Евгений Красницкий, Юрий Гамаюн «Отрок. Перелом»
- Жанры/поджанры: Фантастика
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Как относиться к меняющейся на глазах реальности? Даже если эти изменения не чья-то воля (злая или добрая – неважно!), а закономерное течение истории? Людям, попавшим под колесницу этой самой истории, от этого не легче. Происходит крушение привычного, устоявшегося уклада, и никому вокруг еще не известно, что смена общественного строя неизбежна. Им просто приходится уворачиваться от «обломков».
Трудно и бесполезно винить в этом саму историю или богов, тем более, что всегда находится кто-то ближе — тот, кто имеет власть. Потому что власть — это, прежде всего, ответственность. Но кроме того — всегда соблазн. И претендентов на нее мало не бывает. А время перемен, когда все шатко и неопределенно, становится и временем обострения борьбы за эту самую власть, когда неизбежно вспыхивают бунты. Отсидеться в «хате с краю» не получится, тем более это не получится у людей с оружием — у воинов, которые могут как погубить всех вокруг, так и спасти. Главное — не ошибиться с выбором стороны.
Действие романа разворачивается параллельно со второй и третьей книгами основного цикла «Отрок».
Входит в:
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 342
Активный словарный запас: низкий (2628 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kronen, 7 мая 2019 г.
Класс! Хотя это ни в коей мере не фантастика. Это просто классный исторический роман на базе мира «Отрока». Честно говоря, по глубине раскрытия личностей героев, психологии личности и отношений Гамаюн намного превзошел своего учителя. Да и вообще, некоторые фрагменты, я бы сказал, достойны занесения в образцовую художественную литературу.
Что же касается юмора — в ряде мест я просто лежал, стонал и почти терял сознание от смеха, вспоминая при этом некоторые моменты из Шолохова («нет, твою калитку только ты можешь закрыть...», или как-то так) и других «фольклористых» писателей.
Замечу, в этом романе Корней и Мишка Бешеный рассматриваются глубоко со стороны (последний вообще лишь упоминается), и показаны они оба отнюдь не положительными героями. Корней, в лучшем случае, просто «терпимое зло», а Мишка односельчанами вообще не воспринимается, как и его Младшая стража. Собственно, по этому роману, село и не считает их Младшей стражей, а просто придурью сотника, пусть и весьма для него полезной.
Также замечу, что некоторые нюансы сюжета предыдущих романов Гамаюном не учтены: во-первых, в этом романе введена в действие «кошка» Лисовинов, будто бы привезенная из Турова. Но.. кошку не привозили, мысль обзавестись кошкой пришла в голову Лисовинам уже после возвращения из этого города. Во-вторых, разбойное прошлое Первака, как и его взрослый возраст, согласно предыдущим романам, было большой тайной, которую не знал никто, кроме Нинеи и некоторых Лисовинов. А в этом романе об этом, похоже, знают даже собаки.
Но это мелочи, книгу советую прочитать.
StasKr, 12 сентября 2020 г.
Более десяти лет назад Евгений Красницкий задумал историю про нашего современника, чей разум был перемещён из конца XX века в тело паренька живущего в начале XII века. От сотен других подобных произведений цикл «Отрок» отличает специализация попаданца (профессиональный управленец), любовь автора к пространным, иногда на десятки страниц, диалогам, а также тщательнейшим образом прописанный антураж в виде села Ратного и сотни тяжело вооружённых всадников, выставляемых этим селом в дружину Турово-Пинского княжества.
Следует понимать, что не смотря на эту тщательность и внутреннюю непротиворечивость, цикл «Отрок» не является исторической литературой, поскольку к реальной Киевской Руси он имеет примерно тоже самое отношение, как «Повесть о Ходже Насреддине» Леонида Соловьёва к настоящему Бухарскому эмирату или Кокандскому ханству. Тем не менее, не смотря на невозможность происходящего (село с населением в тысячу человек в заштатно-депрессивном Турово-Пинском княжестве выглядит столь же реалистично, как стоэтажный небоскрёб в современной Пензе) Красницкому удалось рассказать о процессе трансформации Ратного из одного состояния в другое, а Юрию Гамаюну – детально описать переломный момент этой истории.
… Как мы знаем из книг Красницкого к 1125 году село Ратное из-за происходящих в нём экономико-социальных процессов оказалось на распутье и перед каждым его жителем в полный рост встал вопрос «Что делать дальше?» Чем закончился конфликт читателям известно из книги «Покорённая сила», однако в ней показаны события с точки зрения главного героя и членов его семьи. В «Переломе» нам предлагается взглянуть на происходящие события глазами простых ратницев, которые в отличие от попаданца-управленца не обладают опытом послезнания, а значит вынуждены реагировать на вызовы времени как придётся.
Вот, например, один из главных героев романа – Фаддей Чума. В основном цикле это третьестепенный персонаж, опытный воин, склочник и скандалист, чья жена является главной сплетницей огромного села. В «Переломе» схематичный характер персонажа обретает глубину и объём, в результате чего мы видим человека с очень непростой судьбой. Человека, который в жизни однажды уже сделал неправильный выбор и который вот-вот снова совершит ту же ошибку, на этот раз – непоправимую. Причём Фаддей не смотря на свою некоторую комичность кто угодно, но только не дурак. Он понимает, что выбор, к которому его склоняют, по меньшей мере неправилен, но каждый раз, когда надо сказать «Нет» обстоятельства складываются так, что Чума вынужден говорить «Да». В результате Фаддей к своему собственному ужасу всё больше и больше погружается в заговор на стороне тех, кого искренне ненавидит. Происходящие с ним события напоминает болото, когда взрослый и сильный человек из-за одного неверного шага оказывается в гибельной трясине и уже не способен самостоятельно выбраться на твёрдую поверхность.
И таких вот историй в книге примерно полдюжины. Разные люди, разный житейский опыт, разные мотивы, разный выбор. А в результате кто-то из них очень скоро будет убит, кто-то повысит свой социальный статус, а кто-то останется при своих. В общем всё довольно жизненно.
Можно ли читать этот вбоквел без знакомства с оригинальным циклом? В принципе можно. Да, многое будет не до конца понятно, но основная сюжетная линия, а главное – атмосфера неуверенности в завтрашнем дне и осознание того, что прежняя жизнь (хорошая ли, плохая ли) вот-вот закончится будет понятна и без знакомства с тремя книгами Красницкого.
Из недостатков романа (помимо общей вторичности к основному циклу) стоит отметить не слишком удачную развязку истории Фаддея Чумы (всё-таки можно было придумать что-то более правдоподобное), а также мелкие недочёты в виде нескольких посторонних сюжетных линий, которые не имеют ярко выраженного финала (как например история ратника Макара из первых трёх глав романа, которая в дальнейшем никак не повлияла на сюжет).
Итог: роман написан после смерти Красницкого и является лучшим произведением цикла, вышедшего из-под пера его последователей и продолжателей. Перед нами тот случай, когда в общем-то необязательное произведение «по мотивам» приятно читать, а то и перечитать.
samez, 12 октября 2016 г.
В общем написано в духе и стиле Красницкого. Уж не знаю сколько тут от него, а сколько от Юрия Гамаюна. Но написано хорошо. Только, честно говоря, книга скорее для фанатов. Она просто раскрывает мелкие детали уже пройденного сюжета. А хочется дальнейшего развития.