fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Путешествие через кратер»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.85
Оценок:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Путешествие через кратер

Journey Across a Crater

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

При посадке космического корабля произошла авария. Пилот выжил, но рассудок его пострадал. Движимый своими безумными мыслями, космонавт совершает ряд странных поступков, которые ему самому кажутся совершенно логичными.

Входит в:

— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Смерть Вселенной
1992 г.

Самиздат и фэнзины:

Мифы близкого будущего
2017 г.
Воспоминания космической эры
2018 г.
Выставка жестокости
2022 г.

Электронные издания:

Выставка жестокости
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Осевой текст между ранней «научной фантастикой» Балларда и его трилогией Модерн, после которой начнется совсем другой период его творчества — сочинения сказок о постсовременности. Собственно тема рассказа и место действия одновременно — разорванное сознание горожанина рубежа тысячелетий.

Можно сделать эксперимент. Проехаться на электричке из дальнего Подмосковья, все время смотря Ютуб, потом спуститься в метро на узловой развязке, слушая рекламу и предупреждения из динамиков и пялясь в рекламную панель, провести деловую встречу на ходу где-нибудь на Пушкинской площади, а потом поужинать в «Бургер-кинге», последующий вечер может закончиться в ночном клубе или небольшом отеле с почасовой оплатой номеров. И тогда понять, что Баллард был прав и в форме, и в содержании рассказа.

А. Ибсоратов совершенно справедливо считает этот текст распускающейся почкой на ветви «Выставки жестокости».

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще один «образчик» авангардистской психоделики. Как и американский писатель Норман Спинрад, его коллега по жанру Джеймс Баллард в жизни также не был паинькой: именно ему принадлежит сомнительная честь основания жанра психоделической фантастики, на фундаменте которого затем выросла западная культура «новой волны». И хотя к творчеству писателя подвигли такие известные мастера, как Айзек Азимов и Эдгар Берроуз, его произведения мало походили на образцы классики. Любителям «твердой» фантастики его читать явно не стоит: им творения Балларда покажутся последовательностью странных (если не сказать — безумных) фотографий, на которых неопытный взгляд читателя не сможет вычленить ничего существенного и понятного. Кадр первый — последствия падения космического объекта на дорожную развязку в форме «цветка клевера». Кадр второй — две жертвы катастрофы едут в автомобиле, слушая радио. Кадр третий: еще один персонаж наблюдает странное шоу под названием «Имитация дорожной аварии» (скрытая связь с первым кадром)... Ближе к финалу этого психоделического бреда выясняется, что на Америку рухнул советский спутник «Космос-253», что привело не только к массовым разрушениям на земле, но и к нарушению нормального восприятия событий у всех свидетелей аварии. Собственно, вся психоделика рассказа — и есть описание возникших при этом галлюцинаций и психических расстройств. Автор явно намекает на то, что упавший спутник нес в себе какое-то психотронное оружие — то ли нервно-паралитический газ, то ли высокочастотный генератор электромагнитных волн. Короче, Россия опять виновата во всех американских бедах...

------------

РЕЗЮМЕ: психоделический рассказ об одной техногенной аварии в Америке, которая стала причиной утраты людьми чувства реальности. Чтиво не из легких и приятных. Подойдет любителям разгадывать шарады и законченным психопатам. Читателям же с крепкими нервами можно взглянуть на него всего одним глазком, чтобы почувствовать на своей шкуре, каково это — быть Казимиром Малевичем.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обожаю этот рассказ. Он входит в сборник «конденсированных романов» «Выставка жестокости» и является своего рода эталоном НФ «новой волны». Распад повествования, разрывы в логике идеально укладываются в новейшие тенденции развития современного искусства. Собственно, агрессивная визуальность «Путешествия через кратер» ближе к изобразительным искусствам, чем к беллетристике. В этом рассказе гораздо больше от картины Розенквиста «Я люблю вас моим фордом», чем от космической и социальной фантастики Хайнлайна или Артура Кларка.

Джеймс Баллард в 1970 году смог описать contemporary art начала XXI века в безупречной литературной форме.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Переборщил Баллард с сюрреализмом в этом рассказе: странное, почти бессюжетное произведение состоит из вспыхивающих по принципу стробоскопического эффекта ярких, откровенных, не слишком хорошо состыкующихся друг с другом, кусочков. Сейчас, в 21 веке, эпатажем никого не удивишь, а выразительность образов (переходящая в натурализм) рассказ не спасает.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх