FantLab ru

Юлия Латынина «Нелюдь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Голосов:
194
Моя оценка:
-

подробнее

Нелюдь

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Эйрик ван Эрлик родился в раю. Он родился на планете, на которой мирно уживались друг с другом две расы, и так как разум другой расы был не похож на разум людей, в нем не было деления на твое и мое и не было деления на общество и государство. Но наследник Империи Людей затеял маленькую победоносную войну, чтобы освободить поселенцев Харита от власти тех, кого официальная пропаганда объявила чудовищами. И вот — через пятнадцать лет после конца войны — изгой получил возможность отомстить наследнику.

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 313

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3008 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 28%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


FantLab рекомендует:

Юлия Латынина «Нелюдь»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)

Нелюдь
2007 г.
Нелюдь
2009 г.
Нелюдь
2009 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый роман Ю. Латыниной написан на стыке нескольких жанров: это и научная фантастика со всеми прилагающимися атрибутами (боевые межпланетные корабли, «звездные десанты», разумные инопланетные нечеловеческие расы, строящие свою жизнь по совершенно иным, отличным от земных, законам), и остросюжетный политический триллер (заговоры, покушения, игры спецслужб), и историософское исследование о возможных путях развития цивилизации. Обнаружить в «Нелюди» параллели с современной российской действительностью несложно. Они практически лежат на поверхности: тотальная коррупция, национальный вопрос, взаимоотношения с соседними государствами (в частности, с Китаем). Но роман Латыниной совсем не политический памфлет, не художественная калька реальности. Латынину интересуют универсальные законы исторического развития, которые действенны и для древнего Китая, и для феодальной средневековой Европы, и для Галактической Империи далекого будущего. Недаром Латынина самым тщательным образом разрабатывает историографию своей вымышленной Империи, предлагая читателю взглянуть на ее исторический путь с совершенно различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Роман отличается непредсказуемыми изгибами сюжетной линии, герои постоянно меняют маски, появлясь перед читателем в новых, неожиданных ипостасях. Но лично меня в романе смутила именно его фантастическая линия: подробные описания боевых кораблей, какие-то скачки в гиперпространстве и прочие военно-технические подробности. Я не утверждаю, что это плохо написано, я просто констатирую тот прискорбный факт, что данная линия «Нелюди» показалась мне наименее интересной. А в целом -серьезный историософский роман об очередной попытке человечества найти выход из безнадежного цивилизационного тупика. Грустная, однако, получилась книга.

PS. Авторов аннотации к «Нелюди» рекомендуется уволить из издательства с «волчьим билетом» — без права дальнейшей работы, связанной с литературой.

Оценка: 7
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во–первых, дичь полная, вопиющая и невероятная.

Во-вторых, просто суперская книжка.

Сначала во-вторых. Исходя из репутации автора, ожидалось, что пламенный публицист и жесткий оппозиционер, забывший изящную и крутосваренную вейскую молодость, соорудит очередной памфлет про свинорылых федералов, замаскированных под имперцев, которые мучают почем зря хороших чеченцев и предпринимателей, обреченных жанра ради воплотиться в сияющих республиканцев, повстанцев и просто гуманных негуманоидов. И сама Латынина не упустила случая попускать зайчиков в глаза гранями репутации — с первой же страницы, на которой появляются чуть переименованные «Объединенные машиностроительные заводы», распил бюджетных денег со стрельбой и алчные чиновники. Ну и позднее логика «сгнившая метрополия – праведная колония» выдерживается с лютой последовательностью, отличающей, впрочем, не только тексты писательницы, но и 99% фантастических сюжетов про отношения метрополий с колониями.

Латынинский-то сюжет поначалу незамысловат. Пират ван Эрлик — предатель рода человеческого и его образцовый враг, вступивший в страшную межрасовую войну на чужой стороне. Впрочем, врагов уничтожили под корень довольно быстро, и теперь пират террористничает в одиночку. Нелюдь, одно слово. Ван Эрлика ловит гэбист Трастамара, потомок учредителя империи, блестящий оперативник, беспощадный к врагам рейха и их пособникам настолько, что тоже вполне заслуживает заглавную кличку. Трастамара перевербовывает злодея, берет его на короткий поводок и отправляет со спецзаданием, итогом которого должно стать окончательное обезвраживание человечества. И тут начинаются сюжетные перевертыши: злодеи оказываются зайчиками, потом опять злодеями, потом их сносят в компост, потом они возносятся и откусывают голову врагам, которые, в свою очередь, тоже оказываются зайчиками – ну и так далее. Возможно, я просто слишком плохо знаю сюжетную беллетристику – но большая часть акробатических этюдов показалась мне свежей и задорной настолько, что я готов назвать книгу лучшей в России фантастической книгой 2007 года.

Несмотря ни на что.

А посмотреть есть на что.

Приступим к «во-первых».

Техническая сторона книги по сравнению с тактической вышла дико натужной и раздутой. Есть у меня ощущение, что я знаю причину. В древнем интервью Юлия Латынина с восторгом отзывалась о фантазии Сергея Лукьяненко – вплоть до того, что подробно пересказывала устройство плоскостных мечей и еще каких-то изобретений из золотого периода писателя. Похоже, что давний восторг все эти годы не давал покоя Латыниной, с самого начала любившей коряво пересказывать технологию производства слябов или причины помпажа авиадвигателя на малых скоростях. И в «Нелюди» она решила наконец доказать, что и сама совсем не дурак напридумывать если не молекулярный меч или ударный излучатель «Шершень», то алмазную шрапнель на аммонитной основе, плавиковую кислоту в вакуолях чужака и прочие экзоскелеты с гравицаппами. Доказала, в принципе – и я с трудом, но вынес истины типа: «Напряженность силового поля падает обратно пропорционально кубу расстояния» (почему обратно? почему кубу – пропорция она и есть пропорция, туда хоть куб, хоть порядок закладывается без специальных уточнений?), «Над столом парил конус углей, в который гости клали ломтики сырого не то мяса, не то моллюсков; угли шипели, из шара стекал пьянящий ароматный сок» (какой шар, откуда?) или «После того, как действие препарата прекратится, высшая нервная система остается слишком часто пораженной» (то есть проблема в том, что слишком? например, через каждые полтора сантиметра? а если бы через каждые три, было бы проще?).

Ладно, я-то добрый, а вот злые кащениты, ославившие Юлия Латынину стрелками осциллографа, боюсь, пополнят список именных латынинских мемов выражением «непробиваемость траверзов», которым автор блеснула при описании космического корабля.

Зато красоты стиля я вынести не смог – и пару раз даже с рычанием отбрасывал книжку, наткнувшись на очередное «Принц Севир вскарабкался на ноги» или «лысеющие волосы» все того же Севира. Еще там был «мужчина с овсяными хлопьями волос», «просвечивали белые пелены снега», существовал «оскопленный взрывом куст» (страшно представить себе, что росло на нем до взрыва), а «от всей его фигуры исходило довольство и уверенность: довольство хорошей пищи, уверенность дорогого костюма и гладко выбритых щек».

С анатомией у Латыниной всегда были трудности – и она никогда их не боялась, а наоборот, знай наворачивала побольше да побольше портретных или описательных несуразиц с переборами. Успокоил меня только карандаш, которым я принялся обводить наиболее интригующие моменты (типа «шлепая белыми носочками по травке» — надо понимать, это были очень засаленные носочки и очень плотная трава). Обвел, забыл, читаешь дальше. Красота. Вот такая: «Казалось, у него исхудали не только кожа, но и кости. И только глаза его сверкали, как плазменный росчерк растаявшей в космосе боеголовки». Честно скажу, я немного видел растаявших в космосе боеголовок, но могу предположить, что если она уже растаяла, то и росчерк давно распался на ионы, нес па?

И вот тут мы добрались до самого главного. До глаз. Глаза героев всегда играли в творчестве Юлии Латыниной важнейшую роль, сопоставимую с ролью верхней губки у известной княгини. Герои Латыниной всегда делились на второстепенных, очи которых оставались незамеченными автором, и главных – их глаза обязательно удостаивались отдельного философического описания (глаза убийцы, цвета вскипевшего чая и т.д.). В «Нелюди» творческий метод развернут и расширен до предела: текст плотно выложен бисером геройских или негеройских глаз, для специалиста составляющих, видимо, какой-то замысловатый узор. Я неспециалист, потому туповато констатирую следующее.

У ван Эрлика глаза цвета вакуума, того же цвета, что и земля после плазменного удара, глаза убийцы, большие темные, а потом почти сразу внимательные черные, совершенно пустые, наконец, это просто-таки черные боеголовки глаз. Забавно, что Латынина постоянно забывает про куда более оригинальную примету пирата, у которого перебитая осколком бровь «с этого места шла вверх» — старательно придуманная отличительная черта в итоге поминается пару раз – при том, что внешность героя описывается с пугающей регулярностью.

У Трастамары глаза с характерным фиолетовым просверком, цвета стратосферы, чуть раскосые глаза цвета индиго, рентгеновские гляделки (потом уточняется, что это «свои рентгеновские гляделки», а не чужие чьи-нибудь), немигающие фиолетовые глаза, и венец образности: «фиолетовые глаза были теплыми, как жидкий азот».

Венец не может быть один: поэтому у одного из олигархов глаза цвета жидкого азота (а еще теплые, как вакуум, и просто холодные голубые).

У сына Трастамары глаза цвета арморпласта, серые, при этом юношу отличает холодный взгляд спецназовца или преступника.

У одного мальчика глаза сперва ониксовые, потом вдруг угольно-черные.

У принца Севира карие выкаченные глаза, потом почти прозрачные, тут же – маленькие, далее – жесткие карие навыкате (два раза, последний – с нездоровым блеском). Так что «полная мучнистая кожа с распухшими сосисками пальцев совершенно не бросалась в глаза – так тверд и отрешен был взгляд его чуть навыкате карих глаз».

Куда больше повезло адмиралу «с пронзительно-серыми глазами на лысой, как шар, голове». В романе полно инопланетян, но мало кто из них может похвастаться тем, что у него глаза находятся не в голове, а на голове – видимо, непосредственно на макушке. А адмирал, что характерно, человек (хотя, написав это, я что-то засомневался).

Также в романе упоминаются «карие, с нависшими бровями глаза – знаменитые карие глаза потомков Чеслава» (у императора), «глаза такие же пронзительные и спокойные, как глаза Севира» (у инопланетянина), «умные фасеточные глаза» (2 раза, у другого инопланетянина), «бледно-желтые глазки», они же «огромные желтые гляделки», они же «большие овалы глаз» (у третьего инопланетянина, одновременно являющегося первыми двумя – нет-нет, не спрашивайте, все равно не скажу).

В общем, это не вейский цикл, не «Изюбрь» и не Сазан на Кавказе. Это «Нелюдь».

Читайте. Завидуйте. И ждите новую фантастическую книжку Юлии Латыниной.

Лично я уже изнемогаю.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безнадежно тухлая коммерческая поделка с острым привкусом «Линии грез». Авторская позиция изощренно человеконенавистническая.

Редактор к тексту даже не притрагивался.

Оценка: 1
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Юлия Латынина — весьма незаурядный автор. Она смело экспериментирует с жанрами — от фэнтези до боевика, но всегда ее тексты написаны на высоком уровне. Отличительная особенность книг Латыниной — они всегда написаны очень умно и грамотно.

Новый роман Латыниной оставил довольно-таки двойственное впечатление. Автор при написании своих произведений уверенно движется вперед по хронологической шкале: от Вейской империи через современную Россию к далекому будущему человечества. Новый для себя жанр — космический боевик -Латынина осваивает довольно успешно. Описание будущего выглядит весьма мрачным, но достаточно реалистичным. Технические новинки описаны достаточно подробно и толково. Вообще, мир, созданный Латыниной, имеет очень много общего с миром «Линии грез» и «Императора иллюзий» Лукьяненко. С другой стороны, внимательно присмотревшись к экзотическим инопланетянам, узнаешь в них весьма знакомые типажи из предыдущих книг автора. Так, воинственные и свободолюбивые гигантские птицы барры по своему характеру — те же варвары из Вейского цикла или чеченцы и дагестанцы из ее современных боевиков. Хорошо вооруженные, но жадные и трусоватые спецназовцы будущего до боли напоминают описанных Латыниной русских солдат и офицеров на Кавказе, а, например, трусливые и никому не нужные крийны, способные только строчить доносы — типичные современные обыватели. Да и при всем космическом антураже, автор постоянно возвращается к одним и тем же идеям, иногда почти дословно воспроизводя цитаты из прошлых своих произведений. И все же, несмотря на то, что это произведение не кажется мне лучшим романом Латыниной, оно обладает многими безусловными достоинствами. Латынина, как всегда, пишет жестко, даже жестоко, но эта жесткость оправдана и не чрезмерна. Очень многие эпизоды действительно берут за душу и мало кого оставят равнодушными. Чрезвычайно динамичный сюжет легко увлекает читателя за собой. Сложные запутанные интриги плетутся всеми сторонами, и многие персонажи оказываются не теми, за кого себя выдают. Понять, на чьей же стороне правда, весьма непросто, ведь у каждого из главных героев она своя. Главный герой ван Эрлик — мятущаяся личность с необычными способностями — весьма узнаваемый для Латыниной образ. Но даже совсем второстепенные персонажи, например два барра — белый и черный, запоминаются надолго. В конце романа множество сюжетных линий обрываются на полуслове и нас явно ждет еще не одно продолжение. И на фоне всего этого почти незаметным кажется вопрос, по сути вынесенный автором в название романа — так кого же мы можем считать Человеком?

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь, что роман Ю.Латыниной «Нелюдь» я прочитал после долгого «воздержания» от НФ фантастики в общем и от космической, в частности, что , естественно, повлияло на впечатления от прочитанного. Огромные звездолеты с «массой покоя» сотни тысяч тонн, экзотические инопланетные расы, довольно занятное, хоть и временами спорное описание технологий будущего. Всё это было для меня интересно и даже в какой-то степени ново, т.к. из фантастики «новой волны», тем более отечественной, я прочитал весьма незначительное количество произведений. Глубже погружаясь в роман я начал понимать, что Латынина играет с читателем в какую-то странную игру, т.к. среди довольно красочных описаний межзвездных баталий, захватов межпланетных террористов, иных миров , ксеноморфов и пр., в романе постоянно вдалбливается мысль о несовершенстве и ограниченности человечества, которое , в свою очередь, позиционируется как главенствующая раса в галактике. Вот здесь я и готов добавить свою «ложку дегтя».

Итак, философия Латыниной, с одной стороны и не так проста , как кажется, но с другой, почти на каждой странице книги мы видим обличающие описания человеческой расы: как будто клонированные чиновники – коррупционеры, отличающиеся друг от друга только количеством эргталлеров, которые они взяли либо дали, а также масштабом мерзких поступков, начинают утомлять уже к середине романа. Тем более, что автор и не особенно использует большинство из этих типов в сюжетной линии, он просто водит читателя по огромному чудовищному паноптикуму, под названием «Империя», при этом читатель может задать вполне логичный вопрос: «Как такое количество пауков ужилось в одной банке ?». Более менее сложные интриги появляются только в конце, всё остальное – фарс на тему «Империя прогнила и окончательно погрузилась в грязь коррупции». Несколько странной получилась и экономическая модель. Идея о том, что налоги берутся только для того чтобы разорить или подчинить кого-то, выглядит очень натянутой, т.к. цивилизация, вышедшая в космос, должна иметь достаточно высокую финансовую ответственность, да и современный бизнес (и тем более бизнес будущего) вряд ли может основываться на переделе влияния различных царствующих семей, которые грызутся между собой. Я считаю, что это бы привело к такому экономическому коллапсу и техногенным катастрофам, что различные внешние враги даже бы и не понадобились. В общем, не убедительно.

Рассуждения о недостатках демократии и обличения тоталитарного строя для меня тоже показались не очень интересными, т.к. всё это уже обмусолено на сотни раз, пусть и не в таком фантастическом антураже.

Гораздо более интересными для меня показались мысли Латыниной о свойствах человечества и их сопоставлении с другими расами. Писателю удалось довольно неплохо показать разницу между человеческим и инопланетным разумом на примере харитов (особенно), а так же локров, барров и пр. Интересной выглядит теория о формировании мышления той или иной расы, мотивов поступков и поведенческих реакций, логики и даже математики. При этом, идею «безграничной космической толерантности», автор тоже вроде бы не защищает, весьма четко показывая её обратную сторону на примере войны человечества с инопланетными захватчиками.

Другой моей претензией к роману является то, что , на мой взгляд, он написан небрежно. Весьма талантливый автор придумал неплохой, пусть и неоднозначный сюжет, но подошел к написанию несколько сумбурно. Про некоторые ляпы здесь уже писали, но я считаю, что дело даже не в них, точнее, не только в них. Взять хотя бы ГГ. История Эйрика получилась весьма трагичной, но поначалу я даже не понял о ком идет речь. Какой-то злодей, враг империи, появился как черт из коробки и за ним начали гоняться все, кому не лень. Лично я по началу, не испытывал никакого сочувствия к главному герою и не в полной мере понимал его мотивы. Да, имперский негодяй разрушил его дом, уничтожил всю его семью – так с этого и надо начинать. История ГГ внятно описана в самом конце книги, но при этом очень кратко, как будто автор уже выработал «страничный ресурс». Мое мнение – раскрытие основной части этой истории в начале , более подробное, пусть в ущерб тому же описанию некоторых боев, сделало бы книгу куда более выигрышной. А так, получилось, что на множестве страниц ГГ предстает каким-то серым пятном, хотя есть у него и конфликт и весьма ярко выраженная мотивация.

Попытаюсь подвести итог.

Итак, что касается основных идей книги:

- человечество не совершенно, причем не совершенен ни либерально демократический строй, ни диктатура, ни, тем более, феодализм.

- история развивается по спирали;

-коррупция — мировое зло и причина почти всех бед;

-люди не могут эффективно управлять, т.к. сами не совершенны и подвержены порокам.

- толерантность – это блеф, психология людей, её отвергает в принципе.

-для того что бы решить свои проблемы, человечество должно слиться с другими расами, а лучше постичь вселенский разум.

В романе писатель вроде бы и дал возможность такого выбора. В жизни же , на эти темы можно философствовать до бесконечности, но так и не найти ответ. Банально, короче.

Вердикт: В основном банальные, но иногда интересные идеи и рассуждения, в хорошем НФ- антураже, сдобренные неплохой порцией экшена. . В общем, вполне читаемо. А т.к. , как концовку автор не «слил», и даже вполне «подтянул», на мой взгляд, интригу, пожалуй, один бал ещё и подкину.

Ps// Ну, и с современной Россией, описанную цивилизацию, считаю, лучше не сравнивать, иначе сразу возникнет вопрос: как может империя поддерживать работу таких сложнейших устройств (и даже ещё хоть что-то усовершенствовать), если современная Россия, похоже, скоро не сможет выпустить на орбиту даже простейший спутник. Но это уже совсем другая история, увы, весьма далекая от галактических империй …

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странное дело! Ни один из отзывов даже не задевает самое главное, о чем хотела сказать Юлия Латынина, замечательная писательница, специалист в области экономики и социологии.

А ведь она ПЕРВАЯ, кто поместил в космос Галактическую империю Людей, в которой социальное устройство в точности повторяет устройство современной России:super:

Насладитесь наконец-то не обычными тираниями и демократиями, не пародиями на средневековый уклад или посттехнологическое общество... а кондовой коррупцией и мерзостью родной власти во вселенском масштабе.

Почему-то оказывается — и достаточно правдоподобно — что атакованное чужаками человечество совершает вынужденный выбор и доверяет власть эдакому космическому сталину — императору Чеславу...

Победа над врагами и триумф человечества плавно переходит в тотальное загнивание и разложение общества, в котором любое проявление воли и чести возможно только в противостоянии с властями.

Массу этических, нравственных, социальных проблем, вмонтированных в небольшой роман, трудно было организовать структурно, поэтому и много однообразия в описательной части, отсутствует любая лирика, романтика и проч.

Однако те, кто знают фирменную латынинскую манеру письма, наверняка не удивятся. Они прощали Латыниной ее странноватые метафоры и пренебрежение сердечными делами героев прежде, простят и теперь.

Лично я от чтения «Нелюдя» получил огромное удовольствие.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный совершенно роман Юлии Латыниной. Язык в романе настолько тяжелый, что через каждую страницу я пробивался буквально с боем (и не в последнюю очередь именно поэтому я отметил в классификаторе книгу как «боевик» — боевик между автором и читателем :gigi:). Однако этот «бой» доставлял мне частенько истинное удовольствие. Сколько раз за книгу я попадался на изящные сюжетные финты Латыниной. Знаете, так футболист-профессионал играется с любителем — всякий раз, как тот бросается на мяч, профессионал успевает его увести в другое место. Так и с «Нелюдью» — только события чуть устаканились — бац, случается что-то невообразимое, сюжет летит в очередное пике и снова приходится переосмысливать все, что было раньше, чтобы хоть как-то за ним угнаться.

Ну и, конечно, социальный аспект романа. Тотальная коррупция, слежка спецслужб — даже в этом сверхфантастическом антураже, который выбрала для своей книги Латынина, можно без труда разглядеть нашу действительность.

Да, роман достаточно тяжел для восприятия — множество технических подробностей и рваный темп повествования накладывают свой отпечаток. Но это действительно классная социально-приключенческая фантастика, которая не даст заскучать и предоставит пищу для размышлений.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Причина успеха романа Юлии Латыниной кроется в удачном сплаве трех качеств, которые и по отдельности в состоянии привлечь внимание читателя.

Первое качество – динамика. У автора не в чести долгие предисловия, с первых страниц события разворачиваются стремительно и жестко, сразу же увлекая читателя за собой. Передышек и временных провалов ожидать не стоит. Такой ритм повествования более пристал качественному боевику, и даже в одной этой ипостаси роман Латыниной смотрится выигрышно. Подробные технические характеристики звездолетов и оружейных систем в данном контексте не выглядят столь уж чужеродным дополнением. Не неся практически никакой смысловой нагрузки, они тем не менее вносят свой вклад в становление атмосферы техногенного боевика.

Второе качество – отношение к обществу и окружающему миру. Лакировка действительности – это не почерк Латыниной, равно как и скромное умалчивание существующих проблем. Для описания пороков общества автором выбран тон донельзя обыденный и потому пугающий. При этом обыденность изложения сочетается с откровенностью и прямотой, что в совокупности дает впечатляющий эффект. В мире загнивающей империи такие явления, как всеобщая коррупция, давно стали общечеловеческой нормой. Неудивительно, что адепты существующей системы считают нелюдями тех, кто сохранил в себе хотя бы остатки честности.

Если первое качество еще может существовать само по себе, то в сочетании со вторым оно заставляет нас ожидать чего-то еще. И эти ожидания оправдываются: помимо отличной приключенческой составляющей «Нелюдь» содержит и пищу для размышлений. Иллюстрацией тому служит третье качество – острота и актуальность поставленных в романе проблем. Как выйти из тупика, в который зашла цивилизация? Можно ли что-то изменить в существующем положении вещей, не прибегая при этом к необоснованным фантастическим допущениям? И не придется ли заплатить за развитие непомерно высокую цену? Вечные вопросы. Никогда на них не удастся дать однозначные ответы, поэтому неоднозначен и сам роман, и его финал.

Однако неоднозначность не была бы столь явной, если бы автор ограничился рассмотрением только одной, пусть и главенствующей системы ценностей, а не представил взору читателя целую палитру. Обыграв тем самым название самого произведения! Сплав получился отменным, что уж говорить…

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Тяжеловатая (sic!) для прочтения и восприятия книга.

Для прочтения — потому что перегружена техническими терминами (или псевдотехническими, здесь я спорить не готова). Да, они создают ощущение реальности, убедительности, делают роман чрезвычайно «неженским»... но есть в этом и некоторый перебор, перекос и еще что-то пере-. Боевые сцены мешают воспринимать сюжет. Все эти с легкостью слетающие с плеч головы, выдавливаемые кишки, запекающаяся в броне плоть, — этого слишком много. Битвы, корабли, инопланетные расы ... это слишком дежурный набор классического космобоевика, не вызывающего уважения и интереса у интеллектуального (уж извините!) читателя.

Продравшись сквозь кровавые ошметки, обнаруживаешь и неожиданные повороты сюжета, и интересных героев, и очень непростую центральную идею, умную и важную. Вот ее-то и нелегко воспринять сразу: отчасти оттого, что антураж не настраивает на глубокие размышления, отчасти — да просто нелегко разобраться в своем собственном отношении к происходящему на страницах. «С кем вы, читатель?» Уж очень неблаговидно выглядят наши собратья по цивилизации... но и ксеноморфы как-то не слишком симпатичны...

Да и вообще, что же это за понятие теперь: человек? Что первично, био- и физиология или мозги, воспитание, восприятие действительности?

Есть о чем задуматься. Латыниной в очередной раз удалась сильная вещь. И осталось ощущение, что это не концовка истории...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странный какой-то роман. (Впрочем, сразу оговорюсь, что это — первый латынинский текст, кот. я смог дочитать до конца). Домучивая роман, мучился вопросом: А к чему это все? Ну, коррупция — это, несомненно, грустно. И что? Нет, автор от персонажа к персонажу продолжает показывать все новые образчики коррумпированности. А зачем?

Главный герой все время куда-то движется. А что им движет? Из романа совершенно неясно. С остальными персонажами и социальными концепциями вообще полный швах (чего стоит второе, насколько я понял, лицо секретной службы, совершенно не ориентирующееся в событиях недавнего прошлого: дедушка ему рассказывает о том, что слово «демократ» — это не ругательство; дорогая редакция, я с вас обалдеваю... крошка сын к отцу пришел).

«Технические подробности» сильно отдают компьютерной игрушкой. Это и прочие сюжетные элементы (прогнившая империя, вынужденный квест, молодой напарник, навязанный герою и т.п.) заставляют сравнить текст Латыниной с «орионовской» дилогией Лукьяненко («уж не пародия ли он?»). И в этом сравнении «Нелюдь», увы, не выигрывает.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Стоит ли читать «Нелюдь» Латыниной? – Да, стоит. Эта книга вас развлечёт, а все книги хороши, кроме скучных. Захочется ли вам её перечитывать? – Вряд ли. Про художественную ценность этой книги написано много в других больших отзывах, и тут я присоединюсь. Книга интересна своими идеями, за них и рекомендую её читать.

Про жанр книги.

Это не космо-опера. Несмотря на большое количество описаний кораблей и разворачивание действий в космосе – это не основа книги. Космических баталий в книге нет, а все описания космической техники не играют никакой роли для сюжета или героев. Их можно выкинуть – и книга ничего не потеряет. Даже легче читаться будет. Космос можно заменить на море, мегаполис или пост-апаокалиптическую пустыню – и от смены декорация для книги ничего не изменится. Единственное для чего пригодился космос – это особенность главного героя в финале. Но и это можно бы было решить иначе, например как Хайнлайн в «Двойной звезде».

Это не научная фантастика. Все технические термины, идеи и описания – только отвлечение внимания, на сюжет или героев они никак не влияют. Есть интересная идея по другому способу мышления инопланетян. Но она мало разработана, там было куда развивать идею и вокруг неё бы строить роман – тогда это была бы твёрдая НФ. Но идея прикручена в конце романа и к самому роману относится как deus ex maсhina.

Что же за жанр у романа? По-моему это то – политический триллер с элементами боевика и нуара. Космо-опера и НФ в этом романе – обёртка, упаковка которая должна помочь продать товар, выделить его на полке среди однотипных конкурентов. После покупки упаковку снимают и выбрасывают. В этом случае упаковка должна была привлечь молодёж, поэтому роман и был замаскирован под фантастику.

Итак, что же у нас под обёрткой? А тут у нас захватывающий сюжет с неожиданными поворотами, сплошь отрицательные герои, динамично развивающийся сюжет, схватки и бои – всё есть, всё на месте, всё интересно. Есть даже фирменная мораль Латыниной о демократии и тоталитаризме, о их влиянии на развитие науки, техники и этики общества.

В чём ценность для любителей фантастики? Ценность в двух идеях.

Во многих фантастических романах человечество в будущем живёт в империях. И во многих или империи уже погибли, или идут к гибели. Например, это в «Основаниях» Азимова или в «Звёздных королях» Гамильтона, ну или даже в «Warhammer 40k». Но нигде не показано как империи появились и почему они погибли. Тут описан один вариант, как человечество из современной, демократической формы управления обществом вернулось в имперскую форму после выхода в космос. Идея вероятная, поэтому интересная: «Природа не храм, и даже не мастерская. Природа – тир, и стрелять в нём нужно на поражение» (х/ф «ДМБ»).

Также тут показано как такие общества распадаются, что гражданская война или нашествие инопланетян для звёздных империй человечества – это просто эвтаназия для смертельно больного организма общества. Они уже ничего не решают. Таким, например, мог бы быть конец Империи человечества Азимова. Это неявно описывается в некоторых книгах по «Warhammer 40k» , но Латынина эту ситуацию описывает чётко, ярко, понятно – поэтому интересно.

Итак, что имеем в итоге? Перед нами интересный для любителей фантастики политический триллер в яркой фантастической обёртке. Захватывающий сюжет, но слабое художественное исполнение. Хотя, ради поднятых идей, нужно прочитать. Как говорилось в х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»: «Боярыня устами красна, бровьми – союзна, чё те ещё надо, собака?» Женись, ну то есть – читай!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга, которую я бы сравнила разве что с «Обитаемым островом» Стругацких. Только если у Стругацких мы лишь в конце обнаруживаем, что не все вещи по сути такие, какими кажутся, то у Латыниной, как и в жизни, приходится тысячу раз посмотреть на одни и те же события с разных точек зрения. И вдруг оказывается, что и у этой стороны есть своя правда, и у этой, и у той, третьей, тоже. И то, что вначале казалось злой иронией, вдруг оборачивается горькой правдой, а кажущееся злодейство оказывается подвигом. При этом книга замечательна тем, что сложнейшая и интереснейшая философия сочетается с динамичным и увлекательным сюжетом; от чтения невозможно оторваться.

И, конечно, невозможно забыть этих красивых людей (и нелюдей), образы которых создала Латынина, ни с чем не спутаешь ее невероятные сравнения.

Я бы не сказала, что сюжетные линии в конце обрываются. Мне это произведение представляется вполне законченным, хотя вариации на тему, конечно, могли бы иметь место.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу, что не читал не Лукьяненко, с романами которого сравнивают «Нелюдь», ни других романов самой Юлии. Поэтому скажу так:саму книгу читать мне было интересно, вот не зню чем особо, но интересно. Возможно оттого, что в небольшом томе уложилось так много всего: и планет, и инопланетян, и приключений. Однако с другой стороны, эта самая «многость» всего тоже является недостатком, но не критичным по мне как.

Гораздо хуже для меня стало другое: вот что мне точно напомнил роман, так это цикл «Билл — Герой Галлактики» небезызвестного автора). Но вот там вся этакоррупция, тупые военные и вообще все, что тварилась в той Империи было описано со стебеом и сатирой, смеясь. В романе же Латыниной все было чересчур серъезно: она ведь без смеха описывала убожество всей системы Имперрии и людей, ее населяющих. Такого человеконенавистничества мне давно не попадалось, а псевдоумные размышления о том, что мол, «Империя и держиться на предательстве всех и вся людей» вообще не катят ни в какие ворота! Кака раз таки все эти Империи , Федерации держаться на немногих честных людях (хотя я и нескажу, что совсем уж немногих. Неправда. Хватает их). Но если судить из текста, то вообще у Юлии нет ни одного нормального человека: все только и воруют, и доносят друг на друга! Бред какой-то(

Поэтому историю, приключения, насыщенность ставлю в «плюс»,а вот все остальное, и эта самая вопиющая человеконенавистичество и чрезмерная либеральность пойдут в «минус». Итого:

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне — ну вообще очень сильно понравилось. Читал, почти не отрываясь.

Полагаю, единственный известный мне экземпляр фантастического произведения, иносказательно, но в крайне циничной форме затрагивающий наиболее болезненные проблемы социума.

Возможно пристрастен, потому как Латынина сильно нравится.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сольный фантастический роман вне Вейского цикла избыточен даже и по масштабам Латыниной: потоки крови, отрубленные руки, термоядерные удары, смешение планет и рас. Предъявлять Ю.Л. претензии по части вкуса и меры последнее дело – чего нет, того не отнять – но в «Нелюди» фееричность сюжетных поворотов делает персонажей совсем картонными, а боевые завихрения взаимозаменяемыми и малоинтересными. Архифабульный роман, сюжет несется как на американских горках. Почти нет фирменного юмора и публицистических рассуждений о несовершенстве социального устройства. По- моему, очень уступает любому роману замечательного Вейского цикла.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх