fantlab ru

Джон Бойнтон Пристли «Дженни Вильерс: Роман о театре»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
231
Моя оценка:
-

подробнее

Дженни Вильерс: Роман о театре

Jenny Villiers

Другие названия: Jenny Villiers: A Story of the Theatre; Зелёная комната; Призраки зелёной комнаты

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 51
Аннотация:

В Бартон-Спа приехала актёрская труппа из Лондона во главе с Мартином Чиверелом. Здесь они готовятся сыграть премьеру последней пьесы Чиверела. Финал этой пьесы получился пессимистичным и безнадёжным — возможно потому, что автор собирается больше не писать для театра. Он вообще больше не собирается заниматься театром.

Но здесь, в старом здании с его знаменитой Зелёной комнатой, с ним случается что-то, что меняет его и возвращает к более полноценной жизни...

Примечание:

Дж. Б. Пристли. Зелёная комната: Повесть о театре /пер. с анг. В. Ашкенази, рис. С. Негоды // Журнал «Дон». №№ 11-12, 1971.


Входит в:


Экранизации:

«Jenny Villiers» 1948, Великобритания

«Призраки зеленой комнаты» 1991, СССР, реж. Юрий Борецкий




Библиотека современной фантастики. Том 21. Антология сказочной фантастики
1971 г.
Избранное
1985 г.
Затемнение в Грэтли
1988 г.
Театр Теней
1991 г.
31 июня
2005 г.
31 июня. Дженни Вильерс
2010 г.
Дженни Вильерс
2010 г.
31 июня. Дженни Вильерс
2010 г.
Улица ангела. 31 июня. Дженни Вильерс
2012 г.

Периодика:

Ленинская смена (Алма-Ата) 5 июля 1964 года
1964 г.

Самиздат и фэнзины:

Дженни Вильерс
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Медленно гаснет свет, слышится тихий шорох поднимающегося полотна занавеса, звучит спокойная музыка — представление начинается. Для того, чтобы совершить волшебное путешествие совсем не обязательно снаряжать экспедицию в Средиземье, достаточно просто купить билет в театр. Этому виду искусства многие предрекали скорую гибель, но появление кино, телевидения, интернета — всего что обещает яркие и доступные зрелища — не стало концом драматургии. Люди по-прежнему приходят на спектакли, чтобы погрузиться в эту уникальную атмосферу, ведь привлекает именно она, а не столько даже сюжет и шекспировские страсти. В жизни каждый из нас вынужден играть десятки ролей — любящего мужа, ответственного работника, души компании — можно сказать, что все мы немножечко актеры. В череде повседневности, в потоке бытовых забот зачастую не остается времени для рефлексии, но страхи и сомнения посещают каждого, даже успешного человека. В такой момент важно почувствовать желание продолжать эту «игру».

Известный английский драматург Дж.Б. Пристли, кто как не он может поведать о закулисной жизни, о чувствах сценаристов и актеров. По сюжету романа «Дженни Вильерс» успешный драматург Мартин Чиверел готовится к премьере своего последнего спектакля «Стеклянная дверь», которая должна состояться на подмостках провинциального театра в городке Бартон-Спа. Третий акт пьесы вызывает общее недовольство актёрской труппы, которая считает, что он слишком пессимистичен, однако Чиверел отказывается переписывать сценарий, настаивая на том, что он хочет показать правду жизни, а не идти на поводу зрительских ожиданий. Накопившаяся апатия и усталость подталкивают героя к тому, чтобы после премьеры навсегда уйти из театра. Для обретения второго дыхания и веры, что у театра есть будущее, Чиверелу нужен мощный стимул. Надежда только на чудо, и оно не заставит себя долго ждать, ведь в старом театре, в Зеленой комнате, ставшей на время кабинетом Мартина, оживает прошлое театра, причем в прямом смысле.

Любителям фантастики творчество Пристли знакомо преимущественно по фэнтези-повести «31 июня», несмотря на то, что по настроению и используемым художественным средствам она сильно отличается от «Дженни Вильерс», всё же у этих двух произведений есть немало общего. Здесь также стираются временные границы, главный герой в своих снах переносится в прошлое — в викторианскую эпоху. На глазах Чиверела оживает драматичная история головокружительного успеха и гибели местной молодой актрисы Дженни Вильерс, которая прекрасно исполняла главные роли в шекспировских постановках, но стала жертвой несчастной любви. Именно любовь здесь, также в как в «31 июня» становится главным лекарством от меланхолии, даруя персонажам силы жить и творить. Автор стремится показать, что время и смерть не властны над настоящим искусством. Различия между жизнью и спектаклем постепенно стираются и вскоре мы начинаем ощущать реальность и вымысел как единое целое, сопереживая персонажам.

В этом романе нет мягкого юмора, легкости и сказочной наивности, т.е. основных компонентов повести «31 июня». Однако благодаря эмоциональности, психологизму, переменам, происходящим с главным героям, а также великолепному художественному слогу «Дженни Вильерс» производит неизгладимо сильное впечатление. Обилие диалогов, театральность большинства сцен, статичность декораций — всё это дополнительно работает на общую атмосферу, в этом раскрывается авторский замысел. Известно, что роман был создан Пристли на основе театральной пьесы, с успехом шедшей некогда на подмостках бристольского театра. Две параллельные сюжетные линии постепенно переплетаются, из них возникает цельное ажурное полотно. Время — условная категория, а истории свойственно повторяться — всё это автор умело демонстрирует, связывая тонкими нитями образы персонажей из двух временных эпох, некоторые параллели становятся очевидными только в финале, который получился довольно сильным.

Во время чтения возникает также желание сравнить это произведение с творениями других авторов. В частности на память приходит «Море, море» А. Мёрдок — роман, получивший в своё время «букера». Там также главный герой — пожилой успешный драматург, правда в отличие от Мартина Чиверела, уже удалившийся на покой, проводящий дни в уединенном бунгало у моря. Он также погружается в пелену воспоминаний прошлого и постепенно в его жизнь возвращается любовь. Ещё стоит вспомнить небольшой мистический рассказ Р. Брэдбери «Диана де Форе», где главный герой влюбляется в девушку, умершую сто лет назад. Общие черты с романом Пристли здесь проявляются в великой силе любви, которая сильнее смерти, в родстве душ, разделенных вековым промежутком. Герой Брэдбери подобно Чиверелу стремится разбить незримую стеклянную дверь отчужденности, открыться миру, отдаться сильному чувству без остатка, и не важно, что объект его страсти уже давно распрощался с физической оболочкой.

Роман «Дженни Вильерс» бесспорно является очень сценогеничным, поэтому неудивительно, что его пытались экранизировать. Я нашёл информацию о двух телеспектаклях, снятых в советское время по его мотивам — «Зеленая комната» (1984) и «Призраки Зеленой комнаты» (1991), при желании их можно посмотреть на ютубе. В целом, конечно, книга мне очень понравилась, в отличие от «31 июня» роман рассчитан на более возрастную аудиторию, создан по всем канонам драматургии и по прочтении оставляет сильный эмоциональный отклик. Причем не так уж важно, любите ли вы театр или не очень — темы, затрагиваемые Пристли, понятны каждому мыслящему и чувствующему человеку. Невозможно не сопереживать трагической судьбе Дженни Вильерс, не сочувствовать Мартину Чиверелу, который находится в шаге от того, чтобы поставить крест на деле всей своей жизни. Автору прекрасно удается создать ощущение магии повседневности, когда настоящие чудеса только и ждут, чтобы на них обратили внимание.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Просто великолепное произведение, которое не нуждается в комментариях, рецензиях или похвалах. Единственный недостаток, с моей точки зрения, фантастики в нём нет ни на грош, да, и не писал автор фантастику, он писал жизнь, он верил, что всё можно и нужно изменять, творить и доверять талантам, бездарности и так пробьются.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, несомненно, хорош. Он несёт в себе дух классического – классического словом, языком, классического подачей и самой темой. Тема театра тут в каждом персонаже, в каждом движении. Это классическая вещь, и приведения и наваждения здесь – это, в общем-то, даже и не фантастика, а тоже что-то из классики, из театра – приём, роль; всё – не отходя от канона. Да и сам этот роман – тоже часть театра, так как прозрачно видно, что он – романизация пьесы (все эти персонажи и диалоги, вся камерность – настоящая пьеса). Это классичность, театральность давали роману такую добротность, солидность – роман был по-театральному мудр, чудесен, красив. Он нёс в себе такой эстетический дух, эстетический смысл, визуальную эстетическую прелесть. Это радовало… но одновременно и разочаровывало. Во всей этой классичности, во всей этой правильности, мне всё время не хватало чего-то… мне хотелось, чтобы хоть разок роман вышел из рамок пьесы – тогда он стал бы для меня более живой, дышащий. Чёрт возьми, мне хотелось этого, иначе не смотря на всю эту солидность и эстетскую красоту, он нет-нет да вызывал ощущение лёгкого снобизма. Мне хотелось какого-то заступа, чего-то такого нетеатрального, хоть щепотку – мне кажется, на фоне этого и остальное бы светилось ярче. А так – ощущение очень странное, противоречивое. С одной стороны – классика (а это, несомненно, это чувствуется); с другой стороны слишком классика – канон в котором даже наваждения классические, лёгкий снобизм и даже лёгкая пресность. Вот такое вот сдвоенное чувство. Но роман, тем не менее, очень добротен и хорош – и это трудно не признать.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это почти пьеса, на самом деле. Думаю, лучше бы смотрелась именно на сцене. Читать же довольно тяжеловато, часть повествования прочёл по диагонали.

Атмосфера театрального закулисья, интриг и перипетий передана вполне колоритно и, думается мне, весьма достоверно. На любителя, в общем.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

До этого с Пристли был знаком по книгам реалистическим(«Улица Ангела», напр.), и «Дженни Вильерс» стала открытием. Простая история, но рассказанная так светло и задушевно, что нельзя было оторваться и не перечитать в разные годы по несколько раз. Не надо галактических войн и трансгалактических путешествий, «all you need is love»...

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное сочинение.О том,как всего за один вечер можно поменять отношение к жизни и многое переосмыслить.Повесть на любителя,но мне понравилась больше ,чем то же «Затемнение...»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И именно потому,что Чиверел меняется,приходит к пониманию того,что двигало им столько лет — «..мы помогаем охранять пламя и приобщать к нему..и пусть мы выглядим глупо,дорогая,мы все же служим божественной тайне.»

Порадовал финал.Тень сомнения рассеяна.Все было не зря ,ведь правда: что бы ни случилось, это не так уж важно — пока пламя остается чистым.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о театре. Да, именно о театре, а не о привидениях, не о поклонниках театра, не о режиссёрах, актрисах и пьесах, хотя и этого тоже в романе полно. Он о самой душе театра, негасимой, как вечный огонь. О театре, который преподнесён читателю в форме мистической истории, из которой театр этот ещё нужно достать. История эта начинается с привидений и ими же заканчивается, только если вначале им внемлет уставший от жизни и самого театра человек, то в финале этот человек — уже сам огонь, сам театр. Роман о метаморфозах, которые могут приключиться с человеком в любой стадии саморазрушения, роман-путешествие в прошлое актрисы Дженни Вильерс, жившей сто лет назад. Трагедия — и одновременно возрождение. В завязке — гибнущий сокол, в финале — расправивший крылья Феникс. Роман не только о любви и предательстве, но и о проекции этих чувств на совершенно посторонних людей.

Мистически хорошо. Рекомендую любителям загадочных историй с участием привидений и поклонникам «Портрета Дориана Грея» О.Уайльда.

+10

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о театре как живой системе, функционирующей в ритме периодов активности и покоя. Именитый режиссер разочарован в своей работе: отсутствие великих актеров превратило театр в балаган. Кризис жанра — это болезнь, не всегда излечимая.

Но фраза из романа: «Перчатка снова лежала на полу…», звучит как вызов театральной сцене. Вот только кто его бросает? Задремавшего героя посещают гости — кто они — призраки прошлого или фокусы его собственного подсознания?

Вдохновение и его капризы, интриги, любовь, Шекспировские трагедии на сцене и за кулисами. Действие вне времени – череда повторений, словно в двух зеркалах, из прошлого в будущее. А что произойдет, если герой прислушается к интуиции?

Мягкий, немного сентиментальный роман, в лучших английских традициях.

Что пробирает зрителей? Искренность и вдохновение. Эмоции, идущие со сцены встречается с эмоциями, рождающимися в зале – и пробегает мороз по коже. Говорят – спектакль удался. Каждый спектакль уникален, механическое повторение один в один невозможно. Каждый спектакль – подлинник, и плохой, и хороший. При этом, произведением театрального искусства невозможно завладеть, оно принадлежит всем зрителям одновременно. Успех спектакля — величина многофакторная, он зависит от настроения актера и его партнеров, режиссера, осветителя, суфлера, костюмера, зрителей и даже гардеробщицы. А еще в каждом уважающем себя театре бывают привидения. Или хотя бы полтергейст. Но настоящее волшебство начинается, когда великий режиссер и великая актриса совпадают во времени.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно заметила за Пристли — любит он «перемещать» своих героев на пару часиков то в будущее, то в прошлое. Весьма интересный ход, учитывая, что подобные путешествия с персонажами случаются в судьбоносные для них моменты.

«Дженни Вильерс» как раз укладывается в эту концепцию. То, что увидел ГГ, является своеобразным ответом на его вопросы. Хоть это и жизнь совершенно чужой для него девушки. Судьбы людей сплетаются; те ошибки, что были в прошлом, помогают исправить настоящее, а умершие вполне могут прийти на помощь живым.

Роман напоминает матрешку — сон во сне, театральная постановка внутри театральной постановки. У читателя, как и у главного героя, теряется чувство реальности. И концу не исчезает вопрос: то был сон, бред, или оживший кусочек из прошлого?

Книга, несмотря на тихую, мягкую печаль, очень светлая и человечная. Оказывается, даже призраки не желают людям зла:smile:

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Джон Пристли был не только писателем, но и драматургом, а потому неудивительно, что даже многие его романы похожи на пьесы и легко могут быть экранизированны. И уж тем более роман, где большая часть действия происходит в одной комнате, хотя и не в одно время.

Роман о пожилом драматурге, которого Пристли вероятно минимум отчасти списал с самого себя шедевром не является, но он млый добрый и оптимистичный несмотря на присуствующие в нем трагические моменты. И как и в других вещах Пристли очень хорошо видно, что фантастика для него лишь средство к которому он время от времени (и довольно часто) прибегал чтобы раскрыть идею своих произведений.

В целом очень неплохо.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сам этот роман (хотя, по-моему, это все же повесть) выглядит, как пьеса. Он очень «постановочный», и легко мог бы быть экранизирован. Хотя не могу сказать, что действо меня увлекло; напротив, оно показалось мне каким-то примитивно-морализаторским. Может быть, дело как раз в упомянутой мной театральности происходящего? Возможно...

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Романтичная история о любви к человеку и любви к театру, Пристли пишет так, что погружаешься в театральную атмосферу с её интригами, тайнами и страстями.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Даже в детстве прочитала с удовольствием. Хотя книга больше рассчитана на взрослых.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный роман, написан 60 лет назад, а до сих пор ни капельки не устарел. Так-как тема романа-театр, то роман особенно рекомендую театралам.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх