FantLab ru

Александр Бушков «Радиант»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.16
Голосов:
91
Моя оценка:
-

подробнее

Радиант

Роман, год; цикл «Сварог»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 11
Аннотация:

Никто и не мог предположить, что именно так все обернется на Нериаде. Всего-то и планировалось дня за два воспроизвести операцию «Невод». Хотя, конечно, всегда есть шанс, что события встречи с Великим Зодчим могут повториться...

Но чтобы получить благодарность самого Великого Мастера?.. Сварог такого уж точно не ожидал.

Входит в:

— цикл «Сварог»



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Радиант
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Приступая к чтению очередного опуса Сварогианы я был в предвкушении новых ляпов, склерозных негров и, конечно же новых сексуальных девиаций, поразивших все взрослое и невзрослое население Талара.

И не ошибся!

Начинается роман с того, что отдыхающий от трудов праведных и неправедных Сварог решает сложную логистическую задачу — далеко ли от его кресла до шкафа с закуской и выпивкой. И что сильнее — желание побухать, или нежелание оторвать свое седалище от кресла? В итоге побеждает лень, и Сварог со вздохом остается трезвым.

Но паазвольте! Еще в первом романе в похожей ситуации Сварог попросту телепортировал кувшин с вином в постель, где развлекался с очередной красоткой, так и оставшейся безымянной. Да, годы берут свое. Теряет Сварог необходимые навыки для жизни.

Так и не выпивший Сварог занимается изучением культурной жизни своих подданных — а именно чтением полицейских доносов: кто, кого, как, сколько раз и в каких позах. Прочая культурная жизнь, как и прежде, Сварога мало волнует. К моему большому удивлению на этот раз обошлось без участия Яны. Хотя вопрос — где невинная девочка, которая в первых книгах цепенела при одной мысли о поцелуе со Сварогом, да и воспитывалась достаточно строго, набралась всех этих извращений, так и остался открытым.

Наконец отдохнувший Сварог переходит к своему основному занятию — борьбе со всякими зловредными происками желающих раскачать имперскую виману или учинить другое преступление против стабильности.

Надо признать, что даже на откровенно халтурном фоне последних книг эта борьба вызывает одну лишь скуку, а табуны роялей уже не помещаются в кустах. Злодеи несут на себе печать злодейства и видны за версту. Пойманные, они быстро, не задумываясь сдают все что, можно. Одним словом расследование особых трудов не вызывает. Само логово злодейства такое же скучное и представляет очередной набор невнятиц и бессмыслиц. Ну вот к чему, например было присылать Сварогу и Яне смонтированную клубничку с их участием? На тот момент, по мнению заговорщиков ни Сварог, ни Яна ни о чем не догадываются. И такое видео только встревожит их.

Общая картина такая же безрадостная. Если бы и не было этой книги, в общем повествовании про Сварога ничего не изменилось бы.

Финал вообще за гранью идиотизма. Ну да, часть обретших свободу воли действительно будет совершать черные дела со всеми вытекающими. Но другая часть, наоборот, обретя волю, обретет и возможность получить Спасение, коего была лишена до действий Сварога.

Фигня.

Оценка: 4
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И вот прочитана последняя страница «Радианта». Охотник возвращается домой с холмов...

И — понимание. И непонимание. Пожалуй, это первая книга сварогианы, которой я не готов сразу воспеть восторженную оду. Неа, были там две с половиной книги про Димирею с Атаром и трилогия про Корону, но там были свои плюсы. И их было немало. И да, самыми лучшими книгами цикла я считал и считаю всёж первые три романа, да ещё ту же «Чёртову мельницу» впридачу (за исключением спорного финала). Но вот этот «Радиант»...

Сложно с ним всё. Во-первых, это во многом прямое продолжение предыдущего романа — «Над самой клеткой льва». Во-вторых же... Слишком сильна оказалась для меня перекличка что с «Алым, как снег», что с «Вертикальной водой». Я не упрекну автора за лёгкое его самоцитирование, местами чуть ли не дословное (пару-тройку раз при описании тяжести на душе лорда Сварога). Просто всё перегорело в тех двух книгах. Особенно в той, что про алый снег и алую кровь.

И редкий случай — но мне понравилась обложка книги, пусть Сварог там всё тот же не Сварог (для меня, любящего обложки классических изданий 1996 года).

И да, зелёные тона и общий дух осени на сей раз — это 100% попадание художника в цель.

Но если я изначально ждал чего-то в духе тех же «людей осени» Рэя Брэдбери («Надвигается беда»), то в реальности получил нечто, близкое скорее уж к ранним рассказам Сергея Лукьяненко. И я не могу сказать что мне это шибко понравилось. Не хочу раскрывать интригу сюжета, но до чего же безумно жаль...

Теперь дальше. Детективно-спецслужбисткие моменты прописаны в книге хорошо. Сварог и другие персонажи вполне соответствуют. Есть неплохие моменты. И да, доступных красоток Сварог всё также любит.

Даже чувство юмора у Сварога таки не умерло ещё — и это всёж просто прекрасно. Но у Генриха Манна, в той же главе про «рыцаря пулярки» было всёж гораздо лучше.

Что ещё. Эпилог... Эпилог завален. Автор почему-то на ровном месте решил навалить гору. А выродил по факту небольшую мышь. Пусть и чёрную. Замах был на мильон, а по сути выход был лишь на алтын. И это — после гораздо более жестких и правильных эпилогов в тех же «Вертикальной воде» с «Алым«! Не говоря уж про финал «Рыцаря из ниоткуда«! К сожалению, на этот раз автор сильно промахнулся. Страдания Сварога тут смотрятся совершенно надуманно (на ровном месте) и чужеродно. И да — вспомните схожую встречу в тех же блистательных «Летающих островах«!

В общем, книга как обложка. Пустынный пыльный склеп, важный и дорогой только для своих. Для тех, кто годами жил этими книгами Бушкова, кто ждал их и любил, кто искал их на уличных лотках и на сайтах интернет-магазинов.

Король Сварог жив и многое у него ещё впереди. Только почему же мне сейчас так пронзительно грустно и так хочется промолвить вслед светлому королю старые слова — «Слава павшему величию!»?.. Ведь он же победил, он всегда побеждает, на то он и действующий король и бывший советский десантник...

Резюме:

Хорошая книга — но только для подлинных фанатов серии. Хорошая — но совершенно проходная. Холодная. Как поднятый осенней порой с чёрной земли кусок малахита...

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очередной роман про Сварога прочитан. И у меня сразу же есть вопрос: куда «Абрис» дел настоящего Бушкова? Очевидно, что это не его роман, ведь в нём нет успевшего всем осточертеть Глоссария!

Нет, ну а если серьёзно, то череда пустых и неинтересных книг из таларского цикла надоела мне настолько, что к моменту выхода «Радианта» у меня полностью отсутствовало желание читать писанину Бушкова. В результате я взял паузу в несколько месяцев с целью уловить тот момент, когда у спадёт отвращение как к Сварогу, так и к тому во что автор превратил свой лучший цикл.

И вот я прочитал этот роман, а теперь даже не знаю, о что можно сказать о нём. Знаете, есть книги хорошие, есть плохие, а бывают и НИКАКИЕ. «Радиант» как раз из их числа. Написано всё более-менее грамотно, сюжет плотно переплетается с предыдущими частями цикла (периодически приходилось заглядывать в более ранние романы чтобы освежить в памяти упоминаемые события), однако общее впечатление «Радиант» производит довольно слабое. Очень много разговоров в которых тонут все остальные события, неприятный главный герой, традиционно скомканный финал и слитое противостояние с неведомыми злодеями… Ну и я ещё раз оценил с какой «грацией» Бушков рвёт старые сюжетные линии и убивает персонажей, которые, как он считает, больше ну нужны. В общем всё как обычно.

И конечно феерический эпилог. Похоже автор решил учесть критику читателей о том, что Сварог равнодушно относится к моральным последствиям своих подвигов и на последней странице книги нагнал по совершенно пустому поводу драматизма. Смотрится всё это фальшиво и нелепо. Для финала «Вертикальной воды» подобный финал был бы необходим, ибо там Сварог убил миллионы людей. Но по воле автора Король Королей воспринял всё произошедшее максимально философски, чуть ли не в стиле «Пустяки, дело житейское». Здесь же Сварог дал миллионам душ шанс на спасении, а потом начал скорбеть о том, что многие из них этим шансом не воспользуются. Ну не идиотизм ли? Уважаемый коллектив авторов! Вашими стараниями Сварог давным-давно превратился в эталонную мразь, так что нынешние попытки, причём попытки нелепые, изобразить моральные терзания человека без чести и совести (как известно правителям такие качества противопоказаны) производят строго комическое впечатление.

Моя любимая рубрика «Ляпы, ошибки, опечатки». Как известно ни Бушков, ни его ручные авторы особо не заморачиваются ни логикой повествования, ни проверкой нового романа на совпадение с уже написанными. В этой книге такое случилось с помощником Каниллы Дегро – магистром Дальретом. Дело в том, что этот персонаж впервые появился на страницах «Вертикальной воды», а затем упоминался в «Над самой клеткой льва». Однако там его звали не Дальрет, а Дальбет. Дальрет же – это исторический деятель Небесной империи живший примерно за тысячу лет до Сварога и упоминаемый один-единственный раз в «Летающих островах». Что мешает авторам (настоящему или Бушкову) тщательнее выверять имена персонажей – не понятно.

Позабавила борьба с таларскими ворами в законе. Это Сварог такой наивный или Бушков хочет, чтобы читатель почувствовал себя очень умным? Очевидно, что если перевешать лидеров криминального мира на основании имеющихся на них татуировках, то следующее поколение преступников просто откажется от практики увековечивать свою «биографию» на теле. Учитывая что в земных королевствах ещё нет ни фотографий, ни отпечатков пальцев, татуировки самым серьёзным образом облегчают жизнь полиции. Фактически Сварог своими действиями создаёт серьёзные проблемы собственным правоохранительным органам и при этом ни умница-Интагар, ни остальные министры не пытаются донести до короля абсурдность его действий.

Итог: литературная жвачка не самого высокого качества. Очередная древняя тайна наконец-то дождалась того, чтобы её походя раскрыл бравый десантник. В общем – всё как обычно. Видимо теперь на очереди – возвращение к доштормовому Талару.

P.S. Задолбала манера Бушкова выделять те или иные слова курсивом для придания им большей значимости. Иногда это бывает к месту, однако чаще всего это никак не влияет на смысл написанного. А раз так, то зачем эта манерность?

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это очень плохо написанная книга.

Половина романа посвящена тому кто, с кем, куда и сколько раз занимается сексом. Причем написано так, словно бабки старые у подъезда перемывают косточки молодым соседям.

Вторая половина посвящена ликвидации очередной угрозы Талару. Роль Сварога сведена к минимуму:трахнул враждебную агентессу (зачем он её трахал, если всё равно собирались решать проблему ударом с орбиты, почему сразу в плен не взял — непонятно), выпустил дронов-шпионов. Если в “Алом снеге” он выполнял пророчество по уничтожению воплощений Дьявола, то здесь его роль мог сыграть любой подготовленный лар.

Действия в книге нет. Смысла в поведении героев нет. Читать не рекомендую.

Оценка: 2
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно бездарная книжонка, полная склеротических глупостей. Автор уже не просто не хочет писать нормально. Он уже не может.

Автор дает дворянству вкусный пряник — возвращает турниры. После того как они 400 лет как ушли в прошлое. Нет ни тяжелой кавалерии, пулеметы на поле боя вытесняют конницу. Да кому они вообще сдались? Дворяне еще и платить будут за это непотребство? Автор всерьез верит, что это возможно?!!! В реале турниры были способом тренировки в мирное время. Ушли сразу как только появилось относительно развитый огнестрел. ПРосто стали неактуальны.

Автор зачем-то конфисковал у вдовы лихваря деньги. Зачем? Объяснение — казне нужна прибавка. Это при том, что Сварог простыми заклинаниями наштампует золотишка за полчаса в сотни раз больше. Смысл этого мелкого преступления? Только в преступлении? Сварог клептоман?

И так далее. Читать было откровенно противно. Бушков реально совершенно поглупел и спился. Он, кажется, реально верит в те глупости, которые несет.

Оценка: нет
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Ты былa со мной в сaмое трудное время. Когдa меня уволили — ты поддерживaлa меня, когдa мой бизнес прогорел – ты былa здесь, когдa в меня выстрелили и рaнили – ты былa рядом, когдa мы потеряли нaш дом – ты былa со мной, когдa моё здоровье стaло совсем плохим – ты остaвaлaсь со мной. Ты знaешь, Мaртa, что я думaю?» – «Что, дорогой?» – улыбaясь, мягко спросилa женa и её сердце наполнилось теплом к мужу. — «Я нaчинaю думaть, что ты приносишь несчастья».

Анекдот.

------

Почти всё, что мне хотелось сказать, уже сказал в предыдущем отзыве уважаемый Пушок. Поэтому буду краток.

Во-первых, хочется похвалить за доктора с «синдромом штурвала». Жизненно, актуально. Вот только — не странно ли? Как говорится, если у вас паранойя, это не значит, что за вами не следят. Всё новые и новые беды обрушиваются на многострадальную Империю Четырёх Миров с появлением Сварога. Глаза Сатаны, токереты, Брашеро, «Чёрная Благодать», Багряная Звезда, Фаларен, Великий Кракен, Хитрые Мастера, теперь вот Радиант... Как они, собственно, вообще выжили-то бы — без него, такого замечательного? Стахор бы спас? Или тут есть связь? Или это он приносит Империи несчастья? «Хоть безумная идея, не решайте сгоряча»...

Во-вторых, финал. Нет, я всё понимаю, блицкриг на то и блицкриг. Но неужели нужно было именно так? Пришёл, увидел, победил? В смысле, разбомбил без каких-либо прелюдий? Впрочем, я — человек невоенный, не буду настаивать на переговорах с Хозяевами Радианта. Вот только два забавных вопроса имеют место быть. Первый: автор так долго выстраивал логические связи, чтобы потом их оборвать. Намеренно? Случайно? Все эти (изрядно, признаюсь, надоевшие, ибо появляются кстати и некстати) рассуждения о том, что противостоит нам разум явно человеческий, о том, что по технологиям Империя и Радиант развиваются примерно параллельно. Хорошие такие рассуждения, правильные. Не такие, которые я бичевал в одном из предыдущих своих отзывов... И вдруг бац! — и всё это летит в тартарары. И разум у нас нечеловеческий, и технологии у нас ворованные... Опять же, осталось за кадром, чего же этот самый Радиант хотел. Понятно, что ничего хорошего для Яны и Сварога сотоварищи, но всё-таки? Возможно, ответ будет в продолжении. Надеюсь... Второй: мне одному кажется, что Сварог сделал некую «петлю» и вернулся в начало «Летающих островов» ? Я имею в виду, что уже там прослеживались мысли: а если просто, без изысков, засыпать известную зону серебром по самое не могу? И никакой Делии нам не надо. Не прошло — не хватило власти. А если бы сейчас? Когда и императрица у нас ручная, и Канцлер — свой, и Директор благоволит? Стали бы устраивать скачки с препятствиями или?..

В-третьих, я получил ответ на один из давних своих вопросов. Сварог хоть в чём-то стал раскаиваться, а не просто скорбеть.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мир праху Эгле и Стахора.

В-четвёртых, эпилог. Нет слов. Ваше Небесное Великолепие! Вас так дёшево развели! Я понимаю, что на это мог купиться офицер атеистической тоталитарной державы. Но вы же, вроде как, ещё и с монахами общаетесь, и книжки богословские почитываете. Похоже, не впрок.

В-пятых, минус за грабёж вдовы. А как по мне, это именно грабёж. Или кто-то считает, что бедный король Сварог так остро нуждался в деньгах? Просто нет в мире более благотворительной цели, чем забота о лучшем в мире Карлсоне. За его явное сочувствие к коррупции, так уж и быть, минусовать не буду. Формально он тут всё-таки не самый главный.

В-шестых, закон про татуировки. Как-то наивно, на мой взгляд. Сегодня это работает, а завтра такие татуировки бандиты будут силой набивать неугодным людям. «И платье с плеч ползёт само. А на плече горит клеймо!» — знаем, проходили...

В-седьмых, сцена с цепочкой. Я не знаю, как Сварог ухитрился добиться нужного ему эффекта. Мне кажется, что своим рывком он в первую очередь сломал бы себе палец. Если заклинание защищает от подобных проблем — дело ограничилось бы полуоторванной головой Иляны.

Наконец, в-восьмых. Что-то давно я редакторов и корректоров анафеме не предавал. Кару Небесную на их головы не призывал. Р-расслабились!

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал книгу, почитал предыдущие отзывы. Почему-то очень много не просто негативных, а — крайне негативных.

Да, согласен, книга не шедевр. Но написано вполне в духе Бушкова, и не так уж сильно отличается от стиля предшествующих 4-5 романов про Сварога.

Соглашусь, что отсутствие глоссария и увеличение объема привычного уже в 290 страниц (плюс-минус) текста порадовало.

Король королей по-прежнему вершит судьбы подданных, пытается как может внедрить «разумное, доброе, вечное» среди них, а еще несет бремя ответственности лара перед императрицей и империей. Ну и спасает в очередной раз мир, куда же без этого. Хотя бы не в одиночку и не своими руками))

В общем, как мне кажется, вполне добротное произведение в серии.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вместо комментария этого произведения (я прокомментировал в соответствующих ветках в целом Таларский и Неталарские циклы) будут размышления о том, что с этим всем делать (по состоянию на 18.05.18 это крайний эпизод сериала, но думается не последний).

Нужно: 1) достойный финал, не обязательно «Шекспировский», но очевидно и в самой книге ясно написано — Король королей устал. Он прямо и опосредствовано

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
контролирует почти весь Талар, является «серым кардиналом» Империи, которая его же усилиями распространила свою власть и на Нериаду, «семейная парочка» кроме традиционной магии ларов контролирует еще и Древний Ветер (к счастью без псевдонаучного описания, а то и живот можно надорвать от смеха).
По большому счету франшизу нужно было закрывать после
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
победы над последним воплощением Князя Тьмы
, но вышло как вышло
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
да и тему с дверью в прощлое Талара нужно закрыть. Можно с героической гибелью главного героя, было бы логично.
Но помнится в Сварога есть как минимум один потомок, от женщины с племени морских бродяг, можно реализовать и Артуровскую тему (Сварог реально похож на легендарного последнего короля кельтской Британии), со смертью от руки бастарда.

2) перераработать, уплотнить/сократить все начиная с «Железных парусов» до 3-4 романов с логически завершенными сюжетными линиями и финалами предваряющими последующие книги.

3) интегрировать Неталарский цикл в общую Хронику.

Тогда может быть все это не потонет в море графомании, а как писал поэт Маяковский «громаду лет пробьет, и явится весомо, грубо, зримо...»

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странное послевкусие! Вроде бы все на месте , и чего-то не хватает. Герой по-прежнему бодр, самоуверен, справедлив, но какое-то ощущение потери темпа присутствует( . В целом это ладный боевичок продолжающий приключения, но не оставляющий новых загадок и задач, потому наверное и скучновато. Новых рубежей не появилось, а старые потихоньку разруливаются, крутость гг растет, загадка чуть топчется на месте перед раскрытием... не лучший Сварог из последних.... И в конце эти терзания после встречи с существом от Великого Мастера — странно, он же подарил живым людям свободу воли, а куда они после смерти — в рай или ад — пусть все как у всех, а то каково душам в чистилище зная что в жизни у них не бло свободы? Правильно все сделано, терзания не к месту. Сварог первых книг даже б не задумался. 8. Из уважения к серии, а то было бы 7

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во многом согласна с предыдущими отзывами и всё-таки не хочу ставить крест (для себя) на Таларском цикле. Так как являюсь давней поклонницей автора и признаю его одним из мощных столпов современной фэнтезийной прозы. Книги цикла зачитаны мною и сыном почти до ветхости(есть мысли приобрести переиздания). Что же с «Радиантом»? Во- первых, от слабых творений не застрахован ни один творец. Во-вторых(мне кажется) автор поторопился «выдать книгу на гора» и не доработал сюжет. Больше всего разочаровал конец книги. Не многочисленные красотки, уложенные в постель, не астрономическое количество алкоголя на страницах. А именно сюжет: я не поняла-КОГО победил Сварог на Нереиде? «Чертова мельница» имела гениальное обоснование: история появления, угроза планете, поэтический след, поиски спасения и ,наконец, личное участие и разгадка: боевой робот, космический странник. В «Радианте» же скучноватое научное расследование явления, никакое личное участие и скомканная разгадка. Я дважды прочитала книгу, и вот не могу сейчас сформулировать суть разгадки. Коллективный разум,«занесенный» Штормом в Империю четырёх миров,«окопавшийся» на Нереиде,«загасивший«развитие её обитателей на тысячи лет и пожелавший завладеть другой планетой путём свержения династии? Так? Но Что это такое, этот Коллективный разум? Не считает ли автор, что читатели имеют право на разъяснение ( хотя бы в конце второй книги)? Почему захват Талара Разум начал с подаренных компьютеров, а не сразу с потенциально взрывчато-опасных тарелочек? Какие нити связывали Разум с Брашеро и Магистериумом? Всё это мне не понятно, не принято и не позволяет признать роман полноценным. Александр Александрович! Не спешите издавать очередную книгу и портить впечатление от своего творчества. У Таларского цикла Есть будущее! Дайте ему достойное продолжение! И еще, в ТД «Абрисе» есть корректоры? Если есть,то ЗА ЧТО они получают деньги?

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну что, в очередной раз — автор не удивил.

Как всегда, ладно скроенный и крепко сшитый сюжет. Как всегда — в последних книгах — смятый финал.

Нет, от этого не становится менее интересным процесс чтения, Бушков в этом силён всегда...

Но вот ассоциации с превращением заряда-повествования, готового взорваться ярким финалом — и лопающегося мыльным пузырём...

Это грустно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх