FantLab ru

Кодзи Судзуки «Звонок-2»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.98
Голосов:
266
Моя оценка:
-

подробнее

Звонок-2

らせん

Другие названия: Rasen, Спираль

Роман, год; цикл «Звонок»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Таинственные смерти, связанные с загадочной видеокассетой, продолжаются. Один из друзей погибшего пытается разобраться со всем происходящим. Но он не подозревает, что зашел слишком далеко, а то, что убивает людей, может принести гибель всему человечеству

Входит в:

— цикл «Звонок»


Экранизации:

«Спираль» / «Rasen» 1998, Япония, реж: Дзёдзи Ида




Звонок-2 (Спираль)
2005 г.
Звонок-2 (Спираль)
2005 г.
Мир Звонка
2006 г.
Мир Звонка
2007 г.
Звонок. Звонок 2
2012 г.

Аудиокниги:

Звонок-2. Спираль
2008 г.

Издания на иностранных языках:

Spiral
2004 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, это лучший роман этого цикла. Основные события разворачиваются здесь, но и тут же все объясняется. Возможно, первый роман можно назвать вступительным, а этот — основным. Самые невероятные вещи объяснены телекинетическими способностями и трансформациями на генном уровне. Кстати, можно почерпнуть много интересных сведений о криптографии (шифровке) и генетике. Финал вызывает смешанные эмоции, но поражает, как он продуман. Это не просто дешевый голливудский сценарий, где обязательно будет happy end. Отдельный предмет для обсуждения Рюдзи. Занимая довольно небольшую долю романа, по значительности он многократно превосходит остальных. Про его интеллект я вообще не говорю. В общем можно читать и наслаждаться.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно продолжение хуже первой части. Автор начинает паразитировать на собственных идеях, придумывая глупые, притянутые за уши сюжетные линии, просто для того чтобы развить новую историю «Спираль» подхватывает повествование почти сразу после «Кольца», которое имело открытый финал — история вроде как была еще не закончена. Судзуки, на волне успеха, грех было бы не написать продолжение.

Автор взял новых персонажей, лишь косвенно связанных с героями первой части, поэтому вместе с ними придется с самого начала разбираться во всей истории. Довольно долгая завязка с информацией, которая уже известна читателям — основной минус.

Что самое интересное, продолжение выглядит не надуманно, а вполне естественно, вирус оспы уже упоминался в первой части, здесь это получило развитие. По началу все довольно последовательно и вроде как даже логично. На мой взгляд, «Спираль» гораздо лучше нежели «Кольцо». Сюжет становится еще интереснее, очень много сопутствующей научной информации, изложенной вполне понятным языком, шифры тоже интересны. И, я ждал этого с начала «Кольца», появились элементы хоррора — есть несколько жутковатых саспенсовых моментов. Судзуки может писать страшно, но упорно старается все объяснить, отходя от сверхестественного.

Еще одно слабое место книги — концовка. И снова открытый финал с надвигающимся апокалипсисом, но в этот раз не впечатляет — захват мира Садако, тем образом, который придумал автор, выглядит просто глупо. Всю книгу строились научные теории и под конец такой откровенный бред, который вылился в такой же бредовый сюжет следующего романа «Петля».

Несмотря на это, «Спираль» является самой лучшей частью «Мира Звонка», дальше будет только хуже и хуже.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что хочу сказать – «Спираль» это прямое продолжение «Кольца». В чём-то даже события наслаиваются друг на друга, создавая более выпуклую картинку. Это, например, помогает взглянуть на того же Рюдзи с другой, более интересной стороны. Более того, «Спираль» рассказывает о предыдущем главном герое – Асакаве. Ведь в «Кольце» открытый финал, что мне не совсем пришлось по душе.

Во второй книге акцент с мистического восприятия сместился в более научный, что радует. Судзуки использует старые и новые приемы, поэтому сразу видно, что автор заинтересован в своем творении.

Главные герои, их снова двое, это Андо и Мияшта. Они так же, как и до этого Рюдзи с Асакавой, принимаются за расследование. Вот только делают его исходя из научной парадигмы. За ходом их мысли следить интересно, да и Судзуки неплохо подкован в знаниях биологии (или начитался японской википедии). В один момент произведение скатывается в пересказ предыдущей книги. Этого можно было бы избежать, но Судзуки остался при своем. В итоге где-то часть одной главы — это ретроспектива прошлых событий.

Роман читается так же легко, как и «Кольцо». Страшного тут меньше, интриги, возможно, больше. Фанаты американской адаптации точно будут в восторге хотя бы от того, что сюжет здесь используется нетривиальный. Но вот мне он не понравился. Ближе к концу романа Судзуки скатился в какую-то совсем непотребную мистику и эзотерику. Для себя я понял, что фантастика и мистика — вещи, которые редко соприкасаются и редко это сопряжение становится достойным. В общем, к концу и вовсе роман стал меня раздражать. Поставил семерку за былые заслуги. Читать цикл дальше не буду. Раз мне второй роман «не зашел», то 3 и 4 остаются неизведанными для меня. Тем более рейтинги подтверждают, что они хуже первых двух. А ведь всё могло быть и лучше.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отличие от первой части, выстроенной в форме городской легенды, вторая часть трилогии — научная фантастика. Резко сменилась интонация рассказа, но сохранилась поэзия пустых зданий, холодных, продуваемых зимним ветром платформ пригородных поездов... Отчуждённость большого города, в котором непрерывно перемещаются герои, сама оказывается сюжетом. Очень красиво и холодно, с подчёркнутым каллиграфизмом, написано — и мне это нравится!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая роман «Спираль», я не переставал удивляться, насколько сильно книга отличается от экранизации, как японской, так и американской. Такое впечатление, что киноделы вообще по совершенно другому произведению снимали свои творения....

Сама книга мне скорее понравилась, хотя действительно очень много кусков совершенно легко можно было опустить: эти бесконечные рассусоливания событий первой части или событий, уже произошедших с главным героем, но к которым он постоянно (через каждые страниц десять) возвращается... Такое впечатление, что у нас, читателей, совсем память плохая, и г-н Судзуки постоянно напоминает нам не только основную канву повествования, но и всякие мелкие детали... Потому что собственно событий в книге не так уж и много. Мне кажется, что уменьшение философствований и переживаний главного героя только сыграло бы во благо «Спирали».

Здесь мы опять сталкиваемся скорее с детективом, а не с мистическим триллером, собственно, мистики тут и нет, все вполне логично объясняется с псевдонаучной точки зрения. Меня немного напряг только момент появления таинственной незнакомки (в которой читатель сразу видит пресловутую девушку из колодца), а так роман нисколько не повлияет на неокрепшую психику, мне бы хотелось немного больше мистических сцен. Сам конец действительно немного нелогичен, если разобраться.... Во-первых, что же такое движет убиенной девушкой, что она ополчилась не просто на своего убийцу и прочих притеснявших ее, а на человечество в целом. И зачем ей целая планета гермафродитов, как две капли воды похожих на нее... Во-вторых, абсолютно непонятна мотивация Рюдзи Такаямы... и в какой момент и каким образом он решил объединиться с Садако... но главное, зачем?! Если ради спортивного интереса, то в первой книге нам показан совершенно другой характер, который не пошел бы на такой шаг. Да и сама цель все-таки сложно выполнима, ведь на земном шаре есть много людей в отдаленных уголках, не смотрящих телевизор, не читающих книг и т.д. В общем, нелогичный конец абсолютно! Но тем не менее, книга стоящая... Буду читать окончание саги.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, эта лучшая книга серии о смертоносной видеокассете. Очень напряжённый роман в психологическом плане, есть несколько эпизодов, где действительно ощущается страх. Кажется, Судзуки сотворил невозможное: обосновал всё, что происходило в «Кольце» с научной точки зрения, хотя под конец и запутал всё окончательно. Из недостатков стоит отметить большое количество повторов первого «Звонка». То, что хорошо известно читателю, можно было и опустить. Но несмотря ни на что, книга великолепна!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В психологическом отношении этот роман мне показался несколько сильнее предыдущего. Да, в Кольце произошло знакомство читателя с загадочной историей Садако, первый просмотр видеокассеты, с жутким, будораждущим воображение содержанием. Но в этой книге мистика, потусторонний мир еще более тесно переплетаются с нашим, как-то по странному увязываются с наукой, генетикой, что делает их еще страшнее. Возможно, все что описал Судзуки, людям ученым покажется, мягко говоря, бредом, но получилось-то здорово. Иногда просто жуть пробирала и это без всякой чернушности.

Финал довольно неожиданный, по крайней мере для меня. Не думала, что события примут подобную масштабность, какая-то «атака клонов» получается.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не перестану сокрушаться по поводу того, как бездарно были упущены возможности превратить детективно-мистический цикл писателя Судзуки в качественный телесериал. Не то, чтобы (по)пытки ранее не предпринимались, но смотреть данные убожества — а все известные мне эксперименты являют собой именно *это* — решительно невыносимо.

Ранее я уже высказывался против кинофильма Хидео Накаты ‘по мотивам’; напомню, что в нём были опущены большинство впечатляющих идей автора исходных книг, как то, например, аристотелевская идея энтелехии, то есть некой силы, заключающей в себе потенциальный результат. В первой книге эту догадку о природе вируса мистических смертей (в очередной раз поражаюсь воображению Судзуки!) оформлял медик и философ Рюдзи Такаяма, с аутопсии трупа которого фактически и начинается ‘Спираль’. Садако Ямамура, которая пугала (если честно, не меня) в японской экранизации хоррор-книги выползанием из телевизора, уже на момент действия первой части давно мертва, а смерти, происходящие в мире ‘Звонков’ – не вполне ее мистическая воля, но — воплощение той самой энтелехии; Ямамура испытала мучительную смерть, и вся ее боль, ярость и отчаяние как бы ‘записались’ в пространстве. Так рождается злополучная видеокассета с вирусом ‘проклятия’ – не имеющая направленной воли машина смерти, движимая, как и любой вирус, инстинктивной жаждой размножения. Именно поэтому, как мы узнаём в финале ‘Ringu’, ‘избавиться’ от ‘проклятия’ можно лишь перезаписав VHS-плёнку и передав ‘свинью’ другому.

В ‘Спирали’ нашим рассказчиком становится депрессивный судмедэксперт Андо, недавно потерявший сына. Мёртвый Такаяма (кстати, бывший сокурсник заглавного героя), попадает к нему в морг на операционный стол, где выясняется: более чем спортивный профессор, в прошлом – чемпион по толканию ядра и яростный противник курения – умер от закупорки коронарной артерии (читай — сердечного приступа). Самому Андо и подруге Рюдзи, Маи, которой Такаяма звонил аккурат перед смертью — это кажется невероятным; Рюдзи, мягко говоря, никогда не испытывал проблем со здоровьем. Да и как могла образоваться *саркома* в стенке кровеносного сосуда, когда, согласно науке, физически не может там развиться?..

Японские врачи довольно быстро обнаруживают связь между эпизодами смертей с аналогичными симптомами, которые расследовал еще в первой книге Асакава (полуживой в ‘Спирали’, но, к сожалению, и сам в значительной мере ставший жертвой вируса Садако и повредившийся рассудком). У всех трупов обнаруживается мутагенный вирус на основе оспы – давно исследованной и побежденной в мире болезни. Но куда вдруг пропадает из своей крохотной однушки Маи? И почему разыскивающий ее Андо едва не умирает от ужаса, пробравшись к ней в апартаменты?..

‘Спираль’ выводит из активного повествования всех фигурантов первой книги (за вычетом пронырливого и осторожного – не стал смотреть кассету! — журналиста Кэнзо Ёсино), так что новоявленным персонажам, в сущности, никто не может подсказать, как действовать.

Этот ход затребовал миниатюрного пересказа событий ‘весёлых приключений’ (в случае Рюдзи Такаямы это даже не ирония) двух приятелей из ‘Кольца’, на что странно слышать жалобы некоторых читателей ‘Спирали’. Ведь как иначе Судзуки пояснил бы за ‘previously on Ringu’? Тем более что откат назад во времени производится через чтение оцифрованного на дискету отчёта кататонического Асакавы, до которого Андо с таким трудом добрался. И это замечательное решение, ведь писатель мог бы и схалтурить, повторив сюжет первой книги цикла, вырезав из текста не только каждого из персонажей ‘Звонка’, но и обрубив вообще всяческие связи с прошлым, заставив Андо и Мияшту (напарника протагониста) действовать вслепую.

Проект ‘Звонков / Колец’ Судзуки и раньше кренился в область твёрдого ‘сай-фая’, но со второй книги объём научно-технических отступлений серьёзно увеличится – ведь RING-вирус, как обзовут ‘VHS-чуму’ Андо и Мияшта, мутирует, жертв становится всё больше, и это надо как-то объяснять, с чем автор наиблестяще справился. Судзуки не поленился ввести в текст даже графическую таблицу аминокислот молекул ДНК (!!!) с приложением анализа молекул ДНК самого вируса ‘звонка’, убившего Такаяму. Фантастическая преданность работе с чувством реализма!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
“Андо никак не мог понять, почему настоящий ученый, специалист высокого класса, каким бесспорно являлся Мияшта, нисколько не сомневается в существовании потусторонних сил.

– Короче, ты эту версию принимаешь.

– Ну... разумеется, не безоговорочно. Некоторые моменты показались мне довольно странными. Но если вдуматься, то наука до сегодняшнего дня так и не смогла ответить на самые основные вопросы. Как появилась жизнь на Земле? Как произошла и происходит эволюция видов: просто ли это серия случайных событий или все-таки логический и целенаправленный процесс? Существует множество теорий, но ни одна из них не доказана. Их просто невозможно доказать. Строение атома вовсе не копия устройства солнечной системы. Человеческому разуму трудно осознать существование этого крошечного сгустка потенциально разрушительной энергии. Чего уж тут говорить о субатомном уровне, на котором в игру незаметно вступает сознание стороннего наблюдателя.

Сознание, дружище! Та самая штука, которую сторонники механистического мировоззрения еще со времен Декарта считали лишь придатком, полностью зависящим от человеческого тела-машины. А теперь вдруг выясняется, что наше сознание может влиять и ежесекундно влияет на результаты наших наблюдений. Так что я пас. Теперь меня ничем не удивишь. Я готов к тому, что в этом мире может происходить все что угодно. Кажется, я начинаю завидовать тем людям, которые до сих пор безоглядно верят во всесильность науки...

…с научной точки зрения это совершенно невероятная вещь. Понимаешь, мы имеем дело с видеокассетой, которая исполняет роль медиума. Через зрение и слух она воздействует на мозг человека и при этом каким-то непостижимым образом заражает организм вирусом, похожим на вирус оспы.

– С чего ты взял, что вирус передается через кассету?

– Я вот тут подумал – вполне может быть, что видеоряд и звук на молекулярном уровне воздействуют на ДНК, и она сама по себе преобразуется в вирус.

– В этом что-то есть...

– Вот, например, вирус СПИДа – никто не знает, откуда он взялся. Но существует теория, что под воздействием неизвестного фактора произошла эволюция некоторых уже существующих человеческих и обезьяньих вирусов, и в результате появился СПИД. По крайней мере, научно доказано, что СПИД – это новый вирус. На основании анализа аминокислот, входящих в его состав, ученые сделали вывод, что деление на две спирали произошло около ста пятидесяти лет назад.“

Кому-то может не понравится, что доля ‘ужаса’ в ‘Спирали’ стала несколько менее явной, но писатель компенсировал это предельной мощностью саспенсовых эпизодов, умело разлитых над детективным полотном. Чего стоит один только истощенный труп Маи Такано, обнаруженный в *вытяжной трубе* вентиляционной системы полузаброшенного офисного здания! От вопросов, которыми естественным образом читатель задаётся, размышляя об этом происшествии, просто мороз по коже. *Как* и, чёрт подери, зачем человек туда забрался? Сюда же – голубоватое мерцание, которое Андо наблюдает вечером с платформы из окна пустующей квартиры Маи и сама собой треплющаяся занавеска в абсолютно безветренную погоду из всё того же окна апартаментов внезапно для всех *исчезнувшей* на тот момент девушки. Вообразите себе чувства Андо, научного светила, который постоянно наблюдает фантомные намёки на полное безумие происходящего! Его мир холодной логики и трезвого анализа просто распадается от ужаса. А ведь он и не подозревает, что только *будет* впереди — RING мутирует, а Мияшта выскажет чудовищную теорию: что, если вирус, эволюционируя, уже не требует для заражения просмотра видеокассеты, и ‘научился’ смещаться в организм из мыслеобразов, возникающих при изучении документации по вирусу, по злой иронии как раз и составленной расследующими дело 'Колец’ мужчинами? Что означает: все, кто читал отчёт Асакавы – включая обоих коллег-врачей – уже не жильцы?

Претензии намечаются лишь у развязки, централизуясь в ‘лже-Масако’, за чьей фигурой укрывается перерожденная Садако. Никчёмная, неубедительная страсть ведущего героя к ней уродует кристальную логичность происходящего:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
“Неужели я влюбился?.. Скорее, все-таки не влюбился, а что называется «пошел в разнос». Ведь если он, прочитав отчет Асакавы, действительно заразился Ring-вирусом, если зараза день за днем разъедает его изнутри, то у него просто нет права отказываться от этого нежданного счастья. Он должен успеть получить хоть капельку удовольствия от жизни.”

Не-е-ет, Кодзи, так не пойдёт. Ты же сам вложил в голову Андо неприкрытый страх на первой встрече с ‘лже-Масако’. Тогда в лифте герой внятно пояснил читателю, что лучше бы девушка ‘оказалась привидением’ – такую Андо чувствовал в ней – я цитирую — «потусторонность»! Но вместо справедливых подозрений я должен верить в стоящий колом член героя?!

Развивая мысль, следует держать в уме, что в конкретный момент Андо ОЧЕНЬ напряжен, справедливо опасаясь заражения RING-вирусом. Он ведь не столь давно едва концы не отдал в апартаментах Маи, когда ‘нечто’ (которое, кстати, теперь ходит с ним под ручку) мерзко хихикало откуда-то из-за угла. Неужели связать дважды два – при этом зная о ‘скоростной беременности’ Маи — Андо не может; Андо, разгадавший шифр Такаямы?! Откуда вдруг ТАКАЯ беспечность?

Притом что сам читатель ясно понимает, куда всё ‘это’ двигается (интимные подробности эякуляции в ‘Масако’), а вот на дотошного логика Андо вдруг напал приступ слабоумия! Помнится, еще Рюдзи Такаяма изъявлял желание сдрачивать в заблаговременно выкопанную ямку, наблюдая за кончиной (heh) человечества? Бедняга так и не осуществил свою фантазию, зато вместо него в этом преуспел, в некоторым смысле, Андо…

Что, казалось бы, препятствовало сделать половым партнёром ‘новорождённой’ Садако кого-нибудь с нейтральной стороны? И, всё-таки, концовка, невзирая на мрачность, просто не может не извинять сказанного, заставляя расплываться в улыбке своей мимикрией в постмодернистский слом четвёртой стены:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
“– Ты знаешь, они (ОНИ!!! – прим. Armitage) даже собираются снимать фильм.

– Фильм? По RING-файлам, что ли?

– Ага. Рабочее название «Звонок».”

Это, чёрт возьми, просто гениально!

‘Спираль’ оказалась даже лучшего дебютного для RING-вселенной ‘Кольца’, и заслуга этого – в авторской смелости соединения жанров. Книга заставляет сокрушаться на предмет судьбы кино-адаптаций серии ‘Звонков’ даже больше первой части. Сам Судзуки в интервью позитивно оценил как японский, так и голливудские ‘Звонки’. Ну а что он мог сказать, когда экранизации, несомненно, прибавили ему возможностей к относительно беспечной жизни? Только за это, пожалуй, RING-фильмы и можно терпеть (нет!). Но, чёрт возьми, читайте лучше книги. Тем более что – ставлю на это свою шляпу! — вы ни за что не догадаетесь, почему действие следующего книжного ‘Звонка’, ставшего квази-киберпанком (!) снесено в 2035 год!..

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Достойное продолжение истории «жизни после смерти» Садако Ямамуры,выводящее цикл на новый уровень развития.Гибель всех оставшихся в живых героев первой части,неожиданный виток сюжета,связанный с физическим возрождением Садако,атмосфера уже не просто локального,а апокалиптического ужаса создают отличное продолжение первой части.«Ложкой дегтя» в данном случае является избыточность и чрезмерная академичность описания генных мутаций,сравнимая с учебным пособием по генетике,не очень-то совпадающая с мистической основой и духом «Звонка».Но в целом читать очень интересно.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то здесь все объясняется. Великолепнейший роман, который совершенно не относится к ужасам. Кстати, из этого романа я впервые получил представление о генетике и наследственной информации. Очень хорошая книга!

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительная книга. Первые 90% вызывали нервную дрожь. Здесь полным-полно действительно страшных моментов! Страшнее, чем в фильме.

Последние 10% оказались... смешными. Нет, в самом деле. Кто бы мог подумать, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Садако оставит записку главному герою!

Рекомендую всем поклонникам японского хоррора. Одна из лучших, умнейших и необычных хоррор-книг, которые я когда-либо читал.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот и полетела вторая часть в папку «прочитанное». Ну что тут скажешь. Сюжетная линия более развернута и понятна по сравнению с экранизацией, хотя фильм получился боллее ярким на, так сказать, сцены страха. повествование не берет за душу, но зато все объясняет. Не смотревшим фильм (хотя врядли такие найдутся) книга будет интересна.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличное продолжение первой книги. Немного даже лучше, чем начало истории. Автор верен себе и высокий градус напряжения держит с успехом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх