Кларк Дарлтон «Гринуолд — забытая планета»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Планетарная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Исследовательский космический корабль терпит аварию, попав в магнитный шторм. Часть экипажа спасается, совершив аварийную посадку на планету Гринуолд — давным-давно забытую колонию землян.
Входит в:
— цикл «Перри Родан»
— антологию «Фата-Моргана 3», 1992 г.
Похожие произведения:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 8 декабря 2025 г.
Милая ретро-фантастика прямиком из ностальгии по старым добрым фантастическим голливудским сериалам про космические команды, путешествующие по необъятным просторам нашей матушки-галактики: словно очередную серию оттуда посмотрел. И в самом деле, все сделано так, будто творец хочет уложиться в определенные хронометраж и бюджет, но при этом напихать побольше приключений вне зависимости от достоверности их визуальной и логической составляющих. Здесь есть и и полноценное крушение большого корабля, и космические явления, влияющие на целые звездные регионы, и забытые колонии, и загадка быстрой деградации технологичного сообщества, и безумный компУтерный сверхмозг, и боевые роботы прямиком из каких-нибудь «Отроков во вселенной», и налаживание контакта с крылатими аборигенами, общающимися исключительно телепатически, и забавный суперзверек-член команды, и многое-многое другое. И все это — словно построено в недорогих павильонах, видно, что декорации. Корабли летают на тоненьких тросах, уходящих в верхнюю пустоту, дождь идет из брандспойтов, подвешенных на потолок, в инопланетян и роботов одеты люди с картонными детальками, покрашенными в блестящее серебро. Но все равно во всем этом есть какая-то живая энергия, своеобразное настроение и авторская наивная искренность в реалистичность построенного им на три копейки мира, которая передается и читателю.
Во всяком случае, один отдельно взятый комментатор эту неповторимую атмосферу прочувствовал и получил мощную дозу настольгического удовольствия от чтения. Порадовало, что для разнообразия неразрешимые проблемы решаются здесь по щелчку пальца, а не высасываются из разных спорных мест сложности, только утягощающие сюжет. Порадовала классичность поведения героев, в которой на удивление не чувствуется шаблонности (не надо путать эти два понятия). Даже читерский персонаж, способный и перемещаться в пространстве, и читать мысли, и телекинез использовать — тоже вышел максимально обаятельным, наделенный качествами будущих симпотных разумных зверушек, засовываемых теперь в каждую космическую развлекательную фильмУ.
Возможно, если бы роман растекся мыслью по древу на многие сотни страниц, его обаяение так же бы растворилось в этом океане букв и предложений. Однако компактность и динамичность сохранили его главные достоинства и наверняка не оставят истинных ретро-дрочеров равнодушными. Кроме того, несмотря на принадлежность к циклу, «Гринуолд...» полностью самостоятельное произведение, что позволяет совершенно не думать о каких-то его связях где-то там с чем-то там. Настоящее книжное кино категории Б для тех, кто не гонится за сверхреалистичной графикой и готов принять условия предлогаемой игры: настроение есть, выразительный колорит привкуса голливудской инфантильности в наличии, приключение начинается!
flying_kitten, 28 июля 2025 г.
Летел себе, летел космический кораблик, да и попал в магнитный шторм, практически всё у него отрубилось — и навигация, и связь, даже двигатели. В общем крушение, самоотверженный капитан остаётся на борту и прочая героика. Экипаж, понятное дело — по спасательным шлюпкам, благо в пределах досягаемости планета — толком не изученная, но уж что есть. А на ней... На ней (совершенно случайно) колония землян, не столь уж и давняя, но вот беда — информация о ней в архивах профукалась, да и забыли про неё.
Не роман — комикс для детей, сюжет для фильма класса Б. Очень болтливые герои, да и повествование, мягко говоря, излишне многословно, не иначе автору платили за знаки. Вообще, я с удивлением узнал, что это часть цикла монструозного объёма, чуть ли не самого большого в фантастике, не одно поколение литературных негров погибло в непосильном труде. :) Но, правды ради, оный Перри Родан, давший название циклу, в книге упоминается ровно один раз, в контексте — а давайте у него спросим при случае, что он думает про всю эту фигню. В добавок к «достоинствам» первоисточника, перевод плохой.
Чем дальше, тем наивнее и сказочнее. Местные сочетают в себе наивность дикарей с умудренностью философов. Герои (все, и хорошие, и плохие) слегка туповаты, но настойчивы и целеустремлены. С причинно-следственными связями беда. Приключения настолько предсказуемы, что читаешь в общем-то на морально-волевых, благо роман короткий, скорее даже повесть. Хотя, наверное дочитывать то и не стоило. Но нет предела совершенству, говорят, что по сравнению с последующими книжками цикла эта — практически шедевр. ;) Перечислять дыры в сюжете и разнообразные авторские и переводческие перлы не буду, ибо книга состоит из них лишь самую чуточку менее, чем полностью.
Идеи имеются довольно интересные (хотя может и не блещущие особой оригинальностью), реализация же на уровне школьного сочинения.
SilenM, 8 ноября 2010 г.
Очень слабое произведение. Отдельной критики заслуживает перевод с немецкого Полуэктова.
Кроме телепатических способностей мышебобра нет ни одного интересного хода. Фабула до глупости проста: потерпеть крушение — найти корабль — улететь. Не тянет ни как фантастика, ни как приключения.
Edward Woeful, 7 сентября 2021 г.
Вот так вот просто и непритязательно в 1973-м году автор описал концепцию «Скайнета» из «Терминатора», команду «Стражей Галактики», правда, не с енотом, а с бобро-мышью Гукки, концепцию дауншифтерства, вставив всё это в рамку Мифе о Возвращении. Есть даже с некоторые вкрапления эротики и семейных ценностей. Подозреваю, что не самая большая популярность этой книги обусловлена тем, что она написана не на английском, а на немецком. Похожее произошло с повестью Ганштейна Отфрида «Электрополис».
В наше время идеи, описанные здесь, уже порядочно «выработаны» и в книгах, и в кино, но тем не менее, даже сейчас читается как весёлое космическое и экстерриториальное приключение — на одном дыхании.
Darth_Veter, 7 октября 2021 г.
При всем уважении к автору, немецкому фантасту Вальтеру Эрнстингу, скрывающемуся под псевдонимом Кларк Дарлтон, роман у него получился слабый. Дело даже не в самом сюжете (в нем всё же есть определенная масштабность и атмосфера), а в его неумелой реализации. Судите сами. Что мы имеем? Исследовательский корабль Солнечной империи попадает в магнитную бурю в районе системы Зета Альфа и погибает. Его экипаж добирается до ближайшей планеты, которая неожиданно оказывается заселенной ... земными колонистами. Космолетчики помогают им наладить отношения с местными обитателями, а также наладить утерянные связи между континентами планеты. Я бы сказал — сюжет в стиле «Маленького Принца». Во времена СССР его бы точно отнесли к детской литературе. Язык произведения слишком простой и незамысловатый, каких-то оригинальных сюжетных ходов в романе нет. Однако, автор пытается сделать из него настоящую эпопею о похождениях бравых звездолетчиков с Голубой планеты и этим, как ни странно, только портит всё повествование. Во-первых, идея магнитного шторма в космосе — вещь не совсем удачная. Шторм — это динамический процесс, присущий достаточно плотной среде (планетная и звездная атмосфера), но никак не межзвездному пространству. Плотность вещества в космосе очень невысока, да и большинство процессов в ней протекают ламинарно (т.е. без завихрений). Причина тут в очень медленном вращении Галактики (1 оборот за 250 млн.лет), из-за чего турбулентности в веществе практически не возникает. Звезды, конечно, вспыхивают время от времени, но это происходит редко и только во вполне определенных регионах нашей звездной системы. Возмущения, вызванные вспышками, исключительно локальны и не гуляют в отрыве породившей их причины. Для того, чтобы у корабля отказали практически все системы, нужно, чтобы он находился совсем рядом со Сверхновой, чего в романе не было. Так что «магнитный шторм» — это просто удобная причина для высадки на забытую планету. Второе замечание касается уклада жизни поселенцев. Он слишком уж примитивный для людей далекого будущего. Ну, не верю я, что всего за 250 лет они деградируют до стадии каменного века! Ведь, их же специально отбирали для такой миссии. Тем более, что планета была плодородной, и никто тут не страдал от голода. С какой стати деградировать? Живи и радуйся! Да и земная техника еще пригодна к употребелению (даже ружья — и те стреляют). Третий «ляп» — это пресловутый «бунт машин», точнее — спятивший кибер-разум. Я неоднократно говорил по этому поводу, так что особо углубляться не буду — любой искусственный интеллект будет строго придерживаться изначальной программы и никакой опасности для своего создателя представлять не будет. Машинный бунт понадобился автору для поддержания «тонуса» повествования, иначе б никаких интересных событий на острове научников не было б. Четвертое: попавшие в серьезную переделку люди объединились бы перед общей бедой, а не разъехались бы в разные стороны. Причем, ученые и инженеры заняли б в этом обществе лидирующие позиции: от них зависело выживание нации. А в Гринуорлде всё как раз наоборот! Пятое. Странно, что никто из колонистов не стал искать созданные на планете хранилища земной техники — это ж по контракту полагалось! Даже как-то странно, что они двести лет стояли нетронутыми. Значит, с ящерами все воевали, а чтоб до склада добраться — тут, определенно, понадобился «рояль» в виде свалившихся на голову «гостей из космоса». Шестое: движущей силой сюжета являются эти самые «рояли». Главный из них — мышебобер Гукки, обладающий воистину царским набором способностей: телепатия, телепортация и телекинез. С таким багажом нигде не пропадешь! Неудивительно, что этот инопланетянин успешно решает все стоящие перед землянами проблемы. Даже как-то неинтересно читать про похождения такой вот «палочки-выручалочки». Ни одной неудачи — сплошной успех! Просто сказка какая-то... Но больше всего меня «убила» история про космолетчиков, что 20 лет собирали... космический корабль! Не иначе, как из дерева и камня — такого материала на планете навалом! Ну, а собирать звездолеты из подручного материала в 23-м веке умеет каждый...
------------------
РЕЗЮМЕ: сказ про «робинзонов космоса», удачно потерпевших крушение на заселенной людьми планете. Наивная сказка, интересная только для подрастающего поколения.
LaTempliere, 3 марта 2020 г.
Не соглашусь с ниже изложенными мнениями.
Очень неплохой роман. Конечно, не шедевр, но уж гораздо занимательнее большинства романов советских фантастов тех же годов. Ну а уж Гукки самый обаятельный персонаж
Dm-c, 15 июля 2012 г.
Вроде все есть: телепатия и телекинез, колонисты с аборигенами, искусственный мозг, ставший диктатором, потерпевшие катастрофу космические корабли и много, много другого, но.... СКУЧНО и не интересно.
alex1970, 9 мая 2011 г.
Обычный средний роман бульварной фантастики. Странно, что он был написан в 70-х, а не в 50-х, скажем.
Читается легко, не напрягает.
Фабула проста и понятна.
Приятное чтение, от которого не стоит ждать никаких открытий