Лю Цысинь «Блуждающая Земля»
Заглавная повесть «Блуждающая Земля» — литературная основа фильма-блокбастера, купленного стриминговым сервисом Netflix. Десять историй, включая пять лауреатов китайской премии «Галактика», являются ослепительно оригинальной одой планете Земля, ее прошлому и будущему. С меланхоличным, но острым пониманием человеческой природы, Лю показывают попытки человечества понять, найти себя и, прежде всего, выжить в пустоте космоса. Лю Цысинь переносит читателя на край вселенной и в конец времен, чтобы рассказать о людях с судьбой, которую мы никогда бы не смогли себе представить.
Повесть «白垩纪往事» входит не во все издания сборника.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (3), английский (2), немецкий (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (4), аудиокниги (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 27 сентября 2021 г.
Будущее за Китаем. По крайней мере, будущее научной фантастики вполне может быть за Китаем. Когда-то европейцы Жюль Верн и Герберт Уэллс предсказали 20-ый век. Затем к западным европейцам примкнули американцы, поляк Лем и несколько отечественных мастеров, и все вместе они предсказали ещё более далёкое будущее. И вот уже китаец Лю прозревает грядущее. Китай во многом отставал от остального мира. Например, рок-музыка в Китае появилась только в конце 80-х. Но сейчас уже нет такой сферы, где Китай не конкурировал бы на равных с лучшими из лучших. И Лю Цысинь как фантаст это не просто экзотическая диковина, а реально один из самых оригинальных и талантливых писателей-фантастов нашего времени.
Первая заглавная повесть «Блуждающая Земля» многими в отзывах названа плагиатом Карсака. Я Карсака не читал, но не раз читал футурологические размышления о том, что когда-нибудь жизнь в Солнечной системе станет невозможной, и одним из способов спасения человечества указывалась технология перемещения планеты в другую систему. У Лю Цысиня подобное происходит в относительно близком будущем, поэтому перемещение получается довольно «топорное» — этот проект почти полностью уничтожает атмосферу, гидросферу и биосферу Земли, но у человечества появляется шанс спастись. Считать эту тему плагиатом всё равно, что считать плагиатом, например, любое произведение о корабле поколений или о вторжении пришельцев только потому, что об этом уже писали раньше. Наоборот, даже странно, что про планету-звездолёт писали очень немногие авторы.
В рассказе «Гора» описаны очень необычные инопланетяне. Что-то подобное встречается в одном из рассказов Артура Кларка, но в целом не встречал такого рода живых существ больше нигде в фантастической литературе.
«Солнце Китая» это фантастика ближнего прицела, которая в конце совершает дальний прицел.
«Ради блага человечества» очень необычный рассказ, в котором вторжение инопланетян сочетается с экономической фантастикой и криминальной историей с наёмными убийствами и прочими кровавыми эпизодами.
В ироничном рассказе «Проклятье 5.0» одним из героев становится сам Лю Цысинь, который в данном варианте будущего сначала становится бомжом, а потом в компании с другим китайским фантастом уничтожает целый город.
«Микро-эра» заставляет вспомнить повесть Джеймса Блиша «Поверхностное натяжение». Превзойти Блиша Лю Цысиню вряд ли удалось, но и его «Микро-эра» вызывает подлинный интерес.
«Пожиратель» — один из лучших рассказов сборника. Он немного напомнил «Город» Саймака. У Лю мы тоже видим печальный закат земной цивилизации но и дальнейшие перспективы Жизни в широком смысле этого слова; и всё это воплощено в сочетании иронии, философии и эмоциональности.
Рассказ «Забота о Боге» для меня стал лучшим рассказом сборника. Вместе с рассказом «Ради блага человечества» он составляет единый небольшой цикл. Это история о том, как на Землю пребывают представители угасающей сверхцивилизации, которые когда-то создали Землю и людей по своему образу и подобию. Они — последнее поколение своей расы, доживающие последние дни (с нашей точки зрения — последние века). Конечно, эту фантастическую идею автор использует для размышлений о взаимоотношении поколений — отцов и детей. Очень сильная эмоциональная вещь.
Рассказ «С её глазами» и повесть «Пушечное ядро» — тоже единый мини-цикл о покорении земных недр, твёрдая НФ в сочетании с живой психологией.
В большинстве произведений Лю Цысиня (не только в этой книге) человечество переживает катастрофы — войны, космические катаклизмы, уничтожение пришельцами, убивающий людей компьютерный вирус, техногенные и экологические катастрофы, в которых виновны сами жители Земли. То есть это предупреждение о возможных фатальных ошибках, которые ожидают нас в будущем. Но есть в этих произведениях и надежда, вера в человечность и человеческий разум.
majj-s, 11 июня 2021 г.
Конфуцианский Брэдбери
«Любая цивилизация, которая остается на планете, где она родилась, совершает самоубийство. Вы должны идти во Вселенную и найти новые планеты и новые дома.»
К главной звезде китайской и одной из основных — мировой фантастики Лю Цысиню можно относиться как угодно. Восхищаться силой его воображения. Презрительно критиковать матчасть с позиций технаря-заклепочника. Снисходительно пожимать плечами по поводу глубины, достоверности, и прочих литературных достоинств. Утомляться многословием и дистанцироваться от параноидально-милитаристского «готовься к войне». Нельзя лишь отрицать, что он таки фигура значимая не только для полутора миллиардов красных китайцев, но уже и для всего обитаемого мира (и в стране озер шесть больших племен слушали меня, чтили мой закон)
Сборник «Блуждающая земля» — это несколько другой Лю Цисинь, не такой, какому мы привыкли с эпопеей «Вечная жизнь смерти» (хорошо, но если бы каждый роман на треть, а то и вдвое сократить, было бы совсем замечательно). Здесь китайский фантаст предстает в идеальном для себя формате прозы среднего объема. Всякой новой повестью книги моделируя очередную невообразимую ситуацию. которую однако умудряется четко растолковать даже человеку с проблемами в части пространственных представлений.
Путешествия к звездам и центру Земли, временные парадоксы сверхсветовых скоростей, антиматерия и «из пушки на луну», потомки динозавров и сменившая нас на планете цивилизация микролюдей — фантазия автора беспредельна. Обычный для него оголтелый милитаризм здесь смягчен жертвенностью и стоицизмом, а книга в целом пронизана конфуцианским стремлением поступать в соответствии с установлениями благородного мужа. И конечно, большим плюсом аудиоверсии стало исполнение Игоря Князева, превосходное, как всегда.
Титульная повесть сборника легла в основу первого китайского фантастического блокбастера, собравшего в прокате семьсот миллионов долларов при бюджете в пятьдесят — поистине рисоводческое умение вырастить из горсти зерен рисовое поле. Что вы там говорите про «дурацкие сказочки» и «превратить планету в космический корабль невозожно»? А люди пошли и проголосовали за фильм трудовым юанем. Не глупее вас люди, жители державы, которая полвека назад была с тачкой, а сегодня весь мир электроникой снабжает.
Мне неожиданно и приятно было услышать отголоски брэдберианских «Золотых яблок солнца» и «Были они смуглыми и золотоглазыми» в новелле «С ее глазами», не буквально, а настроем, нюансами, философской грустной отстраненностью. А совсем моя история в этой книге (и совсем Брэдбери, и Конфуций) «Позаботиться о Боге». В общем, не пропустите.