FantLab ru

Жюль Верн «Париж в ХХ веке»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Голосов:
95
Моя оценка:
-

подробнее

Париж в ХХ веке

Paris au XXe siècle

Другие названия: La Ville du futur; Париж 100 лет спустя; Город будущего

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

«Париж в ХХ веке» содержит в себе характерные признаки «классического» Жюля Верна — то, что называют научной фантастикой, но что у него скорее было научным предвидением (в романе уже есть и метро, и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, работающем на водороде, и факсы, и вычислительные машины, и электрические машины и многое другое). Но знакомое нам по другим произведениям писателя восхищение научно-техническим гением здесь соединяется с предупреждением человечеству: цивилизация, где поклоняются двум богам — машине и деньгам, несёт в себе угрозу духовной деградации. И наконец, еще один оттенок новизны: вместо путешествий и приключений в основе сюжета — любовная история.

Примечание:

В этом романе о будущем (описан Париж 1960-го года) автор описал много технических новинок, часть из которых появилась в действительности – например, автомобильный двигатель внутреннего сгорания (применен в автомобиле Даймлера в 1889), небоскребы из стекла и стали, производительные счетные машины (прообразы калькуляторов и компьютеров), всемирная телеграфная коммуникационная сеть (в наше время ее роль выполняет Интернет), бесшумный скоростной рельсовый транспорт (развивается в наши дни) или электрическое уличное освещение (в Париже с 1885 года); а часть оказалась слишком смелой (морской канал до Парижа). Он предвидит также многие черты самого общества – огосударствление и бюрократизацию всего и вся, жесткий контроль не только за поведением но и за мыслями граждан, появление самого типа государств полицейской диктатуры. Это придает роману особую ценность – французский классик не описывал своих взглядов на социальное будущее общества в других произведениях.

Интересно, что Жюль Верн описал архитектурное сооружение строгих геометрических форм перед парижским Лувром. В 1989 году на площадке перед этим музеем действительно была сооружена пирамида из стекла и стали. Также он предугадал появление Эйфелевой башни (она была построена в 1887 году, через 24 года после создания романа – почти на месте, указанном писателем).

Роман состоит из 17 глав. Точная дата создания неясна, наиболее вероятно что работа над ним была начата после успеха романа «Пять недель на воздушном шаре», в 1863 году. Издатель Верна Пьер Жюль Этцель отклонил рукопись, посчитав ее откровенно неудачной, и вернул ее автору с замечаниями в конце 1863 – начале 1864 года. Этцель высказал мнение, что такое пессимистичное и невероятное произведение может повредить карьере начинающего писателя и посоветовал подождать с публикацией лет двадцать. В дальнейшем Жюль Верн к этой рукописи никогда не возвращался.

При жизни автора роман напечатан не был, долгое время о его существовании не было известно. Впервые критики и читатели узнали о его существовании из письма сына писателя Мишеля журналисту Эмилю Берру от 30 апреля 1905 года – к письму был приложен список неизданных произведений отца, перепечатанный «Фигаро», «Тан» и многими другими газетами и журналами. Сразу роман о будущем напечатан не был (в первую очередь выходили более интересные наработки Жюля Верна), а потом рукопись затерялась.

Она была обнаружена в 1989 году праправнуком Жюля Верна, в запертом сейфе. Он считался пустым и ключ от него был потерян. Потомок писателя решил в этом убедиться – и сейф был вскрыт с помощью взрывчатки. Внутри обнаружили множество бумаг, в том числе и рукопись романа. Необходимо, однако, заметить что некоторые источники считают историю с взрывом «пустого» сейфа чисто рекламной и выдуманной специально для привлечения внимания покупателей.

Впервые роман (под редакцией Пьеро Гондолла делла Ривы, вице-президента Общества Жюля Верна) напечатан в 1994 году парижским издательством Ашетт (Hachette, ISBN 2-01.235118.2). Две иллюстрации и обложку к 217-страничной книге сделал Франсуа Шутен (François Schuiten). Во Франции книга стала бестселлером, этому способствовала и широкая рекламная кампания издательства. В 1997 роман издается на английском (издательство Random House).

Критикой неизвестный роман Верна был принят вполне положительно, авторство его не оспаривалось. Некоторые из них (как и Этцель 120-ю годами ранее) упомянули о излишнем пессимизме автора при описании будущего.

© Евгений Борисов

Похожие произведения:

 

 


Париж 100 лет спустя
1995 г.
Город Будущего. Путешествие в Англию и Шотландию задом наперед. Невидимая невеста
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Париж двадцятого століття
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 февраля 2012 г.

Люблю, с детства, всю классическую приключенческую романистику Жюля Верна.

Книга же «Париж в XX веке», заметно отличается от остального творчества писателя, и она мне как-то по особенному нравиться.

Роман-антиутопия о будущем человечества: описывается полное доминирование научно-технического прогресса и прагматического образа мышления, которые вытесняют гуманитарные науки и любое отвлеченно-творческое мировоззрение.

