fantlab ru

Леонид Каганов «Людоед»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.04
Оценок:
264
Моя оценка:
-

подробнее

Людоед

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 64
Аннотация:

Человечество постоянно сталкивается с проблемами, которые порождают агрессивность и приводят к вражде внутри вида. Известный академик предлагает оригинальный, но очень уж радикальный способ изменения человеческой природы и достижения мира на Земле.

© Kons

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Портал, 2009 // Малая форма

номинант
Бронзовая Улитка, 2009 // Малая форма

номинант
Интерпресскон, 2009 // Малая форма (рассказ)

номинант
Сигма-Ф, 2009 // Малая форма, рассказы и циклы рассказов

Похожие произведения:

 

 


Лучшее за год: Российское фэнтези, фантастика, мистика. Выпуск III
2009 г.
S.W.A.L.K.E.R. Конец света отменяется!
2014 г.

Периодика:

Если № 2, февраль 2008
2008 г.

Аудиокниги:

Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile»
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главная прелесть рассказа в том, что его можно и нужно воспринимать как глобальную метафору. Каннибализм тут, в общем-то, только для примера, как наиболее типичное сильное табу, характерное для всех нас. Но ведь подобных мифов пруд пруди. Те же самые ГМО...

И все же что-то у Ллео не получилось. Наверное, вот что. В композиции рассказа просматривается желание показать героев как самых обычных молодых ребят, в которых читатель поначалу вроде как должен узнать себя, дабы в финале испытать когнитивный диссонанс, и вот ничуть не тупых, вовсе нет, а именно что совершенно обычных, типичных молодых представителей касты потребителей, к которой относится сегодня как минимум 95% сытого населения «развитых» стран, а в недалеком будущем, видимо, будут относиться почти все. Однако, даже по отзывам видно, что читатель себя не узнал. А ведь любой — уверен: лю-бой! — человек, склонный меряться марками айфонов или авто, реагирующий на маркеры «не содежит ГМО» или «без холестирина», любящий напиться и вспоминать потом под хиханьки приятелей, как весело он бузил после этого, и.т.д. и т.п. — поведет себя в описываемой ситуации ровно так же, как повели себя герои рассказа. Вот ровно так же!

Беда в том, видимо, что Ллео совершает ту же самую ошибку атрибуции, что и его профессор. Может быть, в отличие от профессора, он знает, что ее совершает, но не совершать не умеет, просто не получается. Он не способен полностью, до мелочей, до глубины, прочувствовать и описать святую простоту пиксельного мышления Толпы Потребителей. Вроде бы умом всё понятно, но всё же не укладывается в голове, что любые рациональные доводы можно легко пропускать мимо ушей, если они не соответствуют принятому в ближнем кругу мнению, что никакой благодарности Толпа испытывать не способна, и всё, что делается отдельно взятыми шибко умными личностями для ее, Толпы, сытости и процветания, она воспринимает как должное, зато самих этих личностей — как чуждое, неестественное и опасное.

И с этим ничего нельзя поделать. Рассказ повествует об этом честно, прямо и жестко. Финал абсолютно закономерен. Профессор со всеми своими нобелевками, наивно полагая, что народу можно что-то объяснить, был слишком от него далек. И народ ему это объяснил быстро и просто. Автор рассказа, может, чуть ближе, но тоже далековато. От своей аудитории. И вышла некая двойственность. Для кого написано? С одной стороны — для себя: хотелось же высказать. Но с другой — для потребителя, ибо рассказ есть продукт, имя автора есть бренд, а у жанровой литературы, как и у мяса, есть рынок. И не стоит, ох, не стоит кормить читателей человечиной!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Самоед»

Мини-рецензия на «Людоеда» Леонида Каганова

Мой тёзка выбрал в качестве времени действия недалёкое будущее. И, как мне кажется, не прогадал.

Люди в этом мире простые, как две копейки, и ничего, кроме мимолётных радостей, их не волнует. Они тупы и порочны, хотя войн больше нет. И в их приземлённый мирок врывается потрясающее его устои известие: лауреат двух нобелевских премий собрался есть людей! Да ещё ресторан открывает. Злоба и ненависть.

В день открытия герои приходят на посмотреть. Автор акцентирует внимание на речи учёного. Выясняется, что он — вполне вменяемый человек, и радеет он о благополучии человечества. А в итоге… Человеческая тупость, неприемлемость иной точки зрения, недальновидность приводят к печальному финалу.

Удивительно хлёсткий и в то же время серьёзный рассказ. Его стоит прочитать, чтобы не стать такими же идиотами, как абсолютное большинство в «Людоеде».

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно трудно писать отзыв на сие произведение, не раскрывая интриги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чудак открыл ресторан, где подавали человечину, и чудака порвала толпа. Зря, погорячились, судить надо было, на позор выставлять, чтобы все могли поужасаться. Кто вообще позволил людоедский ресторан открывать, куда власть смотрела? Или у них уже можно есть людей? Ну-ка глянем, где чудак брал человечину… А она-то, оказывается, клонированная. Да еще из клетки того самого чудака, он свое мясо подавал. Погорячилась толпа. Ведь это уже другое дело, никого на мясо не забивали. А не нравится, не ешь. Между прочим, было бы полезно присмотреться к тем, кому нравится человечина, и хотя бы для этого стоило ресторан оставить. Кстати, и к личности чудака не повредит присмотреться. Так кто он? Профессор какой-то… Ничего себе! Дважды нобелевский лауреат, избавил человечество от голода и болезней! Да на фоне таких заслуг людоедский ресторан не более, чем чудачество, гениям простительное! Да как у толпы рука поднялась?! Тем более, что профессор сам с трибуны сказал, что мясо клонированное, почему его не услышали? Тупые, что ли, тормоза без тормозов?!

Да, тупые. Не то, чтобы недостаточно эрудированные, а по-настоящему тупые, не умеют думать. Ладно, пингвина рыбой обозвать, но миниюбку в мороз напялить, это слишком. Много там у них этого «слишком». И как они до сих пор не вымерли? А ведь благодаря профессору, это он дал им возможность обжираться экзотичными деликатесами и бухать, не думая о здоровье. У них там вполне получается жить, не думая, сама потребность думать исчезла. И ведь профессор это знал, прямо сказал в предсмертной речи. До того даже как-то пытался вывести «нового человека», а ему не позволили. Тогда людоедский ресторан выглядит не то сложным способом самоубийства, не то восхождением на мученический пьедестал.

Я не знаю, что хотел сказать автор. Однако понятно одно: автор провокатор. Или, раз уж мы в Интернете, тролль.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ мне напомнил события конца 20-го века: открытие первого ресторана Макдональдс в Москве. Какие очереди стояли, чтобы попасть в него. Сколько статей было написано о вредности этой пищи, сколько намешано политики. Политики долго сожалели, что разрешили открыть первый ресторан быстрого питания. И вполне возможно, этот ресторан вкупе с пепси-колой нанес первый и основной удар по развитому социализму, сломал стереотипы мышления в отношении пищи и идеологии. А вот с концовкой рассказа я не согласен, думаю, ситуация бы повторилась один к одному.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Достаточно стильный рассказ с легким провокационным налетом. Кстати, не менее сильно «идеи безумного профессора» выглядит прекликающаяся с ней сцена выбора мяса в маркете.

И, почему-то, вспомнился анекдот: львы не едят львов, тигры не едят тигров и кошки не едят шаурму. К чему бы это?)))

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ о нормах морали и деградации человеческого сознания. Прежде всего, рассказ интересен тем миром/обществом, в котором живут герои рассказа: общество, где практически каждый человек безоглядки губит свое здоровье (потому что найден способ излечения рака, клонирования и пересадки органов); где молодое поколение деградирует, ведь у него нет никаких потребностей кроме как напиться и забыться, не говоря о том, что уровень их образования молодежи несказанно низок; где нормы общественной морали и воспитания пали так низко. Каганов написал страшный рассказ... Прежде всего страшно и больно от того, что, описанное им общество очень похоже на наше сегодняшнее и возможность реализации «общества по Каганову» в будущем очень велика.

Рассказ заставляет крепко призадуматься, рассказ сильный и безжалостный...

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, Каганов действительно мастер провокации. Вот и в этой истории он ухитрился нарисовать картину будущего, с одной стороны весьма успешного в материальном плане, а с другой — достаточно бедного в дузовном, этаких людей, удовлетворенных желудочно. Хотя, если вдуматься, откуда же берутся достижения науки, если общество составляют сплошные дураки? Но, собственно, рассказ не об этом, а о неких моральных табу, заложенных в человеческое сознание. И, честно говоря, трудно сказать, какая реакция общества была бы страшнее — устроенный погром или спокойное согласие на предложение профессора.

Неоднозначное у меня впечатление от творчества Каганова. И ведь умный же автор. И пишет оригинально, остроумно, жестко. Но очень моя часто реакция на его творчество — глухое раздражение. Не получается у меня как-то сочувствовать его героям. Да и не люблю я, когда автор задает читателям вопросы, на которые сам не знает ответа.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор — человек, склонный к подколам и провокациям. Но, видимо, здесь стремление во всем знать меру его подвело, а может быть, из-за «Хомки» слишком возмущались... На подобные темы можно состряпать более смелые тексты, такие, что вывернет, и на мясо в супе потом будут смотреть с подозрением — а все обходится историей о бездуховных, агрессивных дураках, которые и пингвина, и дельфина схарчат, а человечинкой, видишь ли, брезгуют.

Слов нет, задуматься заставляет, и нужную порцию недоумения вызывает, и на современность похоже до безобразия. И идея искусственно выращенного мяса, благодаря которому не надо убивать животных, и победа над раком — это только приятные сюрпризы, а люди не только не становятся лучше, но и... Критика верная, но немного вялая на фоне нестандартной темы, обыгранной весьма осторожно.

А вот послушайте, как в аналогичной ситуации поступил граф Калиостро. Объявил о неслыханном номере — поедании живого человека. Публика набежала. Когда подошло время «гвоздя программы», Калиостро обратился к зрителям — не угодно ли выйти на сцену добровольцу, желающему быть съеденным?...

Вот, я понимаю — остроумная выходка.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ. В очередной раз оригинальный и критичный взгляд на общество.

А вообще жаль, что профессору проекты по генной инженерии прикрыли. :(

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ-провокация. И о глупости, и о терпимости, о постулатах и принципах...

О том, что толпа не слушает никого и ничего, нужно лишь настроение и импульс — съест любого.

Нравится мне рассказ, только... грустный он.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ потрясающий:smile: Написан вроде как бы про людей цивилизованных и горячо возмущенных предосудительным фактом людоедства в Москве. Но ведь профессор был уверен, что его ресторан поможет избавиться людям от остатков агрессии, которую не изжили еще современные люди. Вот только весь рассказ мы видим как эти милые и цивилизованные люди беспричинно ссорятся, хамят, измываются друг над другом. В общем, конец закономерен: толпе было все равно, что ей скажут — она хотела крови и она её получила, а ей про остаточную агрессию....

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ про то как человек ко всему привыкает, и ему уже мало 20 сортов колбасы, а в совковском продмаге было 2 сорта и не всегда. И про насилие: привык уже к тому что новорожденных живых детей выкидывают в мусоропровод. Привык. А профессор показался просто некой смехо- гиперболой. Такие проблемы не решишь с помощью науки ибо все находится в нас, в людях.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная тема, отличное исполнение, отличный язык. Не 10 за мелкие шероховатости.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Был Хайнлайн с «Чужаком», был Кларк с синтетической пищей и неприятием мясоедения вообще и каннибализма в частности... а вот теперь Каганов... Хороший провокационный рассказ о том, какие постулаты лежат в основе христианства. Хайнлайн, когда писал свою Библию был добрее, но тогда (в начале 60-х), наверное, все было по-другому:glasses: Единственный минус — все-таки некоторая вторичность — уж слишком местами и по интонации напоминает Кларка, но раз в 50 лет конечно и рассказам можно делать ремейки.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о человеческой глупости и неприятии нового. Только он, рассказ, какой-то... никакой. Скомканый, скорый, недостаёт продуманности и аргументации сторон. Раз-раз и готово. А такую тяп-ляповость я не очень люблю.

Видимо, Каганов не мой писатель — уже которые рассказ я у него читаю, а мне не нравится

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх