Леонард Медек «Conan: Meče zrady»
Роман «Конан: мечи измены» — Conan: Meče zrady (=Предательские мечи) -довольно необычен, поскольку состоит из фактически четырёх самостоятельных историй (именуемых автором — остановками) из жизни Конана, от юности до старости. Но все они объединены общей канвой — о происходящем рассказывается кем-то со стороны -некие воспоминания о пережитом во время движения и привалов каравана.
Некоторые истории косвенно связаны с Коринной — ослепшей по воле жестокого отца – графа Борга – владыки крепости в северной Бритунии на озере Ворона, отдавшего её зрение взамен услуг вызванному из бездн демону Гротвзеку, и встречаемой Конаном в наиважнейших переломных моментах своей жизни. Во всех задействованы необычные клинки – мечи, подводящие своих обладателей в самые критические мгновения.
Так в отдельные истории могли быть выделены:
Коварное предательство – Potměšilec;
Кузулжарский скимитар – Kyzyljarské scimitar;
Мастаба (гробница) Эккима – Ekkimova mastaba;
Нож под чёрным месяцем – Nože pod Černým měsícem.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Конан» > Продолжения восточноевропейских авторов
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vlad lev, 21 июля 2015 г.
Роман «Конан: мечи измены» — Conan: Meče zrady (=Предательские мечи) — далеко не лучшее произведение и автора, и разумеется чешской Саги.
Медек использует нестандартный приём: рассказы «разорваны во времени» и первый ведётся от лица некоего летописца, рассказывающего в корчме (таверне) о событиях 40-летней давности… Условно можно вычленить даже отдельные эпизоды (именуемых автором — остановками некоего каравана, двигающегося к избранному месту для построения там счастливого общества) из жизни Конана, от юности до старости. И все объединены общей канвой — о происходящем рассказывается кем-то со стороны — некие воспоминания о пережитом во время движения и привалов каравана.
Некоторые истории косвенно связаны с Коринной — ослепшей по воле жестокого отца – графа Борга – владыки крепости в северной Бритунии на озере Ворона, отдавшего её зрение взамен услуг вызванному из бездн демону Гротвзеку, и встречаемой Конаном в наиважнейших переломных моментах (по мнению Медека) жизни северянина. Во всех эпизодах задействованы необычные мечи, подводящие своих обладателей в самые критические мгновения.
Так в отдельные истории могли быть выделены эпизоды:
Коварное предательство – Potměšilec;
Кузулжарский скимитар – Kyzyljarské scimitar;
Мастаба (гробница) Эккима – Ekkimova mastaba;
Нож под чёрным месяцем – Nože pod Černým měsícem.
Действие первой истории «Коварное предательство» происходит через несколько дней после описанного в рассказе Лайон Спрэг де Кампа и Лина Картра «Тварь в склепе» / Thing in the Crypt [= В склепе; Хозяин древнего меча; Страшилище в склепе; Поединок в гробнице].
История незатейлива: оголодавший Конан находит в лесу заброшенную лачугу, там его застают несколько вооружённых людей – разбойники, возглавляемые бывшим дворянином Юро (Iuro). В ходе ссоры с одни из них – Дидином (Didin) киммериец вырывает кинжал оскорбившего его негодяя и завязывает ногу железного треножника на его шее, две осталные направив в горло. Старый седой аэсир Герд интересуется, был ли варвар в Венариуме. Получив утвердительный ответ, рекомендует более не ссориться. Главарь всё же выясняет, не шпион ли Конан от графа Борга, потом приглашает совершить набег на крепость, заманивая необходиым в пути золотом. Киммериец соглашается…
На трёх лодках и паромом посредине через ночное озеро 50 человек идут на штурм… Но средине разбойников оказался предатель, оставивший огонь на берегу… Граф Борг готовит ловушку… Конан, случайно заметивший огонёк, в последний миг ускользает, но идёт на выручку попавшим в беду приятелям…
В замке сталкивается со слепой дочерью Борга – Коринной, обладающей даром предвидения и ждущей его…
Предателем оказался Дидин, и варвар тащит мерзавца в подземелье, куда воины замка Борга уже загнали уцелевших пятерых разбойников (в числе которых Юро и старый Герд Оданссон (Odansson). Бандитов предназначили в жертву Гротвзеку – чудовищной слизеобразной твари с кинжалообразными клыками… Герд, чтобы выиграть необходимое время, швыряет предателя Дидина в пасть чудищу… Позже и сам Юро жертвует собой для спасения нескольких уцелевших (Конана, Герда, Коринны и помогающего влюблённого в неё бывшего лейтенанта Борга – Турмуса и ещё нескольких человек) – мстит за поруганною графом Боргом честь его возлюбленной Амилии (Amilii), ставшей женой графа-негодяя.
Далее Медек (обзывая это «Второй остановкой») переходит к «вставке» о переходе каравана Руфия, идущего через горы в некую «землю обетованную» где нет господ, рабов и налогов. Потом автор также резко переходит ко второму рассказу о варваре – «Кузулжарский скимитар» (Kyzyljarské scimitar).
2. Кузулжарский скимитар – Kyzyljarské scimitar (период службы Конана капитаном в гвардии Турана у короля Йилдиза).
Конан – капитан Туранской гвардии короля Йилдиза направлен этим владыкой с тремястами мечами на окраины государства – несколько южнее Акифа в крепость Кузулжар (Kyzyljar) к эмиру Касим Бегу. Это укрепление могло стать сердцем – основой новой провинции. Но не всё так просто...
Позже Конану и Ясиру удастся выяснить, что любовница Касим Бега Кайра – человеко-змея, пытающаяся через навязываемый культ Белой Змеи и носящей прозвище «Смертоносная», созвать адептов и захватить власть в Туране; а сам Касим Бег – одновременно вождь, объединивший гирканских кочевников – Омар Каус аль-Хаддиб (Chaddíb) – Кровавый степняк!
Правда до этого варвару предстоит первая встреча с эмиром и любовное приключение с Кайрой на бастионе Чайки, едва не ставшее для могучего киммерийца роковым из-за пущенной исподтишка отравленной стрелы…
Далее Конан отказывается участвовать в набегах всадников Касима на близлежайщие окрестности с целью ловли рабов для их последующнй продажи… Ранее, строя крепость, Касим Бег итак опустошил округу, сгоняя народ на стройку… Теперь кочевники объединялись, чтобы отомстить. Конан рассказывает пьянчуге поэту Ясиру, также прибывшему с ним на корабле из Аграпура о похожем о гандерах и Венариуме. Поэт не верит… Но варвар оказывается прав...
Небольшой фрагмент текста:
"– Ну, Конан, вы поняли игру, которую играют здесь?
– Мне что-то кажется, – мрачно зарычал Конан. – Эти глупцы умирают за нас и во имя Касим Бега, но того среди них нет, его нет даже во дворце. А из его покоев исчезло много ценностей, которые были там вчера, до того, как кочевники проникли внутрь... Высокочтимый эмир знал о нападении заранее, и довольно спокойно богатство исчезло – и пусть всех вокруг нас истребят, давай поищем его.
– Да, примерно так: – кивнул Ясир. – Даже когда речь идёт о других вещах... Кстати, если сами непосредственно случайно встретите Касима, убейте его! Это королевский приказ.
Киммериец окинул поэта удивлённым взглядом, изрекая:
– Может просветишь меня немного?! Я солдат, а не охотник за головами.
Ясир вздохнул:
– За последние два года в северных провинциях – да и в Аграпуре (Aghrapuru) – открылся новый культ – секта, поклоняющуюся так называемой «Белой Змее». Вначале мы ничего не знали об этом, пока в конце концов стало ясно, что в дополнение к всевозможные прыганьям и размахиванием ладана у алтарей, истинная и единственная цель неожиданной проблемой – предводитель хочет свергнуть Йилдиза и установить новую династию в Туране (Turany)... Возглавыляет их тот, о ком говорят и называют аль-Мамут (Mumít) – Смертоносный, и, видимо, это колдун. Кто под этим именем скрывается на самом деле, до сих пор не смогли обнаружить – слишком много различных версий... Но это привело нас к Касиму. Таким образом, Йилдиз послал нас сюда – тебя в качестве приманки, а меня – под прикрытием тайно, чтоб я смотрел на него с близкого расстояния здесь.
– «Смертоносный» это – не просто маг, но это не Касим, – с уверенностью изрёк Конан, и кратко поведал Ясиру о своём опыте…»
И немножко из финала истории:
«На борту отплывающего в Туран «Синего Ифрита» эмиссар Йилдиза, выступающий в образе поэта-пропойца Ясир разглагольствует:
« – Касим тщательно позаботились о том, что кочевники знали, что всё проходит от имени Йилдиза. Строительство огромной крепости не только дало ему повод для постоянного гнета, но и символ – ощутимую цель, которую можно ненавидеть и разрушить, что бы проверить свои силы... Тогда опьяненный победой Каус аль-Хаддиб привёл бы их на юг. А вместе с другими сторонниками Белой Змеи силы их армии бы росли с каждым днем... И не было бы того, кто бы их остановил, потому что Туран рассеянные и непоследовательные северные племена никогда не воспринимал всерьез, и пограничная охрана только мала, и разрозненные гарнизоны. Полагаю, что они бы добрались и захватили Султанапур (Sultanapuru) так же быстро, ведь вторжение подняло их самосознание и настрой. Вряд ли кто бы остановил их раньше, чем в Акифе – так за Касимом бы сохранилось более половины империи. И полагаю, в то же время каким-то образом – возможно, с помощью специфически способностей, госпожа Кайра извела бы короля Йлдиза. А что было бы потом с наследным принцем Ездигердом... нетрудно догадаться.»
3.Мастаба (гробница) Эккима – Ekkimova mastaba (Период – Конан – среди зуагиров, королём Ездигердом назначена награда за его голову)
Сначала (обзывая это «Третьей остановкой») Медек опять рассказывает о подходе каравана, ведомого Руффием, к Аренджуну и «спасению» деревенщин из каравана от обыгрывания их шулером – игроком в кости. Также о привлечении групп шлюх из борделя в уходящий караван – подальше от сутенёров и городов…
Потом дело доходит до очередной встречи слепой провидицей Коринны с Конаном. В городе Медишты сначала неизвестный паренёк провожает варвара (который возглавляет зуагиров) к загадочной незнакомке, оказавшейся давней знакомой – Коринной. Та переживает: не надумал ли киммериец разграбить приютивший провидицу небольшой пустынный городок. Потом сообщает Конану: её спутник Турмус (бывший лейтенант Борго) закрыл её и маленького сынишку от скачущих туранских всадников и погиб, а она перебралась в более спокойное место – сюда. Но теперь перед собой «видит» грозящую Конану смертельную опасность – некую чёрную тень, возникающую откуда-то из скал…
Потом следует рассказ (вроде как от имени Коринны) о призрачном богатстве усыпальницы (мастабы) Эккима и некогда произошедшим с Конаном приключении.
Обманщик пропойца-поэт Ясир, изгнанный из шпионов новым королём Турана Ездигердом, сменившим прежнего короля – Йилдиза, втягивает Конана (и троих сопровождающих его зуагиров) и разбойника Салима (случайно уцелевшего при обрушении скал и обнаружившего в пустыне горбницу последнего древнего владыки самой восточной провинции Ахерона – Эккима).
Ясир надеется выслужиться перед новым королём, принеся ему весть о смерти Конана, ибо Экким – несмотря на минувшие три тысячелетия – не умер, а его полуистлевшая мумия-вампир жаждет крови и возрождения…
Большая часть сокровищ – обманчивая иллюзия… Конан не подозревает об этом, как и о коварстве ранее спасённого им бывшего приятеля Ясира.
4. Нож под чёрным месяцем (=Нож под чёрной луной) – Nože pod Černým měsícem.(Период – Конан – среди зуагиров:
Cначала идёт традиционная для Медека интерлюдия – «окантовка»: ведомый Руффием интернациональный караван (немедийцы, бритунийцы, заморийцы) достигает окрестностей Султанапура. Там – гражданская война и город разделён между тремя владыками. Соратники Руффия, узнав, что некие туранцы также присоединятся к каравану, опасаются волнений. Как смирится с извечными врагами? Но выясняется – прибыла мать Руффия…
Тут Медек также поясняет – что упомянутый в первом и последующих рассказах глава каравана Руффий – сын Коринны от лейтенанта Турмуса (бывшего наёмного воина графа Борга).
Руфий упрекает мать, утаившую его знатное происхождение. Та поясняет, что не стоит гордится таким негодяем, как его предок – дед Ларио Борг, который из-за жажды власти не пожалел собственную дочь. Потом добовляет, что из всех встреченных ей на жизненном пути, безжалостней был только властитель Кэтта, пожертвовавший ради власти собственной дочерью Бэлсфет.
И переходит к рассказу «Нож под чёрной луной» о последней встрече слепой пророчицы, известной даже среди зуагиров – вещуньи (пророчицы) Коринны (Korinna) с варваром. Та, узнав о грядущей всему миру опасности, пребывает в пустыню к зуагирам, чтобы увидеться с Конаном…
Некий жулик Саул стянул из стигийского храма древнюю шкатулку, в которой заключена могущественнейшая Повелительница ночи – Владычица всех демонов ночи Лилаф (Lilath). Теперь этот артефакт доставлен в пустынный городок Кхэтт (Khett) к его владыке – Белу Софту (титул) и его советнику Хасиру. Но по пути похитителя идёт отряд безжалостных стигийских стражей реликвии – Всадников Шакала. Они уже убили неудачливого партнёра жулика – Агеммона (Agemmon) и неумолимо приближались к Кхетту. А заполучившие вожделенную Харемдажскую (haremdažskou) шкатулку из рук вора властитель (титул – «софт») Кхетты и его советник Хасир теперь решают избавиться от ставшего ненужным проходимца. Тем более, что жулик ужасно страшится самой шкатулки, заявляя, что в ней обитает неведомое живое зло, а в запретных древних подземельях нанятый вельможами талантливый пьянчуга-художник Лександрис должен восстановить древние фрески с демонами и чёрной Луной. Это необходимо для проведения обряда – раскрепощения закованной в запределье Лилиаф.
Судя по имени и последующему сюжету, некоторое влияние на авторя оказали гебраистские апокрифы и шумерско-аккадский пантеон. Хотя вполне вероятно, что заимствована более новая мифология из относительно современной демонологии.
А Коринна тем временем убеждает варвара, что некой юной девушке Бефсебел (Bethsebel) угрожает смертельная опасность. Это стало понятно, так как старая служанка этой леди Ракахел (Raqahel) передала пророчице медную серёжку госпожи. Ужас может залить весь мир. Необходимо этому помешать. Конан верит пророчице…Но зуагиры Конана опаздывают. Караван, везущий Бефсебел (Bethsebel) уничтожен, а девчушка похищена племенем Кланом Кхаиффа (Khaiffa) с вождём Барух аль-Малик – врагами-конкурентами зуагиров Конана. Причём дорогие товары не взяты…Разыгравшаяся буря вынуждает Конана, Коринну и зуагиров укрыться внутри древнего мегалита – Столбов Шайтана. Там Конану и Коринне снится одинаковый сон о минувшем…
После стычки Конана с Чёрной богиней и смерти предателя Якира Медек вновь огорошивает.Похоже он подхватил то, что я окрестил «гиборийский синдром»: финал рассказа, приправленный философскими нравоучениями, посвящён отнюдь не Конану. Там поясняется – Руффий оказывается ведёт свой караван в место, ранее известное как Кузулджар, разрушенное гирканцами. Там надеется выстроить справедливое общество, рассуждая что сам он, в отличие от свирепого безжалостного варвараКонана, пришёл к власти бескровно.