Бентли Литтл «Петохталрейн»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Путешествие к особой цели | Культы | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный
Однажды Элиссону удалось узнать, что виной многих исчезновений разных культур и народов был не кто иной, как Темный человек. А его свитой — крысоподобные мерзкие существа. Элиссон готов разобраться во всем и провести свое собственное расследование...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения» > Антологии > антологию «Боги Лавкрафта», 2015 г.
— антологию «Глубина. Погружение 37-е», 2022 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю.Р. Соколов (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Titus.crow, 19 июня 2023 г.
Знаете, этот рассказ мне понравился. Очень. Несмотря на откровенно глупый и бессмысленный финал.
Но в своем отзыве хотелось продемонстрировать свою придирчивость к деталям. Автор замахнулся на научное правдоподобие, но почему-то допустил несколько фактологических промахов и прочих ошибок.
Начнем. Автор пишет «...вестник хаоса, на Крите сначала посеявший политические разногласия, а затем поразивший бесплодием женщин различных общественных слоев...», что якобы предшествовало падению минойской культуры. Откуда Литтл это взял, особенно про женщин? Минойская держава сильно пострадала от извержения вулкана на Санторини/Фере, а через пару веков окончательно пала в период Бронзового коллапса и нашествия «народов моря».
Также не правдив следующий пассаж: «...Петохталрейн.
Насколько он мог судить, это слово читалось согласно бессмысленной огласовке, приданной минойским знакам в начале девятнадцатого столетия британским ученым...»
Критская письменность даже сейчас расшифрована наполовину (вспомните Фесткий диск), а в начале 19 века, когда даже Шампольон только готовился расшифровать Розеттский камень, об этом и помыслить не могли.
Глупой выглядит и попытка Эллисона связать это слово с латынью.
Вот это вообще ля-ля: «Турецкий Чатал-Хююк — цивилизация, исчезнувшая примерно шесть тысяч лет назад, — как считалось, пала в результате обыкновенного стечения естественных причин, однако сохранившийся текст указывал на общество, пораженное в высшей степени не естественными бедствиями — предсказанными пророком, названным современниками «Темным Незнакомцем».»
Во-первых, наидревнейшая цивилизация возникла в долине Нила — Та-Кемет или Хем, поименованная греками по храму бога Птаха Египтом, а это случилось пять тысяч лет назад. Чатал-Хююк ни в коем случае не цивилизация, а лишь неолитическим поселением одной из анатолийских культур. И естественно там не могло быть никакого «текста» — первое письмо возникло в вышеупомянутом Египте. Максимум, могли остаться пиктограммоподобные символы или просто рисунки.
И под конец. Разумеется, не могло в реальности случиться так, чтобы знаменитый Чако-каньон остался без охраны и всякие со стороны запросто могли заходить и бродить по этой территории.
Но во время первого, бездумного прочтения рассказ произвел на меня впечатление.
Prosto_Chitatel, 17 августа 2024 г.
Куда приводят неуемные амбиции и несанкционированные научные изыскания.
Милая история про очередного Бога, для которого человек — не то, что мошка, а управляемое стадо, которое ничего не способно противопоставить настоящему могуществу космических масштабов. Людинская единица, попавшая в ореол влияния Ньярлатотепа, мгновенно становится управляемой куклой, воспринимающей все команды Бога, как единственно правильное собственное поведение. Есть в этом что-то действительно гнетущее и производящее впечатление: существа, с которыми нам не то, что просто бессмысленно бороться, а мы даже не способны на это. Слава Вишну-Кришне, что у Лавкрафта и на такого Бога всегда найдется Бог покруче. Нам, конечно, будет от этого не легче, но зато первому второй хотя бы зубы обломает да под землю на тысячелетия заточит, что постфактум приятненько. Кстати, Ньярлатотеп как раз является прспешником более низкого ранга некоего товарища крутыша Азатота, о ком был предыдуший рассказ в сборнике «Боги Лавкрафта», поэтому, видимо, все-таки эти рассказы стоит читать подряд, один за другим. Чтобы быть в курсе.
В основном у Литтла получилось. Есть и атмосфера, и псевдонаучные поиски чего-то невероятного, и нагнетание ситуации, и хорошее сюжетное развитие, и классическая лавкрафтовская безысходность. Немного слабо получилось с героями: все три расписаны не слишком выразительно, даже где-то условно, поэтому их печальаня финальная судьба не слишком задевает эмоционально, а это все же в подобных историях явный минус. Если бы не это — было бы совсем хорошо.
Carex, 25 августа 2022 г.
Замах на рубль, удар на копейку.
Отлично прописана атмосфера ужаса и мерзости, но развитие сюжета не выдерживает критики
Alex_Razor, 17 декабря 2021 г.
Хорошо! Вот прям хорошо!
После посредственных «врат» и «северного сияния» это прям глоток свежего воздуха! Первые две трети, можно сказать, истинно-Лавкрафтовские: изучение легенд, связанных с «Чёрным Человеком», таинственная непонятная керамика в тайном хранилище музея, росписи на которой вызывают «подсознательное омерзение», сны, видения, постепенно переходящие в наваждение. Все элементы, как осколки, постепенно складываются в общую картину. Ближе к концу атмосфера прям сгущается, добавляется изрядная доля мерзости, которая тут, однако, в тему. Последня часть напоминает местами «Крыс в стенах», местами блоховский «Выводок Бубастис», местами Смитовского «Обиталея бездны».
Да, отношение к мифам тут весьма вольное, особенно в конце, но это можно простить за отличный стиль и атмосферу!
Isha Bhikshu, 7 апреля 2021 г.
Довольно интересный рассказ, написанный в стиле Лавкрафта, хотя и содержит много подражаний (например, есть явные заимствования из «Крыс в стенах»). Молодой учёный, сравнивая древние мифы ближневосточных и мезоамериканских культур, заметил в них сходный сюжет о некоем чёрном человеке, который приходил к людям и предупреждал о скорых бедствиях. Оказалось, что это Ньярлатхотеп и он сейчас сидит живой в одной пещере в США... но концовка — встреча учёного с Ньярлатхотепом вышла у Литтла совершенно несоответствующей «Мифам Ктулху». за что и ставлю рассказу только 8 баллов.