Александр Бек «Волоколамское шоссе»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В данном произведении показан мир глазами офицера, которому предстоит на практике учиться воевать вместе со своими подчинёнными. Быть беспощадным к людям, давшим слабину, или уметь прощать? Бездумно подчиняться приказам или постараться сохранить жизни людей? Сражаться насмерть или биться, чтобы жить? Читателю предстоит увидеть небольшой промежуток времни, за который очень сильно изменился взгляд на войну сначала небольшой группы людей, а впоследствии — всей армии.
Экранизация: «За нами Москва» — 1967 год.
Входит в:
— цикл «[Военный цикл]»
— журнал «Подвиг 1984'02», 1984 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 12 октября 2024 г.
Солдаты, несущие Родину на плечах
12.10. 2024. Волоколамское шоссе. Александр Бек. 1944 год.
Зима 1941 года. Москва на грани падения, фашистские войска стремительно наступают, и каждый день может стать решающим. В это время на подступах к городу разворачиваются ожесточённые бои, которые ведут солдаты Панфиловской дивизии. Батальон под командованием Баурджана Момыш-Улы становится символом упорства и стойкости.
«Волоколамское шоссе» — это произведение, которое уходит глубоко в военную психологию, раскрывая не только драму фронтовых действий, но и внутренний мир бойцов, несущих на своих плечах бремя сражений. В центре повествования — батальон под командованием Баурджана Момыш-Улы, героя, чья смелость, бескомпромиссность и преданность делу становятся символом стойкости.
Основная сила произведения кроется в тонком изображении психологии солдата и офицера. Это не просто рассказ о героизме — это глубокое погружение в характер человека, стоящего перед лицом смерти, долга и чести. Через истории отдельных бойцов, автор демонстрирует, что война — это не только битвы на передовой, но и бесконечная внутренняя борьба, где каждый поступок имеет вес и каждое решение может изменить исход событий.
Стиль текста в произведении выделяется своей строгостью и точностью, соответствующей жанру военной прозы. Автор использует выразительный, но сдержанный язык, где каждая фраза выверена и нацелена на передачу реалистичности происходящего. Описания боевых действий лишены излишней драматизации, однако наполнены детализированными картинами сражений, что усиливает впечатление непосредственного участия. Лаконичность повествования помогает автору сосредоточиться на самых важных моментах, будь то решающие сражения или глубокие психологические переживания героев.
Диалоги в книге кажутся простыми на первый взгляд, но за каждым словом стоит вес реальности войны. Они подчёркивают напряжение и иногда создают контраст между спокойствием и хаосом вокруг. В то же время, автор мастерски владеет ритмом: он может замедлить повествование в моменты рефлексии персонажей или ускорить его, когда требуется передать напряжённость и динамику военных действий.
Роман становится эпосом о братстве разных народов, сплочённых общей целью — защитой Родины. Бек с особой тщательностью воссоздаёт напряжённую атмосферу того времени, отражая как напряжённую тактику командования, так и психологические тяготы солдат. Момыш-Улы, как центральная фигура, воплощает архетип офицера, чьи личные моральные муки уходят на задний план, уступая место долгу. Его строгие, но справедливые решения подчеркивают важность чести, верности и ответственности перед товарищами.
Однако при всей художественной мощи произведение не лишено определённых недостатков. В некоторых местах повествование становится чересчур документальным, что может несколько ослаблять эмоциональную напряжённость. Описание тактических манёвров и командных решений иногда кажется излишне детализированным, что отодвигает на второй план личные истории героев. Тем не менее это добавляет глубину и достоверность военным реалиям.
«Волоколамское шоссе» — это не просто книга о войне, а эпическое повествование о мужестве, чести и долге. Братство, рождающееся в боях, становится основой для победы, а герои, такие как Момыш-Улы, остаются в памяти как символы несокрушимой воли, готовые пожертвовать всем ради общего дела. 9 из 10.
Masyama, 26 февраля 2024 г.
~~~Этот отзыв был написан мною 27 марта 2021 года, поэтому уже частично устарел. Но я не стал его править. Пускай остаётся, как есть.~~~
На сегодняшний день эта почти документальная книга, изданная в 1944 году, по моему мнению, не столько художественное произведение и не столько исторический снимок, сколько лекарство от беспамятства и духовного обнищания. К сожалению, манкурты сейчас никак не могут быть внесены в Красную книгу России в виду большого числа и эффективных методов разведения.
Как понятно из названия, речь в повести идёт о войсковых операциях, локальных и значительных, на Волоколамском направлении поздней осенью и зимой 1941 года. События подаются через призму участия в них батальона под командованием Бауржана Момыш-улы. Автор-фронтовик записывает воспоминания и впечатления комбата при формировании батальона, его направлении на передовую и участии в боях. Изложение далеко от лакированного, оно честное и, самое главное, профессиональное. То есть с помощью Альфреда Бека мы имеем драгоценную возможность через письменный текст понять, каково это было в первый год Великой Отечественной войны, насколько было страшно, насколько жестоко. Но одновременно читатель видит сам, какого величия может достигать человеческий дух. В данном случае величия в любви к Родине — одной из высших форм любви, на которую он способен.
Меня коробит, когда я читаю что-то типа «Аааа, про войну слишком страшно, нафиг, пишут всякие ужасы, не люблю», или «Война грязна, нет правого дела, нет победителей», или вот что-то типа «Не буду покупать ребёнку автоматики, а то вырастет агрессором и милитаристом» (так что, пусть лучше вырастет [Роскомнадзор] в штанах до щиколоток в [Роскомнадзор] лофте?!). Процитирую по памяти апологета милитаризма, замечательного писателя Роберта Хайнлайна: «Три вещи не произойдут никогда: путешествия во времени, (вторую забыл) и конец всех войн».
Хайнлайн, очевидно, прав — войны были всегда и будут всегда. Надеяться мы можем только на то, что их не случится при нашей жизни, и то надежда эта зыбкая. Рано или поздно, при детях ли, внуках или правнуках, войны будут. И пусть по форме они, наверное, окажутся не такими, как у Бека в «Волоколамском шоссе», но по содержанию, по требованиям к воину они точно не станут менее жёсткими. И знать, как предки совершали ратный подвиг — полезно для души. Тем более, по меркам истории события повести произошли сегодня утром.
Книга изложена очень простым языком, потому что Бауржан Момыш-улы уж точно не был краснобаем. Меня удивило, что в произведении, написанном в 1942-44 гг., и изданном впервые во фронтовом журнале «Знамя» нет ни единого упоминания Сталина. Не то чтобы я ожидал панегириков Верховному Главнокомандующему, но всё же…
«Волоколамское шоссе» обязательно надо прочесть. И в чем более молодом возрасте, тем лучше.
Smolskiy, 8 декабря 2023 г.
Победить в этой войне мог лишь только солдат с волей, силой духа. Пока немецкая передовая военная машина наступала, уверенная в своём успехе, на её пути встал русский солдат. Обычный русский солдат. Простой и непритязательный, в валенках и полушубке. Но с волей к победе. И вот вся эта совершенная машина разбилась в прах об этот дух к победе.
Повесть про тяжёлые бои под Москвой, в тяжёлое для России время, и первое поражение германской армии. Думаю, уже тогда немцы поняли с чем они столкнулись. А столкнулись они с русским солдатом! Честь ему и хвала!
Повесть про бремя командования и непростую дилемму комбата Бауыржана Момышулы между жёсткостью и мягкостью. Как бывает необходимо и одновременно сложно проявить эту жёсткость. А ситуация не терпит промедлений. Не терпит ошибок, погрешностей. Нужна боеспособная армия. Но и как же не любить солдата!? Куда без солдата?! Тяжело было быть командиром в то время. Неразбериха, отступление, трудности с резервами и снабжением, страх людей, который распространяется как чума. Но стоит задача-остановить немецкую армию. Не отдать Москву. Задача была выполнена, ценой нечеловеческих усилий.
А впереди ещё четыре года тяжёлых боёв.
На мой взгляд не самое лучшее произведение в данном жанре. Есть плеяда писателей относящихся к жанру «лейтенантской прозы» : Некрасов, Курочкин, Богомолов, Быков, Васильев. У них более реалистичные тексты. Без прикрас. Они связующее звено с этой страшной войной и нами- потомками. Ни генералы, и не история.
И не люди, которых уже нет...
Oleg83tt, 7 января 2023 г.
Давно не читал что-то на тему Великой Отечественной войны, но тут вот захотелось.
Повесть понравилась. Автор хорошо показывает рядовых и офицеров, со своими чертами характера, взглядами, внутренним миром и страхами. Тонко показано воздействие приказов, распоряжений и ответственности действующих лиц. Единство, интернационализм, любовь к Родине служат стержнем произведения, что в свою очередь наводит на параллель из сегодняшнего дня, что является актуальным во все времена. Сцены боевых действий затрагиваются не так сильно, как психологическая составляющая, но это не делает книгу блеклой. Возможно, книга в свое время писалась больше для молодого поколения, но она отнюдь не производит такого впечатления. Возможно местами и с возрастом, это будет заметно, но абсолютно не критично.
Рекомендую.
SurmatMG, 9 декабря 2017 г.
Эта книга пришла в мою жизнь вовремя. Декабрь время традиционного аврала и форс-мажора на работе, а что может быть лучше мыслей о чужих злоключениях, когда тебе самому плохо? Осознание того, что твои проблемы не уникальны, что другим людям довелось испытать куда большие трудности, внушает уверенность в себе и дарит спокойствие. Потому что если они справились, то кем будешь ты, если не сделаешь этого в тепличных условиях? Так и проникаешься желанием преодолевать сложности и показывать кукиш разрешенным задачам.
«Волоколамское шоссе» Бека состоит из нескольких частей, каждая из которых олицетворяет свой этап становления батальона 316 стрелковой дивизии генерал-майора Панфилова. Резервисты Казахстана, толком не умеющие воевать, на наших глазах превращаются в настоящих героев, способных умереть выполняя боевую задачу. Вот их, гражданских, приучают к дисциплине и учат повиновению командиру на полигоне близ Алма-Аты. Вот они получают свою первую прививку против трусости: у них на глазах расстреливают одного из бывший товарищей, решившего дезертировать от страха перед наступающим немцем. Вот их первый опыт наступления — отважная вылазка за линию фронта, к ничего не подозревающему, обнаглевшему от легких побед и бегства русской армии врагу, закончившаяся резней сонных немцев в захваченной ими накануне деревне. Вот батальон окружен и люди учатся проявлять инициативу в условиях абсолютной неопределенности, берут ответственность за свои действия на себя и преодолевают критические обстоятельства. И вот, наконец, кульминация, сражение 16-20 ноября 1941 года, когда по поручению заместителя командующего армией они буквально умирают на критическом рубеже, но блокируют прорыв противника, демонстрируя невероятную боеспособность в столкновениях с превосходящими силами противника. Этакая американская спортивная драма, только гораздо более жестокая, в финале которой от нашей любимой команды уцелеет, дай боже, треть бойцов.
Основной текст романа посвящен событиям 15 октября — конца ноября 1941 года, когда дивизии Панфилова, переброшенной из под Ленинграда к Москве, было поручено защищать Волоколамское шоссе, препятствуя продвижению немецкой ударной группы к Москве. Задачей дивизии было оттянуть время, дать собраться и перебросить к столице силы Красной Армии из тыла. Помимо невероятного психологизма и крайне сочных, как будто сошедших из лучших голливудских блокбастеров, сцен боев, книга насыщена мудростью управления. Главный герой романа — старший лейтенант Бауыржан Момышулы, выросший в степях Казахстана дикарь, на наших глазах учится лидерству, осваивая нелегкое искусство управления другими людьми (и прежде всего самим собой!). Именно искусство, потому что по мере развития истории батальона, мы, вместе с героем, понимаем всю сложность и противоречивость человеческой натуры, и приходим к своеобразной диалектике управления, где неумолимая жестокость сочетается с отцовской сердечностью, а красная ненависть соседствует с добросердечием и состраданием. Интересно, что второй главный герой романа, генерал Панфилов, предстаёт нам гораздо более человечным персонажем, нежели молодой старший лейтенант Момышулы, только вступивший на стезю управления — сказывается жизненный опыт, подтачивающий даже самых упертых.
Искусными мазками Бек рисует образ генерала-творца, для которого его дивизия — это своеобразная академия, где командиры и солдаты, что-то вроде преподавателей и учеников, вместе с которыми он исследует войну, как иной художник пытливо изучает цвет, перспективу и анатомию, стремясь найти какие-то необычные ходы в привычных, устоявшихся десятилетиями подходах. Непрерывно обучаясь искусству войны, Панфилов пробует новые методы ведения боя, нарушает устав и в конце романа приходит к окончательному разрыву с линейной тактикой, принимая на вооружение новаторскую тактику боя. И если в лице Момышулы мы видим только начинающего, ещё неуклюжего лидера, то в Иване Васильевиче Панфилове мы находим своеобразного магистра управления, который одновременно координирует действие нескольких полков и артиллерии, взаимодействует со штабом армии, следит за состоянием средних командиров и при всем этом умудряется находить время для разговора с обычными солдатами. За несколько месяцев своей работы этот выдающийся человек доносит принципы своей тактики до каждого бойца, превращая каждый полк, каждый батальон, каждую роту дивизии в продолжение самого себя — такова глубина понимания бойцами дивизии замысла командира. Это абсолютно невероятный уровень творчества!
В своё время меня сильно вдохновил образ продюссера Эдди Мэнникса из «Да здравствует Цезарь!» Коэнов, в образе которого я обрел идеального себя. И читая «Волоколамское шоссе» я не мог отделаться от ощущения, что вот оно — новое воплощение моего идеала, на этот раз в форме офицера Красной Армии. Перед нами не просто отличный, реалистичный военный роман, но ещё и пособие по воспитанию в себе лидера, выработке эффективных подходов к решению жизненных проблем. Настоящая, сильная и мотивирующая на борьбу книга.
Gudleifr, 3 октября 2021 г.
Опять случай, когда в похожие попали книжки чисто по обложке. Но на этот раз не по вине форумчан. Я сам случайно наткнулся на похожее.
Дело в том, что это не «великая правда о великой войне», а типичный производственный роман, местами даже учебник. Недаром по нему учился Че Гевара. Страшное это ремесло, война? Дык, разная работа бывает. Вот мемуары самого Момыш Улы — это уже претендент на «великую правду»... Со всеми положенными акцентами и реверансами. А у Бека — правда простая, окопная. Воодушевляться ей — как пытаться уловить запах леса, читая охотничьи записки Аксакова. Нет, это совет бывалого новичку. Суровый урок, но только урок, а не осмысление «общечеловеческих истин».
Поэтому, наиболее похожей на эту книгой будет Сборник тактических задач подполковника Грейнера, выпущенный Воениздатом перед самой войной, в 1941. И после Бека понимаешь, что за формальными фразами немца о боях и потерях стоят не просто флажки на карте, а живые люди, с которыми командир живет и умирает. И это его ремесло и долг, а не просто «великая трагедия» или «бессмертная память».
corund, 13 февраля 2018 г.
Ни разу не фантастика. Это лучшая книга про ощущения командира на войне в полном хаосе, когда ничего не известно наверняка, солдаты у тебя далеко не супермены, зато враг в силах тяжких, коварен и умел, помощи просить не у кого, ресурсов не хватает, твои командиры далеко, время утекает. И в этом бардаке на тебя смотрят сотни глаз подчиненных, ждут от тебя плана действия, надеются что ты покажешь им как выжить и придашь им храбрости перед лицом смертельной опасности. Или наоборот только ждут, когда ты дашь слабину и они смогут сбежать с поля боя. Описание боевых действий на высоте, наверное, одно из лучших в литературе. Но самое ценное все же размышления командира, как у него меняется мироощущение.
Читайте не пожалеете — лучшая книга в своем жанре!
Yarowind, 29 октября 2017 г.
Старший лейтенант Момыш-Улы командует резервным батальоном генерала Панфилова в период наступления немцев под Москвой. Книга достаточно натуралистичная, герои не картонные. Интересная как с точки зрения военной тактики (переход от линейной защиты рубежей к динамичной), так и с психологической. Солдаты и офицеры показаны не как множество Александров Матросовых, которые готовы в любой момент бросится на амбразуру, а живыми людьми, которые могут поддаться и страху и панике, и бежать с рубежей, и возвращаться на них. Момыш-Улы – весьма жесткий мужик, даже по военным меркам. Расстрел и изгнание из батальона – любимые меры по укреплению дисциплины. А вот генерал Панфилов показан куда более человечным. Книга, написана в годы войны, по горячим следам так сказать, поэтому и важна. Что интересно – в книги нет ни слова про 28 панфиловцев. Ну, в той редакции, которой мы знаем. Может быть потому, что речь все же про другое подразделение, а может потому, что в годы войны данная история еще не была канонизирована, а подобные подвиги по сути встречались по всей протяженности фронта.
LeBig, 10 января 2018 г.
Очень интересная, занимательная книга. С точки зрения нашего поколения слишком много морализаторства и рассуждений и слишком мало «экшена». Иногда становилось тяжело читать. Но тем не менее, без этих рассуждений не складывается само повествование. Современный писатель обращается к первичным инстинктам: Пришёл — увидел — всех убил. А здесь рассматривается как в лаборатории причины, движущие силы, позволившие нашим дедам несмотря ни на что, выстоять и победить.
Рекомендую читать всю целиком не пропуская «скучные» места, только прочитав все в конце придёт понимание всего замысла автора, а может и понимание людей того времени.
sergej210477, 20 декабря 2016 г.
Классика военной литературы. Огромный плюс этой книги в том, что она написана в 1944 году, когда Великая Отечественная война ещё продолжалась. И воспоминания главного героя не успели притупиться, исказиться с неизбежным течением времени. Этот роман — чистая правда очевидца и участника Битвы за Москву, записанная писателем А. Беком. История документальная и правдивая.
Только, вот, правда у всех своя. Есть «классическое» изложение событий ВОВ — К. Симонова, М. Шолохова. Это, так сказать, «официальная» версия. Есть «лейтенантская проза» Б. Васильева, К. Леонтьева, В. Кондратьева, В. Быкова. А есть книги В. Астафьева — это отдельная история.
Так вот, «Волоколамское шоссе», — нельзя отнести ни к одному из вышеперечисленных писательских направлений. Это больше документалистика, чем художественный роман.
И читать ее мне было тяжело. И это не потому, что она плохо написана, нет, книга яркая и блестящая. А читается роман тяжело, так как он очень правдив. И поэтому, слишком жесток. Прямолинеен, суров, на грани цинизма.
И, главный герой — ст. лейтенант Б. Момыш Улы, все время вызывал у меня стойкую неприязнь. Комдив из романа Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», олицетворяющий для большинства читателей, тип жестокого, не жалеющего людей командира, по сравнению с комбатом, героем «Волоколамского шоссе», скромный мальчик.
У А. Бека — настоящая война, и командир беспощаден как ко врагу, так и к своим бойцам. Начинается роман с того, как ещё до боев, комбат приказывает расстрелять перед строем своего бойца — труса и самострела. Да! Так было нужно! Но, командир даже не подумал отдать его в трибунал! Он все решает сам. Немедленно и жестоко. А эпизод, когда батальон остался в окружении!? Зайдя в дом к раненым, Момыш Улы размышляет о том, как возьмёт пулемёт и добьёт их всех, а после застрелиться сам!
Дико и страшно читать такое! Нашему поколению уже очень сложно понять людей той эпохи. А ведь без них мы не выиграли бы той войны! Значит, по-другому было нельзя?
Но, как говорил другой литературный герой: командир не обязан вызывать к себе любовь, он обязан вызывать подчинение.
Но, всю книгу, постоянно я думал: комбат! Что же ты творишь!? Нельзя же так обращаться с людьми! Людьми, а не цифрами на бумаге! Ведь в твоём батальоне большинство мобилизованных, а не кадровых военных. Ну не обязаны они по уставу быть героями!
Но, для комбата солдаты — не люди. Ошибки и трусость он не прощает. Может быть этому причиной восточный менталитет? Ведь герой — казах. И ведёт он себя как персидский сатрап, как Бог решая чужие судьбы. «Нет! Я не кровожаден!» — говорит он сам, приказывая расстрелять всех растерявшихся бойцов взвода. А ведь не велика должность — комбат. Хочется вспомнить другого комбата из повести В. Быкова «Его батальон». Там командир — отец солдатам.
Вот и получается, что я во время чтения этой книги, все время разрывался между двумя точками зрения и, прямо противоположными эмоциями:
А как в армиии без дисциплины и неукоснительного выполнения приказов?
А, если приказы глупые, а командир — самодур, обличённый властью?
Но ведь приказы не обсуждаются, а выполняются!
Но, только, очень мучительно читать про этого жестокого и непреклонного командира!
Затем, читая дальше говоришь себе: нет! Нельзя иначе! Ведь до Москвы оставалось несколько десятков километров, а панику нужно было переломить. Ставка была неизмеримо велика...
И снова думаешь, а, как же, Кутузов? И его знаменитое: «С потерей Москвы Россия не кончится, а без армии всему погибель. Нужно сохранить армию!»
Почему, в тупом американском фильме «Падение Чёрного Ястреба», командир кладёт целое подразделение морпехов, пытаясь спасти одного раненого рейнджера? Для них и одна человеческая жизнь ценность?
А советские генералы гробили полки и дивизии, чтобы удержать или захватить одну деревню, стратегически не важную.
Да, наверное, всегда в российской и советской армии жизнь солдата ничего не стоит... Или это не так?
Вот об этом, тяжело, мучительно и заставляет задуматься отличная книга А. Бека. А ведь это прекрасно, когда какое-нибудь литературное произведение , вызывает столько противоречивых эмоций.
Суровая правда войны, без прикрас и восторженных лозунгов.
k2007, 2 июня 2016 г.
Это великая книга о войне. Правдивая, простая. Пробирающая до печенок. Книга, в которой героизм идет рядом с трусостью. О том, как из простых штатских людей получилась армия, остановившая непобедимую гитлеровскую машину. Книга о долге и чести, о том, что надо рискнуть честью, чтобы исполнить долг. О решениях командира, который он принимает один и за которые несет ответственность тоже один.
Моя деревня находится как раз в тех местах, о которых книга. Я проезжаю эти деревни постоянно. Мой дед воевал в тех местах. Поэтому эта книга особая для меня еще и по этой причине.
Это книга не о военных приключениях. Это книга о войне