Майкл Крайтон «Next»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Будущее уже наступило! Пока ученые, политики и священники спорят об этической и моральной стороне проблемы, достижения генной инженерии исподволь внедряются в нашу жизнь. Трансгенным продуктом, наряду с соей, кукурузой и картофелем, становится и... человек! Уже открыты гены послушания и агрессивности и даже ген «хозяина». Кажется, вот-вот отступят наследственные болезни, с которыми прежде не удавалось справиться. «До чуда рукой подать!» — уверенно говорят бесстрашные экспериментаторы, и... Вот он пришел в наш мир, усовершенствованный потомок Адама и Евы, человек NEXT. А теперь попробуйте ужиться с ним и его создателями на одной планете. Впервые на русском языке!
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Новиков (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 2 ноября 2024 г.
Судебный триллер, наполненный толпами корпоративных сутяжников и страшилками о биотехе, маскирующийся под фантастику, сошедший с крайтоновского конвейера бестселлеров. :) При чтении у меня ассоциировался больше с Гришэмом — как раз вот эти вот бесконечные суды и адвокаты.
Роман состоит из множества сюжетных потоков, так или иначе связанных с генной инженерией. Университетская клиника продала биологический материал своего пациента биотех компании и теперь он и его прямые потомки — фактические рабы исследователей. Учёный внедряет человеческие гены обезьяне и — вуаля — перед нами новый представитель прочти что хомо сапиенс. Другой исследователь производит подобные манипуляции с попугаем — и вот опять перед нами непойми кто, но уже не совсем птица. Множество похожих и не очень эпизодов, объединённых биотехнологиями, балансированием на грани закона и судами, судами, судами.
Фантастического, казалось бы, довольно много, причём преподносящегося именно как НФ, с псевдонаучными обоснованиями, упоминанием мнимых работ и исследователей, но, в массе своей — всё это просто вымысел. Основная часть повествования — интриги и суды, скандалы, расследования и разоблачения. Периодически хочется воскликнуть: как же, блин, страшно жить в этих ваших Америках! :) Для жителя США бесконечные корпоративные тяжбы не в диковинку, да и мне всё это известно, но вызывает некоторую обескураженность и надоедает довольно быстро. Вообще есть предположение, что книжка сатирическая, высмеивающая «их нравы», но это не точно.
Читающийся быстро и, в общем то, захватывающий внимание роман, идеальный таймкиллер — отвлечься или занять время в дороге, а потом с чистой совестью забыть. :)
neli mustafina, 6 июня 2024 г.
Вы любите биологию? Тогда эта книга — для вас!
Здесь затрагиваются не только чисто научные проблемы, но и моральные, проблемы экологии, этики, рекламы, социологии...Например привожу цитату по теме, которая долго обсуждалась в комментариях и сетях после смерти Фриске и Заворотнюк... Об опасности омоложения стволовыми клетками:
».. в мире, где правят массмедиа, постоянно публикуемые слухи падают на благодатную почву человеческого легковерия и доверчивости, порождая несбыточные надежды. Годами средства массовой информации расписывали исследования в области стволовых клеток как приближающееся чудо, и поэтому каждый раз, когда кто-нибудь заявлял, что чудо свершилось; этому безоговорочно верили»
Более того:
»...Наука коррумпирована не менее, чем любая другая сфера человеческой деятельности, и ученые давно перестали быть бессребрениками и подвижниками.
Учёные лгут, жульничают, обкрадывают друг друга, судятся, утаивают информацию, фальсифицируют данные, преувеличивают собственную значимость и незаслуженно порочат чужие достижения...»
Увы, там где правит капитал — мало чести...
Еще цитата: «....Коста-Рике, которую на протяжении десятилетий контролировало ЦРУ. Это была по сути не страна, а придаток США, служивший интересам ее бизнеса. Но американскому бизнесу всегда было наплевать на природу...»
Справедливости ради скажу: не только американскому бизнесу плевать на природу, но и российскому тоже, да и любому... Это капитализм.
Книга эта — просто революционная. Её вполне можно поставить в один ряд с книгами Уоттса, который заслужил «санкции» США.
Кроме обстоятельств с вырвавшимся на волю «геном зрелости» заодно в книге описывается автором быт, работа биологов, генетиков и патологоанатомов (вероятно автор хорошо знал эту «кухню», либо был отлично осведомлен), шпионаж, воровство идей, компьютерных программ, клеточного биоматериала, вирусов , и о, ужас, — воровство частей тела из моргов, враньё в массмедиа, ложь корпораций и властей и даже убийства при применении непроверенных лекарств...
Итак, недалёкое будущее (а может это уже случилось — просто мы не знаем?); расцвет фармацевтических и биологических корпораций...
А на Суматре обнаруживают говорящих на датском языке орангутанов. Становится ясно, что там втайне проводились запрещённые генетические опыты.
Далее сообщается о многочисленных нарушениях законов о биометрии, когда некто Барнет, обладающий кровью с полезными цитокинами — противораковыми клетками, — судится с калифорнийским университетом, который использовал их не уведомив Барнета.
В книге несколько сюжетных линий: Рик Дил, выкупивший цитокины Барнета, Том Веллер с семьёй и трупом отца, семья Джоша Винклера — все они сотрудники корпорации «Биоген», вокруг которой и закручен детективный сюжет.
Открытие «гена зрелости» произошло как и полагается в биологии — по ошибке, халатности, нечаянном использовании не по назначению...
Брат Джоша Винклера — наркоман и лентяй, воспользовался спреем с геном зрелости в ретровирусной жидкости, который Джош в спешке оставил в машине...и понеслось...наркоман перестал принимать наркотики и нашел работу. Дальше — больше.
Втайне от всех Джош испытывает препарат на людях — таких же наркоманах и бездельниках.
Компания «Биоген» патентует средство.
По всему миру начинается шквал с генетическими опытами.
Ещё один персонаж — Генри Кендалл, экспериментируя с эмбрионами, получил гибрид шимпанзе и человека. Причем шимпанзе научился говорить, а Гейл Бонд, работающая в национальном институте в Париже получила в результате эксперимента разумного попугая, умеющего не только говорить но и считать.
Марк Зангер тайно генномодифицировал океанических черепах (как оказалось по ложному обвинению)...
В связи с развитием генетики, стало понятно что пора изменить законы под новые веяния.
Вправе ли компании патентовать гены, продавать их, а людям — судить по ним о потомках, требовать отцовства, а молодым девушкам продавать яйцеклетки...? А как вам приватизация человеческого генома?!
В результате «ген зрелости» оказался с сюрпризом.
Книга — почти как учебник. Сразу понятно что автор человек не только знающий, но и честный. Заглянула в интернет: Гарвардский университет, медицинская школа...и да, «Штамм Андромеда» — это его творение...а ведь это 1969 год!
Получила массу знаний, читая её, не отрываясь и искреннее удовольствие, — чего и вам желаю.
Книга прямо таки «просится» в кинематограф. Читая, представляла как великолепно это всё было бы на экране — драйв, погони, судебное крючкотворство, драки Дэйва с детьми ну и т.д.
Жаль что Майкл Крайтон умер в 2008. Ему было 66 лет. Это была его последняя книга. А мог бы написать продолжение...
azathoth, 1 апреля 2016 г.
Роман оставил после себя чувство недоумения, растерянности, разочарования. Огромное количество ошибок технического характера, нелепые гиперболы. Порой автор переступает грань фантазии и через гротеск скатывается в фарс. Шимпанзе ходит в школу. Орангутанг ругается матом. У покойников в морге извлекают кости... Продолжать можно бесконечно.
Как практикующий врач, не могу оставить в стороне извращение автором научных данных, касающихся генной инженерии и терапии. Описываемые в книге методики, процессы и процедуры вмешательства в геном не только неосуществимы (что было бы нормально, ведь перед нами НФ), но и невозможны в принципе, поскольку противоречат базовым принципам теории гена.
К положительным моментам могу отнести неплохой (хотя и не лучший для Крайтона) язык, неплохо выстроенное сочетание сюжетных линий, динамичный сюжет.
Коротко: нельзя назвать роман истинной НФ, поскольку наукой тут и не пахнет. Порекомендую к прочтению только фанам Крайтона.
ДИР, 14 ноября 2011 г.
И почему так получается, что как только видишь настоящую НФ, то есть именно то, что понимается во всем мире как SF, так сразу – иностранное, переводное.
Вот опять, в подтверждение. Как начал читать, как начал – а там не просто так социальное и философское или постапокалипсис или постмодернизм какой. А прямо вот популяризаторство и разъяснение подробное, и термины научные, и генная инженерия, и успехи невероятные в науке.
Обезьяна с разумом человека. Попугай, считающий себя человеком, да не попкой-дураком каким-то, а умным человеком, поумнее многих. Лекарство, излечивающее от наркотической зависимости и одновременно выправляющее поведенческую модель человека, заставляющее его переосмыслить и понять, начать разумную трудовую деятельность и обще житие… И это же «лекарство», оказывается, ускоряет старение и приближает смерть.
Врачи и ученые, которые лезут со своими экспериментами во все дырки.
Законы, позволяющие человеку распоряжаться своим телом и его частями. Решения суда, позволяющие медицинским организациям быть собственниками частей этих тел.
Страшилки про патологоанатомов, вынимающих из тел длинные кости и продающих их налево и направо.
Полиция, сбивающаяся с ног и уже не понимающая, что есть право, а что – бесправие.
«Охотники за людьми».
И ощущение приближающейся всеобщей генной катастрофы на фоне здравиц в честь победы новой генетической революции.
Настоящая научная фантастика. Читано с удовольствием, как НФ, детектив и боевик в одном флаконе. Рекомендую.
VovaZ, 21 августа 2014 г.
Подобно своей предыдущей книге «Государство страха», в Next Крайтон продолжает тему околонаучной конспирологии, сменив тему экологии на генетику.
Роман, как и «Государство», построен на основе сложно-организованного триллера, и так же содержит немало псевдонаучных преувеличений и профанаций. По сути, Крайтон переходит от эпизода к эпизоду, знакомя нас, как с реальными проблемами, так и с надуманными социальными фобиями, возникающими в своременном обществе, в связи с трансгенетикой и клонированием. Некоторые из поставленных проблем небезинтересны, некоторые, как уже было сказано, надуманы и пусты.
Сюжет ужасен, даже по сравнению с «Государством». Масса эпизодов, масса персонажей, в которых даже к концу романа с огромным трудом находишь связи, создают впечатления отсутствие главной сюжетной линии, и наличие массы тупиковых линий и сюжетных ошибок. Фантазия проявлена хорошо.
Сценизм, как обычно у Крайтона, высок и талантлив. Действия и диалоги захватывают, каждая сцены имеет хороший драйв, к сожалению, плохо выраженный по ходу сюжета.
Описания персонажей хороши. Автору удаётся создать вполне объёмные образы, буквально в несколько фраз.
В целом, интрига чрезмерно затянута, и перегружена. Не лучшее произведение Крайтона, однако роман вызывает интерес.
denik, 27 января 2015 г.
Лучше не составлять представление о генетике по этому роману
Как-то этот роман не столько о генетике, сколько о генетических страшилках. Один трансгенный попугай-математик чего стоит, и шимпанзенок, которого выдают за человеческого ребенка. Да и бесконечная погоня злобной группы огневой поддержки биоинженерной компании за пацаном — внуком обладателя выдающейся клеточной линии тоже не выдерживает никакой критики — ни с точки зрения генетики ни, наверное, с точки зрения юриспруденции.
Не понимаю ничего в трансплантологии, но сцены тайных краж костей у трупов тоже вызывают сомнения.
Ген счастья, ген комфортности.... Даже и комментировать нечего.
Мне кажется, от таких опусов вреда куда больше, чем популяризации науки. Пора говорить не только об ответственности ученых, но и об ответственности писателей за базар.
Но читается бодро.
И удивительно, какое-то тупоголовое читатель еще и минус поставило. Абсурд. Я этого идиота пытался предупредить, чтобы не верило этой дряни — и вот благодарность, минус мне.
Vasya3013, 21 июня 2013 г.
Прочитал вчера эту книгу, и знаете... Сказать, что это впечатляет — ничего не сказать. Такое ощущение, что автор занимался этим, по меньшей мере, несколько лет — так уж интересно и понятно все написано. Это впечатляющее произведение. Если вы его еще не прочитали — обязательно прочтите. Книга понравится и любителям фантастика, и любителям детектива
Stirliz77, 22 июня 2011 г.
Наука коррумпирована не менее, чем любая другая сфера человеческой деятельности, и ученые давно перестали быть бессеребрениками и подвижниками. Времена Джордано Бурно давно прошли, современные ученые — обычные люди, и ничто человеческое им не чуждо.
В современном мире науку давно уже перестали развивать лишь для того, чтобы понять очередные, доселе неизведанные, тайны природы или же осчастливить всё человечество. Время одиночек-альтруистов прошло и на всяких-разных Перельманов уже смотрят как на людей не от мира сего. Теперь науку двигают корпорации, которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы расставаться с результатами своих исследований за просто так. У всех задача одна — заработать максимально возможное количество денег на продаже результатов своего труда. Всё большая коммерциализация науки и жесткое патентование с одной стороны являются тормозом для продолжения исследований, а с другой стороны, привлечение для финансирования работ частного капитала, дает возможность проводить гораздо более серьезные разработки тех или иных перспективных направлений. Но, опять же, корпорации не спешат финансировать фундаментальную науку, то есть те направления, результаты от развития которых будут в весьма отдаленной перспективе, если вообще будут. Во что в итоге выльется теперешняя ситуация до конца ещё не ясно, но отдельные тенденции прослеживаются весьма отчетливо. Один из вариантов дальнейшего развития событий и решил показать читателю Крайтон в своем романе.
Генетические исследования переживают в США свой расцвет и многие игроки большого бизнеса, бесконечно далекие от понимания сути вопроса, спешат урвать свой кус от этого пирога. Большой бизнес приносит в эту наукоемкую отрасль свои волчьи законы, по которым, отныне, она и начинает функционировать. Одним из привычных инструментов становится юридическая казуистика, способная оправдать всё что угодно и повернуть ситуацию под нужным для заинтересованной стороны углом. В одном из судебных залов Лос-Анжелеса слушается дело некого Фрэнка Барнета, который обвиняет Калифорнийский университет и доктора Майкла Гросса в частности, в том, что они продали образцы его клеток, взятые у Фрэнка в процессе лечения того от рака костного мозга. Клеточные линии, изъятые из его тела во время анализов были переданы фармацевтической компании «Биоген» в обмен на три миллиарда долларов. Как выяснилось во время обследования мистера Барнета, его клетки оказались способны в больших количествах производить цитокины — «химические соединения, которые борются с раком», что и повлекло за собой их продажу в частные руки. Истец же, возмущенный такой бесцеремонностью и тем, что его никто не поставил в известность и не предложил никакого вознаграждения, подал на университет в суд. А в это же самое время Рик Дил, генеральный директор той самой компании «Биоген», решает развестись с женой, так как подозревает её в супружеской измене. На консультации у юриста он настаивает, чтобы супруга была проверена на предмет генетической предрасположенности к огромному количеству заболеваний, благо список генов, отвечающих за склонность к тем или иным болезням уже известен. Особенно он хочет знать, нет ли у неё предрасположенности к болезни Хантингтона, которой страдал её дед. Дело в том, что эта болезнь, проявляясь лишь в зрелом возрасте, ведет к «фатальной дегенерации нервной системы. Мозг больного медленно разрушается, начинаются проблемы с вестибулярным аппаратом и неконтролируемые движения. В дальнейшем человек может потерять способность говорить и передвигаться». Если таковые гены будут обнаружены, то «это будет означать, что она неспособна осуществлять опеку над детьми». И в то же время, но на другом конце света, в джунглях Центральной Суматры, проводник Хагар сопровождает группу туристов в заповедник орангутанов Букут-Алам, где они должны увидеть удивительный феномен — говорящего орангутана. И опять же примерно в то же время сотрудник компании «Биоген» Джош Винклер срочно уезжает с работы, чтобы забрать своего непутевого братца Адама из городской тюрьмы, куда того забрали за покупку кокаина у подставного наркоторговца. Но уезжая с работы он увозит с собой в кармане флакон спрея с особым ретровирусом, несущим ген ACMD3N7, названный в «Биогене» «геном зрелости». Спрей был предназначен для опытов над крысами — по расчетам специалистов ген «изменял реакции некоторых элементов головного мозга — миндалевидного тела и мозговых извилин. Результатом становилось ускорение процесса развития и формирования организма». Эту теорию и собирались проверить на подопытных грызунах, но, из-за забывчивост Джоша, весь флакон вынюхал его брат — в неадекватном абстенентном состоянии он почему-то решил, что там освежитель дыхания.
Крайтону удалось создать весьма нетривиальный текст, построенный по нестандартной схеме: историй в романе так много и они так плотно переплетены, что крайне сложно выделить среди них главную и отделить её от второстепенных. Такое же, если не большее, затруднение возникает при попытке отыскать в книге главных героев — тех персонажей, вокруг которых и происходят все важнейшие события. По здравому размышлению на роль таковых подходят лишь генетика и геном, ведь именно они являются той неотъемлемой частью текста, без которой он потерял бы весь свой смысл. Так же текст разбавлен множеством статей из разного рода прессы, репортажами и т.д., причем часть данной в них информации впоследствии опровергается в других репортажах, так что в целом непонятно, кому же верить и верить ли вообще: «В мире, где правят массмедиа, постоянно публикуемые слухи падают на благодатную почву человеческого легковерия и доверчивости, порождая несбыточные надежды». Весь этот, казалось бы, разнородный материал подается с изрядной долей сарказма и иронии и служит для того, чтобы показать читателю весьма неприглядный портрет всего «современного» научного сообщества в целом, того сообщества, где опасные и незаконные эксперименты, подтасовки результатов научных исследований, ложь, мистификации, доносы, провокации и безудержный пиар давно стали неотъемлемой частью повседневной жизни и работы корифеев науки. Ведь нужно торопиться, потому-что «ставки слишком высоки, а будущее приближается со скоростью ракеты. Любое исследование, которое власти запретят проводить в Вашингтоне, непременно будет проведено в Шанхае, Сеуле или Сан- Паулу». Впрочем автор не сосредотачивает всё своё внимание лишь на деятелях науки, в книге достается всем: юристам и экологам, журналистам и политикам. Сюжет романа закручивается таким образом, что в процессе его развития пороки складывающейся системы становятся видны со всей её отчетливостью: теперь по решению суда вполне возможно лишить человека права на часть собственного организма, а для достижения наилучших результатов наплевать на всяческие правила, различные белки и гены становятся предметом патентования и стоят уйму денег, но самым ценным продуктом становится репутация, так как именно она может давать карт-бланш на любые действия и открывать любые двери ( «Его никогда не обвинят в недостойном поведении, даже если мы поймаем его в тот момент, когда он будет трахать лабораторную обезьяну» ), она же, будучи очернена, навсегда вычеркнет вас из круга успешных людей. Наравне с научным сообществом автор весьма едко проходится по «прогрессивной» американской судебной системе, выставляя её в весьма абсурдном свете. Цинизм некоторых дельцов от науки не знает границ, а жажда наживы не утоляется никогда, что приводит к поистине удручающим для многих людей последствиям. Автор плавно подводит к мысли, что, как бы не хотели различные личности, пользуясь незрелостью законов, развернуть ситуацию в свою пользу, но «наши тела — наша личная собственность. В каком-то смысле владение собственным телом является наиболее фундаментальной формой собственности из всех нам известных». И всё же, внимательно читая текст, нельзя не обратить внимание на тот факт, что показанная в романе ситуация сложилась при прямом попустительстве того общества, которое сложилось в Америке в наше время. Состоящее по большей части из инертной легковнушаемой массы, оно, как стадо слепо повинуется своему пастуху, который для достижения своих целей щедро использует древний как мир метод «кнута и пряника», то пугая очередными страшилками, то успокаивая телевизионной болтовней. Причем, живя в двадцать первом веке, стадо остается морально и психологически в девятнадцатом, продолжая так же ханжески относиться к окружающим, так же истерически пугаться всего непонятного и так же яростно кидаться на любого, кто посмеет выделиться из него, потому что «либерализм существует преимущественно на словах».
Автор не навязывает своё мнение, позволяя читателю сделать самостоятельные выводы, для чего предоставляет ему разнообразнейшую информацию. Конечно же ясно, что мир уже никогда не станет прежним и работы по исследованию и манипулированию генами уже не остановить, но именно от общества зависит какие именно формы примет эта научно-генетическая революция. «У ученых всё ещё нет ясного понимания того, как работают гены. Более того, не существует даже единой точки зрения на то, чем вообще является ген», но это не мешает множеству компаний по всему миру вести свою работу с ними. От генно-модифицированых растений, выращивание которых уже давно, несмотря на неутихающий вокруг них скандал, поставлено на поток, рукой подать до описываемых Крайтоном трансгенных животных. Клонирование домашних питомцев уже стало доходной индустрией, а попытки клонирования человека сдерживают исключительно морально-религиозные аспекты этого вопроса. Мир стоит на пороге глобальных перемен, сравнимых разве что с теми, которые произошли при внедрении в широкий обход компьютерной техники. Автор намеренно не вводит в сюжет романа никаких монстров, созданных очередным Виктором Франкенштейном, но от такой нарочитой обыденности происходящего становится ещё страшнее. Изменения подкрадываются исподволь и мы даже не успеем встревожиться, когда будет уже поздно. Зато в тексте проскакивает уже ставшая традиционной для западной фантастики порция «клюквы» в отношении России. Оказывается, что в 20-х годах 20-го века русский селекционер Иванов по приказу Сталина оплодотворял самок шимпанзе человеческой спермой для создания особой расы солдат. У него ничего не получилось и его бросили в тюрьму. Хорошо хоть не сам Сталин этих бедных шимпанзе оплодотворял, своей собственной спермой. Но это, в принципе, мелочи, не портящие общего положительного впечатления от весьма умного и интересного текста.
Итог: Крайтон уже обращался к «генетической» теме в своём знаменитом «Парке Юрского периода». Теперь же он решил вернуться к ней на качественно новом уровне и возвращение это с полной уверенностью можно назвать удачным. Многогранный и полифоничный, он вызывает по прочтении исключительно положительные эмоции и дает весьма богатую пишу для размышлений. «Когда человеческий геном был расшифрован, ученые удивились, обнаружив, что он содержит всего около 35 тысяч генов. Они ожидали, что их число будет значительно выше. Ведь даже у жалкого земляного червя генов насчитывалось 20 тысяч. Это означало, что разницу между человеком и червем определяли всего каких-то 15 тысяч генов». Как всегда автору удалось написать произведение, затрагивающее весьма актуальные на данный момент темы. Очень жаль, что он уже ушел из жизни и некому будет так качественно и доступно писать на столь сложные темы. Настоятельно рекомендую для ознакомления — здесь есть над чем подумать.
dieter, 21 июня 2011 г.
Прочитал эту книгу после «Генома» Метт Ридли. Иногда казалось, что некоторые моменты взяты от туда, но это скорее совпадение. Книга о нашем мрачном будущем, вернее о том, что нас ждет, если к проблеме генетики будут подходить также рационально, как ко всему остальному.
Мне книга показалась пессимистичной. В том, что люди расшифровывают геном, помимо различных опасностей, которые он таит в себе, есть также множество положительных моментов таких как раннее предупреждение и лечение опасных болезней, борьба с различными зависимостями и т.п. В этой же книге об этом упоминается лишь вскользь, и то, в тех случаях, когда этим прикрываются меркантильные ученые. Получилась своеобразная нереальная «страшилка». Хотя, как отца трехлетней дочери, один момент заставил меня все же всерьез задуматься.
Считаю, что название не соответствует содержанию. Что автор подразумевал под «следующим»? человека-макаку, говорящего попугая или орангутанга, или встречающихся на каждом ходу шикарных женщин? Next подразумевает переход на следующий уровень, какое-либо улучшение. В этой книге ничего этого я не нашел. Возможно, автор имел в виду, что общество переходит на новый уровень, в котором трансгенные обезьяны будут работать на полях вместо людей?
В книге нет описания внутренних переживаний героев. Я не требую во всем подражать Достоевскому, но без этого книга воспринимается немного суховато.
В повествовании присутствует несколько дополнительных сюжетов, которые связаны с основным сюжетом лишь общей идеей. Хотя, про попугая я читал с удовольствием, т.к. только он вносил в книгу веселые моменты.
В итоге, могу посоветовать эту книгу лишь поклонникам автора, а также тем, кто хочет лишний раз пофантазировать об ужасах генетики и тупости американского общества. Всем же остальным – лучше прочесть «Геном» Метт Ридли. Эта книга хоть и научно-популярная, а не художественная, но читается довольно легко, плюс, довольно позитивна и познавательна.
nik-weter, 1 ноября 2011 г.
Несколько сумбурно, но невероятно захватывающе. Теперь я понимаю брата, который изучает генетику в университете и просто бредит ею.
sar, 26 января 2009 г.
Отличный, очень ровный, чертовски увлекательный и захватывающий роман от «короля технотриллера» Майкла Крайтона. Сюжет «Next» построен вокруг генной инженерии, начавшей свое повсеместное внедрение в нашу жизнь, причем это уже ни какие-нибудь трансгенные продукты питания, а нечто гораздо большее. Но не подумайте, никаких жутких монстров, появляющихся в ходе неудавшихся экспериментов некоего безумного профессора живущего в отчуждении от всего цивилизованного мира, вы здесь не найдете, нет, тут все гораздо прозаичнее и за счет этого ближе, и возможно, страшнее.
Если говорить про структуру романа, то она несколько необычна за счет того, что значительная часть этого произведения, состоит как бы из отдельных, сменяющих друг друга историй разных людей, которые напрямую или косвенно, имеют отношение к генетике и исследованиям в этой области, но в итоге, ближе к концу, автору удается мастерски свести все это в одно целое. При этом, несмотря на начальное, довольно внушительное количество героев, от лица которых попеременно ведется рассказ, в них совершенно не путаешься и ничего не забываешь, а Крайтон, время от времени, чтоб этого как раз и не произошло, ненавязчиво, буквально двумя словами, напоминает кто данный персонаж, и что он делал до этого. В романе также встречается немало отрывков из неких научных статей и публикаций в СМИ (неизвестно, правдива ли хотя бы часть этих выдержек или же все это чистая фантазия автора), которые лишь добавляют всему происходящему большего реализма и приближенности к нашей с вами действительности, а также потрясающе точно показывают, как легко можно водить за нос, так называемую, общественность, подтасовывая или же и вовсе выдумывая некие факты, выдаваемые за чистую научную монету. В «Next» также повсеместно демонстрируется американская судебная система, система развитая и прогрессивная, но местами абсурдная. Возможно для жителя штатов, читающего этот роман, это все является обыденным, но для россиянина, конечно, некоторые моменты смотрятся реалиями с другой планеты и начинаешь задумываться, а как бы подобное происходило в нашей, беззаконной и внесудебной стране, и думаешь, что было бы это возможно еще страшнее и безвыходнее. Правда местами, происходящее (особенно исходя их того что тут показывается либо наше время, либо совсем недалекое будущее) выглядит несколько утрированно и возникают определенные вопросы и сомнения, но возможно автор сделал это намеренно, дабы вот в такой, несколько гипертрофированной форме, наиболее явно показать все свои задумки.
При этом, несмотря на то, что «Next» можно рассматривать как роман-предупреждение об очередных опасностях, подстерегающих человечество при все большем техническом прогрессе, Крайтон никому не навязывает и не вдалбливает через каждую страницу свои мысли на сей счет, не пишет что генетика – зло, а игры в Бога обязательно ведут нас только в пропасть, нет, он оставляет возможность сделать свой выбор в отношении этого вопроса самому читателю, ибо нет здесь однозначного ответа, а любое подобное знание, наука, могут быть использованы как во благо, так и во вред, а скорее всего, и то и другое одновременно, ибо такова человеческая сущность и реалии современного общества.
Как итог – сильный и при этом читающийся на одном дыхании роман, написанный на интересную и неизбитую в таком варианте тему, при этом сочетающий в себе динамику происходящего и вопросы для раздумий.
darkseed, 25 октября 2009 г.
Удивляет меня умение автора сделать из книги с таким высоким «градусом» научности не просто интересное, а захватывающее произведение, от которого просто невозможно оторваться.
Истории множества персонажей переплетаясь, складываются в интересную и поучительную картину американского (около)научного и (около)судейского мира. Страсти, кипящие там, оказываются настолько сильными, что даже попахивают «желтой прессой», а «вывихи» американской фемиды и патентных бюро пугают покрепче ужастиков! Ведь все это уже практически существует!
Порадовала меня способность автора распутать все узелки и заставить все «ружья» выстрелить. А как любителя хороших финалов, «раздача слонов» -все «злодеи» плохо закончили, а хорошие,как минимум, остались при своем.
Ну, на то он и автор бестселлеров.
Слишком фантастичными вышли только генноизмененные животные, но за говорящего попугая отдельный плюс. Ибо-повеселил.
baroni, 28 июля 2008 г.
Сатирический, язвительный, саркастический, смешной... Такими эпитетами можно охарактеризовать последний роман М. Крайтона. Роман — о «достижениях» ученых, работающих в областях биотехнологий и генной инженерии. Слово «достижения» здесь не случайно заключено в кавычки. Особенность «Next«а заключается в том, что Крайтон рассказывает не о каком-то маньяке-одиночке, занимающимся генной инженерией -наподобие доктора Моро. Крайтон рисует весьма неприглядный портрет всего научного сообщества в целом.
...Опасные и незаконные эксперименты, демагогия, ложь, мистификации, подтасовки результатов научных экспериментов, доносы, провокации, безудержный пиар — именно такую жизнь ведут корифеи академической, «высокой» науки в романе М. Крайтона. Вообще, академическая наука давно уже утратила ореол подвижничества и безкорыстия. Деньги, гранты, инвестиции — вот что занимает умы современных ученых. Любые правовые, религиозные, этические ограничения научной деятельности не принимаются в расчет. В романе Крайтона достается всем — самим ученым, юристам, защитникам «прав животных», политикам, журналистам...
Автор чеканит одну великолепную сцену за другой, с добрый десяток сюжетных линий переплетается в этой «живой шляпе» под названием «Next». Самое впечатляющее в романе — связи всего со всем. «Next» — настоящий лабиринт сцеплений, которые авторская рука в финале, не без некоторых потерь, все-таки сводит в одну точку.
И еще: несмотря на некоторую сухость стиля, ставшую опознавательным знаком крайтоновского письма — «Next» действительно смешной роман, насыщенный при этом высокотехнологичным юмором. Читая книгу, я, примерно, раз пять ловил себя на том, что смеюсь вслух. А это очень и очень немало.
Вик, 23 января 2009 г.
Представьте себе, что у вас в доме живет говорящий попугай. Не какой-то там «Попка дурак», а вполне разумное пернатое. Оно не говорит, а разговаривает, да еще считает себя человеком.
Или представьте, что в заповеднике мохнатая горилла в ответ на вспышки вашего фотоаппарата материт вас… как минимум, на двух иностранных языках.
Или и того хуже! Ваш муж (жена, бабушка, дедушка… не важно) приходит домой, держа на руках макаку, и заявляет, что отныне это существо будет жить с вами под одной крышей, так как ОНО – его сын (дочь).
Представьте себе человека, который многие годы лечился от рака, проходил через болезненные процедуры, бесконечно сдавал анализы, а потом оказалось, что все это время ученые продавали его клетки, как помидоры на рынке, получали огромные деньги, так как в клетках этого человека был обнаружен ген, помогающий излечить от рака. Ген запатентован, клетки по суду становятся собственностью крупной компании. То есть, этот человек, его дети, внуки и правнуки, по сути, сами себе уже не принадлежат. Мало того, после потери дорогостоящих клеток, на них открыта охота.
В романе «NEXT» Майкла Крайтона (автор «Скорой помощи», «Парка Юрского периода» и десятка других бестселлеров) все это становится реальностью. Пока ученые и политики спорят об этической и моральной стороне внедрения генной инженерии в жизнь, научные лаборатории и корпорации патентуют права на открытые гены, создают препараты, которые приносят колоссальную прибыль. Пока одни рассуждают, кушать ли на обед трасгенную картошку, за их столом уже давно сидит трансгенный… человек.
В романе множество сюжетных линий. Только ближе к концу они начинают переплетаться. Складывается впечатление, что в книге нет сюжета, нет главных героев, однако это не так. Все есть и все взаимосвязано.
Немного разочаровала открытая концовка. То, что долго завязывалось и интриговало, вдруг за несколько глав развязалось, пробежало в ускоренном темпе, но так и не дало ответы на все вопросы. Складывается такое ощущение, что автор либо «закруглился» на нужном объеме, либо рассчитывал написать продолжение.
Любителям научной фантастики с изобилием «умных» слов роман наверняка понравится. Тем, кто в школе прогуливал биологию и химию, скорее всего, покажется скучным. Трансгенным «почти-что-человекам» читать не советую… прослезитесь :)
Softik, 1 января 2010 г.
Вот еще раз убедился что общемировые бестселлеры вместе с их авторами не по мне. Вещь читается легко и вроде увлекает НО: если детально разобрать произведение получаем в сухом остатке примитивный детектив-боевик аля Донцова, куда очень граммотно намешена ультрасовременная белиберда о генах и разных проблемах с ними связанных и сразу получился модный необычный технотриллер. Однако если взять подшивку любой американской околонаучной газеты лет за 5 или подобрать пару нужных сайтов в инете, то можно оттуда эту информацию элементарно надергать, ну может это и мое субъективное мнение , не знаю...