FantLab ru

Джон Де Ченси «Космострада»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Голосов:
73
Моя оценка:
-

подробнее

Космострада

Skyway

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Человечество вышло в космос... И начало прокладывать трассы движения... Но оказалось, что кто-то уже очень давно связал все Звездные системы сетью порталов, которые физически воплощены в виде бесконечного широкополосного шоссе идущего из мира в мир. Одна проблема — карты дорог нет, каждый портал приходится разведывать с риском для исследователей. Герои романа Де Ченси встречаются на автостраде в момент, когда все взбудоражены невероятным слухом — где-то есть полная карта дорог. Их ждет череда самых невероятных встреч и знакомств...

Содержание цикла:

7.93 (129)
-
4 отз.
7.86 (96)
-
2 отз.
7.87 (86)
-
1 отз.
8.00 (1)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (10)

Космический дальнобойщик. В двух книгах. Книга 1
1994 г.
Космический дальнобойщик. В двух книгах. Книга 2
1994 г.
Автострада запредельности
2002 г.
Дорогой парадокса
2002 г.
Космический дальнобойщик
2002 г.

Издания на иностранных языках:

Starrigger
1983 г.
(английский)
Paradox Alley
1987 г.
(английский)
Red Limit Freeway
1987 г.
(английский)
Paradox Alley
2014 г.
(английский)
Starrigger
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Цикл довольно недурной, нужно заметить сразу, так что, оценка моя его переходила от семерки к восьмерки, но, в итоге, остановилась именно на последнем варианте. Думаю, это связано с тем, что он довольно сильно контрастировал с «Ложной слепотой» Уоттса, прочитанной совсем недавно, которой я поставил всего лишь шесть баллов. По-этому, вся рецензия/комментарий будет строиться именно на сравнении.

«Космостраду» надо считать ни каким-то отдельным циклом, ни даже романом-эпопеей — просто обычным романом, разделенным на три части. При том же, эти части были прочитаны в обратном порядке мною: два последних — в печатном виде, и первый — в электронном. «Ложная слепота» же довольно сложное произведение с многочисленными научными выкладками и размышлениями, которое является лишь первой частью дилогии, продолжение которой (видимо, параллельная ветвь сюжета, как уже говорили) скоро уже выйдет и так же будет мною прочитано.

Так почему же оценка этой трилогии на целых два балла выше моей же оценки культового, как говорят, романа-сенсации «Ложная слепота»? С одной стороны, если уж честно говорить, три приключенческих приключений с активными действиями и интригами, впрочем, не очень интригующими, с другой — твердо-научный роман по последним знаниям и представлениям человечества в области космических и других исследований? Нет, дело не в том, что не воспринимаю я произведения, подобные «Ложной слепоте» (еще как воспринимаю, хоть и не очень положительно отношусь к технологической сингулярности), и не в том, что меня заворожили странствия космических дальнобойщиков (не сказал бы — добрая треть текста просто лишняя), нет. Проблема в другом — в литературности. Может быть, в чем-то и посредственная «Космострада», в данной строке характеристики, оказалась в разы лучше книги Уоттса; довольно увлекательная, с живыми героями, в чем-то даже пародийная на космооперный жанр, с пусть и простенькими, но временными парадоксами, которые на самом деле петли, и не такими уж битыми идеями Цилиндров Типлера и транспортной сети, охватывающей всю Вселенную — всем этим трилогия Де Ченси берет верх над романом последних лет, уже, наверное, легендарной, «Ложной слепотой», которая пусть и дает нам нехилый объем новых знаний, теорий, версию автора, которую он доказывает работами маститых ученых, о том, что разум — это мутация, а интеллект — необходимая ступень любого вида Космоса, которая не всегда должна идти рука об руку с первым, но весь этот мир вблизи технологической сингулярности, абсолютно бесчеловечный и аморальный, ужасающий, герой, достойный своего времени, которого под конец пытаются выставить в светлых красках и переменившемся.

Особенно обрадовала меня третья часть «Космострады» — оплот всех идей этой трилогии, иногда довольно неординарных. Максимум мог подвести финал, который, видимо, я немного подзабыл или недочитал...

Такие вот дела.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Трилогия очень и очень неплоха, но по силам будет тем, кто любит разбираться в хитросплетениях сюжета, имеет вкус к разнообразным временным коллизиям и готов долго-долго читать в ожидании развязки. Мне как любителю временных парадоксов было интересно добраться-таки до завершения, хотя временами повествование теряло динамичность, и пробираться через эти места было непросто. Впрочем, плюсов у трилогии, на мой взгляд, все равно значительно больше, чем минусов: тут и весьма оригинальная идея межпланетных путешествий, и довольно итересные негуманоидные цивилизации, и закрученный сюжет, и множество великолепных аллюзий к земной мировой культуре (вроде плавания в животе кита или персонажей «Охоты на Снарка», ни с того ни с сего появляющихся на отдаленной планете). Лично для меня наибольшим минусом стала немного стереотипная любовная линия и не очень тщательная проработка некоторых женских персонажей, но готова признать, что Де Ченси тут был отнюдь не хуже и даже лучше многих других фантастов. Если же вас не слишком беспокоит присуствие тонкой психологической мотивации героев, а больше интересует занимательный сюжет, то смело беритесь за чтение — это ваши книги :)

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

***Панки в космосе

Три основные книги цикла «Космострада» американца Джона Де Ченси вышли в период с 1983-го по 1987-й годы. В то самое время, когда Рональд Рейган объявил СССР «империей зла» и дал пинка для разгона собственной экономике. Что тогда ещё было интересного в общественной жизни США? Часы Судного Дня, программа «Звёздных войн» и операции ФБР против сицилийской мафии. «Общество потребления», «средний класс», социальное расслоение, бездомные и безработица. Телепроповеди, «зелёные человечки» и панк.

Также восьмидесятые ознаменовались появлением компьютерной графики и закатом интеллектуальной «американской новой волны» в кинематографе, расцветом блокбастеров, телевидения и кинофантастики. «Бегущий по лезвию», «Возвращение джедая», «Дюна», «Человек со звезды», «Терминатор», «Конфискатор», «Назад в будущее», «Чужие», «Хищник», «Робокоп», «Под куполом грома». Всё это можно заметить и узнать в «Космостраде». Создаётся впечатление, что идеи действительно летают в воздухе. Кто у кого что спёр, не разберёшь.

Герой цикла – космический дальнобойщик, но отнюдь не мужлан со световым баллонником в мосластом кулаке. Из-за баранки футуристической фуры к читателю выходит дипломированный и начитанный бывший научный сотрудник. Из кабины – не поверите – доносится классическая инструментальная музыка. Просто человек работает там, где платят. То, что в нём шесть футов и девяносто килограммов, лишь дополняет его всестороннее развитие. Способен обрезком трубы забить инопланетного маньяка, но падает в нокаут после хука двадцатилетнего земляка. Тридцать пять лет всё-таки, и реакция уже не та!

Повествование вроде как должно было свестись к банальной дорожно-салунной истории в инопланетных декорациях, но пошло на поводу за героем. Нам подают научно-философскую космогонию, смыкающуюся по краям с религией, и достойные бывалого мартовского зайца темпоральные петли. Конечно, бандиты, любовь и приключения здесь тоже есть. Именно благодаря им действие движется само собой, без пафоса и зубодробительной терминологии. Основной двигатель сюжета и кредо героя заключены в формуле «делай, что должно, и будь, что будет».

Отдельно следует отметить сдержанный юмор Де Ченси. Он с самым серьёзным видом иронизирует в отношении современных ему состояния наук, философии, внутренней и внешней политики, религии, культуры (включая разнообразные «суб») и других социальных явлений. Особенно ему удались выпады и уколы по «культу автомобиля», шпионажу, политике сдерживания, полицейскому государству и отношению к странам третьего мира. К сожалению, многое устарело из-за острой социальной направленности и уже не воспринимается современным читателем так, как должно.

Сейчас на первый план трилогии вышли смыслы и сцены, первоначально служившие для связки и затравки. Буза и глюки в состоянии алкогольного и прочего опьянения. Разборки с мафиози, силовиками и обитателями других планет. Аллюзии на американскую кинофантастику восьмидесятых. Все сложности выбора между любимой, грудастой и бывшей подружками. Объясняющие сами себя временные парадоксы – так те вообще успели надоесть за прошедшие годы.

Что в остатке? Необычный и симпатичный главный герой – Джейк МакГроу. Вполне возможно, что он списан с личности самого Джона Де Ченси. Ещё – удивительная для научной фантастики лёгкость повествования, делающая доступными самые сложные понятия. А главное в том, что не обладающая гуманизмом советской и стяжательством американской фантастики «Космострада» до сих пор не устарела идеологически. Кто бы мог подумать, что субкультура панков переживёт правительства и государства?

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно сильная трилогия. На момент прочтения [ 1993 г ] :pray: . Но при этом даже сейчас остались очень сильные впечатления.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал еще в самом первом издании, очень понравилось, но первая книга лучше последующих. Чем дальше повествование, тем меньше приключений и больше размышлений. Однако усредненно — все весьма стильно. Стоит держать на полке.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В книге (а это одна большая книга, разделенная на три тома) рассказывается о приключениях Джейка Макгроу, межзвездного водителя-дальнобойщика (в целом образ можно счесть имеющим общие черты с Ханом Соло) и руководителя Гильдии независимых водителей-дальнобойщиков (rig — грузовик, starrigger — водитель такого автомобиля), которая бросила вызов монополии Трансколониальной Ассоциации Перевозчиков (Transcolonial Association of Truck Owner-Operators, TATOO), контролирующейся мафией (что, насколько я понимаю, является аллюзией на реалии США, актуальной для момента написания).

Дорога, по которой водители-дальнобойщики перевозят грузы — это Космострада, межзвездное шоссе, проложенное на множестве планет, и соединенное между собой порталами, переносящими транспортные средства с одной планеты на другую. Космотрада и порталы построены и поддерживаются в рабочем состоянии неизвестной инопланетной расой. В солнечной системе Космострада проходит по Плутону, добравшись до которого, земляне открыли её для себя и вступили в контакт с рядом инопланетных цивилизаций, также пользующихся космострадой (в целом это похоже на международные отношения на Земле). Порталы односторонние, то есть проехать по порталу можно только в один конец, и вернуться назад через тот же портал нельзя — из чего следует, что существует исследованная и неизвестная части Космострады, в исследованной части можно сравнительно безопасно вести дела (и именно там и проходят регулярные коммерческие перевозки), а попытка проехать через портал в неизвестную часть Космострады представляет собой существенный риск — на другой стороне портала могут быть чрезвычайно неблагоприятные условия (сила тяготения, атмосфера, температура, давление и т.п.)

Разные инопланетные цивилизации знают разные части Космострады, и в целом общей карты Космострады нет ни у кого — и обладание картой Космострады является сюжетной основой, завязывающей интригу книги. Главный герой оказывается в ситуации, когда различные группы влияния (включая мафию из конкурирующей Ассоциации перевозчиков) по непонятным для него причинам полагают, что у него, Джейка Макгроу, эта карта есть, и Джейку приходится решать эту проблему.

Автор хорошо умеет работать с сюжетом (какие-то вещи, кажущиеся проходными при первом прочтении, приобретают новый смысл по мере чтения, в том числе второго и третьего томов). У автора хороший язык и отдельно хочу отметить умение писать диалоги. В первую очередь речь, конечно, про оригинал.

Переводы делались в 90-е годы и несут на себе их «родимые пятна» — желание сделать текст «выглядящим круто», «подправить» или «усилить выражения» автора, что сейчас смотрится скорее как вульгаризация текста; желание вставить в текст «подмигивания для своих» и вот это всё. Пример такого «подмигивания» — персонажа в оригинале зовут Артур, а в переводе ему дали имя Кларк — при этом «полетело» объяснение, почему того назвали Артур — в честь актера Артура Тричера, известного по роли Дживса.

В жанровом аспекте книга представляет собой сочетание различных жанров — общий формат задается тем, что у фильмов называется «роуд-муви» (не знаю, как правильно это назвать для книги — в целом книга представляет собой путешествие и это путешествие по дороге, что, собственно, вынесено даже в название), с элементами вестерна (например, уже во второй главе есть совершенно классическая сцена перестрелки в «салуне») и общей приключенческой канвой, с сюжетообразующими путешествиями во времени. Англоязычная википедия классифицирует жанр как «action-adventure science fiction».

Автор, судя по всему, хорошо знаком с жанром фантастики в целом, и в трилогии много аллюзий, отсылок и оммажей широкому спектру авторов от Льюиса Кэрролла до Айзека Азимова. Другими словами, книга плотно вплетена в литературное древо фантастики, использует терминологию и затрагивает проблематику фантастики на время написания (соответственно, это середина 80-х — впрочем, эти вопросы и сейчас остаются актуальными), в частности, это путешествия во времени (и их последствия), искусственный интеллект, копирование личности и слияние сознания («роевое сознание»).

Книга написана с использованием приема «взгляд от лица персонажа», то есть читатель знает то же самое, что и персонаж. Информация о мире (который отличается от нашего, и значительно, но понять глубину отличий получается далеко не сразу) дается очень фрагментарно, скорее через действия, чем через «информационные отступления» (что, на мой читательский взгляд, большой плюс).

Каждый из трех томов значительно отличается друг от друга — схемой, жанровым набором, основной темой (при общей вплетенности в единый сюжет). В каком-то смысле это похоже на отличия трех томов классической трилогии «Академия» Азимова (при отсутсвии конкретного сюжетного сходства между «Космострадой» и «Академией», речь именно о различиях между собой отдельных томов трилогий). Или, если вспомнить, какую книгу обошла «Академия» Азимова в 1966 году в специальной номинации премии «Хьюго» (special Hugo Award for Best All-Time Series) — «Властелин колец» Толкина — то и во «Властелине колец» тоже в значительной степени наблюдается аналогичный прием — различные тома представляют собой книги с разным звучанием, стилем и ритмом повествования.

Советский след

Отдельным интересным для нас аспектом является то, что в будущем по Джону ДеЧенси колонизация космоса прошла явно по сценарию Советского Союза — управляющими органами в Земном Лабиринте (Terran Maze, так называется часть, объединенная космострадой, которая управляется землянами) является Colonial Politburo (Колониальное Политбюро), органы внутренних дел называются Colonial Militia (колониальная милиция), одна из колониальных столиц — это город Циолковский, а среди главных героев присутствуют персонажи с русскими именами.

На что похоже

Во многом можно провести аналогии с циклом Джаспера Ффорде про Четверг Нонетот — темпоральные приключения, масса литературных аллюзий, умение работать с сюжетом и диалогами.

В кинематографе, помимо напрашивающегося (и правомерного) сравнения с фильмом «Назад в будущее» (да, по духу и общей атмосфере очень похоже, при отсутствии сюжетного сходства и несхожести ключевых сюжетных поворотов), очень хорошо перекликается по атмосфере с фильмом «Конвой» 1978 года (который является представителем целого семейства «роуд-муви», показывался в советских кинотеатрах в 80-е).

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх