Айзек Азимов «Мечты — личное дело каждого»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В технологическом будущем высокое искусство шагнуло на новую ступень — теперь не нужны книги или фильмы. Любые вымыслы и грёзы можно загружать непосредственно в разум желающего.
Или это просто индустрия развлечений?..
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, December 1955», 1955 г.
— сборник «На Земле достаточно места», 1957 г.
— журнал «SF Magazine Vol. 1 №4 (4)», 1960 г.
— антологию «New Dreams This Morning», 1966 г.
— антологию «Science Fiction Inventions», 1967 г.
— антологию «Fiction spécial n° 23 : Futurs d'Antan», 1974 г.
— антологию «Tomorrow, Inc.», 1976 г.
— антологию «Introductory Psychology Through Science Fiction. Second Edition», 1977 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979», 1979 г.
— антологию «The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective», 1980 г.
— антологию «TV: 2000», 1982 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 17 (1955)», 1988 г.
— сборник «The Complete Stories. Volume 1», 1990 г.
— антологию «The Night Fantastic», 1991 г.
— антологию «Премия за риск», 1993 г.
— антологию «A Century of Science Fiction: 1950-1959», 1997 г.
— антологию «Созвездие Льва-6», 2021 г.
- /языки:
- русский (8), английский (14), немецкий (1), французский (1), итальянский (3)
- /тип:
- книги (24), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Брумм (1), И. Гурова (7), Р. Дюран (1), Д. Коссато (3), С. Сандрелли (3)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rusnas63, 7 июня 2023 г.
Очень глубокий, тонкий и печальный рассказ... По-видимому, Азимов с этим рассказом стал первопроходцем в получившем довольно широкое распространение в фантастической литературе и кино направлении, связанном с «мечтами на заказ» и построенной на этом индустрией развлечений... И следует отметить то, что помимо самой этой идеи, автор уделяет особое внимание трагедии человека-творца, его личности, внутреннему миру, душевному состоянию и его отчуждённости от общества «обычных людей»... Браво, Азимов!
artem-sailer, 18 апреля 2022 г.
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! (с)
Говорят, что доноры уже не могут жить без того, чтобы сдавать кровь. Они испытывают дискомфорт, это не точно, но возможно, здесь уместен термин «полнокровие». Примерно те же ощущения испытывает любой творец, хоть раз попробовавший себя на ниве сочинительства. Стоит начать — и без вымыслов уже никуда. Человек просто не может не выдумывать, зачастую уже сам не способен отличить реальные события и воспоминания о них от собственных фантазий. В этом я и увидел основную идею рассказа: мечтатель Азимова — это на всю жизнь. И особо воодушевляет утверждение, прозвучавшее в финальных строках рассказа: мечтатель — это человек, который делает счастливыми других людей.
Стронций 88, 19 июня 2022 г.
Историй о новом виде искусства – эдаком кино, запускаемым в сознание человека, или передающим потребителю эмоции другого человека, в разных вариациях немало (может только не на 1955 год). Но эта смотрится очень прилично и самобытно. На пространстве небольшого рассказа автор умудряется раскрыть тему достаточно органично и полно. Тут и сама технология записи и трансляции мечтаний, их особенности, их потребители, возможное будущее индустрии. А на этом фоне раскрываются и люди – тяга общества к низким страстям, наподобие той эротики, о которой говорится в начале. Это общество будущего, нуждающегося в красоте мечтаний, но не умеющего производить их самостоятельно, что-то потерявшее в себе. И «мечтатели», теряющие себя ради общества, ради того, чтобы человечество чувствовало себя счастливым. Простой, органичный и содержащий в себе пусть не гениальный, но очень тонкий, немного печальный смысл.
Crossbow, 14 августа 2012 г.
В этом рассказе Азимов поднял очень важную тему — массовости либо элитарности искусства (ну в данном случае речь идет о развлечении под названием «мечта»:-)), качества и изысканности продукта либо его примитивности и доступности. Герой, глава фирмы, предлагающей клиентам качественные «штучные» мечты, упорно стоит на своем видении вопроса. В то время как конкуренты, уже открывая доступные кабинки для ширпотребных грёз, «окучивают» массы.
Ну и на фоне этого антагонизма предстает судьба мечтателя, то есть творца, который хочет всё забыть и стать обычным человеком. То есть более примитивным, доступным для окружающим и для себя самого. И более счастливым... как он сам полагает.
AlisterOrm, 17 мая 2011 г.
Оригинальная идея. Новая форма развлекательной индустрии — грёзы. Мечты человека, записанные и воспроизводящиеся в мозгу любого. Уже на этой идее можно построить недурной НФ-рассказ.
Но Азимов не был бы Азимовым, если бы ограничился этим. Он поднимает совершенной иной вопрос. Кто такие мечтатели? Да, это люди творческие. Они искусны в своей профессии, и могут вызвать любые грёзы. И тем самым совершенно лишены способности мечтать, и поэтому часто погружаются в себя. Что за парадокс? Он способен сделать счастливым другого человека, но себя — никогда.
Может, это судьба любого творческого человека, вставшего на поток?...
Kairan, 22 июня 2009 г.
Творчество меняет человека. Сколько раз мы слышали, например, жалобы режиссеров, которые уже не способны смотреть чуже фильмы, не оценивая их в профессиональном плане. А Мечтатели, герои этого рассказа Азимова — это Творцы, доведенные до абсолюта. И творчество, приносящее радость и счастье другим, разрушает мечтателей изнутри. А бросить творить они уже не могут...
Yazewa, 20 марта 2008 г.
Любой творец не свободен от творческого процесса нигде. Можно получать от этого наслаждение, можно тяготиться... Но гораздо страшнее, наверное, утерять эту способность.
И в любую сферу, связанную с отдыхом и развлечениями, неизбежно приходит порнография... :mad:
god54, 16 декабря 2009 г.
Очень интересная фантастическая гипотеза автора, пропущенная через психологию человека. Любой труд, в том числе и творческий, доведенный до высшей степени абсурда не приносит его участнику ничего хорошего.
viv, 25 ноября 2007 г.
Люди творчества живут, чтобы делать счастливыми других людей. Счастливы они сами или несчастны — это ничего не значит. Работать и жить для счастья других — вот удел творца.
Pupsjara, 16 июля 2007 г.
Быть профессиональным мечтателем, конечно престижно, но мечтатели приносят благо только другим, сами же они постоянно сидят дома, грезят и все меньше походят на нормальных людей.