмоции, но с точки зрения практики научных исследований такая позиция некорректна.
Если говорить в общем, то сборник оставил приятное впечатление — некоторые произведения встречались мне раньше, и здесь я получил шанс пересмотреть сложившееся в их отношении мнение, немало было хороших рассказов, которые я прочёл впервые. Все произведения сборника по-своему интересные, встречаются редкие произведения. Соглашусь с автором вступительной статьи — мозаичность здесь идёт на пользу, по крайней мере мне во время чтения скучно не было — постапокалиптика, иные миры, необычные формы жизни — в наличии фантазии большинству авторов не откажешь. По уровню материала антология получилась довольно ровной, хотелось бы особо отметить «Долину Проклятий» Р. Желязны, «Идеальную команду» Б. Шоу, хотя уверен, что у каждого читателя здесь будут свои фавориты, но рекомендовать эту книгу к прочтению, я думаю, стоит.