fantlab ru

Валерий Камардин «Фоточка»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.16
Оценок:
51
Моя оценка:
-

подробнее

Фоточка

Рассказ, год (сетевая публикация); цикл «9-я фантЛабораторная работа»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
ФантЛабораторная работа, 9-я фантЛабораторная работа // Лучший фантастический рассказ



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Текст, написанный любым из авторов должен либо развлечь, либо увлечь, либо раскрыть некую мысль. Можно все три «пункта» и сразу. Данное произведение вполне удовлетворительно «скачет» между «развлечь», « увлечь» и «раскрыть». Спасибо.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор — не Шьямалан, нет. А герой явно не Брюс Уиллис. У меня не возникло не только шестого чувства, но даже первого. Прием сильный, пусть и не новый. Но он ведь не отменяет необходимости как следует сделать рассказ. Сцены затянуты, монтаж небрежный, характеры как из дрянных сериалов...

Оценка: 3
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие написали о неравномерной композиции рассказа, мол, половина истории в поезде разворачивается, а можно и без него. А мне понравилось. Красиво этак, с выражением. Вагонная жизнь, вид из окна, неторопливые мысли. Правда, потом появляется сосед и через какое-то время примелькивается. Всё Толич да Толич, да разговоры, да тридцать восемь баксов...

Странности начинаются, когда забирают только соседа, но мы ещё не можем быть уверены, что это странности. Хотя по спокойствию рассказа, по тому, как внимание уделяется простым жизненным деталям, понятно, что где-то должна начаться мистика или чертовщина. Ну не НФ же. Поэтому прикидываешь: ага, забрали одного? Не в этом ли окажется закавыка? Или фотография – может, в ней? Вон, девушка знакомая... А поскольку до этого в тексте была упомянута только бабушка, думается: может, она к Толичу прижимается? Может, там как-то время закольцевалось? Потом упоминание о том, как едва избежал смерти... знаем мы эти «едва»...

Ну, в общем-то, в финале уже ничего удивительного не происходит. И получается странная штука: из-за его предсказуемости рассказ делается очень жизненным. В реалистических произведениях угадываешь же, к чему всё пойдёт. Не 100%, но всё равно предположения оправдываются. И здесь такой же случай.

В общем, нормально. Кое-что осталось непонятным, но мне доискиваться не хотелось. Почему именно эту фоточку хотела Манька, каким образом организовали их встречу со штурманом, и прочее. Оно всё так, как есть. Значит, так и было нужно.

Можно кое-где подсократить рассказ. А можно не сокращать. Он и в этом виде цельный, читабельный и довольно увлекательный.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто только не попинал автора за первую половину (включая и меня), поэтому просто пропустим. Сразу вторая.

пожалуй, обижен на автора за не выполненные обещания. Если это Асперис, то обычно она всё-таки давала людям зрелищ, тут же всё довольно уныло. Зачем была дана недовысказанная история любви между персонажами, если эта история так и повисла в воздухе? Никто ничего никому не сказал, всё просто лопнуло, как мыльный пузырь. Сюжет сам по себе тоже оказался скользким, как угорь — казалось бы есть, но только постараешься его поймать — ускользает. зачем же нужна была та самая Фоточка? У меня есть несколько предположений, но все они мутные и непонятные.

А вот бабушка и посёлок получились живыми, настоящими, этого не отнимешь. Написано вообще классно, на протяжении всего рассказа, но выглядит, скорее, как упражнение, проходняк.

Как-то так.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

рассказ беззамечательный. то есть — без замечаний. удивительный рассказ. он о любви. эта колдунья-целительница была влюблена в штурмана, но вот — у неё ничего не осталось от него. ничего. и когда штурман погиб — как вернуть его? пришлось ей напрячься, колдовским чудом воскресить соседа-ГГ, заставить его ехать к бабке и встретиться с любимым в поезде. с фотографией — штурман с нею навек. а без неё — видимо, всё зыбко, мимо, мимо — к буфетчицам, радисткам... порадовал юмор: он на протяжении всего текста висит лёгким туманом, а когда старуха задумала воскресить корову, как и деда, и целительница ей ответила: мол, корова, не человек, а старуха разобиделась: мол, как так — не человек, да она лучше иного человека! — хорошо. в тройке победителей рассказ обязан быть, так думаю. с уважением.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ интересный и мне понравился. Понравился многими вещами. Во-первых – это стиль повествования, где всё стоит на своих местах. Текст очищен от сорняков и колорадских жуков, качественно удобрен интересными фигурами речи, а также автор не забыл обильно полить рассказ мистическим зельем. Во-вторых – герои, которые выпуклы и многогранны, как 3D модель. Толич – ярчайший персонаж, за поведением и фразами которого интересно следить. В-третьих – диалоги, описания деревушки. Всё это сделано на очень высоком уровне. Браво.

Однако образ Толича, несмотря на всю свою неординарность не оправдывает себя в рассказе, как обычный молдавский портвейн по цене дорогущего виски. На этом фоне все эти сочные описания полустанков, вагонов и купе меркнут как свет догорающей свечи.

Мне не хватило нерва, вернее мистического и психологического накала. ГГ знает, что дед мёртв, однако встреча с ним описана обыденно – дед как дед. Автор не сделал резьбу для крутой психологической кульминации, где бы Манька пообещала бы рассказать крайне непонимающему ГГ о том, кто таков этот дед и как он восстал, а в итоге раскрыть другую, более шокирующую тайну. Поэтому финишную гайку с философским подтекстом накрутить успешно так и не получилось. А можно было. В итоге получилась ситуация, когда боксёр довёл своего соперника в состояние грогги, но не стал добивать на кураже, а ушёл в глухую защиту, полностью отдав инициативу, и отработал против полуживого соперника до конца боя. В итоге, финальное фаталити не играет. Я бы обязательно ввёл Толича, чем ещё больше запутал ГГ, изобразил бы каких-нибудь собак, шарахающихся от ГГ, добавил бы темноты, стрёма, некоей витающей в воздухе тревоги и т.д. Но это я мудрён советовать, а сам…

В общем, победа автора над критиком по очкам. Нокаута не случилось. Однако победа эта единогласна и со значительным перевесом в счёте.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Язык повествования понравился очень, читалось легко и непринуждённо. Автор, надеюсь, вы признаетесь. А вот по сюжету какие-то нестыковки. Ну, да ладно, рассказ развлекательный.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из группы.

Сам в поездах много ездил, знаю как оно. Командировки, проводницы, водочка — куда ж без неё?

Никуда, ага. Тогда, правда, курить в тамбуре можно было, да и правоохранители не шныряли по вагонам без особой надобности.

Проводники-то сами водкой торговали! Было, да...

Штурман-попутчик совершенно реальный получился, словно срисован с настоящего.

А финал показался мне немного знакомым, словно было уже что-то такое, где-то слышалось,

но всё равно хорошо. Всё равно неожиданно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё одна история, где половина сюжета простучала по рельсам. Из всей этой половины на идею работало только знакомство ГГ с Толичем и передача последним старой фоточки.

А из второй половины выяснилось, что ГГ был использован некромантшей Маняшей для передачи ей понадобившейся вдруг этой самой фоточки. Некромантша умела на короткое время по старым фотокарточкам вызывать в реальность умерших людей. Вот и ГГ такой же умерший, поработал на неё курьером.

Ну да, узнать в самом конце, что ГГ – мертвяк, удивляет и впечатляет. На минуту. А потом – разочарование. Что получил я от рассказа? Минутное удивление и идею о том, что можно вызывать в реальность умерших людей? Но идея ещё старее, чем фоточка. Значит весь изюм в том, чтоб вызвать у меня в конце – ах?!

Радуюсь тому, что путь к этому лакомству продолжался лишь 30 тысяч знаков. А если б конкурс позволял шестьдесят?

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плюсы: хороший язык, живые герои

Минусы: острый диссонанс между частью про поездку в поезде и всем остальным.

По сюжету. Я запутался. Зачем Толич отдал фотографию ГГ, какой она несла смысл? И в целом — ГГ появился в каком-то фантомном мире, где мог ощущать себя живым ради общения с бабушкой? Или мертвеца действительно видели люди и взаимодействовали с ними в реальном мире? В общем, это редкий случай, когда «объяснялки» очень нужны, но их нет.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. Однозначно в топ. Но:

Зачем Мане эта старая фотография? Как фотография оказалась у Толича? Как Толич связан с Маней? Почему пропала подпись Толича?

Перечитал некоторые моменты по несколько раз, но так и не понял.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема есть: старое фото как искомый предмет и инструмент краткосрочного воскрешения покойников.

Читался рассказ легко, с интересом — до самой последней строчки ждала чего-нибудь такого, сильно впечатляющего. Раскрытие сущности героя получилось неожиданным, после материализации деда что-то такое уже немного ожидалось, но все равно финал прозвучал.

Зачем Маняше фотография, в принципе, понятно. Уж если она по фоткам покойников поднимает, то и с живыми людьми наверняка немало чего сотворить может, вот и не хочет, чтобы ее фото по миру гуляло. Непонятно, почему только герой мог доставить ей это фото. Непонятно, почему фото оказалось в кармане Толича — он что, все старые курортные снимки с собой таскает? А если Маняша могла внушить Толичу мысль взять фото с собой в поездку, то почему бы не внушить, чтобы он это фото ей по почте выслал? Гораздо проще ведь. Придумка с оживлением покойников интересна, но сюжет в целом не самый удачный получился. Читаешь с интересом, а в конце вопрос — зачем такие сложности, если всего и надо старую фотку у Толича изъять.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился.

Тема в наличии.

Читатель заметил, что история делится на две неравные части. Но при этом они складываются в общий паззл.

В первой больше жизни, а сам ГГ рассуждает о фотографичности мира. Во второй части всё вокруг какое-то туманное, как старая фотография, зато ГГ немного оживает, и внутри него начинает хоть что-то происходить. А то до этого он застывший словно снимок, и все события с ним – внешние. В целом у истории грустный конец, хотя от мистики ничего другого в наше время ждать и не приходится.

Автор к финалу становится тороплив, видимо, не хватило знаков…

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкий случай, когда рассказ именно такой, какого ждёшь от названия.

Стилистика очень бойкая. В первой же строчке сбой фокала, ну да кто обращает внимание на эти псевдолитературные извращения. Автор, несомненно, опытный и умный. Он знает такие слова, как «филиппика» и «юница». И может раздуть фразу «поезд тронулся» до 1200 печатных знаков. И вот такой слабо осмысленной байды мы имеем 15 кил, ровно половина рассказа. Есть огрехи по логике

Пример:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Старая фоточка… Хочешь, на память тебе подарю? Не домой же тащить»

Или фотка не старая, или он домой уже таскал и не раз.

С момента возвращения домой повествование становится интереснее, появляются необычные образы (бабок на лестнице), интрига, и даже становится страшненько (сцена с дедом). Сюжет – очевидный плюс рассказа, повороты не всегда предсказуемые. С саспенсом тоже всё хорошо. Композиция кольцевая — это тоже плюс.

Финал. Технически не блещет: заканчивается рассказ на наредкость пафосной ноте

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Он вновь ощутил себя то ли муравьём в янтаре, то ли древним снимком, который сделали на ходу и обронили на обочине жизни…».
И предсказуемый с момента живописания командировки и упоминания спирта. Интрига была только в том, как автор выкрутится с темой. Выкрутился хорошо, не оригинально, но неожиданно, как по мне.

Персонажи. Всех впечатлений – что Маняша на почтальоншу из Белых Рос похожа. Вот И что бабку упростили до функции пирожки-дед-корова. А больше и сказать нечего.

Конфликты. Бытовой и наредкость скучный – о неприятных попутчиках в купе.

Неплохой, но едва затронутый – о бабушкином одиночестве.

Иных не нашла.

Идеология: отсутствует.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв из группы с небольшим добавлением:

часть 1

Прочитал первую часть этой повести. Интересно. Язык хороший, богатый, персонажи колоритные. Что-то мне подсказывает, что на фотографии мать ГГ — студентка, охмурённая Фёдоровичем-Толичем. Интриги нет, есть спокойное ровное повествование большого неспешного романа из жизни глубинки. Ну а романы-повести читать в один присест невозможно, если нет драйва. Так что отложил до лучших времён.

часть 2

Да уж, накрутил автор. Тётка оживляет мертвецов по фоткам. ГГ — мёртвый, везёт гостинец колдунье — фотку. Фотку ему даёт Толич, случайно. Но, видимо, Толича (тоже мёртвого?) заманила в купе всё та же некро-тётка.

«Мне нужна была эта фоточка. А никто, кроме тебя не мог её передать. Вот я и помогла Бабалюсе.» — зачем некромантке её старая фотография?

почему надпись Толича пропала? Жив ли Толич? Уж очень колоритный персонаж, половина рассказа ему посвящена. Не нашёл в тексте ответов.

«Ты же там после полуночи утонул? Пять минут осталось. Посиди у меня, со стариками можешь не прощаться. Всё равно скоро увидитесь.»

Следующая загадочная фраза. Дед — мертвяк 100%, ещё ГГ его хоронил. Встретится с дедом — то есть уйти обратно в астрал.

Но бабка вроде как жива. Как развоплотившийся ГГ встретится со своей бабушкой? Тётка-колдунья грохнет старушку? Сложно понять.

Немного подзапутался я в этих привидениях, оживших мертвецах с паспортами и деньгами в карманах, покосах, коровах.

Но основной вопрос: зачем вообще Маняше-оживляше старая фотка самой себя? Она тоже мёртвая уже?

И о маме с папой ни слова. Дед, бабка и сразу внук. Мёртвый. Утонул после третьего звонка от бабушки.

Добавление:

ГГ едет на поезде. Он мёртв. Но! У него есть паспорт и деньги на билет. Более того, ОН ТОЛЬКО ЧТО С САМОЛЁТА.

Таксист замечает, что ТОЛИЧ И ГГ ПОХОЖИ КАК ДВЕ КАПЛИ ВОДЫ.

Автор, складывается впечатление, что Вы выдернули первую часть своей работы из какой-то своей же повести или романа, или заготовки (где, я настаиваю, ГГ — жив, Толич — его отец, на фотке — мать ГГ и т.д.) и соединили со второй частью про деда, бабку и соседку-некромантку.

Причём сшили так, что видны не нитки, а обрывы, рубцы и канаты.

Возможно, я ошибаюсь, и всё было не так. Но у меня сложилось мнение, что это [b]два разных рассказа, неумело прикрученных друг к другу.[/b]

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх