Александр Золотько «Интерпретатор»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Вторичный литературный мир | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Егор Старосветов c детства был человеком очень спокойным, уравновешенным. Наверно, его можно было бы даже назвать скучным и малоинтересным, как выбираемые им занятия, если бы не способность Егора по-новому смотреть на известные факты и задавать крайне неудобные вопросы...
Входит в:
— цикл «Свободные фантазии на тему миров Стругацких» > Антологии > Мир Стругацких. Рассвет и Полдень
— антологию «Мир Стругацких. Рассвет и Полдень», 2017 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Etamin, 18 февраля 2024 г.
Замечательный рассказ, который заставляет взглянуть на Мир Полудня с другой стороны и совершенно по-новому. Что примечательно, он не является ни глубокой деконструкцией, подобно «Факапу», ни явно сатиричным переосмыслением, представленным Лукьяненко в Мире геометров. Это всего лишь новый анализ и интерпретация фактов — как и заявляется в рассказе. Ибо сказано в Новом Завете: «Сейчас мы смотрим как бы через тусклое стекло, тогда же — со всей ясностью»... Пересказывать «пересмотренные» факты» смысла нет, следует прочитать самому и подумать. Однако отмечу, что ряд вопросов по этим самым фактам таки задавался читателями в реале — в он-лайн интервью. