Виталий Терентьев, Владимир Кравченко «Садок для рептилий. Часть I»
Двухтомник «Садок для рептилий» — поистине парад звезд популярнейшего у нас жанра научной фантастики. В двухтомнике представлены либо совсем неизвестные отечественному читателю произведения талантливейших англо-американских фантастов, либо только промелькнувшие на страницах газет и журналов.
Мн.: ТПЦ «Полифакт» — ИПА «Паблисити». — (Серия «ФА» — «Фантасты XX века»), 1991
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Садок для рептилий», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 29 декабря 2015 г.
Перед нами первый из двух томов антологии «Садок для рептилий», составленной из раритетных, незамыленных постоянными переизданиями, рассказов американских фантастов. Как таковой главной, стержневой темы у антологии нет — основной принцип подбора произведений — интересный сюжет, остроумная оригинальная концовка и разумный синтез развлекательности с возможностью поразмыслить о глобальных проблемах человечества. Помимо собственно фантастики в подборке отыщется и парочка триллеров, акцент делается на произведения широко известных любителям НФ авторов типа Азимова, Брэдбери, Гаррисона и Шекли, остальные известны чуть меньше, но совсем уж экзотических непрофессионалов среди них нет — это предопределило довольно ровный общий уровень антологии, в которой хоть и попадаются «крепкие середнячки», но при этом отсутствуют нечитабельные ходульные поделки.
Открывает антологию заглавный рассказ Дж. Балларда, который можно бесспорно отнести к числу лучших произведений данной подборки. Главный герой отдыхает с женой на пляже, в то же время с нетерпением ждет запуска искусственного спутника, который должен в определенное время направить на Землю особый сигнал, который подтвердит или опровергнет теорию ученого коллеги главного героя, специализирующегося в области психологии масс. Фантдопущение, которое легло в основу сюжета довольно посредственное, особый вкус произведению придает роскошная мизантропия автора, который находит прекрасные метафоры для описания полуобнаженных скоплений людей, играющих в прибрежном песке детей — только ради этого рассказ можно читать и перечитывать. Продолжает тему ученых и их исследований Р. Шекли рассказом «Тело», здесь речь пойдет о профессоре, который ради науки решился пересадить свой мозг в тело собаки — напрашивается аналогия с булгаковским «Собачьим сердцем», только социальной сатиры здесь не ждите — просто короткая ироничная зарисовка от мастера жанра.
Признанный корифей остросюжетной и мистической прозы Р. Блох в рассказе «Честное слово» играет на поле научной фантастики. В ходе своих экспериментов некий эксцентричный дантист открыл газ, заставляющий людей говорить только правду. Движимый искренним порывом первооткрыватель за одну ночь опылил этой штукой весь родной город — сработало всё как надо, только вот возникает философский вопрос — нужна ли людям жестокая правда или же большинству лучше жить в иллюзиях сладкой лжи? Последствиями внедрения в широкие массы идентичных человеку андроидов озабочен Э. Хантер. Его рассказ «Мерцание» о том как простая, но бездетная семья приобрела себе сына-андроида — до двенадцати лет родители не могли нарадоваться своему чаду, но вдруг его поведение становится пугающим, и рассказ ближе к финалу приобретает черты антиутопии и даже триллера.
Вполне типичный А. Азимов предстает перед нами в рассказе «Салли» — в будущем автомобили стали оснащать позитронным мозгом, в ходе эксплуатации машины изнашиваются, но отправить на переплавку «железных коней», которые стали «почти как люди», рука не поднимается. Так появилась Ферма, где под присмотром главного героя «обитают» порядка пяти десятков «умных авто», «вышедших на пенсию». Мирную идиллию нарушают лихие люди, стремящиеся завладеть дорогой позитронной начинкой, но обычные угонщики ожидаемо пасуют перед искусственным интеллектом, помимо разума наделенным стальной мощью. Завершает тему изобретательства «Опасный вклад» Дж. Керша — главный герой открыл вещество невероятной разрушительной силы, которое детонирует при наличии определенных внешних факторов. По рассеянности изобретатель положил в банковскую ячейку не конверт с научной формулой, а сам образец опасного вещества — всё бы ничего, но именно в депозитной ячейке сходятся все факторы необходимые для взрыва, чтобы спасти Землю от уничтожения нужно пробиться в банковское хранилище, что не так просто, учитывая то, что раньше понедельника бронированная дверь не откроется...
Проблеме контакта с представителями иных цивилизаций также посвящен ряд рассказов. Начнем с «Теста на разумность» М. Яко — это ироничная плутовская история о космическом страннике, который, высадившись на Земле, предложил людям выполнить три задания, чтобы доказать, что человечество достойно войти в круг наиболее развитых разумных цивилизаций Галактики. Довольно жёсткая новелла Г. Уолтона «Тот, кто всегда возвращается» предлагает читателям стать свидетелями инопланетного эксперимента, где людям отводится роль подопытных крыс. Случайный посетитель и хозяева придорожного кафе оказались невольными пленниками заведения — невидимый барьер не выпускает их наружу, при этом периодически сужается, что грозит пленникам смертью от удушья. Главному герою предстоит найти выход из трудного положения и подобно А. Невскому воскликнуть: «Кто с мечом к нам придёт...»
Э.Ф. Рассел предлагает взглянуть на проблему контакта глазами пришельцев в рассказе «Я вползу в твой шатёр...» — один из членов экипажа инопланетного корабля, прибыв на Землю, вдруг обнаружил в себе способность читать мысли... собак. Благодаря этому он делает шокирующее открытие, которым стремится поделиться с капитаном, но удастся ли ему предотвратить угрозу порабощения собственной расы или же враг настолько могуч и коварен, что надежды нет? Без участия пришельцев обошёлся Дж. Браннер, хотя героем его «Бюллетеня фактов» №6» тоже стал телепат. Неизвестный издатель Бюллетеня производит переполох на товарном рынке, обличая недобросовестных производителей. Естественно такого уникума необходимо разыскать и поставить под контроль, но ограничиваются ли его предвидения только рыночной сферой или же он способен на большее?
Далее обратимся к теме путешествий во времени. Юмористический рассказ Б. Такера «Туризм» знакомит нас с обычной американской семьёй, дом которой вопреки воле хозяев превратился в своего рода музейную диараму для экскурсантов из будущего. Спокойствие близких и домашнее благополучие в руках главы семейства — чтобы прекратить безобразия туристов он должен придумать адекватный ответ. Гибрид антиутопии и хронофантастики предлагает Р. Брэдбери в рассказе «Кошки-мышки» — семейная пара бежит от ужасов двадцать второго эона и пытается укрыться в Мексике двадцатого столетия — удастся ли беглецам обмануть хитроумных преследователей или же возвращение в грядущий ад неизбежно? Новелла Б. Олдисса «В потопе времени» переносит нас в будущее, где открыли некий хроногаз, позволяющий людям вернуть ощущения прошлого — этот ресурс стал таким же неотъемлемым атрибутом каждого дома, как водопровод или интернет, но вследствие подземной аварии неконтролируемый поток хроногаза вырывается на поверхность, отбрасывая всех попавших в зону поражения всё дальше и дальше в прошлое...
Суровое будущее рисует перед нами Г. Гаррисон в рассказе «Государственный служащий» — главный герой должен раз за разом проходить изощренный экзамен, чтобы доказать, что он достоин места почтового работника — пройти тест практически нереально, но альтернативы нет — в перенаселенном мире будущего на каждую должность претендуют сотни голодных безработных. «Красивые люди» Ч. Бомонта — тоже своего рода антиутопия — в мире будущего социальной нормой для всех людей стало прохождения курса пластических операций по достижению 19 лет. Проблема в том, что героиня отказывается плыть по течению, её устраивает собственное некрасивое тело, ведь душа человека, по ее мнению, важнее того, как он выглядит. Мысль автора понятна, но сюжет притянут за уши — что мешало этой девушке сделать операцию и спокойно заниматься своим внутренним миром, читать книги, спать на полу — никакой промывки мозгов ей не грозило, а возмущение ее сограждан понятно — человек, не желающий выглядеть красиво, бросает вызов обществу, идет против эстетических взглядов окружающих.
Любителей постапокалиптики порадует рассказ Г. Слизара «После...», который представляет собой четыре микрорассказа, подобно осколкам мозаики, выхватывающим отдельные элементы устройства мира после ядерной войны. Автор описывает типичные ситуации из жизни доктора, адвоката, торговца и вождя — что из себя будут представлять эти профессии, как изменится социальная роль их носителей в будущем — об этом расскажет автор. Ну и напоследок пара триллеров. «Пустяк» А. Азимова — житейская история с элементами детективного триллера — две соседки беспокоятся о судьбе третьей, в квартире которой подтекает кран, но хозяйка не открывает и не отвечает на звонки, что они обнаружат в запертой комнате? «Убийца в телевизоре» Б. Дж. Фридмана — это триллер с мистической подоплекой — типичный обыватель каждый вечер смотрит странную телепрограмму, ведущий которой грозится за семь дней свести его в могилу — кто этот таинственный незнакомец и удастся ли ему осуществить задуманное — разгадку мы получим лишь добравшись до финала.
Если говорить в целом, то антология оставила по прочтению приятные впечатления — конечно, явных шедевров здесь нет, зато есть масса классных рассказов, большинство из которых мне ещё читать не доводилось. Все истории читаются довольно легко, одни вызывают улыбку, другие могут приятно пощекотать нервы — главное, что скучать и мучить себя во время чтения не приходится. Эта антология пример того, что не только среди признанных классикой историй обретаются жемчужины, иногда достойные произведения таятся в пыли, на самом донышке. Антологию можно рекомендовать как опытным, так и начинающим любителям фантастики — широкий жанровый охват, наличие известных авторов и грамотная работа составителей — гарантия того, что чтение доставит удовольствие.