Одно из немногих произведений Жюля Верна со скептической оценкой индустриального развития общества и повышенным вниманием к нравственно-этическим аспектам человеческой личности.

На первое место ставиться вопрос, может не явно, но это прослеживается в романе — не как жить, а зачем жить. Что по настоящему делает человека счастливым в этом мире. Ради чего вообще весь этот Технический Прогресс-то мы творим из столетия в столетие? Это делает человека лучше?

В подробностях описывается инфраструктура Парижа будущего, и социальная и технологическая. Различные изобретения, в чем-то, как часто бывает у Верна, весьма провидчески совпадают с современной реальностью. Социальное устройство — тотальная бюрократизация, усиление полицейских институтов и т.п тоже в чем-то похоже на реалии нашего времени.

Главный герой, романтик Мишель, поэт, пытается найти себя в этом техническом мире. По ходу повествования влюбляется, развивается мелодраматическая линия — что также непривычно для большинства романов Жюля Верна.

Финал романа в целом печален. Показана потерянность доброй и творческой личности в бездуховном мире, невозможность бороться с тотальным давлением прагматического социума, вытесняющего любого не вписывающегося в общепринятые правила индивидуума.

В литературном плане «Париж в XX веке» наверное пониже других работ Верна, но вполне на достойном уровне. И в общем весьма замечательный роман.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2008 г.

Книга интересна по нескольким причинам — это первый роман Верна, несмотря на дату издания, во-вторых это антиутопия, жанр мало встречаемый в творчестве Верна, а ткаже сюжетная линия. Много предсказаний, основанных на новейших научных данных (для того времени), но много и всяких забавных курьезов, которые на фоне нынешних знаний. Так например, сохранившееся перья, для записей или морское кораблестроение. И совсем, по понятным причинам, не охвачен основной жанр развлечения нынешнего времени — кинематограф. Но все-таки предсказанное не может не поражать впечатление.

Необычен и жанр антиутопии, но здесь сильных претензий к автору нет, а наоборот, понимание того, что автор видел далеко. У нас в Париже восстания студентов, Годар снимает свои первые фильмы — у автора прогрессивное человечество, отказавщееся от войн, но результат один власть капитала над интеллегенцией. Кому она нужна, если не приносит прибыли, только так «паразит на теле трудящихся». И в истории это встречалось впоследствии не раз и проницательный писатель это предвидел и жаль, что эта книга не увидела, пусть даже в измененном виде, свет. Возможно, что-нибудь бы изменилось...

Однако, и это самое главное, роман написан достаточно скучным, а подчас и неким языком, «простых перечислений». И прав был в свое время издатель Этцель, который завернул рукопись молодого автора. Также, Этцель, который был знаком с другими произведениями автора, правильно оценил потенциал Верна, а то могли бы мы получить некоего французского Достоевского (с такой-то концовкой романа).

Кроме того, следует сказать, что отмечено в аннотации, это роман, где автор поставил романтическую линию в одну из главных в интриге романа, и вынужден признать, что получилась она довольно слабой. Персонажи весьма ходульны и чувтсвуется, что Верна в большей степени интересует описание технических новинок, нежели своих персонажей. Отчего впоследствии он так и не смог до конца избавиться.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2010 г.

Эта книга понравилась мне наполовину. То что она была несколько мрачноватой — ее ничуть не портило, только возможно просто не подошла под настроение. Но написана она хорошо. У Верна возможно уже вошло в привычку писать именно про те машины и технику, что теперь существуют в нашем времени...

Ну а сама книга по себе — восемь баллов.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2008 г.

Жюль Верн — что Нострадамус. Он необъяснимо точно описал что будет в будущем, какая техника, какие средства передвижения. Это поражает. А сам Верн не опубликовал книгу. Нашли книгу после его смерти. Неизвестно, зачем было прятать это творение! Но книга хорошая, хотя и мрачноватая. Семь баллов.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 декабря 2018 г.

К сожалению, на меня книга особого впечатления не произвела. Чувствуется, что это не стиль Жюль Верна. Может правы все же те, кто утверждает, что он вообще не писал этот роман. Слишком уж он выбивается из канвы. Подкупает лишь то, что он описывает любовные события на фоне фантастического будущего, в котором есть много пророческих вещей, особенно в части человеческих отношений и отношения к художественной литературе. И, как мне кажется, автор чувствовал, что назревает время белых воротничков, технической интеллегенции, которая должна взять власть в свои руки. Так сказать войну физиков и лириков. При этом сам автор стал на сторону последних. В остальном роман носит несколько хаотичный и оборванный в концовке характер.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2009 г.

Книга безусловна интересна, сбывшихся предсказаний научных открытий в книге тоже тьма.

Но это не Жюль Верн в привычном понимании — в серию «удивительные приключения» ее ни за какие уши не притащишь — нет ни четкого сюжета ни даже логичного окончания.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх