FantLab ru

Роджер Желязны, Джейн Линдсколд «Доннерджек»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.00
Голосов:
459
Моя оценка:
-

подробнее

Доннерджек

Donnerjack

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Перед нами история двух поколений семьи Доннерджеков. Среди центральных фигур – Доннерджек-отец, ставший одним из невольных творцов вселенной Вирту, его сын, ценою жизни родителей вырванный из рук персонифицированной Смерти, сама эта Смерть (вовсе не настолько мрачная и отталкивающая, как можно было ожидать), а также роботы, шотландские привидения, частные сыщики, боги, разумные программы и множество других не менее колоритных и ярких персонажей. Вновь затрагиваются моменты, стержневые для всего творчества Роджера Желязны: миф, бессознательное и реальность, их взаимосвязь и взаимозависимость; вера и все, что с ней связано, ее достоинства – и опасности, которыми она грозит...

Самая заметная дань нашему времени в этом романе – виртуальная реальность. Значительная часть действия книги разворачивается во вселенной Вирту, возникшей в момент кризиса всепланетной компьютерной сети. В этой вселенной нашли буквальное воплощение многие порождения человеческого Коллективного Бессознательного. Но что будет с физическим миром, если древние боги и демоны получат шанс вырваться из информационной вселенной, сотканной подсознанием человечества? Виртуальная реальность в данном случае – лишь условность, точно так же описанные здесь события могли происходить в мире снов или в магической вселенной Амбера.

Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 1999 // Переводная книга НФ (США)

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2000 // Зарубежный роман года. 5-е место


Доннерджек
1999 г.
Доннерджек
2002 г.
Доннерджек
2004 г.
Лорд Демон
2004 г.
Лорд Демон
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Donnerjack
1997 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2008 г.

Роджер Желязны всегда охотно писал с соавторами. Нашлись у него соавторы и после смерти.Ничего удивительного, что одну из посмертных книг взялась дописывать его вдова Джейн Линдскольд.

Итак, «Доннерджек»...Между двумя мирами — Вирту (возможность) и Верите (истина) обитает могущественный маг-инженер-программист Джон Д`Арси Доннерджек. Пытаясь вернуть умершую возлюбленную, он заключает странный договор с повелителем Непостижимых Полей, властелином смерти мира Вирту Танатосом...

Эта книга производит странное впечатление. Чем больше углубляешься в неторопливый и сложный сюжет, тем сильнее ощущение, что чтение начинает напоминать разгадывание кроссворда на тему творчества Роджера Желязны. Я не очень силен по части разгадывания кроссвордов, но «Остров мертвых», «Создания света и тьмы», «Человек, который любил Файоли», «Подмененный» и «Витки» отгадал в хитросплетиениях смысловых линий «Доннерджека» без особого труда. Думаю, Настоящие Знатоки отыскали отсылки и к другим книгам Мастера.

И еще припомнилась такая вот сказочка: жил, рассказывают, один старик. Решил он построить себе дом и строил, ни много ни мало, тридцать лет. А как закончил, поглядел на то, что получилось, и засмеялся. Тридцать суток простоял, смеясь, а потом дом рухнул и задавило старика насмерть.

Джейн Линдскольд очень старалась. По кирпичику вынимала из всего, что сделал ее муж за тридцать лет ( не тронув только ажурную башню Янтарных Хроник) и выстроила зиккурат «Доннерджека». Получилась печальная, запутанная и не очень удачная книжка.

Но откуда-то с Непостижимых Полей, сквозь ее страницы, все-таки слышится смех соавтора, уже неуязвимого ни для каких неудач.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2018 г.

После «амберовского» цикла и ряда других произведений, относящихся к жанру традиционного героического фэнтези, было просто удивительно прочесть у этого автора книгу, которая даёт сто очков вперёд таким мастерам киберпанка, как Брюс Стерлинг и Уильям Гибсон. Сказать по правде, я был потрясён настолько, что всего через несколько дней после первого прочтения перечитал этот роман ещё раз. А когда закончил — задумался.

В чём же секрет невероятной популярности Роджера Желязны? Его тексты изысканно красивы и многослойны. Нельзя сказать, впрочем, что в них содержится какой-то запредельно глубокий смысл, наличие которого могло бы поставить автора в один ряд с Францем Кафкой или Хорхе Луисом Борхесом. Скорее, здесь присутствует изящная стилизация, имитация такого смысла. Это как модный коктейль, компоненты которого прекрасно известны профессиональным писателям, литературоведам, а также наиболее искушённым читателям:

1. Закрученный увлекательный сюжет

2. Яркие образы персонажей

3. Многогранная и самобытная реальность с проработанными законами, по которым она существует.

4. Позаимствованные там и сям философские, магические и фольклорные символы, призванные создать ту самую многослойность и многозначительность текста.

5. Живой визионерский язык, наполненный реминисценциями.

6. Ироничная, отстранённая манера повествования

Резюмирующим достоинством творчества Роджера Желязны является нечасто встречающееся у фантастов умение объединить все уровни произведения таким образом, чтобы оно не рассыпалось на «сотню маленьких медвежат». Его герои не остаются забытыми через пару сотен страниц, его «ружья» стреляют. Нечто похожее спустя много лет осуществили сестро-братья Вачовски в своей культовой кинотрилогии «Матрица», в которой драйвовый боевик, киберпанковская обёртка и многозначительные отсылки к шедеврам мировой культуры объединяются в самобытный перфоманс, который можно истолковать и так, и этак. Каждый решает сам, что он может, хочет и должен здесь увидеть...

Роджер Желязны — один из тех людей, которые смогли определить грань чёткого равновесия между развлекательной коммерческой литературой и поучительным повествованием. Его произведения изысканны и мудры, их интересно и легко читать, но время от времени они заставляют отложить книгу в сторону и крепко задуматься. Ну а что ещё нужно настоящему эстету от мира фантастики?

Пожалуй, разве что новые книги Мастера. Но их, к сожалению, уже не будет.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2009 г.

И был мир един, и в мире был Интернет – всемирная паутина. И в результате кризиса всепланетной компьютерной сети мир изменился. И стали называть его Вирту (виртуальная реальность) и Веритэ (истинная реальность).

Джон Д’Арси Доннерджек — талантливый инженер и теоретик из Веритэ полюбил девушку из Вирту. Но недолгим было их счастье, однажды ее окутало муаром и унесло в Непостижимые Поля – во владения Танатоса – Смерти, Повелителя Энтропии, одного из древних и великих богов Вирту.

Помните путешествие Орфея в Аид за Эвридикой? На самом деле это история о том, как Джон посетил Непостижимые Поля, чтобы вернуть свою Эйрадис. Необратима смерть, все об этом знают, она все равно соберет свой урожай. Но если вашей смертью ведает Танатос – надежда есть. Ибо слабость его – в красоте. Повелитель Энтропии – эстет, любитель драматических эффектов, ценитель прекрасных произведений искусства… И он вернул Эйрадис – взамен на их первенца. Небольшая плата – думалось Джону, ведь жители Вирту не могут иметь детей. Но пути Жизни и Смерти неисповедимы… И Смерти вдруг вздумается творить, а богине Созидания – убивать…

Так начинается история, ведущая в бесконечность. С первого слова полностью и безоговорочно погружаешься в другой мир – полный мрачного очарования, прекрасный и обреченный в своей красоте, пропитанный предчувствием смерти…

Учитывая начало, финал представлялся мне чем-то по меньшей мере грандиозным. И меня до сих пор не покидает ощущение, что случись писателю все же завершить начатое – мы бы узнали Истину. Но… За дело взялась его жена…

Мне не хочется говорить что-то плохое, ведь произведение благодаря ей увидело свет. И все же, все же… Талант не купишь, и по наследству не получишь. Пусть оставалась даже куча черновиков – не верю, что это – ТА САМАЯ концовка.

Для меня это произведение — незавершенное. И Истина так и осталась сокрытой. Мы так и не узнали, что Вирту все же просочилась в Веритэ. И сейчас где-то в Непостижимых Полях Роджер Желязны идет рука об руку с Танатосом – Смертью и смеется над тем, как ловко ему удалось обвести всех вокруг пальца. И Повелитель Энтропии смеется вместе с ним, «помахивая посохом, обезглавливая алгоритмы, вычленяя личности, открывая окна в другие ландшафты. А вослед ему из земли будут тянуться руки, судорожно сжимая пальцы в немой мольбе… но муаровый ореол окутает их покрывалом и они снова погрузятся в пыль…»

P.S. Безумно люблю первую часть и мучительно тоскую по второй, которая не имеет места быть…

9 поставила Мастеру за недосказанность, а Линдскольд — единицу с минусом:frown:

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2012 г.

Не стоит называть этот роман великим, грандиозным, эпохальным шедевром. Но не стоит и объявлять его каким-то недоразумением. Тем более, что теперь очень трудно разобраться в том, что в книге от самого Желязны, а что написали ради сведения воедино фрагментов и черновиков.

Есть ощущение, что кто-то все же перестарался. Роман довольно тяжеловесен, особенно его начало, а потому многие читатели вполне могут снова поставить книгу на полку, так и не добравшись до самых лакомых кусочков текста. Совершенно непонятно присутствие в тексте, например, Сейджека и его шайки питекантропов. Зато истинное удовольствие доставляют те эпизоды, где присутствуют могучие фанты ( элефанты сиречь слоны, но только виртуальные).

Образ Танатоса просто великолепен, но Небопа, Морепа и Террама воспринимаются как неудачная и весьма затянувшаяся шутка...

Доннерджек- старший производит впечатление гения, а младший Доннерджек таков, что подобных персонажей лучше искать в старинных книжках, где героями были исключительно благовоспитанные девицы и галантные юноши.

И так весь роман и выглядит: набор нелепостей — гениальное прозрение — полный бред — всплеск фантазии — слезы и сопли для барышень — фейерверк неподражаемого юмора- набор слов...

Причем , мне кажется, нельзя все валить на бедную тетушку Джейн. Она сделала, что могла. Роджер Желязны и в расцвете сил иногда проделывал такие трюки. Он создавал такие удивительные миры, что половине фантастов и не снилась, оснащал своих героев всякими хитрыми магическими штуками чуть ли не лучше всех, ловко использовал самые разнообразные пласты мифологии. И еще он писал очень хорошие рассказы. И вот некоторые романы( особенно этот) слегка смахивают на то, что лучше бы выглядело как серия рассказов. Тогда бы и с героями было бы проще: а иначе некоторые из них уместны как раз для рассказа, где всякие лишние подробности излишни, а дистанцию романа они уже не выдерживают. Если взять аналогию из легкой атлетики: гениальный спринтер элементарно помрет, если его заставить бегать длинные дистанции вместе с кенийскими стайерами...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июня 2011 г.

«Доннерджек» — последнее, но, тем не менее, очень привлекательное произведение Роджера Желязны.

Роджер никогда не ограничивался рамками и решил попробовать себя в написании киберпанка, однако полностью киберпанком роман назвать нельзя, потому что в нём присутствует множество других фантастических элементов, а виртуальная реальность является лишь одним из условий. Произведение получилось объёмным и многогранным.

«Доннерджек» интересен в первую очередь тем, что представляет своеобразный итог всего творчества Желязны. В нём содержатся различные приёмы, которые автор использовал на разных этапах творческого пути.

Я думаю, что хорошо продуманный сюжет, яркие образы и мифологическая сторона романа не оставят полностью равнодушными как преданных фанатов писателя, так и любителей фантастической литературы.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 сентября 2008 г.

ИМХО, самое удачное «дописанное» произведение Мастера, вышедшее после его кончины. Вероятно, было оставлено достаточно много черновиков. Интересный оригинальный сюжет. Если я правильно помню, НИКТО ДО Желязны не догадался слить воедино виртуальный мир мифов и легенд, мир призраков и виртуальный мир, созданный компьютерами. Впрочем, не припомню аналогичных произведений и более позднего периода. Гениальная и, в сущности, простая идея, которая лично у меня вызывает восхищение, настолько, что я готов не замечать некотрые стилистические промахи, которые явно не принадлежат перу Мастера. Главное его дух, атмосфера, а она присутствует.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2013 г.

Книга понравилась! Не скажу, что легкое чтение. Но это и интересно. Мифологические образы, мир реальный и мир виртуальный так переплетены, что уже и не понятно , какой из них наиболее настоящий. Есть и линия любви, и линия долга, и линия выбора и ответственности за этот выбор. Сын , который волей судьбы, оплачивает долги отца. И вместе с тем спасение Мира. Но мне этот роман показался слегка затянутым. Читать советую всем любителям фантастики, и в частности любителям творчества Желязны.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 августа 2007 г.

Сплав реальности и виртуальности, религии и тд — это просто великолепно. ПОхоже, сам Желязны и внес это. А вот текст...может быть, мне не повезло с переводом..судить не берусь..

Но для меня большинство текста — это, как бы сказать, «обычный фантастический роман». В том смысле, что многие писатели могли бы создать такой же..Скучно. Линдсхольм..пишет совершенно не так, как мне нравится, Не Желязны..Да и долгий роман уж слишком...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2015 г.

Своеобразное произведение. Во-первых, автор не успел его закончить, и дописывала уже жена после его смерти. Во-вторых, довольно запутанное произведение. Тут вам и шумерский эпос, и шотландский, и религиозные секты, и виртуальная реальность, которая пытается пробиться в реальную реальность. Временами книга скатывается в какой-то бред и поток сознания, а временами вполне себе читаема. Однозначно, не стал бы ее рекомендовать, чтобы ознакомится с творчество Желязны. Ну, а если вас уже ничем не пронять – то попробуйте:).

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 февраля 2011 г.

«Доннерджек»... Будь я составителем его ПСС, я бы поставил этот роман в последний том, невзирая на хронологию его библиографии. Почему? Это — квинтессенция творчества американского Мастера, роман, в котором соединяются образы из большинства предыдущих работ Желязны. «Хроники Амбера», «Князь света», «Создания Света и Тьмы», «Джек-из-Тени», «Остров мёртвых» — всё это многообразие явно проглядывается в «Доннерджеке». Созданная силой воображения Желязны Вирту — не просто компьютерная реальность, не о просто ожившая виртуальная сеть — это целый мир, многообразный, сложный, многослойный — он во многомподобен Теням Амбера — совокупность всех представлений человека о мире, воплощение его мыслей. Там нашлось место всему — богам, героям, великим воинам, причудливым существам — всё это укладыввается в свои ниши. Мир «Доннерджека» — одно из последних, оригинальнейших творений Желязны, и если бы он довёл его до конца, то смог бы поспорить прописанностью и логичностью с другими творениями автора.

Однако роман оказался недоработанным, и как мне кадется, Джейн Линдскольд здесь сыграла не такую большую роль. Сюжет романа сумбурен — подобное мы встречаем в последних частях «Хроник Амбера». Чувствуется, что Желязны устал — болезнь подкосила его, и многие куски сюжета он доводил уже второпях. Само собой, они были сведены в единое целое Линдскольд, но в большинстве своём нельзя не признать вполне узнаваемый стиль Желязны — особенно в сравнении с «Хрономастером», где рука автора практически не чувствуется. Многие линии оборваны, незавершены, логически роман структурирован слабо, да и вялый, какой-то нелепый и чрезвычайно быстрый конец тоже не пошёл на пользу «Доннерджеку».

В итоге — интереснейшая задумка, но исполнение нельзя назвать на 100 % удачным. 4 по пятибалльной.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2010 г.

Это была большая неожиданность — прочесть у великого Желязны нечто подобное. Честно признаюсь, не сразу «въехал», что же происходит, и какова реальная суть понятий Вирту и Веритэ. Ну а когда, наконец, разобрался во всём, — о, тот момент был подобен истинному просветлению. Поскольку «Доннерджек» был прочитан уже после «Поколения Пэ» Виктора Пелевина, я не мог не отметить, что в двух этих книгах присутствуют весьма похожие моменты. Шумерская мифология, виртуальная реальность, и всё это тесным образом переплетено между собой... Разумеется, основная аудитория авторов обитает в достаточно далёких друг от друга областях, но я всё же посоветовал бы Виктору Олеговичу в следующий раз быть чуточку осторожнее:wink:

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 марта 2009 г.

Книжка неплохая. Чувствуется, что Линдсколд приложила усилия для доработки того, что осталось в черновиках после кончины Желязны, но в итоге роман получился слишком уж детским и несерьезным. И это при некоторой брутальности отдельных эпизодов, явно написанных самим Роджером. Читать можно, но лучше после прочтения всех «прижизненных» произведений автора.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2008 г.

Потрясающая книга! Я бы назвала это тонким переплетением фентези и киберпанка. Как отмечали ранее — книга читается на первых страницах тяжеловато, но это можно назвать фирменным стилем Желязны. Зато потом она оправдывает все ожидания и даже более того, превосходит их.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2008 г.

книга необычна тем, что читается очень медленно, но с удивительным смаком! Читаешь, и повествование неторопясь пульсирует в такт шагам привидений замка Доннерджеков. Если кто-нибудь слышал песню The Killers — My List, может быть сможет понять, о чем я. И такие классные герои — Доннерджек старший, робот-юморист, дикарь с мачете... Щикарно(с)

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2006 г.

Переплетение виртуального мира, реального мира, мифологии и отдельных судеб героев впечатляет, чем долше читаешь, тем больше хочется во всем разобраться.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх