FantLab ru

Дэн Симмонс «Фотография класса за этот год»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Голосов:
769
Моя оценка:
-

подробнее

Фотография класса за этот год

This Year's Class Picture

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 122
Аннотация:

Мисс Гейсс — одна из тех, кому удалось пережить нашествие зомби. Теперь школа, в которой она проработала всю жизнь, обнесена колючей проволокой и рвами, а сама мисс Гейсс никогда не расстается со снайперской винтовкой и плохим настроением. Но суть ее деятельности осталась неизменной: она учит детей математике, рисованию и географии родной страны... пусть даже эти дети уже мертвы и жаждут не знаний, а мяса своей учительницы. Хотя как знать?..

Входит в:

— антологию «Нежить», 2008 г.

— антологию «Still Dead: Book of the Dead 2», 1992 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1992 // Рассказ

лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1993 // Рассказ

лауреат
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 1993 // Лучшее произведение малой формы

лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第30回 (1999) // Переводной рассказ

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучшая повесть / рассказ зарубежного автора

лауреат
Премия Нокт / Premios Nocte, 2010 // Зарубежный рассказ

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Нежить
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Still Dead: Book of the Dead 2
1992 г.
(английский)
The Living Dead
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 ноября 2009 г.

Удивительно! Казалось бы, что можно написать на набившие оскомину темы «конца света и зомбей»? Очередной трэшевый ужастик с методичным отстрелом шагающих трупов? Да, в рассказе Симмонса не обошлось и без этого. Чего-чеего, а экшена с пальбой по зомби, с зомби, горящими в огне, зомби, повисшими на колючей проволоке, зомби, которых держат на цепи, в рассказе предостаточно. Но это все — лишь антураж. Ведь на самом деле эта история — поразительный по своей силе гимн настоящим учителям! А ведь поначалу все выглядело прямо противоположным образом. Как объяснить действия главной героини? Что это — старания заниматься привычным занятием «по инерции»? Или просто попытки полусумасшедшей старухи получить какую-то моральную компенсацию за ужас ее существования? И сколь же поразительным образом все переворачивается в концовке этой истории! Как же знакомы каждому, кто связан с преподавательской деятельностью, эти безнадежные попытки чем-то заинтересовать своих учеников, достучаться до их сознания, заставить загореться огонек в пустых глазах. И какую же радость приносит понимание, что твои старания оказались не напрасны! Да, зацепила меня эта история и приятно удивил Дэн Симмонс

P.S. Ну а фразе: «Они и живыми соображали не намного лучше», я просто мысленно аплодирую!

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2011 г.

История наполнена параллелями, одни более заметны, другие менее... и возможно, что автор сам не догадывался о некоторых или вставил их не сознавая.

Самая главная параллель, за которую можно даже упрекнуть автора — умственно отсталые дети сравниваются с зомби. Как! — делают большие глаза высокоморальные читатели. Но это сравнение имеет совсем иной смысл для учительницы, которая привыкла любить этих детей такими, как они есть, и заботиться о них.

И она охраняет своих учеников от взрослых. А эта параллель уже намного серьезнее. Да-да, мозгоедящие зомби ничем не хуже родителей-алкоголиков, равнодушных соседей, извращенцев. Покойники, во всяком случае, действуют прямолинейно, на одних рефлексах, они не способны хитростью обойти закон или отвлечь внимание окружающих.

Еще одно сравнение — учительница действует как будто автоматически. Она делает свою работу, потому что так привыкла, и, пожалуй, забыла, можно ли иначе. Так что не удивительно, что ученики в итоге подчиняются наработанной за годы привычке. Или, как Майкл, стадному инстинкту. Возможно, в этом живые и мертвые не так уж отличаются.

Особое настроение придает рассказу возраст героини. Скажем так, она сама понемногу приближается к Границе, и получается история немного философская, об угасании в угасающем мире с легкой ноткой надежды. Окажись это молодая женщина или мужчина, стали бы они посвящать свое время этим детям? А сама мисс Гейсс — если бы не было этой удобной и безопасной школы?

Бабушки и дедушки передают свою мудрость подрастающему поколению. Может быть, потому, что могут позволить себе эту роскошь благодаря неограниченному ресурсу времени?

Рассказ интересный, с большим нравственным подтекстом. Но некоторые подыгрывания ГГ со стороны автора ощущаются.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2010 г.

Небольшой рассказ, который мог встать в длинную очередь из себе подобных. Но нет..Симмонс — мастер и в очередной раз это доказал. И вот появляются зомби, которых не боишься — их жаль. Потому что мы видим их через призму восприятия учительницы. Для мисс Гейс они остались детьми, которых она обучала всю жизнь — больными, с отклонениями в психике — в общем не такими, как все. И несмотря на то, что мир слетел с катушек, она продолжает их учить и защищать, параллельно защищаясь от них. Для нее, а потому и для читателя, благодаря мастерству автора, они остались учениками. Пусть со своими, специфическими сложностями — но детьми, которых надо учить, кормить и оберегать от мира и себя самих. Ну и очень понравился пассаж о том, что некоторые работники образования наибольшую пользу могут принести в виде нагетсов, а не как педагоги. Цинично, но факт.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2015 г.

Лучший рассказ, который я пока когда либо читал и слушал. Возможно мой восторг объясняется тем, что я сам немного проработал учителем истории и, вообще, происхожу из учительской династии, поэтому финал рассказа меня по жизненному как обухом по голове. Ведь действительно Симмонс, когда то тоже работавший педагогом, запаковал драматическую канву каждодневных боев учителей в фантастическую капсулу. Дети — зомби, которым надо уделять очень много времени, чтобы они стали людьми, а возможно они никогда ими и не станут. Но переставать нельзя, и возможно... Эта история просто просится на экран, причем очень неплохо сюжет лег бы на нашу российскую действительность. Старенькая Марья Ивановна никогда не бросит своих учеников, хоть апокалипсис, хоть ядерная зима, хоть война... Я знаю таких людей в реальности и поэтому на мои глаза наворачиваются слезы... Высший пилотаж. Обязательно к прочтению и экранизации.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 сентября 2009 г.

Перед человеком, столкнувшимся с нашествием зомби, неизбежно встают три задачи. Первая: выжить. Вторая: найти себе укрытие, максимально обезопасить его и обеспечить всем необходимым. Третья, самая сложная: не свихнуться.

Мисс Гейсс, героиня рассказа, выполнила эту программу на две трети. Или это только кажется? Безумна ли школьная учительница, если она преподает математику и географию кучке безмозглых детей-зомби, ею же закованных в цепи, а взрослых их сородичей столь же методично отстреливает? Запомните свой ответ. А теперь внимание — новый факт: мисс Гейсс всю жизнь специализировалась на обучении умственно отсталых и смертельно больных детей. Теперь ответьте на тот же вопрос заново и сравните результаты…

История, рассказанная Дэном Симмонсом, не особенно реалистична — извечная его страсть из каждого персонажа делать Рэмбо проявилась и здесь. Но куда важнее, что абсурда здесь ровно столько же, сколько и живых человеческих эмоций — и когда в концовке они сливаются в единое целое, уже и не скажешь, кто сошел с ума: героиня, автор или ты сам…

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2013 г.

На первый взгляд, это обычный зомби-ужастик: живая учительница насильно учит пойманных зомби-детей. Зачем? Может на что-то надеется. А может быть пытается придать хоть какой-то смысл своему существованию. Так как в том кошмаре, в котором она живет, у человека должна быть цель, чтобы не опустить руки и не сойти с ума.

Но если присмотреться к рассказу внимательнее, становится понятно, что это все лишь декорации, созданные для того чтобы донести идею. Учитель, по-настоящему любящий свое дело, любящий своих учеников и стремящийся вложить в них искорку знаний, частичку своей души, невзирая на видимую тщетность своих усилий, способен принести огромную пользу. Ведь всегда остается шанс, что именно благодаря его стараниям, даже в самом обиженном жизнью хулигане, зажжется ответная искра.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2013 г.

Последний человек, оставшийся в живых на планете, наводненной толпами живых мертвецов, мог бы воскликнуть «Я — легенда!», но этот человек — всего лишь скромная учительница из маленького городка. Учительница, которая настолько любит свою работу, что не перестает пытаться передать знания детишкам — пускай те успели умереть и восстать из мертвых пародией на живого человека.

Поначалу кажется, что это — крайне извращенный рассказ о человеке, давно сошедшем с ума. И только под конец понимаешь, что это очень человечный рассказ. Как там было — повесть о настоящем человеке? Мисс Гейсс, похоже, как раз из таких. Ее зомби-класс, ученики, прикованные к своим партам, дабы не пытались разорвать на части свою учительницу в слепой жажде свежего мяса...

Дэн Симмонс — большой мастер, который великолепно выстраивает свой текст, успевая за короткий срок идеально выписать композицию и героев (да-да, героев, не только мисс Гейсс, но и ее мертвецов), заставив читателя сформировать, а затем и изменить мнение о учительнице.

Пожалуй, это не шедевр, но это очень классный рассказ, который с интересом читается, заставляет задуматься и попутно неслабо так развлекает. Особенно тех, кто не особо брезглив, ибо в описаниях зомби Дэн не скупится на весьма смачные подробности.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2011 г.

Чем отличается Мастер слова от просто писателя? Мастер слова затронет самые сокровенные струны души своего читателя, заставит его испытать всю гамму чувств во время прочтения и даже из банального штампованного сюжета сделает шедевр. Все это в полной мере относится к Симмонсу и его рассказу.

В самом начале рассказа вся обстановка, образ жизни учительницы, школьная «жизнь» и особенно поощрение учеников отвратительны до тошноты.Мозг терзает мысль «Как люди считают ЭТО хорошим рассказом?» Потом автор умело поворачивает призму восприятия и мисс Гейсс и ее работа начинает восприниматься как последняя отчаянная попытка выжить в этом кошмарном мире. Выжить и сохранить рассудок. Любой ценой. Рутинная работа учительницы, знакомая еще до катастрофы как нельзя лучше подходит для этой цели. В сущности, в личном мире мисс Гейсс ничего не изменилось — она так же учит, поощряет за проблески сознания, гуляет с детьми и защищает их. В этом смысл ее жизни и спасение. Вот только дети стали другими, но ведь умелый педагог многого добьется, особенно если искренне любит свою работу и учеников...

Мир изменился, но вот только человек такое существо, которое ко всему привыкает.

Браво, мастер!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2010 г.

Рассказ вызывает у меня двойственные чувства. Содержание, идея — прекрасны: вера, творящая чудеса (в данном случае, вера мисс Гейсс в небесполезность учительского труда творит чудо воскрешения детей-зомби), верность своему призванию, исключительная самоотверженность, любовь, наконец... Неслучайно мисс Гейсс дает своим ученикам имена, наделяет их чертами характера, воссоздает их биографии (в одном из взрослых зомби она «опознает» родственника своего нового ученика): любить — значит видеть в куске плоти неповторимую личность.

Но раскрытие идеи несколько подкачало. В шестидесятилетнюю тетеньку, которая метко стреляет и лихо управляется с бульдозерами, честно говоря, совсем не верится. Защитные укрепления вокруг школы как будто скопированы один в один с бесчисленных голливудских фильмов про зомби с одинаковыми, быстро забывающимися названиями. Наконец, детали сюжета кажутся мне не слишком хорошо обоснованными. Откуда мисс Гейсс брала продовольствие для самой себя больше тридцати лет? (Кстати, в рассказе не упоминаются ее собственные трапезы — может быть, она сама зомби, только не знает об этом? ;)) Как удалось растянуть на много лет директора и десяток педагогов при условии каждодневной кормежки наггетсами целого класса? Почему взрослые зомби вдруг решили массово напасть на школу? Почему «воскрес» новичок Майкл, проведя в школе один-единственный день? А ведь эта деталь обессмысливает то самоотверженное упорство, с которым мисс Гейсс вела уроки много лет, — выходит, дело было совсем не в них, а в чем-то другом?

Впрочем, скупая, но выразительная концовка (особенно последние пара фраз) действительно трогает и отчасти искупает логические неувязки рассказа.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2009 г.

Отличный рассказ о любви и чувстве долга в условиях зомбипокалипсиса — когда весь мир летит к чёрту, придаёт сил только добросовестное выполнение любимых, привычных дел. Да уверенность... нет, хрупкая надежда, что твой труд нужен кому-то ещё. Делай то, что должен и ... будь, что будет — таков девиз настоящих рыцарей. Даже если этот рыцарь — немолодая уже училка, а те, кого она защищает — кровожадные, опасные для неё самой, чудовища.

В главном Симмонсу я верю: тому, кто столько лет учил маленьких детей, уже не страшны никакие монстры)).

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 марта 2011 г.

Симмонс уже себя закрекомендовал себя как автор мистики и ужаса написанием «Песнь Кали» и «Костры Эдема».

В этот раз читатель попадет в постапокалиптический мир Симмонса. Вроде все стандартно: зомби, причем дети; винтовка, причем ремингтон; куча ловушек для зомби, причем холодный бензин.

Декорации весьма интересны, школа и класс. Учитель, которая пытается обучать детей даже после их смерти, верная своему делу. Нонсенс жанра? Абсурд? Нет, на протяжение всего рассказа мы будем вчитываться в строки, о долге учителя, о его одиночестве и желание даже мертвым нести и обучить их. Весь рассказ пропитан нотками надежды и жажды что-то сделать ради мертавых детей. Впрочем образ учительницы вызывает двоякие чувства, времена может показаться что она сошла с ума, на идее обучения детей-зомби.

Пожалуй рассказ не зря заслужил столько премий. В обычную драму Симмонс внес смысл, смысл того что что нужно надеяться и жить своим делом.

Концовка захватила плотно. Сон преподователя лишь подвел к этой черте. Она все-таки решается отпустить их, и заместо смерти получает нечто иное, больше чем благодарность на словах. Пожалуй именно этот ударный финал, аккорд звучащий внутри поражает. Он пропитан той светлой грустью, надежды что даже хочется всплакнуть.

Браво Симмонс, из стандартных штампов создать шедевр может не каждый.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2010 г.

На мой взгляд это отличный, прекрасный, очень мощный и качественный рассказ. Дэн Симмонс, как всегда, не разочаровал и лишний раз подтвердил, что уровень его писательского мастерства очень высок.

В рассказе речь идет о женщине, учительнице, которая среди тотального безумия и хаоса пытается сохранить остатки разума, здравого смысла чтоб самой не сойти с ума. А делает это она путем восстановления того жизненного порядке вещей, к которому привыкла до того, как мир сошел с ума. И не важно, что все ученики ее класса — зомби.

Очень мощный рассказ, в котором все выверено, тщательно подобрано и сбалансировано. Концовка, наоборот, вселяет надежду на то, что не зря женщина тратит свои усилия...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2010 г.

Читать этот рассказ мне было скучно. Да, некоторые задумки были интересны, но мотивации главной героини учительницы начальных классов мне были не понятны. Зачем она изображала, что учит детей-зомби, в них осталось что-то человеческое? А во взрослых уже нет? Чем взрослый зомби отличается от зомби-ребенка? Мне не понятно. Я уже был готов к кровавому концу, но Симмонс решил всех поразить резким поворотом, но меня он не удивил, а разочаровал такой концовкой. Не может мое естество её принять, мозг отторгает. Как говорится: «Не верю!».

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2013 г.

Колоритно, остоумно и есть то, на что откликаешься чувством.

Мисс Гейсс решила попробовать очеловечить зомби-детей, чтобы они в какой-либо форме продолжили свою прежнюю жизнь. На протяжении 38 лет терпеливо всматриваясь в их лица, заново приучая к ученическом правилам и пытаясь напомнить о их человечном прошлом. Военно-оборонительные эпизоды показывают бойкость, хладнокровность и стойкость натуры героини (не в том смысле, что партизанство и битвы в рассказе только для этого).

Мне нравится что в зомбоаппокалипсичесическом экшене есть такой персонаж, который ставит цель, без гарантий на то, что она вообще осуществима. И цель не касается всемирного высвобождения человечества или победы вон над тем плохом и злом человеком.

Вкусненький, не приторный коктейль хорошего сентиментализма и адреналина.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 июня 2012 г.

«Фотография класса за этот год» — первый и лучший рассказ сборника «Нежить». Здесь зомби классические — как в кино, дорогие сердцу хорроромана. В мире, полном живых мертвецов, пожилая учительница мисс Гейсс продолжает преподавать своему четвёртому классу. Тот факт, что все ученики мертвы и ей приходится держать их на цепи, чтобы они её не сожрали, почти не мешает. История безумия? Отнюдь. Учительница не сошла с ума. Во всяком случае, не совсем. Она просто делает для детей наилучшее, на что способна — как поступала всю свою жизнь. Прекрасный, трогающий до глубины души рассказ, заслуженно ставший основой сценария для театра. Истинный шедевр.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх