Евгения Яхнина «Жак Отважный из Сент-Антуанского предместья»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergu, 3 января 2018 г.
Было в Советском Союзе такое «хобби» — писать о революции, так как любили её очень, революцию, потому что — РЕВОЛЮЦИЯ. А раз любили — значит не просто писали, а писали хорошо.
Эта книга того же поля ягодка — в том смысле, что и о революции, и что написана хорошо. О французской революции, а точнее — о Великой французской революции, а ещё точнее — о её начальном этапе, о взятии Бастилии. Но ягодка очень вкусная.
Главный герой, деревенский подросток Жак Менье, с детских лет проявил глубокую любовь и интерес к книгам, благо учитель у него оказался достойный (кюре Поль, большой добряк и защитник крестьян). Рука судьбы преподнесла ему сюрприз — жизнь в Париже, рядом с так любимыми им книгами, но и рядом с Бастилией — этим бичом страха для всех парижан. Что в общем-то только на руку, так как историю одного узника он клятвенно обещал себе разгадать. Та же судьба (видно, другой рукой) подарила ему ещё и благородное, храброе сердце. В итоге Жак оказывается по шею в водовороте постепенно зреющих событий грядущего восстания...
Книга многоплановая: здесь и сам Жак, его заботы и увлечения; и тяжелая жизнь обычного горожанина и крестьянина; и бурлящий Париж во всех своих столичных проявлениях; и «детективное расследование» Жака; и его любовь...
Всё это вместе создаёт объёмную, живую, яркую и запоминающуюся картину тех времён. И читается это легко, как говорится, на одном дыхании, даже вдохе.
А ещё книга о Дружбе, Справедливости, Взрослении, Человеческих Правах и Достоинстве (именно так — с Большой буквы).
«Жак Отважный...» написан для юного поколения, а отношение к юному всегда было особенное, и писать для него следовало ответственно. И здесь нет исключения. Да, книга учит. Да, она воспитывает. Но не революционера.
А Человека — защитника своих прав.
Жаль только, что сама она незаслуженно забыта.
Итог: Рекомендуется всем, ибо хорошие книги нельзя забывать.
P.S. Будем справедливы: некоторые моменты изображаются слишком вольно, как того требовала тогдашняя идеология. Но их немного и они простительны. Например:
«Когда же один из вельмож осмелился заметить, что народ в Париже возбуждён, потому что голоден, потому что нет хлеба, Мария-Антуанетта переспросила:
— Голодны? У них нет хлеба? Ну так пусть едят камни — мало их разве на парижской мостовой!»
Даже заменив «камни» на «пирожные», фраза остается скорее анекдотической, нежели реальным высказыванием.