Дэрил Грегори «Второе лицо, настоящее время»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Наркотик, известный под названием «дзен», при передозировке полностью разрушает личность человека. А на её месте создаётся что-то совершенно новое.
Рассказ впервые опубликован в журнале «Asimov's Science Fiction Magazine» за сентябрь 2005 года.
Входит в:
— журнал «Asimov's Science Fiction, September 2005», 2005 г.
— антологию «Year's Best SF 11», 2006 г.
— антологию «Лучшее за год XXIII: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2006 г.
— антологию «Kroki w nieznane 2007», 2007 г.
— антологию «Enter a Future: Fantastic Tales from Asimov's Science Fiction», 2010 г.
— сборник «Unpossible and Other Stories», 2011 г.
— антологию «Лучшая фантастика XXI века», 2013 г.
— журнал «Clarkesworld. Issue 134, November 2017», 2017 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2006 // Короткая повесть |
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2006 // Лучшее произведение малой формы |
- /языки:
- русский (2), английский (9), польский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (2), цифровое (1)
- /перевод:
- А. Грузберг (1), Н. Киктенко (1), К. Козловский (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zmey-uj, 30 ноября 2008 г.
Самое фантастическое в рассказе — идея наркотика, который, кажется, воздействует только на психику. В отличие от ныне существующих, которые разрушают весь организм — да это будет получше водки. Однако эффект «дзена» весьма кардинальный и, признаться, существуй он на самом деле — подмывало бы его попробовать. Так же подмывает прыгнуть с крыши высокого здания, когда смотришь вниз.
Довольно знакомая тема — как будет вести себя человек, утративший память, не станет ли он другой личностью — показана под новым углом: как будет вести себя другая личность с тем же набором воспоминаний, что и прежняя, оставаясь среди близких и любящих людей? В коротком рассказе это выражено достаточно полно, и все, что осталось «за кадром», можно с легкостью себе представить.
Рассказ доктора С. очень познавателен. Что же касается шарлатанского метода «лечения» с помощью «наведенных» под гипнозом воспоминаний, такие вещи практикуются давно, хотя и не слишком широко. Так что просто приятно было почитать на тему психологии, к которой фантасты обращаются нечасто.
olvegg, 11 марта 2008 г.
Ну, объективно конечно сильный рассказ, затрагивающий многие философские вопросы, проблему сознания, но мне было его как-то неприятно читать. Просто от общего ощущения такая низкая оценка.
Manowar76, 17 июля 2022 г.
Очередная «повестюшка» из списка «Локуса». Пятнадцатое место.
В активе у рассказа — премия читателей журнала «Азимов» и номинация на премию Старджона.
Тэги: наркотики, медитация, работа мозга, проблема «я».
Очень образно написано, прямо глаз радуется:
«А мать уже вся в слезах, лицо ее полностью открыто всем эмоциям: радости, страху, надежде, облегчению. С таким лицом идут в атаку.»
Встретив хотя бы одно такое наблюдение в рассказе, я уже считаю, что потратил время не зря.
Уоттс+Пелевин-юмор. Прекрасная нейрологически-метафизическая лекция.
Наркотин «дзен» разрывает связь между мозгом и сознанием. При передозировке прежнее сознание не возвращается, а появляется новое. Ощущающее (три щ) себя в теле и с воспоминаниями другого человека, как новый жилец в доме, где уже кто-то жил.
Научная часть любопытна. Антураж — бунт девушки-подростка против воцерковленной семьи и общины на фоне благополучного сабурба.
Рассказ заслуженно занимает место в списке лучших новелетт.
7(ХОРОШО)
god54, 22 августа 2010 г.
Рассказ, построенный на твердой научной основе и автору поистине доставляет удовольствие в литературной форме излагать учебник по психиатрии. И в этом плане получилось довольно занимательно и увлекательно позволяя путешествовать в мир иного человека, который осознал себя новой личностью. В фантастическом плане вся идея сводится к новому наркотику, о котором сказано очень мало. Это и есть литература.
dvh2000, 6 ноября 2011 г.
Приятная сила научного текста. Чтобы его понять надо немного потрудиться. Небольшая интеллектуальна зарядка, после которой «болят мышцы».
Интересна философия постоянного умирания и самовозрождения личности. Однако актуализация и самоопределение новой личности болезненны для окружающих. Чем-то данный феномен похож на инициацию люденов в «Волны гасят ветер» братьев Стругацких. Но в случае с Тойво Глумовым разделяешь печаль матери и жены, по сути потерявших близкого человека. А в этом рассказе находишься на стороне главной героини и испытываешь неприятное чувство тяжести отношений с родителями и неудобства что-ли.
mputnik, 18 декабря 2022 г.
Ну, это не фантастика, это — скорее — научно-просветительская литература, просто оформлена — до кучи — фоном из подростковых проблем современного социума, религиозного консерватизма патриархальной семьи, и — наверное — детективно-психиатрической мелодрамы.
И — ежели честно — оный фон раздражает. Аки абсолютно излишний слой повествования. Каждый раз когда сталкиваюсь с оными «изысками психологизма», спонтанно в сознании возникает — уже сотни раз озвученный мысленно в сторону авторов — глас вопиющего в пустыне: «Да кто вам надул в уши сей бред про некую «привлекательность» оного психологизма?! Этот мусор словесный — у подавляющего большинства читательской аудитории — стабильно вызывает лишь досаду и раздражение. Хорош уже корчить из себя Толстых и Достоевских — ваяйте нормальный поп-арт, то бишь — коммерческие поделки в рамках устойчивого социального заказа. Очнитесь уже, в конце-то концов, олухи самовлюблённые».
Хотя — за исключением оного гласа в оной пустыне — вполне читабельно. Как говорится — «…при почти полном отсутствии рыбного поголовья, определённые представители ракообразных — вполне могут быть отнесены к рыбному царству…»
Olcha, 16 марта 2009 г.
Рассказ не понравился по большей части не из-за своего качества, а наверное потому, что фантастики в нем ой как мало... Очень удивило его присутствие в книге между рассказом о космических мирах и рассказом в духе Х-файлов. Ожидалось чего то такого киберпанкового или паранормального.
ставлю оценку 6 за психологические изыскания автора, они бы могли стать хорошим подспорьем для практикующих психологов.
drogozin, 17 июля 2008 г.
Где здесь фантастика? Всё это подробно описано в учебнике по психиатрии для медицинских ВУЗов. Причём интереснее.
ааа иии, 22 августа 2008 г.
Вот — Научная Фантастика, такая, какой она должна быть.
Рассказ иллюстрирует и пересказывает (классическим методом одного допущения) одно из парадоксальнейших открытий современной нейрофизиологии. Возможно, открытие этой самой задержки в полторы сотни миллисекунд будет значить больше, чем то, что при переходе электрона на другой уровень излучается квант света. А может и нет — не зря же эволюция спрятала истинную работу мозга под маской, которую мы зовем человеческой личностью.
Также автор использует несколько элементов сюжетной конструкции, ставших почти обязательными для англоязычной фантастики — амнезия, разрыв между поколениями в семье, изменяющий сознание наркотик, примат восточной философии, взросление в небольшом городке и т.п. Однако под рукой Грегори ( это его дебют на русском?) для них находится обоснованное по главной линии место.
Отношение к персонажам в целом строгое, гуманное и незлое. Отдельные мысли похожи на афоризмы. Тон рассказа мягкий, не дидактичный, открыт для толкования и размышления.
Не могу удержаться от похвалы за любопытный по форме показ разницы между наукой и психоанализом.