fantlab ru

Тим Пауэрс «Последний выдох»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
66
Моя оценка:
-

подробнее

Последний выдох

Expiration Date

Роман, год; цикл «Трилогия Сдвигов»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Героем данного романа является мальчик Кьют Парганс, живущий в современном Лос-Анджелесе. Он хочет быть обычным подростком, но его семья обладает магией. Прихватив маленький стеклянный пузырек с духом Томаса Эдисона, он бежит из дома. Так начинаются его странствия по темной магической стороне жизни современного мира.

Примечание:

Студия Freakshow Films рассматривала вопрос об экранизации этой книги.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Локус / Locus Award, 1996 // Роман ужасов / Тёмное фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1996 // Роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1997 // Роман, переведённый на французский

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1996 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Последний выдох
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Expiration Date
2015 г.
(английский)
Expiration Date
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

После великолепного, остросюжетного, сверхнеобычного и с тонким юмором романа «Последняя ставка», продолжение трилогии в виде «Последнего выдоха», откровенно разочаровало. Местами интересно, но не затягивает и порой прям скучно. Еле прочитал. Но «Последние дни» буду читать обязательно, верю я в Пауэрса.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Взгляни вокруг, оглянись назад,

Духи с тобою связаться хотят,

Мир не таков, каким кажется он,

Чудесами каждый окружён.»

«Последний выдох» — это, конечно, не «Shaman King», однако строчки из приведенной выше песни подходят и к роману Тима Пауэрса тоже. Представьте себе мир, где призраки рядом с вами. Большинство из них безобидны, просто сгустки особой субстанции, незаметной для обычных людей. Но есть и такие, кто получил себе подобие материального тела, пожирая песок, камни и всякий мусор. Они притворяются людьми, выглядят городскими сумасшедшими но, в целом, вреда от них почти нет. А еще бывают люди, чья духовная сила настолько велика, что привлекает к ним внимание еще при жизни, а уж после смерти они становятся очень сильными призраками и выглядят как гигантские маяки для духов поменьше и всяких темных личностей. Да, здесь нет охотников за привидениями, которые приходят на вызовы с протонным бластером наперевес. Здесь и призраки то особо не вредят обывателям. Зато людей, желающих поживиться неупокоенными душами, «вдохнуть» их (то есть, все равно что поглотить их), довольно много.

«Последний выдох» начинается со знакомства читателя с мальчиком Кутом Хуми Парганасом, или попросту Кути. Кути был вполне обычным ребенком в семье приверженцев индуистских эзотерических учений, пока однажды не решил сбежать из дома. Перед побегом мальчик находит таинственный стеклянный флакон и с этого момента его жизнь сильно осложняется. Примерно в это же время Питер Салливан получает звонок от своей сестры-близняшки с предупреждением о грозящей им обоим опасности. Питер понимает, что прошлое вот-вот настигнет его и надо действовать, причем быстро.

Если решили читать «Последний выдох» после «Последней ставки», то следует быть готовым к двум моментам: книги между собой практически не связаны и первые страниц двести будет мало что понятно, а сюжет будет несколько буксовать. Наберитесь терпения. Затем автор все очень толково объяснит, а сюжет наберет оборотов. Роман, так же как и его предшественник, очень замысловато преподносит магию, облекая ее в полунаучную форму, смешивая с физикой, но, не забывая об обрядовости и метафоричности. Именно эта особая атмосфера мистики, эзотерических учений и магического реализма и роднит между собой первые две книги «Трилогии Сдвигов». Привязки к картам Таро больше нет, весь упор сделан на призраков, посмертие, и, как ни странно, «Алису в Стране Чудес».

Персонажи у Пауэрса вновь на высоте. Очень живые и хорошо прописанные. Среди них легко можно найти, кому сопереживать, а их поведение вполне укладывается в рамки заданных психологических портретов. Более того, все основные персонажи здесь нужны и важны, и безболезненно исключить кого-то из истории не возможно.

Увлекательная история о призраках и людях, о чувстве вины перед уже ушедшими на ту сторону, а также об отношениях отцов и детей, да и много чем еще. Прочитать ее стоит всем любителям хорошей и необычной литературы, даже если вы не читали «Последнюю ставку».

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть «Трилогия сдвигов». Роман — лауреат Локуса в номинации Хоррор/Темное фэнтези и номинант на такие серьёзные премии, как:

* Небьюла (Пауэрс наряду с «Алмазным веком» Стивенсона уступили до сих пор не переведённому на русский роману «Slow river» некоего Николы Гриффита);

* Большая премия Воображения («Выдоху» Пауэрса и «Имаджике» Баркера французы предпочли «Лавину» Стивенсона;

* и Всемирная премия фэнтези («Выдох» и ещё четыре романа уступили первое место «Престижу» Приста, в последствии шикарно экранизированному).

Если «Последняя ставка» в подробностях знакомила нас с Лас-Вегасом, то в «Последнем выдохе» нас подробно знакомят с голливудским Лос-Анджелесом девяностых. Если отслеживать по карте путь всех персонажей, гугля знаковые места, можно идти работать гидом по истории города.

А ещё роман — аутентичный слепок начала девяностых, написанный современником по горячим следам. Пауэрс ненавязчиво, но мастерски погружает нас в эпоху.

В романе три главных и ещё полдюжины второстепенных линий.

Кути — осиротевший подросток-индус из обеспеченной семьи; Пит Салливан — электрик, брат своей сестры-близняшки и экстрасенс; доктор Анжелика Элизелд — латиноамериканка, с катастрофическими последствиями использовавшая спиритуализм в психотерапевтической практике.

И все они бегут, скрываются от тех или иных преследователей.

Система магии Лос-Анджелеса и «Последнего выдоха» почему-то кардинально отличается от магоустройства ласвегасовской «Последней ставки». Если в «Ставке» всё было завязано на Юнге, архетипах, Таро и карточных играх, то в «Выдохе» всё дело в призраках:

"— Что вы знаете о призраках?

...

– Люди едят их, – начал он наугад. – Их можно извлекать из стен, или кроватей, или пустого воздуха, делать заметными, воспроизводя музыку того времени и выставляя приманки вроде, например, киноафиш; когда они из-за этого приходят в возбуждение, то начинают притягивать к себе стрелки магнитных компасов, и окружающий воздух делается холоднее, потому что они забирают из него энергию. Им нравятся сладости и спиртное, хотя они не могут переварить ни того ни другого, а если пробуждаются и блуждают на свободе, то едят главным образом такие вещи, как битое стекло, сухие прутья и камни.»

Литературные источники вдохновения тоже отличаются: вместо «Бесплодной земли» Эллиота и Легенды о Короле-Рыбаке на этот раз Пауэрс вдохновлялся биографией Эдисона и дилогией Кэррола про Алису («Сьюки часто повторяла, что книги об Алисе – это Ветхий и Новый Завет для призраков...»). Иногда складывается ощущение, что не эпиграфы глав подбирались к сюжету, а наоборот. А уж как мастерски Пауэрс может в конспирологическом и криптоисторическом ключе объяснять всем известные события из истории Америки и её выдающихся людей, мы знаем ещё по первой части трилогии.

Непротиворечиво объяснены многие странности биографии Эдисона: и работа газетчиком в поезде, и обустройство лаборатории в том же поезде и дикая привычка кидать своим детям петарды под ноги и многое другое. Много придумывать не пришлось, ведь, как нам сообщает вики: «Последние 10 лет жизни Томас Эдисон особо интересовался тем, что принято называть «оккультизмом», и загробной жизнью и проводил соответствующие эксперименты. Вместе с коллегой Уильямом Динуиди пытался записывать голоса умерших и заключил с ним «электрический пакт», по которому оба клятвенно обещали, что первый умерший из них попытается послать другому сообщение из мира ушедших. Когда коллега Динуиди умер в октябре 1920 года, 73-летний Эдисон дал интервью журналисту Форбсу, в котором уведомил публику о своих трудах по созданию аппарата для общения с умершими — «некрофона».» Да, это тоже всё есть в романе!

В финале цепочка погонь и перестрелок сводят всех персонажей (беглецов, преследователей и сопутствующих им призраков) на палубах навечно пришвартованного в лагуне Лос-Анджелеса лайнера «Queen Mary» в ночь Хэллоуина. Корабль «Королева Мария» входит в «топ-10 населённых призраками мест Америки».

Роман об чувстве вины и её искуплении. У всех трёх главных героев за плечами та или иная трагедия, за которую они, в основном беспочвенно, чувствуют вину.

«Выдох» собирались экранизировать. Может и хорошо, что не получилось. Масштабный финал с призраками и искажениями реальности в духе Алисы очень кинематографичен. Но то, что прекрасно и жутко смотрится в книге, на экране могло бы выглядеть нелепым трэшем категории Б.

Книга абсолютно заслуженно получила все премии и номинации. Серьёзный, взрослый, глубокий, атмосферный магический реализм. Такой же прекрасный, как и «Последняя ставка».

Удивлён разочарованному отзыву на роман. Хочется, как всегда отметить: каждой книге своё время и некоторые вещи требуют от читателя определённого багажа и эрудированности. Читайте и составляйте своё мнение!

С каждым прочитанным романом Пауэрс всё больше и больше выбивается в мои любимые писатели.

Перед «Последними днями» сделаю перерыв, но однозначно не годичный, как в случае с прочтением первого и второго романов.

10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плохо. Еще хуже, чем «Последняя ставка».

Этот роман напоминает духов, которые в нем описаны. Они при определенных обстоятельствах могут принимать живой материальный облик, но в основном выгледят просто как дым, который вдыхают живые персонажи. Так и этот роман. Он периодически выглядит живым, но по большей части представляет собой какую-то неопределенную туманную субстанцию, в которой барахтаются герои, идеи и сам читатель.

Героев по-прежнему очень много. Они периодически исчезают из этого «эфира», порой надолго. Злодеи стали еще более нелепыми. Соврешенно перестало быть понятно, зачем их вообще бояться. Магия осталось прежней: туманной, понятной только на интуитивном уровне.

В книге вроде бы что-то и происходит, но что происходит и почему это должно быть интересно — совершенно непонятно. Весь роман главные герои куда-то бегут. То ли к кому-то, то ли от кого-то. Один из них по-прежнему ящиками пьет пиво. Другой получает бесконечные порезы и ранения. Все вроде бы по мифологии «Сдвигов». Но не интересно!

Конечно, я понимаю, что Пауэрс очень сильный писатель, и даже в этой мутной воде он вылавливает интересные ходы и странные фантазии. Но есть ощущение, что все это через силу. Я совершенно не понимаю зачем тут «Локус», да еще и за роман ужасов. Это какой-то набросок, почти чистая мысль, которая так и не приобрела интересную форму.

Я, пожалуй, закончу со всем этим. Сдаюсь.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх