Майкл Суэнвик «Зимняя сказка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Солдат Флип рассказывает странную историю из детства. Ему её рассказал ларл — абориген, похожий на волка, с планеты на которую упал корабль его предков. У ларлов память передавалась при поедании мозга...
Входит в:
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, December 1988», 1988 г.
— антологию «Christmas on Ganymede and Other Stories», 1990 г.
— сборник «Gravity's Angels», 1991 г.
— антологию «Isaac Asimov's Aliens», 1991 г.
— антологию «Futurs tous azimuts», 1992 г.
— антологию «The Norton Book of Science Fiction: North American Science Fiction, 1960-1990», 1993 г.
— антологию «Tomorrow Bites», 1995 г.
— антологию «Isaac Asimov's Christmas», 1997 г.
— сборник «Однажды на краю времени», 2008 г.
— антологию «Alien Contact», 2011 г.
— антологию «Глубина. Погружение 20-е», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1989 // Рассказ |
- /языки:
- русский (2), английский (7), французский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Е. Королёва (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ensign, 11 февраля 2022 г.
Зачем наворачивать такое вычурное начало с каким-то солдатом частично потерявшим память — непонятно. Разве что, дабы рассказать о прелестях современной войны, мол не надо убивать, надо покалечить.
Как-то очень лихо у этих поедателей мозга распространяются знания. Что там есть, то, полтора кило на стаю... А куча участников тут же всё знает, и досталось им всего поровну. Не слишком верится. Но идея такая обсуждалась, и писали, что если кормить дрессированными планариями других планарий, те знания получают. (хех, вот посмотрел специально, — первоапрельская шутка ). Тем не менее идея не новая, и очень уж гиперболизированная в данном случае.
AlisterOrm, 29 марта 2020 г.
Зимняя вьюга и хоровод летающих снежинок, красота девственно лежащего снега и гробовое молчание белой стужи, нарушаемое лишь скрипом сапогов, рушащем красоту ледяного наста — совершенно особая атмосфера, правда?
Конечно же, сказка о таинственных аборигенах планеты, на которой робко поселились пилигримы с планеты Земля, может быть и является плодом фантазии солдата,вернувшегося с суровой войны... Но для него очень важна история о памяти, о цепочке вбираемой в твою голову информации. Фактически, о памяти генетической — того, чего он теперь лишён. Мозг бывалого воина изуродован, и он не уверен в своей памяти, не способен охватить единым взглядом свою личность, довольствуясь обрывками и ощмётками.
Поэтому история о ларлах, о зимней буре, в которой ты видишь лишь часть окружающего мира, является лишь аллегорией жажды памяти, жажда собрать мозаику своей личности в непрерывную цепочку памяти? Быть может...
vam-1970, 18 февраля 2021 г.
Лауреат Премии читателей журнала «Азимов» 1989 года.
Необычная история контакта двух рас. И сюжет построен необычно — сначала одна история раненого солдата, затем праздник в стиле хогбенов Каттнера, в итоге история появления Разума у животных типа волков. История развития Разума уж очень необычная — за это наивысший балл.
Carex, 9 июля 2020 г.
Хочу предупредить, рассказ очень плохо воспринимается на слух. Я начинал слушать заново раз пять (а у меня большой навык прослушивания аудиокниг). Рассказ ведётся от лица разных персон, и в тексте это все перемешано. Не мне судить автора, хорошо это или плохо, но лично мне не нравится предпринимать сверхусилия для понимания текста. Несмотря на то, что ксенофантастика и контакт — мои любимые темы, оценку ставлю невысокую.
maxxx8721, 5 июня 2015 г.
За окном бушует метель. Её цепкие, заснеженные пальцы скребут по стеклу уютного домика, жалобно упрашивая пустить погреться. В камине потрескивают берёзовые поленья, отбрасывая мягкий свет на стены домика, задрапированные серыми гобеленами. У очага, в глубоком кресле сидит старик, оглядывающий собравшихся сквозь толстые, подёрнутые пылинками линзы очков. По традиции, в ночь на четверг, старый Том собирает вокруг себя внимательных слушателей и рассказывает очередную историю о ледяных замках, подвигах снежных рыцарей на белых барсах да о тёмных ведьмах в глубинах Аргетских пещер. Гости слушают, затаив дыхание, и частичка волшебства историй Тома касается каждого, кто пришёл в этот студёный день, согревая его.
Наверное, таким должен быть пролог к хорошей, доброй зимней сказке. Но явно не у Суэнвика.
Майкл предлагает нам зимнюю сказку, от которой добротой веет так же, как от скунса ароматом сирени. Эта история жёсткая, местами жестокая: она прикасается холодом металла к обнажённой коже.
История о взаимоотношения между людьми и ларлами (типа волки) холодна, как паковый лёд и сурова, как антарктические пастухи. Эта сказка – пример суровой/ледяной поэзии, где не найти строк радости солнечным зайчикам и радуге за окном.
Рассказ весьма запутан, и мне пришлось, как героини рассказа, несколько раз возвращаться на некогда пройденное место, чтобы попытаться вникнуть в суть.
В целом, рассказ не обладает большим смысловым наполнением, однако сила рассказа вовсе не в этом. Главное достоинство истории – атмосфера. Думаю, что ради неё и стоит прочитать данное произведение.
visionshock, 25 мая 2015 г.
Очень неожиданная и отличная история из сборника.
За три истории ранее в сборнике «Однажды на краю времени» Суэнвик смог весьма красочно показать свой талант. Тонкий, отточенный стиль, прекрасные декорации, которые служат лишь дополнением, живые персонажи и несколько слоев восприятия текста. Каждая его работа действительно, если не шедевр, то просто классно рассказанная история в которой можешь проникнуться. В этом смысле «Зимняя сказка» не стала исключением из правила.
Такие истории в самый раз рассказывать на ночь, где-нибудь в заснеженном лесу, с гуляющим по нему легким ветром в сумерках. Тогда на мой взгляд ощущения станут максимальными. Единственное что отмечу, в маленький минус, по сравнению с предыдущими работами в тексте не нашлось места второму, то бишь смысловому дну. Но это его не портит, главный и жирный плюс этой истории стиль помноженный на атмосферу. Словно сам вклиниваешься в рассказ ларла и чувствуешь все это, как бедная, несчастная женщина пытается скрыться от зла вместе с маленьким ребенком. Именно здесь очень сильно сыграла описательная часть, заточенная под сказку и это вызывает лишь бурные эмоции, насколько верно и грамотно автор расставляет акценты, стили и действия, превращая свои истории в спектакли.
На мой взгляд «Зимняя сказка» очень мрачная и душевно написанная история. Её нужно именно прочувствовать, вкусить аромат стиля и побывать в этой двоякой атмосфере липкого страха вперемешку с отличным приключением. К прочтению советую. Как всегда у автора — жестко, уверенно и дерзко.
Итог: превосходно рассказанная история настоящим мастером слова.
redmarie, 8 апреля 2016 г.
Такой себе рассказ-матрешка. История — в истории. Оригинальное повествование о Контакте представителей расы людей с аборигенами чужой планеты.
Воплощенный Майклом Суэнвиком рассказ-воспоминание главного героя о случае из детства развернул перед читателем панораму поистине легендарных событий. Это сейчас хозяева планеты — ларлы и гости-чужаки — люди сосуществуют в мире. А вот как все начиналось!..
Писатель стремится сломать стереотипы. Аборигены, внешностью похожие на зверей, «животные», разумны, обладают пытливым умом, стараются познать неведомое. Женщина-чужачка, спасая своего сына, принимает местный дикий способ передачи информации, не сразу, но все-таки. Благодаря Суэнвику, такое взаимопонимание вполне допускается и воспринимается без негатива, скорее с интересом. И уже задумываешься, кто на самом деле звери: ларлы, что, несмотря на привычный им образ жизни, приняли и помогли, а вопреки своему обычаю наследования памяти, все же предание мальчику-человеку _рассказали_. Или люди, ведущие свои бесконечные звездные «мерзкие» войны, калечась и умирая за «людей, которых ни ты, ни я не знаем»…
Очень понравилась «Зимняя сказка». Яркая, запоминающаяся. Суэнвик — мастер, наряду с необычностью Идеи, сумел поразить еще и своеобразной цельностью образов: вроде и штриховые наброски, а законченные.
Нортон Коммандер, 11 мая 2015 г.
Рассказ поэтичный и жуткий; подобные истории рассказываются у костра или камина, и каждый рассказчик привносит в них что-то своё, как то приукрашивает. Речь в этом произведении идёт о необычном контакте с инопланетными существами мало похожими на людей (это скорее разумные звери), у которых имеется довольно экзотичный способ передачи знаний из поколения в поколение.
Bizon, 22 декабря 2013 г.
Рассказ хоть и небольшой, но читается и воспринимается очень тяжело. Мне пришлось прочитать его кряду два раза. Повествование идет от лица трех персонажей в разные времена, которые переплетаются. Из-за этого в голове возникает сумбур.
Итак, солдат Флип вспоминает об одном дне из детства. Это было в канун Рождества. В это время у людей совершался обряд, который детям смотреть было запрещено. С ним разговаривает ларл — инопланетное существо, похожее на волка. Этот ларл рассказывает как человек появился на планете, и почему ларлы стали служить людям, которых они поначалу не воспринимали как соперников и думали, что они вымрут в первую зиму.
Высшая честь у ларлов, чтобы твой мозг был съеден соплеменниками. Таким образом передаются знания, опыт, навыки. Недостойные поедания мозга изгоняются из племени. У слабых существ ларлы съедали только мясо, мозг никто не трогал.
Мнение о людях было изменено, когда один ларл убил человека забавы ради, и это увидела женщина того человека. Она погнала ларла как добычу, и тот понял насколько опасные существа приземлились на планете. Нужно было искать комромисс. Ну вы помните как передаются знания у ларлов?
Рассказ в принципе интересный, идея контакта с необычными разумными существами интригует. Но подача материала катастрофична. Непонятно где прошлое, где настоящее, где будущее. Не исключено, что так и планировалось автором — показать что мозг у Флипа после лихорадки барахлит. Не исключено, что мой мозг просто слаб для восприятия, хотя вроде его никто даже не надкусывал.
Вывода делать вам.