Елена Ершова «Неживая вода»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика ) | Хоррор/Ужасы | Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Русской/Славянской )
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования | Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Второй роман цикла – «Неживая вода». Это вбоквел (герои другие, и можно читать как отдельное произведение, но попадаются старые знакомцы). Жанр я определила как драма и темный фольклор. Роман родился из идеи: а как воспринимают васпов неграмотные и диковатые жители Севера? Наверняка, видят в них какую-то сокрушительную и злую силу, которой нельзя противостоять, а можно только откупиться, заключив перемирие. Так написалась история сельского паренька Игната, на глазах которого когда-то жуткие монстры убили подругу. Он становится одержим идеей найти мертвую воду. Основной мотив линии этого персонажа – поиск себя, обретение покоя в душе, прозрение через потери и боль. Способность Игната видеть в обыденном и научно обоснованном – сказочное лежит в основе романа.
Опубликовано в сети в 2014 г.
Входит в:
— условный цикл «Легенды Сумеречной эпохи» > цикл «Царство медное»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 270
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2971 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ужик, 6 апреля 2021 г.
Роман понравился больше «Царства медного», но нечто дебютистое все еще портит мое впечатление от книги.
История рассказывает о том, как Игнат, возвратившись из интерната в родное село в тайге, заключает сделку с «чертом» и отправляется за «мертвой водой» чтобы оживить погибшую 5 лет назад подружку Званку.
На мой взгляд, книгу портят экзальтировано-истричные персонажи, которые больше подходят для ЛФР. Ну и традиционно — не дружат с логикой. ГГ у нас и вовсе живет в какой-то своей реальности с жар-птицами и «чертами», и воспринимает окружающее именно в таком сказочно-былинном ключе. Оригинально? Да нет. (Я почему-то вспоминаю х/ф «Великан» с Шерон Стоун, но это безотносительно к обсуждаемой книге). И ладно бы Игнат вырос в родной деревне, но интернат — это ж совсем другие стандарты образования...
Роман с одной стороны радует головкружительной динамикой, с другой эта динамика тащит нас от одной банально-шаблонной сцены к другой. Герои непрописаны. Мотивация местами откровенно странная. Догадливостью герои тоже не страдают. Из радзрялда «вот я поджог дом, он так классно горит! Упс, кажется там 5-летний ребеночек остался... А-а-а-а-а!!!!!». Болотница, причитающая о потерянном девстве — это прям ЛФР чистый и незамутненный. Вот верю, что пацан, который отправился в тайгу «сам не знаю зачем» именно об этом только и печалится...
Финал — это самое ужасное, что есть в этой книге. Глупый, нелогичный, лицемерный, кликушеский.
В целом, у меня было всего одно желание — пристрелить ГГ чтобы не мучился. Достал он уже своими истериками и видениями, честное слово... А уж гордо-величавая поза «вот стою я весь в белом и сам кровью руки не замараю, вы вот лучше за меня тут всех убейте... А то я душа чистая и воспитан по-христиански»... Лицемерие как оно есть...
Г. Л. Олди, 24 июня 2020 г.
Чёртом стать легко
Перед нами любопытный гибрид мистического триллера с уклоном в хоррор, психологической драмы, романа взросления и почти научной фантастики. Гибрид этот вышел на удивление цельным и жизнеспособным: ничто в нем не выглядит чужеродным, несоразмерным или попросту лишним. Убери или урежь любую из составляющих – и роман развалится, потеряв или в психологической достоверности, или в логике сюжета и мира, где происходит действие, или в эмоциональном воздействии.
И, подобно живой воде, оживляет весь этот сложный организм сочный и образный язык, которым роман написан. Надо сказать, что у Елены Ершовой есть своя индивидуальная авторская манера, свой язык и стиль, уже знакомые нам по её роману «Ихтис» – и в «Неживой воде» эти язык и стиль также присутствуют в полной мере. В романе выстроена единая и стройная образная система, и она удачно работает на обстановку и настроение, на создание эмоционально окрашенной картины происходящего и на сопереживание героям.
Язык романа меняется от эпизода к эпизоду в соответствии с происходящим. Пейзажи и бытовые зарисовки, жуткие мистические события и диалоги различных персонажей поданы здесь по-разному: от нарочитой, чуть ироничной «бытовки» – до былинно-сказочных интонаций и нагнетания напряжения в стиле хоррора. Имеются и элементы научной фантастики, поданные в соответствующей манере.
Тут, пожалуй, стоит отметить и один недостаток книги. Некоторые образы и приемы нагнетания напряжения повторяются в тексте неоднократно (в спину в очередной раз подуло холодом, шорохи в темноте, призрачный шёпот). Да, похоже, это сделано намеренно, но через какое-то время такие повторяющиеся приёмы начинают несколько приедаться и перестают оказывать тот эффект, на который рассчитаны. К счастью, недостаток этот не настолько существенный, чтоб всерьез испортить удовольствие от чтения «Неживой воды» или ослабить сопереживание героям.
Эта книга – история наивного и простоватого деревенского парня Игната, который еще в детстве пережил трагедию – гибель лучшей подруги от рук безжалостной нечисти – а теперь возвращается в родную деревню после учёбы в интернате. Но прошлое никуда не делось, оно ждет его за околицей деревни, на погосте, где похоронена погибшая пять лет назад Званка, в доме родной бабушки, которая лежит на том же погосте, на лесных тропах и за таинственной стеной бурелома, похожей на искусственно возведенную преграду...
Призраки прошлого возвращаются – и, увы, не только призраки. Всё повторяется, нечисть является из Нави за новой жертвой – и чтобы избавиться наконец от этого кошмара, Игнату придётся за несколько месяцев повзрослеть больше, чем за предыдущие пять лет. Из наивного доверчивого паренька, которого многие считали дурачком, Игнат превратится в жёсткого и целеустремленного человека, способного дать отпор хоть случайному грабителю, хоть лесному зверю, хоть самому чёрту – и снедаемого одной маниакальной страстью. Научится обманывать и хитрить, заключит договор с нечистой силой – из лучших, разумеется, побуждений: оживить или хотя бы окончательно упокоить несчастную Званку – и снять камень с собственной души.
Но всем известно, куда ведет дорога, выстланная благими намерениями. А когда в одно ухо тебе шепчет призрак погибшей девушки, а в другое – злое чувство мести, пройти эту дорогу можно куда как быстро. Путь этот будет устлан многими потерями, но шаг за шагом Игнат продолжит упрямо идти к своей цели – и однажды настанет момент, когда он окажется на грани, из-за которой уже нет возврата...
Книгу прочли с удовольствием, чего и вам желаем.
DOPSON, 2 июня 2022 г.
Неживая вода...
Всю жизнь свято верил словам единственного родного человека. Сумел сохранить непосредственный, даже детский, но прямой и открытый взгляд на жизнь. Чтобы не происходило, принимал так, как есть. Честно и стойко.
И в один момент всё идёт кувырком. Раскрывается вся правда. Все окружающие снимают свои лживые маски. Стабильная красивая навязанная матрица жизни разрушилась. Остался только один обман и смерть. Как сохранить то, чем дорожил и во что безоговорочно верил? Да и стоит ли что-то хранить? Стоит ли продолжать верить в справедливость, правду и любовь? Где взять силы, чтобы начать всё с чистого листа? А может просто послушать благие советы ближнего? И как гладко, да складно говорит он да разъясняет. Словно воду льёт. Да только вода та ... Неживая.
dymov, 31 октября 2016 г.
Понравилось.
Даже трудно определить жанр данного романа, настолько необычным получилось сочетание славянского фольклора, пронизывающего ужаса и постапокалипсиса. Это что-то новое и, несомненно, достойное прочтения.
Сам роман затягивает с первых строк, и незаметно проглатываешь его полностью. Все очень четко, атмосферно и своеобразно. Язык, которым написано, прекрасен. Главный герой — парень простоватый, но со своими принципами, которыми не поступается (да, может, любовь его и запутала, но кто не без греха? Этот момент лишь доказывает достоверность персонажа).
Деревня тоже весьма достоверна — законы и жестокость толпы, маленькая община, которая хранит свои маленькие, но страшные тайны.
Советую всем, кто любит поразмыслить над книгами.
NataBold, 26 декабря 2016 г.
Своеобразный роман, внезапно отличающийся от «Царства медного» и одновременно — продолжающий все лучшее в нем. Очень смелый ход — сменить повествователя — оказывается неожиданно удачным. Тот же мир представлен другими глазами. Благодаря новому герою история становится более зловещей, мистической. Это не Виктор — ученый, знающий, что всему есть рациональное объяснение, это деревенский парень Игнат, выросший на мрачных легендах Дара. И легенды эти оживают вплоть до эффекта присутствия и морозца меж лопаток. Еще в первом романе мне безумно понравилась вся «деревенская» линия, Дар у Елены, несмотря на всю свою мрачность, необычайно поэтичен. И в Неживой воде Дар развернется на полную катушку.
Отличная книга. Рекомендую.