Жан Рэй «Рука Геца фон Берлихингена»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Немецкий рыцарь Гец фон Берлихенген был прославлен не столько своими подвигами, сколько протезом правой руки, с помощью которого он мог не только сражаться, но и писать письма. После смерти рыцаря железная рука пропала и, как говорят, начала самостоятельную жизнь, полную убийств и иных преступлений.
Входит в:
— сборник «Круги ужаса», 1943 г.
— сборник «Les 25 meilleures histoires noires et fantastiques», 1961 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики», 1971 г.
— антологию «Калейдоскоп», 1990 г.
— антологию «Неделя ужасов», 1992 г.
— антологию «Чудеса магии», 1993 г.
- /языки:
- русский (8), английский (1), французский (2)
- /тип:
- книги (11)
- /перевод:
- Г. Ван Калленберг (1), Е. Головин (1), А. Григорьев (5), С. Зенкин (1), И. Найдёнков (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
avsergeev71, 5 февраля 2017 г.
Приятная такая вещица. Не шедевр, конечно, но вполне себе удачная стилизация под готику: прямо-таки переносишься в средневековую Европу. Сюжет не блещет особыми достоинствами (как, впрочем, и персонажи), но тут, как мне кажется, главное — именно стиль. Ну и конечно прямо-таки завораживающий Рэйевский слог.
8 баллов.
ufaan, 22 марта 2016 г.
Прочитанная в детстве (как раз в 21-м томе БСФ) эта история сильно впечатлила, что не удивительно — в советское время мистика была очень редкой гостьей на книжных полках. Помнится, в несколько обработанном виде я пересказывал эту историю на ночь в пионерлагере, как страшилка она была очень хороша, ходили слушать из соседних отрядов. Сейчас, конечно, её краски сильно поблекли и по сравнению с другими рассказами Рэя она выглядит слабой. Это вещь чисто сюжетная, особого подтекста или мифологической глубины (хотя бы, скажем, как в «Мальпертюи») здесь нет. Но читать вполне можно.
artem-sailer, 29 июня 2015 г.
Первое, что не понял — как этот рассказ попал в сборник «Калейдоскоп»? Сборник явной НФ, и вдруг — чистой воды мистика. Непонятно.
Не скажу, что рассказ понравился. Вообще, не слишком жалую фэнтази и мистику, но против добротно написанной вещи сказать ничего не могу. И это, как раз таки, не тот случай. Нестрашно, нет интриги. Больше напоминает примитивную средневековую легенду. К плюсам могу отнести лишь стилистику и атмосферу западноевропейского готического чертога с его мрачными обитателями.
Rovdyr, 30 октября 2013 г.
Возможно, это не лучшая вещь Жана Рэя, но мне все равно нравится. В отличие от очень сложных для осмысления рассказов «Переулок Святой Берегонны» и «Великий Ноктюрн», «Руку...» можно читать едва ли не для релаксации. Сюжет действительно простой и предсказуемый, но это компенсируется элегантным стилем изложения и многими мелкими курьезными деталями.
Sawwin, 9 февраля 2011 г.
Любопытно, что в биографической справке в 21 тому «Библиотеки современной фантастики» написано, что рассказ взят из сборника «25 лучших фантастических рассказов Жана Рея». De facto сборник называется «25 лучших чёрных и мистических историй» («25 meilleures histoires noires et fantastiques»).
А вообще, рассказик слабенький, как и всё, что я пытался читать у этого автора. Самое печальное, что Жан Рей, будучи бельгийцем, не достаточно владеет французским языком. Сюжет он тоже толком не держит. Переводчик сильно сократил повесть и значительно улучшил текст. (Оценка выставлена французскому изданию).
Yazewa, 18 июля 2010 г.
Слишком примитивно, чтобы напугать.
Не знаю, стилизация ли это «под написанное в прошлом», или таково написание самого автора. Если стилизация — то неплохая (впрочем, здесь может быть заслуга переводчика). действительно есть ощущение, что история написана весьма давно, соответственно подсознательно снижаешь и требования к ней :wink:...
Narizhna, 5 марта 2009 г.
Когда читаешь, просто не верится, что этот рассказ написан в середине 20-го века. Вся его стилистика совершенно соответствует романтизированным ужасам 19-го. Вот это мне, в принципе, пришлось по вкусу. Хотя сам по себе рассказ не так уж интересен.
damira, 22 марта 2008 г.
Мрачно и жутко, прямо какая-то готическая история с ужасами и страстями, и всё равно не сильно впечатляет.
Ny, 26 марта 2008 г.
Очень похоже, что этот рассказ или легенда, на которой он основан (к примеру «Гец фон Берлихинген» Гёте), стали прообразом «Руки и зеркала» Олди. Здесь конечно всё не так интересно — банальная чародейская история с продажей души дьяволу. В меру страшно, в меру нелепо, немного скучновато. Лучше все же читать Олди.