Таде Томпсон «Роузуотер»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Спецслужбы | Контакт | Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Сверхъестественные способности, супергерои | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
2066 год, Нигерия. Роузуотер — город, построенный вокруг Звезды Полынь. Такое прозвище получил огромный инопланетный объект, доступ к которому преграждает биокупол, непроницаемый для человеческих технологий. Его прибытие изменило Землю: в воздухе теперь парят ксеноспоры, человечество начинает меняться, а США стали закрытой зоной, уйдя в полную изоляцию. В Роузуотере собираются ученые, военные и представители почти всех стран мира, а также отчаявшиеся и смертельно больные люди. Кто-то из них хочет заглянуть за непреодолимую стену. Кто-то жаждет исцеления, ведь Полынь способна вылечить любую болезнь на свете и даже оживить мертвых. Все ждут, что иная жизнь, наконец, ответит на многочисленные вопросы людей. Но она молчит.
Кааро — правительственный агент с криминальным прошлым. Он – последний человек, который был внутри биокупола, и возвращаться туда не желает. Но когда что-то начинает убивать таких же агентов, как он, Кааро придется лицом к лицу столкнуться с собственной мрачной историей и понять, что контакт с внеземным разумом может произойти вне зависимости от того, хотим мы того или нет.
Входит в:
— цикл «Полынь»
— журнал «Apex Magazine SFFH: Issue 0, Winter 2017», 2017 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия «Номмо» / Nommo Awards, 2017 // Роман (Великобритания) | |
лауреат |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2019 // Роман | |
лауреат |
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2020 // Лучший роман (Великобритания) |
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2017 // Лучший НФ-роман. 2-е место | |
номинант |
Китчис / The Kitschies, 2018 // Красное щупальце (роман) | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2019 // Роман | |
номинант |
Премия журнала "Starburst" / Starburst Award, 2019 // Дивные новые слова | |
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2019 // Роман (Великобритания) | |
номинант |
Subjective Chaos Kind of Awards, 2019 // Научная фантастика | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2019 // Книги — Научная фантастика года |
- /языки:
- русский (1), английский (4)
- /тип:
- книги (4), периодика (1)
- /перевод:
- Р. Демидов (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Neradence, 5 сентября 2022 г.
Несмотря на то, что я не очень понимаю, каким образом «Роузуотер» затесалась в серию звёзд именно научной фантастики, книга, на мой взгляд, всё равно хороша.
Первое, что бросилось в глаза, конечно же, интересный и незаезженный антураж: лично я до сих пор не читала фантастики, где всё действие происходит в Африке. Не то, чтобы здесь прямо уж всё крутится вокруг нигерийского антуража, его даже не особо много, но всё равно какая-то свежая нота в повествовании присутствует.
Сюжетно роман перебрасывает читателя в будущее на ~40 лет вперёд, где человечество узнало с гарантией, что оно всё-таки не одно в этой прекрасной вселенной, и, попытавшись сначала как-то куда-то деть гостей с далёких звёзд, обломало зубы и вынуждено было смириться. Существо, которое окрестило себя Полынью — ну или согласилось, что будет называться Полынью, потому что потому, — рухнуло в Гайд-парк, угробило там кучу народу и сбежало под земной корой вдаль.
В Африку.
Африка оказалась не сильно против, потому что сделать Африке в XXI веке хуже надо было ещё постараться. Организованная Утопия-сити, из которой хотя бы дармовое электричество можно было получать, оказалась скорее даже полезной; а потом Утопия-сити ещё занялась массовым исцелением, одинаково прекрасно излечивая туберкулёз, СПИД, отрубленные конечности и недостающие внутренние органы.
Забавно, что до самого финала никто из упоминавшихся в повествовании людей в целом и не задумывается, а зачем, собственно говоря, Полынь это делает. Верят в чистый альтруизм инопланетного гостя или просто забивают, потому что да какая разница, расплатимся потом, неизвестно.
Очень по-человечески.
И оно, конечно, потом всплывает, в снизошедшем откровении, и говорит голосом нечеловеческим, а Полыни:
Прекрасно же.
И достаточно свежо.
Главный герой — совсем негеройский, и этим, пожалуй, тоже привлекателен, потому что он совершенно понятен. На него свалились навыки взаимодействовать — «квантово интерпретировать» — с формами, которые Полынь щедро высыпала в атмосферу, и он этим пользуется, но не стремится ни понять, как это работает, ни что с этим ещё можно сделать. Кааро хочет красиво, спокойно и хорошо жить, а не спасать мир, изучать ксеносферу или служить родной стране. Единственное, что заставляет его пошевелиться — прямая угроза собственному существованию, но, вероятно, уже слишком поздно.
Что особенно яркое в романе — женские образы. Они тут горячи как африканский полдень и все, как на подбор, прекрасны: и правительственные агенты, и полицейские под прикрытием, и учёные, и СБ банка; и даже пролетающее мимо непознаваемое инопланетное что-то обладает женскими чертами. Иногда на их фоне главный герой выглядит несколько идиотом, хотя он вроде и сам это понимает — и действует сообразно этому пониманию, чтобы и выжить, и что-нибудь хорошего поиметь.
Однако при всём этом, книга показалась мне, как бы правильно слово подобрать... Сыроватой. Не откровенно сырой, потому что сюжет здесь есть, и интрига есть, но вот сыроватой, какой-то не до конца оформленной. Её лор не воспринимается цельным и вообще хоть как-то существующим, несмотря на то, что к финалу автор открывает бездны про падение других метеоритов с инопланетной флорой и ушедшей в жёсткую самоизоляцию Америки — мира вокруг почти нет. Он очерчен очень небольшими фрагментами, и читатель совершенно ничего не представляет о том, что в этом мире происходит.
Да ладно в мире; даже в самой Нигерии. В принципе, кроме того, что за последние тридцать лет развился медицинский туризм к месту Утопия-сити, к финалу о стране так ничего и неизвестно. Ну там где-то президент упоминается. Ничего нельзя сказать ни о том, чем Нигерия живёт, ни о том, на что она живёт. Про другие страны можно даже не заикаться, кроме сгинувших США фигурирует — один раз — только Англия, от которой приехал какой-то бесполезный «эксперт по общению с пришельцами».
И вот всех этих подробностей прямо решительно не хватает. Как что устроено? Какие технологии? Что за сеть, к которой подключены дома? Что за телефоны? Что за чипы? А сильный ИИ есть? Почему нет или почему да? Кто управляет дронами? О том, что случилось с родной планетой иномировой космической фауны тоже ни слова, а интересно же. Описание биологических агентов от ксенофауны довольно слабое, как оно работает — ну как-то работает, там вот полтора абзаца было, как ксеноформа захватывает контроль над нервными клетками, хватит с вас.
В общем, автор слишком сильно — для меня — сосредоточился на более социальных аспектах. Не скажу, что они неинтересны, но было бы здорово разбавить их ещё техническими хотя бы в таком же объёме.
Но при этом читать всё равно было увлекательно. Шедевром книгу не назвать, но потраченного времени совсем не жаль: что-то в этом есть. Идея о том, что колонизацию можно провести не только силовыми методами и тотальным уничтожением местного, а плавной незаметной экспансией, выглядит живо и даже необычно. Чаще в фантастике захватчики действуют куда более прямолинейно.
И с точки зрения именно поднятого вопроса колонизации, всё ещё, несмотря на XXI век, крайне актуального для Африки, «Роузуотер» по-своему великолепен. Не настолько, чтобы я искала продолжение в оригинале, но если оно будет выходить в переводе, обязательно прочту.
Green_Bear, 1 октября 2019 г.
Когда в 2012 году «звезда» Полынь рухнула в Гайд-парке в Лондоне, не прозвучал с небес трубный глас, не поскакали по миру Всадники Апокалипсиса. Человечество с удивлением обнаружило, что отнюдь не одиноко во вселенной, однако попытки британцев сдержать или уничтожить незваного гостя оказались тщетны. Инопланетное существо Полынь погрузилось в земную кору и принялось бессистемно перемещаться между странами, пока не нашло себе приют в Нигерии. Город Роузуотер, возникший вокруг непроницаемого сияющего биокупола Утопии-сити, можно охарактеризовать двумя словами — надежда и ложь. Сюда стремятся за исцелением, здесь даже восстают из мертвых, тут можно встретить виды инопланетного происхождения, однако знакомство, к примеру, с пузырником закончится плачевно. Даже название города — язвительная шутка, поскольку в первые годы поселение смердело фекалиями и разлагающимися трупами. Впрочем, к 2066 году Роузуотер обзавелся и списанными поездами из Италии, и собственным мэром, и поддерживающими порядок спецподразделениями. Кааро — один из старожилов поселения, сенситив и спецагент, тоже обзавелся кое-какими атрибутами нормальной жизни. Приличная подработка в банке, размеренное сотрудничество со спецслужбой «Отдел 45», узкий круг близких знакомых. Однако хватит нескольких мелочей, чтобы налаженная рутина разошлась по швам.
Вторгнувшись в биосферу Земли, Полынь распространила микроорганизмы — ксеноформы. Благодаря им сенситивы могут воспринимать чужие мысли и воспоминания, а также влиять на них. Часто легкомысленный и эгоистичный, Кааро может быть дотошным и принципиальным, когда происходящее цепляет его за душу, выволакивая из уютного безделья. Особенно, когда в ксеносфере его преследует гигантская женщина-бабочка с повадками суккубы, спецслужбы чем-то обеспокоены, а у новой пассии весьма разнообразный круг общения. То, как вдумчиво и внимательно Томпсон подходит к прослеживанию жизненного пути героя, описанию его взросления и рефлексии, сильно напоминает по своей мейнстримности «Спин» Роберта Уилсона. Более того, действие в «Роузуотере» также построено вокруг вторжения некоей инопланетной сущности на Землю, ее влияния на человеческий социум и науку. Однако у Томпсона фантастический элемент проявляется ярче и сильнее, а также связан не только с Полынью.
Выстраивать в хронологическом порядке логическую цепочку событий, причин и следствий в романе — занятие неблагодарное, а отчасти даже вредное. Томпсон целенаправленно ведет повествование в хаотическом ключе, перемешивая прошлое и настоящее, цельные сюжетные линии с обрывочными интерлюдиями, погружая читателя в туман из намеков и недомолвок, чтобы постоянно поддерживать напряжение. Нигерийский антураж в романе лишен особой экзотики, подается штрихами, слабо влияя на сюжет. Названия племен и старые дрязги между ними, колониальное прошлое и туземные верования. Декорации дополняет типичный для стран третьего мира контраст между трущобами и дворцами, передовыми технологиями и дремучей дикостью. Временами Томпсон замахивается на планетарный масштаб, например, упоминая самоизоляцию США, которые разорвали все контакты с окружающим миром — боевые дроны в воздухе и на море, электромагнитная аномалия для защиты от съемки со спутников. Но затем автор резко сужает происходящее до личных проблем Кааро и интриг спецслужб, нисколько не учитывая вполне ожидаемые последствия от исчезновения штатов с политической карты. Британский эмиссар лишь единожды инструктирует О45, а про китайцев и вовсе не слышно. Несмотря на прорывающуюся в некоторых эпизодах натуралистичность, в целом «Роузуотер» не смакует мерзости нищей жизни, лишь бесстрастно отражая реалии с точки зрения местного жителя. И несмотря на порой проскакивающие нотки абсурда, финал получился абсолютно логичным и реалистичным.
Итог: мягкая НФ с элементами шпионского триллера и психологической прозы.
Shining, 24 июля 2023 г.
«Роузуотер» чем-то похож на некоторые образчики творчества Питера Уоттса, только Таде Томпсон пишет менее замудрёно. Читать легче.
Нигерия — само по себе так себе место, а уж после появления огромного инопланетного купола всё стало только хуже. Ну да, купол лечит болезни, предоставляет халявное электричество, но имеются некоторые побочные эффекты... Не буду говорить, какие, чтоб не спойлерить, но если вкратце — всё очень плохо.
Что понравилось: всё. Серьёзно, это отличная книга. Очень таинственная, но ближе к концу автор раскрывает главные тайны, причём раскрывает их, не портя интригу. Главный герой — совсем не супермен: за себя постоять умеет, но постоянно огребает от сильных мира сего и остаётся в живых исключительно благодаря смекалке.
Имеются довольно жестокие и кровавые сцены, но показаны они довольно умело, что не вызывает отторжения.
Г. Л. Олди, 24 июня 2020 г.
Нигерия, 2066 г. Город Роузуотер – новейшее урбанистическое образование, возникшее вокруг загадочного инопланетного объекта, получившего название Полынь. Объект окружен непроницаемым куполом, не позволяющим ни войти внутрь, ни как следует изучить Полынь, ни уничтожить объект. Но так было не всегда. Да и сейчас купол иногда ненадолго приоткрывается, пусть и по-прежнему не позволяя попасть внутрь – и тогда происходят странные явления на грани чуда. Полынь излечивает любые болезни – от рака и туберкулеза до СПИДа и тяжелейших травм позвоночника. Правда, иногда с побочными эффектами. А еще Полынь поднимает мертвых – но с восставшими мертвецами начинаются проблемы...
Тысячи больных, жаждущих исцеления, ученых, религиозных фанатиков, журналистов, авантюристов всех мастей и просто туристов съезжаются в Роузуотер со всего мира – а город продолжает жить своей обыденной и завораживающей жизнью. Здесь нанятые банком телепаты-сенситивы противостоят попыткам ментального взлома со стороны сенситивов-преступников. Здесь чипы-имплантаты, полицейские дроны и вездесущие камеры слежения контролируют, казалось бы, всё и вся, но преступления всё равно совершаются, и далеко не всегда удается найти виновных. Здесь широко развернули свою тайную деятельность могущественные спецслужбы, но и они не всегда в состоянии предотвратить очередной теракт или поймать таинственную Велосипедистку, что пропагандирует анархо-социалистические взгляды, появляется ниоткуда и исчезает бесследно, постепенно увеличивая армию своих последователей. Здесь торгуют наркотиками и нелегальными имплантатами, тайно содержат опасных представителей инопланетной фауны, устраивают подпольные бои и тотализаторы.
Но большинство людей здесь просто живут: любят мужей и жен, растят детей, ходят на работу, в поте лица добывая хлеб свой насущный, играют в футбол, проводят время в заменившем интернет Нимбусе и по мере сил радуются жизни, принимая окружающее как данность.
Смешение технологий второй половины XXI века и многовековых племенных обычаев; виртуальная реальность и вполне реальные суды Линча; религиозные фанатики и бесшабашные авантюристы; начиненные новейшей техникой небоскребы и уличные лотки с горячей едой на вынос; автоматизированные квартиры с голосовым управлением, системами безопасности, голографическими проекторами и кондиционерами – и стихийные рынки под палящим солнцем, где торгуют всем на свете; традиционные блюда нигерийской кухни и диетическая кола с «Джеком Дэниелсом». Вавилонское столпотворение, калейдоскоп племен и народов, языков и наречий.
Все это – Нигерия. Все это – Роузуотер.
Это впечатляет. Это очаровывает. Это интригует, затягивает и не даёт оторваться от чтения. Части странной головоломки далеко не сразу становятся на свои места. Здесь настоящее перемешано с прошлым, ментальное пространство ксеносферы – со снами, а голографические образы Нимбуса с реальностью. Но не зря главный герой – не просто телепат-сенситив, а Искатель или «скользун», агент спецслужбы и бывший вор. Он умеет находить пропавших людей и вещи по одному лишь слабому запаху чужой мысли. И не только людей и вещи, как выясняется. Еще Кааро умеет находить ответы на непростые вопросы. И он их найдет, можете не сомневаться. Вот только понравятся ли ему эти ответы? И что в итоге выберет Кааро: борьбу и противостояние – или тихую, почти счастливую жизнь со своей наконец обретенной любовью?
Сильная, необычная и неоднозначная книга. Пожалуй, впервые мне встретился роман, где образное воздействие происходит не на микро-, а на макро-уровне. То есть, художественные образы содержатся не в конкретных фразах или абзацах – там они тоже встречаются, но не так уж часто – а в больших фрагментах и блоках текста и во всей книге в целом. В итоге ты видишь и ощущаешь скорее общую картину, чем частности: район, а не конкретный дом, город, а не квартал, социальный слой, а не конкретного человека. Ты видишь, слышишь и ощущаешь вкус острой пищи и запах свежего кофе, палящее солнце и разноголосый гомон толпы, ауру, атмосферу, настроение, игру слов и контрастов – но это скорее общие ощущения, пронизывающие насквозь всю книгу или большой ее фрагмент, чем впечатления от какой-то отдельной фразы или эпизода. И даже образы героев складываются, достраиваются и раскрываются постепенно, на протяжении всего романа.
Очень интересное ощущение.
Написан роман увлекательно, самобытно и динамично.
Для любителей остросюжетной литературы: здесь найдутся погони и перестрелки, побеги из тюрьмы, сражения в ментальной реальности и драка с зомби врукопашную, без оружия, один на один.
Да, и грубоватый, но вполне уместный юмор тут тоже есть – хотя книга в целом отнюдь не смешная.
Для любителей не слишком «твердой» научной фантастики: здесь найдется вдоволь и науки (по большей части биологии, но не только), и фантастики.
Для любителей закрученной интриги и нелинейного сюжета: вы зашли по адресу! И того, и другого вы здесь найдете с избытком.
Для любителей просто хорошей литературы, без деления на направления и жанры: кроме всего вышеназванного, вы найдете здесь потаенные движения человеческой души и психики, живых и неоднозначных героев, которые не стоят на месте – они меняются, развиваются и вызывают искреннее сопереживание. Окунетесь в яркую и странную африканскую культуру, верования и быт, в непередаваемую пряную экзотическую атмосферу этого романа, с соленым потом и острым перцем, табаком и кофе, любовью и ненавистью, страстью и безразличием, отчаянием и надеждой – и грустной горчинкой тихого декаданса на завершении...
Сильная и необычная книга.
Кстати, хотя «Роузуотер» – это законченный самостоятельный роман, он, тем не менее, является первым романом цикла «Полынь» Таде Томпсона, две следующие книги которого уже вышли в свет на английском в 2019-м году. Очень надеюсь, что эти книги тоже переведут на русский – уже хочу их прочесть.
mikereader, 29 февраля 2020 г.
Какая-то инопланетная шняга бухнулась посреди Африки и заполняет атмосферу грибами, приводящими к появлению у населения сверхспособностей и т.п. И это все хорошее, что есть в книге — загадка, тайна, на которую всем плевать, и которой никто не занимается. Я бы с удовольствием почитал про попытку контакта с чуждым разумом, про нападение и захват Полынью, но приходится читать про унылого ушлепка, который трахнулся тут, подрался там, отсиделся за углом.
Да, он телепат, да, он экстрасенс, какой-то весь из себя уникальный... Но что он делает такого, чтобы мне было интересно за ним следить? Без цели шляется по Нигерии, да ведет диалоги, от которых хочется повеситься. Обычная рутина обычного эгоиста, тратящего свою жизнь и дар на непонятные и никому ненужные вещи. Мне наблюдать за его метаниями было вообще пофигу, я не проникся к нему ни симпатией, ни ненавистью, только равнодушие и раздражение, что рядом есть интересная интрига, а мое время тратят на это ничтожество.
Определенный негатив у меня заслуженно вызывают и постоянные флешбеки, через которые автор вымучивает происходящее. Десяток лет вперед, пяток назад, 15 туда, 20 сюда... Глупая однообразная головоломка, у которой нет вообще никакого оправдания. Почему нельзя было писать нормально и последовательно? Ладно бы герой сильно менялся по ходу сюжета, так нет же! Если бы в начале не называли дату, так и вообще было бы непонятно, что прошло столько лет. Абсолютно однообразный герой просто стоит на сцене, а сзади подменяют декорации, создавая читателю лишь трудности. Для чего? Просто выпендриться? Типа, я такой оригинальный автор, у меня концептуальное повествование вразрез с вашими приевшимися литературными догмами. «Ясно мыслящий, ясно излагает» — это не про автора.
Половина сцен книги вообще непонятно зачем нужны, ни на что не влияют и ни к чему не приводят. Что-то более менее подчиненное единому сценарию начинается только в конце, когда мне уже вусмерть надоел этот картонный Кара и его метания. А в итоге я полностью запутался в этой дурацкой Санта-Барбаре из одноразовых персонажей без цели, где не понять, кто чей родственник, кто уже умер, кого и почему трахают чужие. Интересная история мира Полыни буквально утопает в отвратительно равном, буксующем на месте повествовании, которое вдруг спохватывается «конец близок!» и начинает выдавать горы экспозиции из каждого угла. Что мешало делать это последовательно по всей длине книги, а не хоронить все эти бахатства под скукой и унынием?!
Да еще и ужасный перевод «я вошел в дверь, они смотрели на меня, я побежал налево, они бежали за мной». Нет ни образности, ни яркости, ни смысла в подобном чтиве. И действительно, зачем писать что-то нормальное и интересное, если можно всякую муть так выкрутить, чтоб понадобилась высшая математика просто все это расставить по местам.
Очередная идея, загубленная убогой реализацией с акцентом на чем угодно, только не на истории и не на героях.
SeverianX, 1 сентября 2022 г.
Роман «Роузуотер» привлёк меня двумя интересными моментами. Во-первых, сюжет книги тесно связан с биологией, которая является для меня профильной наукой. Во-вторых, нечасто можно встретить научную фантастику в африканском колорите. Оправдались ли мои ожидания, попробуем разобраться.
Действие происходит в 2066 году. Роузуотер – это город в виде кольца, расположенный вокруг Купола, под которым укрылся инопланетянин Полынь. Но обо всем по порядку. Считается, что всё началось с падения Полыни на Лондон в 2012 году. Пришелец, скрывающийся в астероиде, при приземлении уничтожил Гайд-парк, в свете чего был встречен людьми довольно агрессивно. После столь холодного приёма Полынь, в виде гигантского амёбоподобного существа, переместился в земную кору, по которой в последствие стал путешествовать. Пришелец принёс с собой на Землю микроскопические живые организмы – ксеноформы. Закончил свой путь Полынь в Нигерии, где осев на одном месте и закрывшись непроницаемым Куполом, находится на момент событий романа. Стоит отметить, что после всех этих событий Америка отделилась от всего мира, закрывшись «железным занавесом». Остальные страны могут только гадать, что же там происходит.
Хотелось бы поподробнее разобрать такое явление, как ксеноформы. Эти мельчайшие частицы сходны по строению с одноклеточными грибами. Находясь повсюду, они образуют связи, составляя так называемую ксеносферу. Некоторые люди получили возможность вступать в контакт с ксеносферой и извлекать оттуда нужную информацию. Подобных людей называют сенситивы. Это своего рода экстрасенсы, способные читать мысли и чувства окружающих, или внушать свои собственные. Для них оказывается открыто прошлое, а иногда и будущее. Также сенситивы могут превосходно искать предметы или людей, поэтому из них получаются превосходные воры. Способности у разных сенситивов различны в зависимости от их таланта в управлении ксеносферой. Взаимодействие с ней требует немалых навыков, и может быть очень опасно. Сенситив во время сеанса может просто потерять собственное Я и навсегда затеряться в лабиринте чужих мыслей. Однако у ксеноформ есть и другие интересные особенности – они способны вылечивать любые болезни. Концентрация их в атмосфере мала для того, чтобы излечить что-то серьёзное, но раз в год в куполе на короткий промежуток времени открывается портал, выплёскивающий новые частицы. Любое заболевание почти сразу проходит, даже конечности отрастают, что конечно же приводит в Роузуотер множество безнадёжно больных. Иногда ксеноформы работают неправильно, и вместо лечения люди получают страшные уродства. Но разве может это помешать больным надеяться? Ксеноформы могут даже возрождать мертвых, создавая что-то вроде зомби.
Главный герой – Кааро – сильнейший сенситив. В прошлом он был профессиональным вором, но был завербован правительством, и ныне работает на Отдел 45 (по сути, в разведке). В его обязанности входит считывание преступников и террористов, раскрытие преступлений. Для прикрытия он работает в банке, защищая ксеносферу в офисе от вторжения сенситивов-самоучек. Кааро – необычный персонаж. Повествование в романе идет от первого лица, и меня поражает безучастность главного героя. Он описывает происходящие события бесстрастно, как сторонний наблюдатель, хотя по факту находится в их эпицентре. Его способности поистине внушают уважение. Создаётся образ некого безучастного полубога, которого судьба бросает из одного водоворота в другой.
События развиваются сразу в двух временных линиях: 2066 год и прошлое Кааро. Раз за разом мы погружаемся в дни минувшего будущего, всё лучше узнавая главного героя, а вместе с тем и получая информацию о мире. Сюжет строится на том, что случайно Кааро узнаёт – другие сенситивы умирают по неизвестным причинам. Главный герой хочет понять в чём дело, и тем самым спасти свою жизнь. Интересно, как во всем этом замешана женщина с аватаром-бабочкой?
Нигерия в романе – страна контрастов. Тут есть различные импланты, Нимбус (своего рода интернет), хакеры-сенситивы, всемогущие корпорации и многое другое. Вместе с тем это всё та же страна третьего мира, где народ повсеместно погряз в нищете и суевериях. Один и тот же человек может работать в высокоскоростной сети, а затем повести ребенка к местной знахарке изгонять демонов. Воров, ведьм и геев здесь казнят «ожерельем» – надевают на шею покрышку и поджигают. Нигерия у Таде Томпсона пёстрая и страшная.
Если сеттинг и главный герой автору удались, то вот второстепенные персонажи все как на подбор плоские и невыразительные. Они являются скорее функциями, продвигающими сюжет. Герой попал в беду – ему приходят на помощь, не уверен в своих силах – старушка-сенситив передаёт ему свою силу, и т.д. К минусам я бы отнёс некоторое провисание сюжета. Непонятно также, что происходит с другими странами. Есть Нигерия со всеми своими контрастами, есть Америка за «железным занавесом». А что со сверхдержавами? Вот не поверю, что Нигерии позволили бы единолично распоряжаться Куполом. Евросоюз, Россия или Китая обязательно бы вмешались. В общем и целом, геополитическая ситуация описана неубедительно.
Итог: Мои ожидания от романа окупились лишь частично. Африканский колорит в какой-то мере я получил, а вот биопанка практически нет. Ну очень уж слабо описано научное обоснование ксеноформ. Впечатление от интересного сеттинга немного портит, пустота за границами Нигерии. Интересно подана идея первого контакта. Да и покорение Земли не всегда идёт при помощи оружия…
miamortu, 23 июня 2020 г.
Крайне скучная история о самом крутом телепате, который ничего не понимает и ничего не хочет.
Психологизма нет. Потому что прочитать чужие мысли — это ещё не психологизм. Драматизм съеден будничностью. Экшна мало и так он бойко написан, что лучше бы и вовсе не было.
Смешение эпизодов из разных времён особо не напрягает, но служит только созданию интриги на пустом месте.
Африканский колорит почти неощутим. Зато колорит киберпанковский чувствуется всеми фибрами. Тут практически эталонный хай тек лоу лайф.
Инопланетная инвазия интересна как задумка. Чужеродные микроорганизмы создают телепатов, зомбарей и прочие кошерные вещи — богатейший и универсальнейший фундамент. Но нет. Отдел телепатов в службе безопасности банка — единственная более-менее додуманная мысль в этом направлении (даётся в начале для затравки). Прочих деталей мало и они всплывают в тексте несвязанными набросками.
В сумме похоже на смесь газонокосильщика и какого-то унылого нуара. Потенциал был и был запорот.
Giessen, 22 ноября 2020 г.
Чересчур много ненужной физиологии и натужного псевдо-психологизма, но все равно — в целом добротное произведение, достаточно живое изображение африканской жизни после прилета инопланетян — с сумасшедшей смесью наркоты, техники, ведьмачества, агентов с чипами, жестоких убийств и летающих полуангелов. Хотя, такая яркая атмосферность — лишь противовес однотонному и даже скучному главному герою, который, честно говоря, никаких симпатий не вызывает — ни в начале, ни после того, как вроде бы начинает быть понятной его мотивация. Меня больше увлекла сама идея контакта, но она, увы, почти затерялась в банальном детективном сюжете и упомянута почти вскользь. А жаль, потому что, в отличие всего остального в этом произведении, она не лишена оригинальности.
А. Н. И. Петров, 12 декабря 2019 г.
Роман Таде Томпсона «Роузуотер» – это честный взгляд из Нигерии на гибель мира. Мало кто задумывается на Западе и Востоке, что происходит в Африке, когда очередной планетарный катаклизм или вторжение пришельцев уничтожает Нью-Йорк и Лос-Анджелес, крошит в труху Лондон, Париж, Берлин, опустошает Москву, Пекин и Токио. Континент с миллиардным населением появляется в фильмах и книгах о всеобщих катастрофах в лучшем случае эпизодически, и если это не арабский север, то какой-нибудь пейзаж саванны, в котором решительным образом ничего не происходит. Но ведь там же тоже должны высаживаться инопланетяне и гореть/замерзать/покрываться не пойми чем города и люди?
Не так давно эту сюжетную лакуну заполнил молодой нигерийский писатель Таде Томпсон, написав трилогию о родной стране, которую то ли колонизировали, то ли облагодетельствовали пришельцы. Нигерия, на мой взгляд, самая интересная африканская страна – 200 миллионов граждан с равновесной многонациональностью (три народности по 30-40 миллионов, еще несколько по 5-15 миллионов), развитая культура, нефтяная экономика (24-я в мире по ВВП (по ППС)), шесть городов-миллионников, включая 20-миллионную агломерацию Лагоса. Жизнь в Нигерии не стоит на месте, а кипит, и там определенно есть что рассказать такое, что, пусть с поправкой на местный колорит, но отзывалось бы как в западном, так и в восточном сердце – историю далекой от привычных центров силы и никак от них не зависящей глубинки.
В моем сердце «Роузуотер» отозвался намного сильнее, чем «Идеальное несовершенство» и «Всесожжение» вместе взятые, и в первую очередь из-за центрального персонажа романа – сенситива Кааро. При всей любви к сложносочиненному дизайну миров и лингвистически переусложненным текстам я все-таки больше люблю хорошие истории о живых персонажах, то есть таких, которые ведут себя естественно и самостоятельно, а не как картонные стенды, расставленные автором по сцене для полноты картины. И Кааро как раз такой.
Главный герой «Роузуотера» – ленивый, трусоватый, похотливый мужик в районе сорока лет с довольно непростой судьбой (а у кого она простая?). В молодости он воровал, из-за чего, мягко говоря, рассорился с семьей, толпа линчевала его девушку и чуть не убила его самого, и только необычайные способности к контакту с ксеносферой помогли ему более-менее устроиться в жизни, а так бы помер не за грош. Теперь он ходит на скучную работу в банке, время от времени тайно вкалывает на спецслужбы, а в свободное время просто прожигает жизнь без всякой цели. Живет Кааро в одном из самых необычных мест в мире – кольцевом городском поселении Роузуотер, наросшем вокруг гигантского инопланетного купола Утопия-сити – но не придает этому никакого значения, ведь, куда ни глянь, везде та же Нигерия.
Середина XXI века в «Роузуотере» очень похожа на наши дни за исключением одного события: в 2012 году на Лондон упала инопланетная форма жизни, за 50 лет разросшаяся по всей планете и заполнившая атмосферу невидимой сетью нейронов, похожих на грибные гифы – ксеносферой. Люди не смогли искоренить пришельца и привыкли к нему, так как особой агрессии он/оно/они к ним не проявлял, а потом и научились извлекать из него выгоду. Ксеносфера оказалась чем-то вроде интернета, чрезвычайно мощного: сенситивы, способные устанавливать контакт с вездесущей чужеродной нейросетью, научились передавать по ним информацию, читать с их помощью чужие мысли, создавать виртуальные пространства и искать людей; так возник новый тип коммуникации, мало чем отличающийся от телепатии.
Утопия-сити, чем бы это образование ни было, дает Роузуотеру бесплатную энергию, но главное – умеет исцелять любые человеческие болезни. Раз в год в город на так называемое Открытие собираются тысячи неизлечимо больных и просто недовольных здоровьем людей со всего мира; после недолгого контакта с ксеноформами, на полчаса заполняющими все вокруг, подавляющее большинство паломников становится абсолютно здоровым (изредка человеческое тело полностью перестраивается в нечто невообразимое, но это жалкие доли процента, да и считается большой честью). Ксеноформы не отличают смерть от болезни, поэтому все мертвецы в Роузуотере в этот день оживают, но на них давно никто не обращает внимания – мало ли в стране агрессивных бродяг и хулиганов.
На этом вся фантастика в романе заканчивается: есть «инопланетный интернет» и «инопланетная медицина» с зомби в качестве побочного эффекта, а так в 2060-х люди живут в Нигерии почти как сегодня. Формально стилистику истории можно охарактеризовать как биокиберпанк, так как все ключевые фантастические бои происходят в виртуальном мире ксеносферы, а за ее пределами царит обычная человеческая нищета и неустроенность, однако фабульно «Роузуотер» относится скорее к классу триллеров о спецслужбах и государственных тайнах, а сюжетно представляет собой вариант «мягкого» апокалипсиса, когда люди сначала не замечают гибели мира, а потом осознают, что не имеют ничего против столь приятного способа всеобщего умерщвления.
Не сочтите вышесказанное за спойлер, наоборот, это понимание сюжета поможет вам при чтении книги, так как композиционно она довольно сложная и большую часть времени остается непонятным, к чему автор ведет. Время действия свободно перескакивает между основной линией 2066 года, эпизодами молодости Кааро 2042-2045 годов и важнейшими сценами службы на тайное государственное агентство 2055-2061 годов. Томпсон выстраивает главы довольно хаотично: вот молодой Кааро в Лагосе 2045 года, вот он в Роузуотере 2066 года, а вот интерлюдия о втором задании в Лагосе 2056 года и сразу за этим события в Лагосе 2055 года. По завершении романа хочется прочитать события 2066 года и 2055-2061 годов в хронологическом порядке.
Это, впрочем, единственный избыточно сложный момент в «Роузуотере», а так вас ждет честный, открытый и весьма эмоциональный рассказ Кааро о его непутевой жизни и о том, как он впутался во все эти суперсекретные операции О45. В современном супергеройском дискурсе принято представлять суперсилы как огромную ответственность, накладывающую на человека не менее огромные обязательства, но Таде Томпсон подходит к вопросу с совсем другой стороны: чрезмерная способность соединяться с ксеносферой воспринимается Кааро не более чем неприятной бытовой помехой. Персонаж совершенно не думает о том, что он, благодаря этому дару сенситива, что-то там должен человечеству – он думает, что лучше бы от него все отстали и позволили тихо-мирно ничего не делать дальше.
Одновременно Томпсон показывает, что в героических поступках очень часто нет никакой воли к героизму, а есть лишь стремление выжить. Кааро постоянно оказывается в условиях близкой гибели, и потому, что в Нигерии жизнь не сахар, и потому, что спецслужбы используют его как живой локатор, и потому, что им слишком заинтересовались инопланетяне – впрочем, и потому тоже, что он ужасный раздолбай, наглец, бабник и пофигист. А тут уж, хочешь-не хочешь, приходится вместе со своей шкурой спасать и чужие. Так, перебираясь из одной передряги в другую, ругаясь на судьбу и дар сенситива, проваливая половину заданий и стабильно огорчая и начальство, и друзей, Кааро доживает до финала первого этапа «мягкого» апокалипсиса и узнает страшную тайну о том, что же на самом деле происходит.
Выясняется, что внеземные грибные гифы не то, чем кажутся, вернее, что они еще круче, чем считалось, причем настолько круче, что прежняя наукообразность построений Томпсона совсем уж лихо съезжает в магию на объяснении «ну это ж инопланетяне». У меня это единственная претензия к роману: центральное изобретение писателя – ксеносфера – не очень работает (что самое смешное, к низкоэнергетическому завязыванию пространства-времени в узлы Яцека Дукая и искусственному божественному свету Цезария Збешховского как-то вопросов не возникло). Наверное, претензия возникла по той причине, что роман предельно реалистичен везде, где только может, и от такого серьезного подхода к истории ждешь, что и научная часть будет на высоте. Увы, автор решил, что идея парящей в воздухе нейросети слишком хороша, чтобы с ней расставаться, а потому очевидные проблемы (скорость передачи, разрывы, навигация) решил кратко обрубить ссылкой на межпространственную и межвременную природу ксеносферы.
Не могу сказать, что это плохо, лично я люблю всякие игры с пространственно-временным континуумом, да и идея биологического интернета (от которого спасает только противогрибковая мазь) классная. Просто, чтобы не разочароваться в дизайне, на старте надо иметь в виду, что он лишь некая, может быть, немного неуклюжая, метафора колониализма. Посредством фантастики Таде Томпсон говорит одновременно о прошлом и настоящем Нигерии, представляя ее будущее как продолжение колониальной политики, но теперь уже со стороны пришельцев, и подчеркивая, что ничем хорошим это закончиться не может.
Но для меня лично, несмотря на все смыслы, «Роузуотер» – это прежде всего роман о негероическом герое, неудачнике и балбесе Кааро, и его приключениях на фронте уже проигранной инопланетянам борьбы за Землю и человечество. Жду теперь с нетерпением, что же произойдет во втором-третьем романе, и надеюсь, что первая часть у нас пойдет хорошо и ее продолжения будут изданы в этой же серии «Звезды научной фантастики».
Deliann, 11 июня 2020 г.
Расширяем свои читательские горизонты с серией «Звезды научной фантастики». На повестке дня «Роузуотер», роман о Нигерии, но строго говоря, не из Нигерии. Хотя это не имеет особого значения, ведь автор прожил в Африке более двадцати лет и является урожденным Йоруба, проживающим на данный момент в Англии.
«Роузуотер» предлагает необычный взгляд на инопланетное вторжение. При этом само вторжение происходит в основном фоном, и большую часть времени читатель наблюдает занятную смесь социальной драмы, шпионского детектива и мягкой научной фантастики. Бонусом идет еще чередование временных линий повествования, но они сплетены так искусно, что ни одна из них не перетягивает одеяло читательского внимания на себя.
Итак, на землю упало непонятное инопланетное создание, названное людьми «Полынью». Полынь приземлилась в Лондоне, принесло кучу разрушений и буквально провалилось сквозь землю. Люди, естественно, сначала попытались изучить и уничтожить неведомое создание, но особого успеха не добились. В итоге США огородились от всего мира непроницаемым куполом, Россия спорит с Китаем за звание новой сверхдержавы, а в Нигерии люди вынуждены привыкать к новому соседу.
Африканский городок Роузуотер раньше называли «пончиком», потому что он возник вокруг инопланетного купола. Сначала люди исследовали непонятный «гриб», потом обнаружили его побочный эффект связанный с излечением всех вокруг раз в год. Постепенно на базе этого выросла целая инфраструктура.
В Роузуотере живет Кааро, и это в большей степени его история, нежели повествование о «контакте». Кааро – сенситив, то есть человек, обладающий определенными способностями к телепатии. Его жизнь не назовешь простой, ему довелось побывать и вором, и спецагентом, и банковским служащим. Кааро отличается довольно флегматичным взглядом на жизнь, его мысленный монолог настолько отдает фатализмом, что вся книга у меня в голове читалась голосом Ильи Бледного, актера дубляжа Доктора Манхэттена из «Хранителей». Именно Кааро предстоит найти ответы на вопросы что же такое Полынь, каковы ее цели, что происходит с другими сенситивами, и что ждет человечество дальше. А еще Кааро необходимо разобраться в себе и своих желаниях.
«Роузуотер» не отличается остросюжетностью и драйвом, напряжение и интрига нарастает в нем постепенно и раскрывается в полной мере лишь на последней четверти книги. До тех пор читателю предстоит блуждать внутри мыслей Кааро разных лет и строить собственные теории относительно происходящего. Интересно, что сам по себе роман ладно скроен, почти все вопросы получают свои ответы, а само повествование течет очень размерено. Персонажи получились живыми, хотя не все оказались яркими в равной степени. К примеру, образ Феми меня зацепил гораздо сильнее, нежели образ Аминат, да и химия между ней и Кааро ощущалась более явно. Атмосфера Нигерии автору удалась просто блестяще, многие детали оказались для меня в новинку, и узнать о быте далекой африканской страны было интересно.
А вот что автору не удалось, так это придумать что-то новенькое относительно фантастического элемента. Это не так уж важно, но я от финала ожидал несколько большего, нежели новой вариации известного парадокса
Тем не менее, роман оставляет достаточно приятное послевкусие и его продолжения мне прочитать хотелось бы. Надеюсь, рано или поздно они у нас выйдут.
deepnight79, 7 июня 2022 г.
Развёрнутых и глубоких комментариев к этой книге написано порядком, даже и добавить что-то новое сложно — будут только повторы. Остались только эмоции. Не так часто попадаются книги, от которых за уши не оттянешь — «Роузуотер» именно таков. Могу сказать одно: отличный роман, пожалуй, лучший из тех, что довелось прочесть в этом году, и один из лучших о Контакте вообще. Даже жалко было перелистывать последнюю страницу — хотелось ещё. Ладно скроен и крепко сшит сюжет; всё ярко и захватывающе. Хороший стиль, с изрядным оттенком достоверности — спасибо автору и переводчику. В общем, с нетерпением ожидаю перевода продолжений
Lilian, 27 января 2021 г.
У этого романа интересный мир и оригинальный взгляд на инопланетное вторжение. Африканский футуризм, где чипы, дроны и высокие технологии соседствуют с бедностью и жестокими традициями. Инопланетное соседство, которое стало обыденностью, пускай и не оказалось от этого более понятным. Инопланетные существа, которые изучают и меняют мир вокруг, но делают это очень медленно, попутно исцеляя, калеча и наделяя необычными способностями. Множество любопытных идей — вроде в буквальном смысле закрывшейся от остального мира Америки, путешествий в ксеносфере (чем-то похожей на виртуальность, но при этом ксенобиологической природы), города, выросшего вокруг огромного инопланетного существа, и любопытных второстепенных героев. Диссидентка с повадками ученой, путешествующая во времени и пространстве при помощи некой технологии. Полуангел инопланетного происхождения. Призрак, застрявший в ксеносфере.
Но также следует отметить, что у этого романа абсолютно неинтересный главный герой (и это сильно повлияло на мою оценку). Он просто наблюдатель, плывущий по течению и реагирующий на раздражители. У него нет увлечений, смысла жизни, любимого дела — все его порывы ограничиваются банальными гедонистическими пристрастиями к красивым вещам и женщинам. Ну почти — все-таки минимум привязанностей у него есть, хотя бы по старой памяти. Он бывший воришка, вынужденный работать на правительство. И глубина его равнодушия к жизни определяется необходимостью время от времени слушать мысли умирающих, заряжаясь таким образом желанием жить.
В принципе, нелинейное повествование в нескольких временных линиях позволяет читателю лучше узнать предысторию главного героя и предпосылки его странностей (у героя сильные проблемы с самоидентификацией — последствия применения способностей и чтения чужих жизней). Но до этих подробностей ещё нужно дочитать.
Повествование неспешное, лишенное яркости и привычной динамики, но взамен рисующее всё новые и новые детали оригинального мира. И инопланетное вторжение здесь действительно есть, только такое, которому нельзя противостоять оружием. Следовательно здесь не будет попыток спасти мир (он не нуждается в спасении) или защитить человечество (эта битва уже проиграна ко взаимному удовлетворению сторон). Но будут тайны, смерти, необычные существа и попытка построить свое маленькое счастье, не смотря ни на что. И финальный выбор главного героя, его самоустранение от моральной дилеммы — логичный итог, к тому же вполне соответствующий духу и идеям романа.
История выглядит абсолютно законченной — не смотря на то, что служит началом целого цикла.
AliceMadness, 25 декабря 2019 г.
Всегда стараюсь писать отзывы на прочитанные книги сразу после последней перевернутой страницы. Так обычно и впечатления всегда остаются яркими, и поделиться ими со всеми хочется, и в памяти все мелкие детали ещё не выветрились. С новой книгой я также, как и всегда решила не затягивать, но приступив к отзыву внезапно осознала, что не знаю даже с чего начать. Все как-то смешалось в кучу и стало невыразительным серым фоном, где даже глазу не за что зацепиться.
Действия книги разворачиваются в относительно недалеком будущем (2060-ый год), в котором ровным счетом ничего не говорит о том, что это самое будущее наступило. Большую часть времени читателям предложат наблюдать за экстрасенсом Джоном, проживающим в самом центре Нигерии. Книжная Нигерия будущего, к слову, ничем не отличается от своего реального современного прототипа. Нигерийский экстрасенс Джон тоже. Только индивидуальности ради автор называет его сенситивом Джоном и упорно избегает слова «экстрасенс», но смысл от этого особо не меняется. Как Джон был ясновидящим, так им и остался.
Его способности к вангованию, кстати, это одно из двух фантастических допущений, введенных автором. Кроме этого оправдывать жанр «научной фантастики» в глазах читателей призвана еще и инопланетная сфера размером с небольшое палаточное поселение. Она раз «в какое-то там время» выпускает облако целебных спор, которые даже мертвого на ноги поставят. Причем буквально. Конкретную периодичность такого праздника жизни я не уловила, но судя по всему какая-то цикличность там все таки присутствует. Возможно даже где-то в книге были упомянуты точные цифры, но автор решил не делать на них значимый акцент, а моя и без того не самая безупречная память в ответ на такой произвол решила дать очередной, но вполне закономерный сбой.
Чуть погодя по сюжету раскрывается и характер официальной работы главного героя, который подобно глав.герою нолановского Начала работает с защитой, так сказать, интеллектуальной собственности. Т.е. он экстрасенс банка блокирующий других недобросовестных экстрасенсов, пытающихся залезть в головы клиентов данного банка и вытащить оттуда номера счетов, кредитных карточек, пароли и т.д. Неофициальная же часть проходит в подвале полицейского участка, где главный герой в роли экстрасенса-дознавателя уже сам лезет в голову предполагаемых преступников с целью найти там предполагаемые улики. И знаете, используя даже этот минимальный набор сюжетных заготовок, можно было все красиво обстряпать, приправить нужным соусом, добавить популярные увкуснители, соль-перец по вкусу и вышло бы вполне неплохо. Но вместо этого (даже на мой не самый притязательный взгляд) автор, используя всевозможные штампы и самые махровые сюжетные ходы, рассказывает нам достаточно банальную историю последствий первого контакта. И пусть суммарно история может получилось и неплохой, но уж точно не гениальной, не прорывной и не настолько оригинальной, как о ней сейчас говорят во всех окололитературных СМИ.
И единственное, что получилось по-настоящему необычным, так это тот самый национальный колорит нигерийской глубинки со всеми этими невыговариваемыми названиями местных блюд, специй и шаманских обрядов. Я, конечно, докторской степенью на эту тему не обладаю, но выглядело все максимально правильно и очень аутентично. Но это только, что касается непосредственного фона. Сам же сюжет вышел несколько банальнее, но тоже на уровне. Знаете, он из тех, после прочтения которых у вас не возникает чувства впустую потраченного времени, но вы ничего не потеряете, если по какой-либо причине его пропустите.
А вот, что на мой взгляд действительно не удалось так это сам стиль письма.
К слову, очень ломаный стиль письма.
Где каждое предложение.
Должно быть с.
Минимальным.
Количеством.
Слов.
За примером благо далеко ходить не нужно. Я для вас буквально кусочек из ознакомительного отрывка сейчас зацитирую и под спойлер спрячу. Там все интересующиеся могут посмотреть и оценить полет авторской фантазии.
«Я выхожу на улицу.
Очень хочется сигарету, хотя я не курил уже давно. Просто такое ощущение, что я должен закурить.
Девять месяцев. За то время, что я потерял, у меня мог бы родиться ребенок.
Дрон спускается, чтобы удостоверить мою личность, потом улетает прочь.
Телефонный звонок. Это Феми, и я его игнорирую. Отличная служба на благо страны, бла-бла, убийца приговорен к пожизненному, бла-бла, жертва, жертва, жертва, бла-бла.
Я не помню всего, что случилось, у меня провалы в памяти. Часть меня думает, что, возможно, у провалов есть причина и что на самом деле я не желаю знать.
Но во мне живет печаль. Не знаю почему, но я ее чувствую.
Сколько бы мне ни заплатили, этого не хватит.
Я высматриваю такси»
Подводя итог можно сказать, что если вы не считаете себя новичком жанра «научная фантастика» и если вам не безразличны такие фамилии, как Уотс, Макдональд и Виндж, то новая книга Таде Томпсона едва ли оставит отклик в вашей душе, потому как банально не сможет хоть чем-нибудь удивить. В остальном же «Роузуотер» средняя книга с неплохой историей, которая достойна хороших продаж и дальнейшего качественного развития.
ton-tan, 6 апреля 2020 г.
Томпсон — не совсем минималист, но во всем, чем набит роман, автор соблюдает меру. У него была масса возможностей испортить книгу, но он их благополучно избежал. Здесь нет: навязчивой порнухи, такой же навязчивой экзотики, навязчивых трипов с путешествиями в виртуальные миры и попыток выжать из читателя сострадание к голодным африканским детям.
Да, герой занимается сексом с инопланетной формой жизни, но Томпсон скорее информирует об этом, чем смакует. Да, дело происходит в Африке, но даже Макдональд в свои «индийские» и прочие «этнические» произведения вбивает больше примет неевропейской культуры. Да, герой может выходить в ментальное пространство, но автор не устраивает ему там квест на треть романа. И да, в Африке жить тяжко, но это не обличение колониализма и не покаяние британского писателя перед благородными африканцами.
Не-Африки в романе вообще очень мало. Африканцам для полноценного сюжета достаточно африканцев. Нигерия — страна продвинутая и самодостаточная, у них самих найдутся подлецы, герои и прочие необходимые для хорошего романа типажи в нужных количествах.
Более того, если бы мне прямо не сказали, что это Нигерия, я бы мог принять ее за какую-нибудь выдуманную страну. Тоже, кстати, плюс. Не вижу причин каждый НФ-роман, действие которого происходит не в Европе или США, превращать в этнографический. У Томпсона экзотики ровно столько, чтобы обозначить неевропейское пространство, но сохранить единственный центр повествования — фантдопущение. Роман не про Африку, а про инопланетян и про то, что они с людьми делают.
Еще один удачный момент — главный герой. Это не нынешний любимец даркфентези — лишенный обаяния нехороший человек, которому желаешь смерти с первой страницы, надеясь, что его замена окажется поинтереснее. Однако и традиционным для персонажей НФ энтузиазмом он не заражен, так что в герои/спасители/первооткрыватели не рвется. А еще он не предается регулярным сеансам страдания по поводу чего-нибудь. В итоге у Томпсона получился очень достоверный персонаж — вор, который перестал воровать и стал работать на правительство, но не раскаялся и не обрел веру в Добро. Он очень настоящий, нет впечатления, что кусок его биографии появился для драматического эффекта и романтических образов.
Кааро — человек, который не особо склонен к рефлексии; человек действия, но не глобальных свершений, а мелких, необходимых с его точки зрения дел. Их поток, подстегиваемый правительством, а также четкие, не перегруженные лишними оборотами предложения создают очень плотный текст, который приятно и интересно читать.
И фантастику Томпсон разворачивает постепенно, шаг за шагом, исключительно через Кааро, не поддаваясь соблазну ввести на пару глав дополнительного персонажа ради простоты раскрытия темы. Терпеть не могу, когда автор жертвует единством повествования ради «раскрытия мира». Не можешь раскрыть мир, не испортив текст — не раскрывай.
«Роузуотер» — роман о контакте. Вор и правительственный агент пытается разобраться в своей способности читать мысли людей (от которой может и умереть). Это естественное желание приводит его к осознанию целей инопланетян. Фантастика развивается (от простого к сложному, от меньшего к большему) активнее, чем герой, как и должно быть в НФ-романе. Вполне себе оригинальная концепция захвата планеты отсылает ко вполне классической идее НФ и футурологии, озвученной Моравеком, Лемом, Иганом и прочими умными людьми:
ilya_cf, 21 сентября 2019 г.
Близкое будущее, место действия Нигерия, западная Африка.
Считается, что всё началось в Лондоне в 2012 году (на самом деле — нет). Полынь, инопланетное существо, разнесло Гайд-парк, буквально рухнув на голову человечеству и заразив биосферу внеземными микроорганизмами, называемыми ксеноформами. Получив не самый радушный приём, впиталось в земную кору, и спустя какое то время окопалось на африканском континенте. Где, благодаря целебным свойствам ксеноформов, встретила понимание среди обычных людей, но, как водится, была прохладно принята местной властью. В итоге скрывшись за непроницаемым куполом, взметнувшим ввысь высоковольтные ганглии, Полынь отрезала себя от всяческих контактов с человечеством, оставив лишь ксеноформов, уже с лихвой выпущенных в земную атмосферу. Кроме того, раз в год, в куполе появляется отверстие, выпуская в мир новые микроорганизмы, излечивающие большинство болезней, и даже поднимающие на ноги мёртвых. Естественно, в это время в Роузуотер (город-кольцо вокруг купола) стекаются тысячи больных. Люди излечиваются от болезней, но не только. Иногда перестройка организма даёт не тот эффект, что ожидалось. Но надежда на лучший исход жива, и многотысячная толпа из года в год ждёт своей участи.
Центральный персонаж истории — Кааро — сенситив (квантовый экстраполятор, как назовёт его некая сущность, один из аватаров Полыни). Человек, считывающий мысли и эмоции окружающих людей. Происходит это благодаря редкому умению подключаться к так называемой ксеносфере, области, создаваемой выпускаемыми Полынью ксеноформами. Сенситив способен полностью идентифицировать себя со считываемым объектом, впитывая и навсегда запоминая весь жизненный опыт последнего. Не утонуть в этом потоке информации и выплыть, самоидентифицироваться, бывает не просто. Задача усложняется в зависимости от количества считываемых лиц за раз, а также напрямую зависит от опытности и силы самого сенситива. Более того, Кааро — искатель, способный находить утерянное или спрятанное. Неудивительно, что начинал Кааро как вор. А ворам, как впрочем ведьмам и геям, в Нигерии уготовлен огонь. Избежав незавидной участи, он теперь работает на Отдел 45, прикрываясь банковским служащим. Выполняя очередное задание для О45, Кааро внезапно узнаёт о смертях таких же как он сенситивов. Одновременно с этими событиями он встречается в ксеносфере с загадочной аватарой в форме женщины-бабочки, зачастую склоняющей его к сексуальному контакту, но истинного интереса к сенситиву не раскрывающей. Через многочисленные флэшбеки жизни Кааро, мы узнаем как он впутался и даже оказался на переднем краю происходящих событий. Познакомимся с Велосипедисткой — олицетворяющей сопротивление текущему правительству. Побываем в Лиджаде, что скорее возможность места в измерении нескольких непознаваемых вероятностей. А так же придём к мысли, что ксеносфера, не исключено, больше чем нам кажется, и может находиться как в прошлом и будущем, так и альтернативных версиях нашей планеты. Обнаружив с какой целью Полынь бороздила космическое пространство, Кааро придётся по-новому переоценить всё то, что было для него привычным в последние несколько лет. Что же являет собой Полынь? Возможен ли симбиоз, устраивающий обе стороны, либо человечеству будет не лишним вспомнить о данайцах, дары приносящих? Подумать об этом стоит, тем более, что часики-то тикают, и у Полыни куда больше времени и терпения, чем у тех, кто вскоре лишь формально смогут назвать себя людьми...
P.S. Само описание ксеносферы не может не напомнить киберпространство Гибсона. Вот только теперь понятие киберпанк, будет более уместно заменить на биопанк. Жаль, такого в классификаторе фантлаба не предусмотрено :)