Джон Ширли «Свободная зона»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Свободная Зона. Город, омываемый потоками всех человеческих культур. Город на платформе, дрейфующей в атлантическом океане недалёкого будущего. В мире, потихоньку гибнущем от экономических и экологических проблем, раздираемом террористическими войнами, это, может быть, одно из последних мест спокойствия. Вольный город Свободной Зоны. Это убежище для всех вольномыслящих и художников со всего света. Шарп — один из них. Он музыкант старой школы, солист известной рок-группы. И он сегодня даёт свой последний концерт...
Входит в:
— антологию «Зеркальные очки», 1986 г.
— антологию «The Ultimate Cyberpunk», 2002 г.
— антологию «Rock On: The Greatest Hits of Science Fiction & Fantasy», 2012 г.
- /языки:
- русский (2), английский (4)
- /тип:
- книги (5), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Красиков (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
xdma, 10 декабря 2018 г.
Хороший рассказ, классика киберпанка. Вроде как введение в мир цикла «Песнь под названием Юность». После его прочтения заинтересовался автором, Джоном Ширли, его роман «И пришел Город» очень понравился. И ещё захотелось прочитать весь цикл «Песнь под названием Юность», но не нашёл нигде электронной версии. Буду благодарен если кто-нибудь поможет найти этот цикл в электронном виде.
AlisterOrm, 14 января 2017 г.
Мне вот показалось, что в этом рассказе как раз мир описан неплохо, по крайней мере, при том объёме текста, который отведён повествованию. Да, это классический киберпанковский мир, мир увядающего социума и высоких технологий, смешения культур, синтеза новых и увядания старых. Реликтом прошлого стал и традиционный рок — тот самый, классический хард, панк, симфо, и так далее, и так далее — музыкальное искусство вышло на другой уровень. Впрочем, это уже было у Кэдиган в «Рокенроллим», видимо, тема отмирания рок-мейнстрима была актуальна в 1980-е.
Но это была только первая часть рассказа. Когда Рикенхарп, наши глаза в Свободной Зоне, присоединяется к группке инициативных товарищей, всё становится совсем мутно и плохо. Но хуже другое — здесь нет раскрытия интриги как таковой, нет даже концовки. Просто... ну вот просто так, и всё. Из чего вышел герой, понятно, а вот к чему пришёл — нет, Джон Ширли так и оставил Рикенхарпа в растерянности перед жутковатым будущим, и никак это не объяснил.
В итоге — сравнительно высокий балл, но в основном за занятные описания культурного псевдоразнообразия будущего.
Sawyer898, 25 сентября 2015 г.
Рассказ можно поделить на две половины. Первая половина — шикарное описание последнего концерта Рикенхарпа. Вторая половина — наркобредни с попыткой описать Свободную зону. Если к первой половине не придраться совсем, то вторая вызывает кучу причин для недоумения. Например, монологи Рикенхарпа — зачем они нужны? Да, они вполне тянут на речь обдолбанного рокера, но зачем их пихать в таком количестве? Описание публичных домов и местных секс-игрушек — да, мы уже поняли что общество потребления в будущем не сможет глаза оторвать от телеэкрана.
Описания местами чересчур натуралистичны.
Монологи иногда слишком затянуты.
Мотивация Рикенхарпа — сплошной фейспалм. Сколько уже было рассказов о таких динозаврах? Ведь шикарное начало можно было продолжить менее грязно! Джон Ширли, спасибо что не вставил в один из его монологов фразу типа «Изменись или умри».
Отдельное спасибо за концовку. Вернее, ее отсутствие. Рассказ обрывается не на полуслове. Он обрывается на середине. Самой, мать ее, середине! Это даже не открытая концовка! Это «я не знаю как закончить, поэтому вот».
Оценку натягиваю за счет потрясающего описания концерта Рикенхарпа. Честное слово — рассказ стоило посвятить противоборству «натуральной» музыки и «синтетической» мини-моно. Может тема была бы не нова, но реализация могла быть выше на голову.
Bizon, 20 февраля 2015 г.
Рассказ можно четко разделить на две неравнозначные части. Первая посвящена рок-музыканту, одному из последних играющих инструментальную музыку, без биотехнологической какофонии получаемой прямым подключением солиста к колонкам через преобразователь нейтронного сокращения мышц в электрические сигналы. Видно, что автор «фишку рубит». Эмоции, психологическая достоверность, и уместный мат — редкость в фантастике — недочетов не найти, если только вы не ханжа и попеняете автора за сквернословие.
На контрасте с великолепной первой половиной, все что происходит после концерта сливается в одно большое серое пятно. Блуждания по свободной зоне, политические интриги, комнаты для самоудовлетворения, новые попутчики. Лишнее это все, непонятно для чего написано. Если бы рассказ закончился тем, что Шарп после концерта уходит в никуда, поставил бы 10, а так невразумительные блуждания по недостоверному миру снижают оценку на три балла.
Lyolik, 17 апреля 2014 г.
Пример того, как нужно вводить читателя в выдуманный автором мир. 50 страниц и ты представляешь себе новое общество с его экономикой, политикой и культурой, радостями и горестями. Да, это традиционный мир нашего постапокалиптического киберпанкового будущего, но это не облегчает жизнь автору, а как раз вводит ограничения, сужает поле фантазии. Герои интригующие. Кто они непонятно, но ясно, что причастны к политическим убийствам. Сказать не все, а удачно намекнуть тоже немалое искусство. С воображением и мастерством у автора все в порядке.
Минус рассказу за то, что это только зарисовка к чему-то большему, но до развязки дело не доходит. Плюс за музыкальность. Впервые встречаю такое проникновенное описание того, что такое музыка и выступление для музыканта, который живет этим, а не просто зарабатывает на жизнь. Пробирает чуть ли не до слез. Человек выступает в последний раз в своей жизни и знает об этом. Буквально вынимает из себя душу ради публики, которая его не ждет. Зажигает роком опопсевшие сердца. И ты буквально видишь все это своими глазами.
Ithron, 4 октября 2014 г.
Пример того, как не нужно описывать выдуманный автором мир. 60 страниц тебя тошнит от невыразительных сторон нового общества с его экономикой, политикой и культурой. Нет, это никак не проза киберпанка, автор неспособен к ярким описаниям, и все, что он может, это подавать будущее через сравнение вчерашнего дня с сегодняшним (точнее уже вчерашнего с позавчерашним) — «Рикенхарп был анахронизмом, настоящим, до мозга костей, рокером, так же неуместным в «Полупроводнике», как бибоп на дискотеке 1980-х». Герои также взяты автором из сегодняшнего (вчерашнего) дня — вероятно он сам и собутыльники его далекой молодости. Неестественное, нарочитое развитие сюжета, топорное донесение до читателя интриги, и никакого чувства футуризма, увы. Вместо него, так сказать, легендарное прошлое — «Он ассоциировал себя с предпанковским периодом: поздними 1950-ми, 1960-ми, ранними 1970-ми.»; «Рикенхарп слушал залитую в ушной колпачок коллекционную запись «Velvet Underground» 1968 года» — вот в таком ключе и рассказ. Фантастика? Киберпанк? Больше похоже на статью из пыльного пожелтевшего журнала, случайно найденного на чердаке у дедушки.