Жан Рэй «Сумрачный переулок»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Возраст читателя: Любой
Главный герой находит среди большого количества прессованной старой бумаги две тетради, исписанные от руки. Одна по-немецки, другая по-французски. Какую тайну хранят эти две истории, изложенные двумя авторами?
Входит в:
— сборник «Круиз теней», 1932 г.
— сборник «Le Grand nocturne», 1942 г.
— антологию «La Gerbe noire», 1947 г.
— сборник «Les 25 meilleures histoires noires et fantastiques», 1961 г.
— антологию «Foundations of Fear», 1992 г.
— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume Two», 2012 г.
- /языки:
- русский (3), английский (5), французский (6)
- /тип:
- книги (14)
- /перевод:
- Л. Бэйр (1), Г. Ван Калленберг (1), Е. Головин (1), А. Григорьев (1), И. Найдёнков (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
avsergeev71, 7 февраля 2017 г.
Мистический рассказ с элементами хоррора. Хотя в основу сюжета заложена вполне себе научная идея о многомерности пространства и параллельных вселенных. Автор представил свою версию о столкновении (или , если хотите, контакте) с жителями другого измерения.
Автор использует очень интересный литературный прием: события показываются с двух различных ракурсов. Первый ракурс дает невольная участница событий, а второй — их непосредственный виновник. Получился своеобразный стереоскопический эффект. Причем сначала читатель видит следствия, а потом узнает их причины.
Рассказ очень стильный: готика так и сквозит из каждого предложения. Бесподобный Рэйевский слог придает тексту особое очарование, когда уже не думаешь о сюжете, а просто наслаждаешься каждой фразой. А атмосфера легкого хоррора бодрит и позволяет окончательно не вывалиться из текущей реальности.
В общем, понравилось.
10 баллов.
URRRiy, 1 июня 2019 г.
Рассказ мистический, с элементами жанра ужасов, сделан хорошо, но все же не идеально. Сокрытый от всех, кроме одного гражданина профессора портал из иного мира, призраки, вырывающиеся оттуда и устраивающие полноценный кирдык жителям, жестокое наказание для слишком любопытных или просто невезучих, при этом существует таинственный спонсор, который платит золотом за весь этот переполох. В общем, обычный развлекательный опус, выполненный с надлежащим качеством для читателя доинтернетовской эры. Думаю, молодежь вряд ли заинтересует — жанр с психологией утрачивает свою привлекательность.
senoid, 30 марта 2013 г.
Удивительно, как часто раньше авторы любили использовать прием «стороннего рассказчика». Даже когда повествование шло от первого лица, им словно что-то мешало самим изложить историю. Знакомый, близкий родственник, случайный попутчик… кто только устами автора не обращался к читателю. А помимо живых и осязаемых людей были еще и письма. Много писем. Зачастую этот прием не был ничем обоснован: заканчивает историю фантомный рассказчик — ставит точку в произведении и автор. В рассказе Жана Рэя перед героем сразу два послания из прошлого (на немецком и французском языках), но автор умело увязывает их между собой и точку ставит именно как автор, а не переносчик чужих слов. Обе найденные тетради объединяет атмосфера ужаса, которую не понаслышке знакомый с хоррором Рэй продемонстрировал с разных сторон. Немецкий манускрипт начинается как классическая история с привидением в отдельно взятом доме, но очень быстро трансформируется в более масштабное противостояние с темными силами. Отлично передан страх, с которым город, где сотнями исчезают и умирают люди, встречает ночь. Французский же манускрипт играет на любопытстве, в чем-то даже на авантюризме, хотя ощущение чего-то нехорошего витает и здесь. Сюжетно эта часть напоминает «Стереоскоп» Александра Иванова, и поначалу набеги героя в некий сумеречный мир с первой историей не особенно состыковывались. Но хитроумный бельгийский автор все отлично продумал, знакомый по немецкому манускрипту ужас наведается и сюда. «Переулок святой Берегонны» — классическая мистическая новелла в жанре хоррор, мимо которой ценителям мрачного направления проходить нельзя. Даже ярые ненавистники «старинного ужаса» наверняка оценят работу по достоинству, ведь Рэй избавил текст от затянутости, наивности и многословности, которые так любят ставить в вину авторам его времени.