Айзек Азимов «Ключ»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Луна ) | Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Далёкое будущее; научная экспедиция из двух геологов работает на Луне. Сначала они находят обломки корабля инопланетян, а затем — прибор пришельцев. Тот усиливает способности разумных существ к телепатии. Геологи неожиданно читают мысли друг друга. Один из них оказывается фанатиком организации ультра-расистов. Второй из-за несогласия с взглядами националистов и из желания уберечь прибор от этих негодяев, получает в драке смертельное ранение. Но ему удаётся нейтрализовать противника и спрятать инопланетное устройство. Потом он умирает, оставив зашифрованный ключ к тайнику. О происшествии узнают в НБР (наземном бюро расследований). Они находят ключ, но расшифровать послание не могут. Попутно выясняется, что погибший учился у давно знакомого инспектору НРБ Дэйвенпорту профессора экстратеррологии...
В археологической экспедиции на Луне Карл Дженнингс и его напарник Стросс нашли обломки инопланетного корабля и некий прибор, позволяющий читать мысли, передавать их, а также усиливать свою волю.
Публикация в периодике:
* 1972 — газета «Литературная Россия» № 26 (494) от 23.06, стр. 21-23, в переводе С. Авдеенко.
Входит в:
— цикл «Уэндел Эрт»
— серию антологий «The Best from Fantasy and Science Fiction», 1952 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1966», 1966 г.
— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixteenth Series», 1967 г.
— сборник «Детективы по Азимову», 1968 г.
— журнал «Литературная Россия № 26 1972», 1972 г.
— антологию «The Best from Fantasy & Science Fiction: A Special 25th Anniversary Anthology», 1974 г.
— сборник «The Best Mysteries of Isaac Asimov», 1986 г.
— антологию «Deadly Doings», 1989 г.
— антологию «Обнажённое солнце», 1990 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
- /языки:
- русский (7), английский (11), немецкий (1)
- /тип:
- книги (16), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- С. Авдеенко (3), В. Бергнер (1), Е. Доброхотова-Майкова (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vorpol, 11 июня 2021 г.
Начало — интересная завязка и антураж первоисследователей Луны, раненый космонавт, космическое КГБ и поиски пропажи...
Середина — начинаются проблемы с сюжетом. Тут тебе и лубочные, черно-белые фашисты из Ультры (в те времена были популярны фильмы про агента 007 где он противостоял организации «Спектр», Азимов мог бы немного соригинальничать), лубочный чудо-прибор без функциональности и назначения (чем-то напоминил мне Лиловый Шар Булычева) ну и абсолютно забористая «детективная» загадка с кратерами Луны.
Конец — вот тут главная проблема произведения — в хорошем детективе автор «скармливает» читателю почти все составляющие разгадки, что позволяет если не угадать злодея, то хотя бы набросать круг подозреваемых или так или иначе «участвовать» в расследовании. А в этом рассказе «загадка» ориентирована только на десяток-другой астрономов — лунщиков, ибо все остальные просто будут механически читать текст, никоим образом не соучаствуя в расследовании (ибо не смогут).
Мысли вслух — интересно, узнай Азимов что через 60 лет после написания рассказа население планеты увеличилось еще на 2 миллиарда, поменял бы он что-то в рассказе?
Darth_Veter, 14 марта 2022 г.
Очередное дело доктора Эрта связано с недавней находкой на Луне странного инопланетного прибора, позволяющего читать мысли и управлять эмоциями. Оба нашедших его геолога мертвы, но последний из них оставил после себя непонятную записку, разгадать которую детективы не смогли. И вот тогда они решили обратиться за помощью к знаменитому доктору... Понятно, что ключ к решению загадки — та самая записка одного из геологов. Собственно, ради методики ее разгадки и была написана данная новелла. В целом интересная и по своему логичная, она, конечно, не дает абсолютного решения, а, скорее, подгоняет разгадку под известную канву. Тем не менее, это всё равно приемлемо, т.к. дает читателю ознакомиться с методикой работы самого доктора. Он любит разгадывать разные ребусы и охотно разъясняет, как именно он это делает. Может, знакомство с подобной методикой поможет кому-нибудь решить свои собственные проблемы. В любом случае, чужая мудрость еще никому не помешала.
---------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как знаменитый доктор Эрт отыскал место хранения инопланетного прибора по одной странной записке. По стилю напоминает «Золотого жука» Алана Эдгара По.
igor14, 21 января 2020 г.
Ха! С большим, трёхнедельным, опозданием сообразил, что не грех было бы каким-то образом отметить 100-летие со дня рождения Азимова!..
Этот конкретный рассказ автор называл «самым изящным в серии» © об Уэнделле Эрте. Почему? Не очень понятно! Как научно-фантастическое произведение он весьма и весьма неплох, но поскольку сюжетная основа — прежде всего детективная, то ничего сверхоригинального нам не предлагается... Убийство есть. Загадка тоже наличествует. Какое-никакое расследование ведётся. Но процесс раскрытия тайны вяловатый и не слишком впечатляющий. «Жонглирование» с названиями лунных кратеров – хилое основание соглашаться с автором по вопросу об изящности (ха-ха-ха!).
Завязка сюжета: далёкое будущее; научная экспедиция из двух геологов работает на Луне. Сначала они находят обломки корабля инопланетян, а затем — прибор пришельцев. Тот усиливает способности разумных существ к телепатии. Геологи неожиданно читают мысли друг друга. Один из них оказывается фанатиком организации ультра-расистов. Второй из-за несогласия с взглядами националистов и из желания уберечь прибор от этих негодяев, получает в драке смертельное ранение. Но ему удаётся нейтрализовать противника и спрятать инопланетное устройство. Потом он умирает, оставив зашифрованный ключ к тайнику. О происшествии узнают в НБР (наземном бюро расследований). Они находят ключ, но расшифровать послание не могут. Попутно выясняется, что погибший учился у давно знакомого инспектору НРБ Дэйвенпорту профессора экстратеррологии...
Первая публикация, кстати, — « The Magazine of Fantasy and Science Fiction», октябрь 1966 г.
<обновлённая и дополненная версия отзыва от 09.10.2018 г.>
Стронций 88, 7 июня 2014 г.
Да, уже начинаю привыкать к тому, что в рассказах Азимова (в тех, которые читал последнее время) львиная доля происходящего – в диалогах.
Рассказ классный. Из тех, в которых есть многое – и мораль, и артефакт пришельцев из космоса, и головоломная шарада. Да, может быть, прибор, передающий ощущения и мысли (и то, какое зло или добро он может принести) – далеко не ново. Но на этом камне вырастает довольно интересная история. Очень напряжённая в самом начале – да, в этом столкновении двух космонавтов на Луне – напряжение давило так, что сердце билось довольно часто! Вторая часть – головоломка – напомнила любимого «Золотого жука» Эдгара По – ведь интересно же читать такое, интересно гадать о смысле символов, попадать в их ловушку, прекрасно зная, что автор-то хитрее, что разгадка уже будет неожиданной! Хороший рассказ. И идея «золотого миллиарда» – здесь очень четко показана такой сектой фашистов (хотя для меня – не ново и в чём-то даже упрощённо). Меня только смутили последние слова Эрт о том, что человек «холодный» (а по его представлению, эти из «золотого миллиарда» – именно такие) не может воспользоваться прибором, и миром будет править любовь… Очень оптимистично. Почему-то он не вспомнил про людей творящих зло из ненависти, например (тоже «горячего» чувства), а не из расчёта… Так что, не всё просто с этим прибором – в будущем… А рассказ – хорош. Читалось приятно. И, надо сказать, в этой «расшифровке» было много познавательных вещей – от географии Луны, до истории людей и наук – вот так, ненавязчиво, но интересно – и это тоже огромный плюс!
ЛитАлхимик, 15 мая 2017 г.
Хороший образчик фантастического детектива. Честно говоря, немного не моя тема, больше люблю эти блюда (детектив и фантастику) вкушать по отдельности, но «Ключа» это не касается. Приглашаю всех, кто еще не читал, поломать голову над предложенной Азимовым загадкой.
Terminus, 29 ноября 2012 г.
Идея о том, что людей можно тупо разделить на хороших и плохих, что у неких Ультра не может быть никаких положительных эмоций настолько примитивна и глупа, что даже как то недостойна Азимова.
Сама детективная шарада и игра слов придуманы неплохо. Теоретически у читателя есть шанс догадаться, прочитав предварительные комментарии героев. Правда для этого нужно отлично знать историю изучения Луны и селенографию.
PS Хотел написать географию Луны, потом дошло что география только на Земле бывает :)
primorec, 10 сентября 2012 г.
Азимовский Уэндел Эрт — это такой аналог и, одновременно, противоположность Шерлока Холмса. Таким бы мог стать Великий сыщик, если бы родился в эру технологий и освоения Космоса, стал ученым -затворником и мучился бы целым набором фобий, но при этом сохранил бы свой острый, аналитический ум.
И сам рассказ «Ключ» очень сильно напоминает одну из историй о Шерлоке Холмсе, перенесенную в будущее. Здесь есть Тайна: загадочная находка и следы пришельцев, противостояние двух идеологий, которые представляют незаурядные личности, шифр и политические интриги. И, конечно, игра ума Великого Хол..., простите, несравненного Уэндела Эрта, с легкостью расшифровывающего загадочную надпись, когда перед ней пасуют все остальные.
Но есть в рассказе одна очень примечательная вещь. Это идейная подоплека. Страшная и горькая: о безудержном росте населения и мерах, которые могут это изменить. О разных, даже самых крайних, точках зрения. Тема, которую старательно избегают сегодня политики, пресса, наука. Тема острая и способная взорвать покой любой страны и мира в целом. И жаль, что, начав ее развивать, Мастер, словно испугавшись, потом резко переключился целиком на детективный сюжет. А могла бы получиться не менее острая и злободневная история, чем «Профессия» или «Выборы».
sanchezzzz, 24 марта 2009 г.
Очень интересный рассказ. Многослойный, а в слоях его чего только нет! Тут и криминальная составляющая с покушением на убийство; и загадка в виде шифрограммы, этакого ребуса; и детективная линия исследования-тире-расследования этой шарады; и наличествующий инопланетный артефакт (а попросту, Аппарат)… А вся эта круговерть событий происходит на фоне острой социально-политической проблемы перенаселения земного шара — ультра и умеренные почти лоб в лоб сошлись в битве за обладание таинственным и почти даже всемогущим многофункциональным устройством. (Кстати, мне не сильно понравилось, что Азимов наделил Аппарат таким большим количеством возможностей). Добавим сюда ещё познавательные экскурсы в историю изучения лунных кратеров и прочие астрономические моменты, и что получаем в итоге – вполне удобоваримый компотец из знаний, теорий, загадок и гипотез. Мне понравилось, пожалуй, «Ключ» наиболее интересный рассказ в цикле о профессоре Эрте.
Катерина Мел, 28 мая 2010 г.
Интересный рассказ. Основная проблема вполне реальная в настоящий момент — перенаселение. Как обычно два главных пути решения: либеральнозастойный(т.к. ощутимой помощи от движений в этом ключе приходится ждать долго) и, находящий поддержку у приверженцев нетленной крылатой фразе «цель оправдывает средства», революционный — давайте всех поубиваем...
Двое ученых, интроверт и экстраверт, поклонники разных точек зрения по возможностям урегулирования данного вопроса находят на луне « прибор» внеземного происхождения... О том, что произойдет следом, уверена, догадываетесь, ссылаясь на жанр.
Все произведение в меру приправлено различными научными терминами, историческими фактами, гипотезами и т.д. В общем, как и должно быть у Азимова:wink:
god54, 18 декабря 2009 г.
Конечно наибольший интерес представляет социальная составляющая этот рассказ: состояние общества того времени, столкновение идей и вариантов решения...
Yazewa, 16 марта 2008 г.
Самая загадочная фигура во всей этой истории, конечно же, племянница! :biggrin:
Меня абсолютно не увлекла загадка записки. Гораздо интереснее, по-моему, социальная проблема — с этими самыми ультра и их идеологией. Но здесь она не нашла никакой разработки, у автора были совершенно другие планы (тем более, рассказ заказной)...
Fozzie, 21 ноября 2008 г.
Хороший детектив. Забавно, что в 1966 году Азимов предвидел распад SU и образование «Российской области». Но, честно говоря немного разочаровала концовка — ничего разгадывать не надо. А я, грешным делом, тоже пытался сам разгадывать ключ:weep:
ZiZu, 26 декабря 2007 г.
Какая-то странная загадка, которая вообще не должна решаться. И размышления сотрудников понравились намного больше чем конечный вариант ответа.
BacCM, 10 января 2007 г.
Глупая загадка, которую нельзя разгадать. Неправдоподобный прибор, непонятно чем способный уничтожить лишнее человечество...
zmey-uj, 25 июля 2008 г.
Идеологическая составляющая у Азимова не так хороша, как, скажем, этическая или психологическая, но рассказ неплохой. Идея ларчика, который просто открывался. Правда, произведения, где содержится игра слов, в переводе обычно проигрывают — приходится либо объяснять читателю, «в чем соль», либо переиначивать иностранные слова на русский манер, из-за чего выходит «смесь французскогос нижегородским». Мне попался второй вариант, где Уэндел Эрт стал... Глобосом.