FantLab ru

Роберт Джексон Беннетт «Город лестниц»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Голосов:
597
Моя оценка:
-

подробнее

Город лестниц

City of Stairs

Роман, год; цикл «Божественные города»

Аннотация:

Когда-то Божества правили Континентом, а значит, и всем миром, Сайпур же был всего лишь угнетенной колонией, лишенной божественной благодати. Но в отсутствие чудес сайпурцы пошли по технологическому пути развития и в результате не только свергли континентальную власть, но и убили почти всех Божеств, погрузив материк в хаос. Все, сотворенное Божествами, исчезло, города лежат в руинах, местным жителям запрещают изучать собственную историю и отправлять религиозные ритуалы. Когда в Мирграде, столице Континента, при таинственных обстоятельствах погибает сайпурский историк, который исследовал местные легенды, в город приезжает Шара Тивани. Официально она лишь обычный культурный посол, а на самом деле один из самых опытных шпионов Сайпура. Ее задача — найти убийцу, но вскоре она понимает, что ставки в этом деле высоки как никогда, что в Мирграде все не то, чем кажется. Здесь водятся настоящие чудовища, царят заговоры, верить нельзя даже своим, а сведения о смерти Божеств, кажется, сильно преувеличены.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Фэнтези года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книга года

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Фэнтези (8 713 голосов)

номинант
Локус / Locus Award, 2015 // Роман фэнтези

номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2015 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2015 // Роман — Премия им. Роберта Холдстока (лучший фэнтези роман)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Город лестниц
2017 г.

Издания на иностранных языках:

City of Stairs
2014 г.
(английский)
City of Stairs
2014 г.
(английский)
City of Stairs
2015 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Главный минус романа напомнил мне «Архив Буресвета» Сандерсона — вот вроде бы читаешь хорошую книгу, а потом начинается какой-то киношный сюжет голливудского боевика. Хуже всего в «Городе» ванильный финал — он будто целиком вырезан из дорого фантастического боевика. Страшная трагедия, лишенная трагичности. Ритуальная слезодавильная жертва при выживании всех остальных персонажей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Воханнес Вотров

Даже масштабная битва с превосходящим врагом сделана по канонам — без бойни, резни и прочего массового кровопролития. Жертв, конечно, много, но нам их старательно не показывают. Ну, вы в курсе: в каком-нибудь фильме зрителю демонстрируют разрушаемый пришельцами небоскреб и взорванные машины, но трупов на экране нет. Даже враги умирают красочно и красиво.

Однако до финальной битвы и после нее книга хороша. Герои, конечно, могли бы быть и поинтереснее, но зато они не вызывают раздражения и не портят впечатление, создаваемого двумя главными достоинствами романа — собственно Мирградом и историей. Город изображен интересно. Он стал бы лучше, добавь автор в него чуть-чуть сюра и гримдарка, но и так вышло толково.

А вот с историей мира все просто замечательно. До Эриксона и Макдевита Беннетт не дотягивает, но из воспоминаний, легенд, документов и своевременных откровений создает красивую, живую и важную картину исторических событий. Что особенно приятно, он не пихает в текст куски флэшбека о легендарных временах, никаких галлюцинирующих персонажей, которые переносятся в прошлое и своими призрачными глазами наблюдают богов и героев.

Еще у текста какой-то странный перевод. Мне лень выяснять, правда ли у автора герои постоянно «бурно» блюют и как в оригинале звучало регулярное «ох, батюшки», но впечатление это портило.

Если бы Беннетт не следовал нормам киношных блокбастеров, то получился бы потрясающий роман (история каджа наглядно показывает, какой крутой могла быть вся книга). Но он написал просто хорошую фэнтези, что тоже немало.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Причудливый узор восточных ковров имеет свои законы, традиции и клише.

Роман Р. Дж. Беннетта удовлетворяет всем требованиям классического фэнтази + киберпанк (немного…) И узор его «ковра» достаточно зауряден, НО в кокой-то момент (ближе к середине книги) читатель (я конкретно) начинает видеть странные затейливые образы среди знакомого антуража, изменяющие и украшающие обыденное фэнтази-зрелище (чтиво). Сюжет набирает обороты и его явно заносит. Заносит в нечто оригинальное, возможно тут многие лаборанты не согласятся со мной. Роман заставляет думать и думать на очень ОБЪЕМНЫЕ темы.

К концу книги начинают рушиться декорации, все достаточно освоенное и уютное пространство действия меняется. И буквально все герои или многие из них становятся совсем….

Но я умолкаю и не стану спойлерить, потому что книга держит внимание до САМОГО ФИНАЛА.

Не хочу портить впечатление тем, кто заинтересуется.

Мощная вещь!

В свое время я прочел <…> и запал. Запал надолго. (Опять из личного)

PS: Эту книгу посоветовал прочесть Олег Ладыженский (из Г.Л. Олди) для продвинутых +100 к карме.

Благодарю Олега Семеновича (заодно Роберта Джексона Беннетта) и буду читать ПРОДОЛЖЕНИЕ…

Особо отмечу перевод М. Осиповой. Это прекрасная профессиональная работа. Благодарность и низкий поклон за адаптацию сложного текста для обычного читателя.

ЭТО ДОРОГОГО СТОИТ.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая книга. Сеттинг, а по русски говоря, придуманный мир нестандартен и забавен. Забавен русскими фамилиями диких бородатых аборигенов, которые все никак не перестанут верить в своих богов. Забавен оккупантами-«шалотниками», которым как автор не старается придать азиатские черты, но из под них выглядывают идеальные англосаксы, которые толлерантны, доброжелательны к «туземцам» (что, однако, не мешает их держать в ежовых рукавицах) и желают оккупированым добра и только добра, естественно.

Англосаксонская правда в итоге оказывается доброй и хорошей. Ну, а как иначе? Так автор видит. Пусть видит. :))

Сюжет неплохой, хотя и немного затянутый, герои правдоподобные, хотя и немного «засвеченные». Ну, короче, все они уже где-то встречались. Система богов, довольно обыденна, но мила. Ружье для убийства бога не ново, но здесь играет. Но вообще, кто я такой, чтобы обсуждать богов? :)))

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как же это сложно читать. Наверное, должно понравиться любителям бесконечных описаний, когда герою не позволяют и рта открыть, пока не испишут пару страниц его биографии и не подсчитают количество волос в носу. Но я просто отключался — так мало настоящих действий происходит, и так много воды между ними. Если бы еще это была какая интересная и оригинальная информация, с философией, с размышлениями, но это просто жевание одних и тех же слов. Скучно и нудно. Я просто не понимаю, зачем все это писать и тем более читать!

Да и еще все происходит в настоящем времени. И к этому нужно привыкать. «Она думает, что» «она открывает дверь» Это что? Сценарий недофильма передо мной? Тогда зачем столько воды?

Тяжелая книга, не сказать что не интересная, но манера изложения отталкивающая. Как старый аккумулятор — вот он вроде еще и работает, и не выкинешь, но сила тока слабовата, да и емкость уже не та. Мужики поймут.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приключения группы истеричек (включая громилу-северянина), представленные текстом в настоящем времени. Главная героиня не выходит из спазматического состояния, периодически сотрясаемая приступами рвоты... Поступки персонажей, их мысли и диалоги чрезмерно эмоциональны.

Неубедительно. Неинтересно. Неправдоподобно.

Господа, написавшие хвалебные отзывы этому произведению, вы это серьезно?)

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почему: достаточное свежий роман городского фэнтези с неплохими отзывами. Дополнительной причиной послужил выход на русском второго тома трилогии. Хотя, если третьего романа придётся ждать ещё два года, я уже всё забуду. Награды и номинации на премии.

В итоге: очень медленное и неспешное погружение в проработанный, возможно даже излишне проработанный, мир.

Есть Континент и островной Сейпур. Долгое время Континент при помощи Божеств держал в рабстве сейпурцев. Потом те научились убивать Божеств и завоевали Континент.

Образ Континента списан с России — у всех континентцев славянские имена и фамилии. Сейпур — некая усреднённая индо-пакистано-малазийская островная страна, где жители смуглы и носят тюрбаны.

Пишут, что это городское фэнтези... Ну как фэнтези — чудесное поначалу остаётся в основном за кадром. Перед нами типичный аналог девятнадцатого века Земли, развитый стимпанк с паровыми поездами, авто, винтовками и телеграфом.

Немного модного матриархата, немного намёков на политкорректную бисексуальность, немного детектива, где тебе не дают пошевелить мозгами, так как не говорят всех вводных и не знакомят со всеми реалиями сразу.

Так получилось, что я начал читать «Город лестниц» сразу после прочтения одного из политический триллеров Ладлэма. Так вот чего в «Городе лестниц» с избытком — политических интриг и игр спецслужб. Автор местами явно вдохновлялся деятельностью ЦРУ и ФБР, а также «Секретными материалами» и «Хранилищем 13» — немаловажную роль в сюжете играет сверхзасекреченный Запретный Склад.

Сравнивают с Сандерсоном. Ну чем-то похоже — к счастью, чуть менее графомански-подробно, чем у Сандерсона — это плюс; но чуть менее захватывающий мир и герои — это минус.

По окончании первой четверти началось то, что я называю «балом Наташи Ростовой» — неизбежные в любой книге с девушкой в главных героях балы-приёмы со сплетнями, кулуарными разговорами и непременным нападением злодеев в конце. Согласен, вводить персонажей и рассказывать про мир в сцене светского приёма очень удобно, но как же это раздражает.

К середине тома я решил ввести мораторий на чтение иностранных авторов на ближайшие месяцы. По крайней мере, новых и не известных мне авторов.

К счастью, в последней трети Беннетт реабилитировался — появился экшн, распахнулся завес над, в общем-то, предсказуемыми тайнами.

Роман действительно написан как синглтон и не предусматривал продолжения, но на волне интереса Беннетт решил наваять трилогию. Даже наверное буду читать второй том.

А ещё в «Городе лестниц» пьют чай! Много чая! Почти также много, как на страницах романов Энн Леки! Забавно — феминизм и чаепитие идут рука об руку.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошо. Свежий, неизбитый сеттинг, хорошо прописанные герои, захватывающий сюжет: все на высшем уровне.

Да, есть некая изюминка в благородных индусах, цивилизующих большую страну жителей со славянскими фамилиями. Но иногда банан это просто банан.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу я откладывал долго, о чем сейчас очень жалею. Книга вышла очень хорошей, динамичной, с интересным сеттингом и героями. Но обо всем по порядку:

В книге присутствуют: отличный мир, интересная магическая система, приятный язык автора, прописанные герои (кстати, ровно к половине книги мы знаем о прошлом главной героини все, что нужно, что является безусловным плюсом, ведь когда начинается главное действие, мы уже её понимаем) и что лично для меня крайне важно, к концу книги, мы получаем ответы почти на все вопросы о мире и героях, которые могли возникнуть по мере прочтения.

Сюжет хоть и не блещет оригинальностью, в совокупности всего сказанного захватывает вас с головой. В нем имеются как и очевидные с самого начала повороты, так и такие, подсказки к которым вам дают по сюжету, но догадаться до них не так просто.

Хоть о выходе продолжения на русском нигде не слышно, роман отлично функционирует как самостоятельное произведение, оставляя мало вопросов после себя.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Двоякое ощущение: с одной стороны, написано очень хорошо — живо так, эмоционально, диалоги живые, сюжет летит, нигде не пробуксовывает. С другой стороны — смыслы, которые вложены в произведение.

1. Очередной раз обмусоливается сюжет убийства богов. Ницше констатировал этот факт в 1882 году, а в книге он пережёвывается, как современный. Показательно, что богов всё же не убили: во-первых, несколько выжили и их убивают в конце книги, во-вторых, книга заканчивается разговором с богиней, кот. самоудалилась, и, в таком качестве, приемлема для мира и сюжета.

2. Главная героиня кажется милой и правильной, но в жизни (а образ максимально жизненнен!) это — неприятная женщина. Чтобы уберечь свою героиню от естественных жизненных тумаков, автор даёт ей в спутники убер-бойца с читом на immortal. Товарищ Зигфрид (с исковерканным именем) убивает всех и вся, а сам отделывается глубокими шрамами и ушибами, которые, как известно, красят мужчину. Одновременно он не делает в адрес госпожи сексуальных поползновений. Ну это понятно исходя из внешности госпожи, но в итоге порождает флёр вседозволенности вокруг главной героини, которая может идти куда угодно и делать что угодно (но оставаясь в пределах Континента) и ей за это ничего не будет.

Когда я читал, перед глазами вместо парочки Шара-Сигруд стояли зайка из Зверополиса и Джек-потрошитель. Джек (Сигруд) защищает баловство зайки (Шары).

3. Напомните мне, сколько есть отечественных фантастических произведений, в которых прослеживается ономастика отрицательных героев с западными именами, а положительных — с нашими? А вот они не стесняются такое делать, только наоборот. Что поделать? Ну вот культура у них такая.

4. Название должно запутывать читателя, и потому лестницы в романе не фигурируют никак, кроме изредка (раз 5 на роман) вспоминаемых декораций. Сюжетной и иной нагрузки они не несут.

5. Роман написан живым, образным языком, с довольно лихим сюжетом, которые компенсируют недоработки характеров героев. Но появление Главного Злодея в конце заставило меня сделать фейспалм и пролистывать страницы, посвящённые злодею быстро и сквозь пальцы. Что это — банальное нежелаение доработать сюжет до конца?

6. Бывают романы, написанные много хуже, но которые оставляют приятное послевкусие — от мира, от сюжета, от героев вообще. Этот оставил раздражение, которое и выливается на читающего данный отзыв.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данная книга — это смесь типичного романа Сандерсона с духом Гарри Поттера и славянским колоритом. Забавно, конечно, но как-то я особо не проникся. И вроде придраться особо даже не к чему — персонажи живенькие, прекрасный стиль, сюжет интересный, а сеттинг и вовсе дичь та еще — мало где такое встретишь. Ну вот все в этой книге есть, но... не цепляет. Не хватает какого-то надрыва, всамделишности. Реально автор смог вовлечь меня в историю только на моменте битвы с кракеном. Эх, если бы вся книга была такой! А так... просто неплохо. Очень ровное произведение от начала и до конца.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это очень хорошая книга. Глубокая, умная, эмоциональная. Сюжет выстроен от и до, причем это сюжет, а не то, что сейчас принято называть сюжетом. Герои живые, противоречивые, многоплановые. Отдельное спасибо переводчице и редактору – Марина Осипова, она же Ксения Медведевич, и Наталия Осояну.

Тираж: 2500 экз. И это ничего не говорит о качестве книги, но многое говорит о нашем времени перемен.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот есть такие книги, в которые влюбляешься с первых же страниц, а с определенного момента понимаешь, что это – весьма вероятный кандидат на звание личной Книги Года. С «Городом лестниц», во всяком случае, так и произошло – еще не прочитав и половины увесистого томика, я уже был уверен, что ничего лучше с начала года не читал, настолько меня покорили и стиль автора, и местные герои, и главное – сам волшебный мир вокруг. Книга-восторг! Интереснейший Мир(град), цепляющий язык, который вообще трудно назвать переводческим или адаптированным, впечатление, что писалось на русском, нет-нет – да и возникало; отменная интрига в повествовании, благодаря которой я за два дня заглотил немаленький том на ~600 страниц, уйма ярких сцен, пара динамичных экшен-вставок, интересные монстры и сама их подача как некоего божественного чуда-создания, шикарная концепция про «умерших-убитых» богов (у Сандерсона подобное было, но без таких ярких подробностей) и «двойной город» (у Мьевилля и Хардинг подобное было, но если не хуже, то точно скучнее), куча отличных вставок из хроник и дневников (обожаю подобный прием), а также списочки интересных артефактов, обладающих разными силами. В общем, сплошной фап-фап-фап-фап-фап – одно это фапанье, производимое монстром, шик же! – у меня данный фэнтези-мифологический детектив вызвал только восторг и желание поскорее заиметь и саму книгу на полочке, и ждать уже написанное продолжение, которого, и это обидно, может не быть на русском. «Город лестниц» точно войдет в лучшее из прочитанного за год, а продолжения – уже одни из самых ожидаемых наряду с новыми произведениями Сандерсона и прочих любимых авторов.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Фентези, кажется, сейчас на подъеме (по крайней мере, англоязычное) — каждый год выходит несколько крайне любопытных новинок, привлекающих внимание нестандартным сеттингом, космологией или оригинальной магической системой вкупе с внятным и интересным сюжетом. И Роберт Джексон Беннет в этом ряду среди разных сандерсонов, мьевиллей, скальци и новиков уверенно занимает заметное место.

По сути это политический триллер, довольно неплохо смешанный с фентези. Поначалу фентези идет здесь не более чем фоном, однако чем дальше, тем больше этот фон властно вторгается в происходящее, определяя события, и тем сложнее его игнорировать.

Дело примерно вот в чем: есть некий Континент, на котором обитали Божества, благодаря им здесь не работали привычные законы физики — везде магия, колдунство, жрецы всякие, чудеса и тому подобное. Континент этот держал в черном теле свою колонию, Сайпур, но в какой-то момент (75 лет назад) нашелся герой, убил всех Божеств, и в разразившемся хаосе колония захватила свою бывшую метрополию. Магия ушла, забрав с собой половину всего построенного и хороший климат, масса людей погибла, страна обнищала. На этом фоне происходят заказные убийства, политические танцы, борьба за власть в одном отдельно взятом городе, поднимают голову националисты, а поскольку некоторые фрагменты божественного все-таки кое-где у нас порой еще работают, то ситуация осложняется до предела. По всем законам жанра, в столице Континента, городе Буликов, убивают крупного сайпурского ученого и сюда прибывает крутой следователь с дедлайном на раскрытие преступления.

Автор удачно выписывает напряжение расследования, при чем заметно, что он подчиняется собственным правилам, а не пытается подгонять их под сюжет — то есть события соответствуют как космогонии, так и элементарной логике. Очень неожиданные повороты сюжета, переосмысливающие традиционную историю взаимоотношений Сайпура и Континента, его жителей и Божеств; хотя, конечно, часть этих поворотов была если не предсказуемой, то напрашивающейся — личность главзлодея, например, вычисляется довольно легко.

Первый десяток страниц я поджимал губы и думал фе, этому способствовали авторские выкрутасы в ономастике (использование индийских, славянских и скандинавских имен — идея крайне неудачная, ибо это тащит за собой ненужные и сбивающие с толку культурные и политические аллюзии), прорывавшиеся штампы в описании персонажей и какой-то стремное смешение жанров, но довольно быстро завертелось так ловко и завлекательно, что стало не оторваться. Несмотря на то, что некоторые сцены описаны то из рук вон плохо, то клишировано, и то, что стиль у автора иногда страшно корявый, книжка весьма захватывающая и с множеством оригинальных находок. Здесь очень неплохие диалоги (а некоторые так просто отличные), богато прописанная и потихоньку раскрываемая мифология, общественные и личные скелеты в шкафах. Весьма качественное, очень неглупое фентези (хоть и не без косяков), которое я бы даже порекомендовал тем, кто любит этот жанр.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Необычно — эта мысль крутилась у меня в голове почти все время, пока я читала книгу. Описанный автором мир был может и не супер-пупер нов и неповторим, но все-таки был необычен, поэтому я «разглядывала» все окружающее, а не «пробегала мимо», едва мазнув взглядом, так как встречала это уже в сотнях других книг. У этого мира богатая предыстория. Когда-то в нем жили боги, они покровительствовали одним и не обращали внимания на других. Естественно, что одни люди из-за большой любви между людьми не было, и процветали отношения аля «господа-рабы». И совершенно логично, что однажды накал недовольства угнетаемой части населения достиг предела, что вылилось в кровавые бои. Боги были убиты, а все блага, созданные ими, исчезли вслед за ними. И воцарился новый порядок, новая власть.

А что, если не все боги умерли? Ведь остались же после времени их правления некоторые артефакты. Конечно же, есть те, кто изучает и историю, и все ее последствия. И есть те, кто не хочет, чтобы информация стала общим достоянием, а хочет воспользоваться знаниями в своих интересах. На фоне всего этого и развивается сюжет.

Получилось интересное фэнтези, с живыми и необычными героями. Что меня порадовало, так это неперегруженность персонажами (и как следствие, они не сливались у меня в одну пеструю массу) и сюжет, который охватывает действительно важные и масштабные события, но в то же время не скачет в своем повествовании от персонажа к персонажу и не ломает нить моего восприятия.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне прям понравилось. Есть, конечно, к чему придраться, но общее впечатление ни коим образом от этого не страдает. Соглашусь с многими, самая мякотка в Городе сам мир. Он нетривиальный, хорошо прописан и подается правильными порциями. Плюс названия все...звучные, я люблю, когда придуманные имена, термины и топонимы легко соскакивают с языка, тут с этим все в порядке. Единственный момент резанул ближе к финалу, когда описывалось прошлое Сигруда, и его пытали запрещенным чудом. Но да дадно.

Что касается персонажей и сюжета, то тут я уже остался не насттлько удовлетворен. Герои яркие, ничего не говорю, но живости явно не хватает. Аналогично было в Сплаве закона Сандерсона. Следить за ними интересно, сопереживать не выходит. Даже по идее эмоциональный эпизод о встрече Шары и Сигруда читается как дежурная сцена. Воханесс несколько выделяется на фоне, но его не особо много.

Сюжет же отлично выполняет функцию знакомства с миром и его историей, это его главное достоинство, пожалуй. В остальном история выписана качественно, ружья все стреляют, но удивить у автора не получается

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх