FantLab ru

Джей Азнер, Дэниел Кохански «Арилан изучает Талмуд»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.20
Голосов:
10
Моя оценка:
-

подробнее

,

Арилан изучает Талмуд

Arilan the Talmud Student

Рассказ, год; цикл «Дерини»

Аннотация:

Денис Арилан, молодой христианский священник, изучает Талмуд под руководством старого раввина, а мудрый старец изучает дерзкого юношу, научившегося ценить знания ради них самих. Арилан подвергает себя смертельному риску, ведь если его тайна будет раскрыта, это приведет его на костер.

Входит в:

— цикл «Дерини»  >  антологию «Легенды Дерини», 2002 г.



Издания: ВСЕ (2)

Легенды Дерини
2003 г.

Издания на иностранных языках:

Deryni Tales
2002 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сложное у меня отношение к этому рассказу.

С одной стороны, если оторваться от придуманного Куртц мира, то рассказ очень неплох: молодой священник-католик открывает для себя быт и философию иудейского раввина. Интересная история. Проблема только в том, что в мире Дерини место евреев, скажем так, немного занято. Гонимая раса уже есть. Более того, Куртц сама признаётся в предисловии к этому рассказу:

«Когда в моем сознании еще только начала оформляться концепция вселенной Дерини, где отдельные индивиды подвергаются преследованиям лишь за то, что они отличаются от обычных людей, я поймала себя на мысли, что провожу сознательные параллели с дискриминацией и преследованиями, которым исторически подвергались евреи в нашем собственном мире, — угнетенный народ, существенно обособившийся по вине множества факторов, не все из которых сразу делаются очевидными для исследователя.

...

Не все мои читатели признали эту параллель между Дерини и евреями, поскольку мне нередко задавали вопросы об отсутствии евреев в Гвиннеде, однако когда я объясняла читателям свой замысел, — что в некотором смысле Дерини как раз и являлись гвиннедскими евреями, — они соглашались со мной.»

И в то же время, раз это фактически средневековая Европа, то евреи и иудаизм не могут не быть ещё и сами по себе, изначально, поскольку включены неразрывно в Библию (Ветхий Завет). Как и египтяне, греки, римляне и прочие. Есть католики — есть и история христианства, описанная в Библии.

Однако до сих пор сама Куртц ловко избегала соприкосновения этих двух гонимых рас: евреев и дерини. И правильно, на мой взгляд, делала. Сочувствие и концентрация читателя должна быть на чём-то одном, иначе, если вводить два параметра, то либо один должен быть второстепенным и оттенять главный, либо быть в противофазе. Сопоставления не избежать.

И тем не менее Куртц сочла необходимым (или интересным) взять в антологию такой рассказ. Зачем?

В предисловии к рассказу она даёт объяснение, довольно логичное, однако, я остаюсь противником ввода евреев как играющего (не существующего — этого не избежать, а именно играющего, активно действующего) элемента в мир, где уже есть одна гонимая раса.

Так что рассказ, может, и на 8, но не в том цикле, не туда приложен. А сам по себе — очень неплох.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх