fantlab ru

Джейн Харпер «Засуха»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.45
Оценок:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Засуха

The Dry

Роман, год; цикл «Аарон Фальк»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Австралия, фермерский городок Кайверра второй год не видел дождя. Аарон Фальк, сделавший блестящую карьеру в мельбурнской полиции, приезжает в эти измученные палящим солнцем края, где он не был двадцать лет, на похороны своего когда-то лучшего друга Люка Хэдлера. Смерть Люка нельзя назвать легкой: если верить результатам расследования, то он убил свою жену и шестилетнего сына, а потом застрелился. Но стоит ли им верить?

Фальку предстоит глубоко погрузиться в большие секреты маленького города, жители которого каждый день борются за выживание, и на своем опыте узнать, что выстоять в этой борьбе суждено не всем…

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Литературная премия премьер-министра штата Виктория / Victorian Premier’s Literary Prize, 2015 // Неопубликованная рукопись

лауреат
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 2017 // Золотой кинжал

лауреат
Премия австралийской книжной индустрии / Australian Book Industry Awards, 2017 // Книга года

лауреат
Премия австралийской книжной индустрии / Australian Book Industry Awards, 2017 // Художественная книга года (общая номинация)

лауреат
Премия Неда Келли / Ned Kelly Awards, 2017 // Дебютный роман

лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2018 // Детектив или триллер года

лауреат
Премия Барри / Barry Award, 2018 // Лучший дебютный роман

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Детектив и Триллер (18 296 голосов)

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2017 // Дебютант - автор Гудридс (11 918 голосов)

номинант
Books Are My Bag Readers' Awards, 2017 // Популярная литература

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2018 // Детектив

номинант
Премия Барри / Barry Award, 2020 // Лучший детективный или криминальный роман десятилетия

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Засуха
2016 г.
Засуха
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Dry
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Австралия, провинциальный городок в котором совершается тройное убийство, убийца также стреляет и в себя тоже. Или не все так просто? В общем-то довольно стандартный сюжет — тут вам и мелкий город, где все друг друга знают, и возвращение в город главного героя, который отсюда давно уехал, тени и скелеты прошлого, распутывание не только основного преступления, но и истории двадцатилетней давности. В целом добротно, но не шедевр, конечно. Любителям детективов можно и почитать.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говорят, это дебютный роман автора. Ого. Чтоб нам всем такие дебюты доставались, детектив отличный.

Суть, как любезно подсказывает аннотация, следующая: в глубокой австралийской провинции без видимой причины фермер Люк Хэндлер убивает жену, сына, а под конец и себя самого. На похороны из Мельбурна приезжает Аарон Фальк, друг детства Люка и, кстати, полицейский. Родители Люка отказываются верить в то, что их сын убийца, уговаривают Аарона остаться и расследовать дело. Понятное дело, в конце выяснится, что Люк никого не убивал, но кто на самом деле застрелил семейство Хэндлеров и что было мотивом — ооо, эту интригу автор мастерски сохраняет до самого конца!

Мне в книге понравилось всё.

Хорошо закрученный сюжет. К основной линии про смерть семьи Хэндлеров вскорости подключается второстепенная: когда Люк и Аарон были подростками, погибла их одноклассница. Тогда дело объявили самоубийством, но осадок остался. Как выяснится, не зря, и Аарон под конец ещё и это дело раскроет, и разгадка будет предсказуемой, а всё равно неожиданной.

Хорошо выписанные персонажи. Их много, и все по делу, нет лишних. Все реалистичные и даже если отрицательные, то по-человечески понятные. Характеры разные и не однозначно-стереотипные, каждый герой состоит из полутонов.

Хорошо передана атмосфера. Читаешь про жарящее с раннего утра солнце и гнетущую атмосферу городка, где случилось страшное, и почти слышишь запах горячей пыли, почти чувствуешь горе людей и одновременно подозрительность друг к другу.

Хорошо затронуты социальные темы. Писательница в развлекательный детектив сумела ненавязчиво вплести темы жизни в небогатой провинции, насилия в семье, силы злых сплетен. При этом социальный аспект на втором плане, читателя не грузит и не мешает наслаждаться детективной историей. А по прочтении будет о чём задуматься и что обсудить.

Итого: отличный детектив, из тех книг, что хочется дочитать и скорей дать почитать приятелю, чтобы обменяться впечатлениями.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

֍ ЗЛОСЧАСТНАЯ ЧЕТВЁРКА, или У ЛЖИ ДЛИННЫЙ СЛЕД ֍

ЦИТАТЫ:

«В этих местах силы у полицейского значка гораздо меньше, чем надо бы».

(Джейн Харпер. «Засуха»)

«Их дружба вдруг дала трещину, более глубокую, чем он тогда понимал».

(Джейн Харпер. «Засуха»)

«Засуха-то когда-нибудь кончится. Это очевидно».

(Джейн Харпер. «Засуха»)

У каждого есть свои тайны и свои «скелеты в шкафу». Хорошо бы уехать из тех мест, в которых они возникли, и никогда больше туда не возвращаться. Никогда!

Вольно-не вольно, но будешь задумываться об этом и о своей судьбе – тоже, читая роман Джейн Харпер «Засуха». И будешь думать о том, чтобы вдруг, в самый неподходящий момент, какой-нибудь дряхлый скелетон не вывалился из твоего шкафа …

***

Возвращаться в своё детство: в места, которые ты не посещал 20 лет, всегда опасно. Не думай, что ты уже вырос и всё тебе по плечу. Все знают: не надо! Но главный герой романа – Аарон Фальк – действующий полицейский из подразделения финансовой разведки в Мельбурне вынужден вернуться в городок своего детства – Кайверру (Австралия) по настоятельной просьбе отца погибшего друга – Люка Хэдлера.

Это завязка сюжета: похороны Хэдлеров. Тройные похороны: отец, мать и 6-летний сынишка … Чудовищный расстрел своей семьи и самоубийство отца семейства – Люка. Но. Но не всегда, как мы знаем, очевидное очевидно… Аарону Фальку придётся доказывать обратное, или подтверждать реальное положение вещей в ходе расследования, связанного с воспоминаниями о прошлом. Это – фабула романа.

Следить за развитием сюжета было очень интересно. Не часто встретишь автора, подвизавшегося на ниве массовой развлекательной художественной литературы, который с потрясающей психологической тонкостью добирается до самой сути характеров и мотивации главных персонажей. Их диалоги, действия, поступки отражают внутреннее содержание человека и то, на что он сначала готов, потом способен и, наконец, совершает. Поэтому-то и нужен экскурс в детство: историю четырёх злосчастных друзей. Главный герой будет возвращаться к событиям своего детства много раз. И не только он …

Четверо их было – шестнадцатилетних подростков: два парня – Аарон Фальк и Люк Хэдлер, а также – две девчонки: Гретчен Сконер и Элли Дикон. Элли так и осталась там: в своём шестнадцатилетии.

Тайны прошлого, окутанные длинным шлейфом лжи. Неужели они будут когда-то раскрыты? Не приведёт ли это к ещё большей катастрофе? Зачем знать горькую правду, если так уютно в привычной лжи, в которую поверили все?.. А все ли?.. Но «козёл отпущения» найден. И всем удобно! А этому «козлу» каково?.. Это – основная сюжетная тема «Засухи»: помощь в расследовании убийства того, кого 20 лет назад «назначили убийцей».

Действие романа происходит в сельской местности. Австралия, недалеко от Мельбурна. Глушь. Месяц – февраль. Знойный февраль! Жара такая, что кажется воздух плавится …

Исстрадавшиеся фермеры, несущие колоссальные убытки, озлобленные жители, погибающие поля, овцы... Высохшая, с растрескавшимся руслом река. У всего живого нервы звенят, точно струны, вот-вот готовые лопнуть. В этой нервной звенящей атмосфере и разворачивается действие.

Джейн Харпер отлично передаёт атмосферу романа. Что бы ни происходило, ты ощущаешь жару, сухую землю под ногами, высушенную до состояния пороха, ломающуюся в крошку бурую траву и облетающие, скрученные, сухие листья. Видишь во всех оттенках багрово-красного влажные, потные лица и расплывающиеся разводы пота на одежде … Австралия … Засуха … Дыхание смерти.

Название романа – «Засуха» несёт в себе и другой смысл. Высыхают не только реки в жару, но и то, что должно питать жизненную энергию человеческих отношений – человечность. А человеческие взаимоотношения многогранны.

Джейн Харпер повествует о гранях человечности: любви и дружбе, совести и ответственности, помощи и поддержке в сложных жизненных обстоятельствах … И собственно о проявлениях бесчеловечности: жутких химерах, вылезающих из тёмных глубин сущности натуры человеческой. В этом глубокий социальный и психологический смысл произведения.

Автор поднимает особенно незатихающие социальные проблемы: насилие в семье, игромания и связанный с ней бандитизм. В художественной литературе эти явления освещаются довольно часто, но по-разному: «… все несчастные семьи несчастны по-своему». Джейн определила свой путь повествования, который делает её роман и значимым, и захватывающим, острым …

Меня больше всего покорили в этой истории тонкие психологические мотивы, изощрённый ум персонажей, охваченный химерами безумия, и двигающий поступками антигероев. Это было настолько жизненно и правдоподобно, что думаешь: «Эге! Не только квартирный вопрос испортил человека. Есть вещи пострашнее».

Насколько же рассудок человеческий внушаем, податлив к деформации – зомбированию и переформатированию, что противостоять СЛОВАМ одного-единственного психопата не может не один-два, а масса народа! А уж если оказаться в ближайшем радиусе действия сатрапа, то неизвестно, чем всё может закончиться …

Слово. Слово сказанное и слово написанное. Невероятная сила слова. Слово – приговор и слово – спасение. Слово – загадка и слово – разгадка. Могущественная сила слова в «Засухе» является сюжетосвязующей нитью.

***

Жанр детективно-приключенческой литературы не стоит на месте: он постоянно развивается. Очень сильно отличаются современные произведения в этом жанре от классики. В современных всё больше и больше психологизма и обращения к психике человека, определяющей, как внешние, так и внутренние конфликты.

Вот и «Засуха», на мой взгляд, – прекрасный образец современной детективной литературы. Я его не скоро забуду.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Засуха» Джейн Харпер — крепкий детектив, эмоционально напоминающий раннюю Тану Френч. Австралия, адская жара, засуха. Воздух плавится. Растрескавшуюся дорогу перебегает беременный опоссум. На уединенной ферме обнаруживают убитых — самого фермера, его жену и маленького сына, убитых, как кажется, отцом семейства. Единственный, кто остался в живых, — младенец, и самая подходящая версия — самоубийство после убийства семьи. Однако ненавидимый местными, бесцветный следователь по финансовым делам Фальк приезжает на похороны старого друга и начинает подозревать, что все не так просто. Успеет ли он раскрыть дело прежде, чем местные посадят его на вилы?

Помните это жутковатое ощущение из «Острых предметов», когда понимаешь, что местные опаснее любых преступников? Его используют во многих детективах, где человек поневоле должен погрузиться в вещи, от которых раньше сбежал, и это работает будь здоров. Фальк дружил с убитым и двумя девчонками в детстве, но потом одну нашли утонувшей, и Фалька подозревали. И вот теперь он встречается с теми, кого знал в детстве, чтобы разобраться, кто пришил бывшего друга. Одна тайна тянет за собой другую, и это очень неудобно.

В плюс «Засухе» идет определенная стильность. В ней нет ничего лишнего, и хотя кирпичи, из которых все собрано, хорошо знакомы, бледный Фальк с белесыми ресницами, затерявшийся в иссохшей от жажды австралийской глубинке, запоминается. Жара доводит всех до ручки, вместе с ней усиливается внутреннее кипение боящихся за фермы жителей. Местный коп кооперируется с приезжим, однако вскоре выбор такого напарника даст себя знать.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маленькие провинциальные городки – источник вдохновения для многих писателей. Компактная версия общества, где все человеческие пороки как на ладони. Только в глубинке малейший проступок может вылиться в несмываемый позор не только для виновника, но и для его детей, внуков и даже правнуков. Там, как нигде, тебе будут улыбаться в лицо и шептать гадости за спиной. И, наверное, только там умеют мастерски закрывать глаза на ужасы, творящиеся под боком.

Действие дебютного романа Джейн Харпер разворачивается в фермерском посёлке, затерянном среди необъятных просторов Австралии, где много крупных пауков. За внешней благопристойностью скрываются склоки, месть более удачливым соседям, любовные драмы и тотальное равнодушие к чужим бедам. Но люди привыкли, жизнь течет своим чередом, пока посёлок не потрясает страшное событие – пропала шестнадцатилетняя Элли, дочь деспотичного отца, которого боится вся округа. Спустя три дня девочку находят в реке с карманами, набитыми камнями. Версия о самоубийстве рассыпается, когда в комнате Эллина обнаруживают записку, всего несколько строк: дата (день её исчезновения) и фамилия её одноклассника, Аарона Фалька. Улик против парнишки нет, но они с отцом моментально становятся прокаженными. Их травят, отказываются обслуживать в лавках, старинные друзья не замечают при встрече. Верным Аарону остаётся только друг детства Люк, который даже обеспечивает приятелю алиби. Однако местные не унимаются. Когда количество угроз перерастает в качество, отец с сыном бегут из города. Бегут навсегда.

Но спустя 20 лет Аарон возвращается. Возвращается на похороны Люка. Посёлок вновь потрясла кошмарная трагедия: обезумев от невыносимой засухи, грозящей уничтожить все поля и скот, Люк убивает жену, шестилетнего сына и стреляет себе в голову. Однако родители Люка не верят, что их сын способен на жестокое убийство. Да и местный инспектор замечает неувязки в этом, на первый взгляд, очевидном деле. Поддавшись на уговоры, Аарон, ныне сотрудник федеральной полиции, соглашается остаться и попробовать распутать странный клубок. А заодно – взглянуть в лицо своим страхам и пролить свет на главную тайну прошлого…

Добротная, очень добротная книга. Атмосферная, увлекательная. Без нагромождения лишних персонажей, динамичная, но не хаотичная (как, например, прочитанный недавно «Каштановый человек» -- образец того, как НЕ НАДО писать книги). Героям действительно сопереживаешь, кому-то сочувствуешь, кого-то ненавидишь.

Финал лично мне показался неоднозначным. Вроде бы справедливость восторжествовала (или вот-вот восторжествует), злодеи наказаны, но на душе всё равно грустно и горько. Справедливость – вещь, безусловно, хорошая и нужная, но невинно загубленных людей уже не вернешь.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Засуха» — роман австралийской писательницы Джейн Харпер. Книга издана в РФ в серии «Мастера саспенса». В который раз приятно удивляюсь тому, с каким тщанием редакторы и создатели серии подошли к выбору материала для своей деятельности. До этого я прочитал «Тряпичную куклу» Коула (британец, место действия — Англия), «Западню» Раабе (немка, место действия — окрестности Мюнхена), «Пловца» Зандера (швед, место действия — Бельгия, Голландия). Харпер лишь подтвердила, что «Мастера саспенса» — это серия, которая видит перед собой множество целей, одна из которых — это широкий охват аудитории за счёт необычной географии авторов и произведений. Более того, серия активно издает авторов-женщин (Харпер и Раабе).

Роман начинается довольно бодро. Главный герой, коп Аарон Фальк, возвращается в родные места, чтобы присутствовать на похоронах друга детства. Фальк — умный, одинокий человек со своими скелетами в шкафу. Именно скелеты являются главной причиной, почему он едет на похороны без особого желания. Надо сказать, что причина эта весомая и раскрывается автором по полной программе. Фальк — один из немногих, кто не верит, что Люк (друг детства) — убийца и самоубийца. По своей инициативе он начинает неофициальное расследование вместе с Рако (Рако — официально ведет это дело). Именно так начинается одна из двух главных интриг книги. Вторая — скелеты в шкафу. до последней страницы Харпер держит в напряжении и не выдает все секреты. Вкупе с быстрым сюжетом это создает интерес к чтению, который не увядает долгое время.

Что не понравилось? Небольшая дыра в сюжете. Ну почему Рако не выяснил, кто в маленьком городке пользуется теми же патронами, что убили жену и ребенка Люка? Нелогично. Так же мне показалась странным манера подачи сюжета. Детективы, как правило, строятся по принципу, что либо весь сюжет идет от одного ПОВа (копа\жертвы), либо от нескольких ПОВов, в число которых включен антагонист (когда антагониста

стараются показать с хорошей\плохой точки зрения). Харпер же использовала совершенно иной подход. В «Засухе», чтобы закрыть дыры в сюжете (избежать банального объяснения на последних двух страницах, что бывает в 90% детективных сторис), автор показала поток сознания или, если угодно, описание ретроспективы действий. Это, как мне кажется, было неплохим приёмом где-то до середины, но в конце — слишком слабо.

При всём желании «Засуху» нельзя назвать женским романом. Он ни в коем разе не рассчитан на определенную гендерную аудиторию, но больше подойдет, на мой взгляд, мужчинам. Книга в меру жесткая, атмосферная, в ней действительно присутствует саспенс.

Заключение: сильный роман серии. Ставлю ему так же 8, как «Западне» и «Пловцу», но эта восьмерка в моем понимании сильнее восьмерок Зандера и Раабе. У Зандера был дикий экшен, но мало психологизма, у Раабе — много психологизма, но мало напряжения, которое сходило на нет ближе к финальной трети книги. «Кукла» пока остается для меня лучшим романом серии. Вторым же будет «Засуха». Кстати, название очень удачное. Вот у «Пловца» оно было никудышным, у «Западни» — банальным. «Засуха» — в точку.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх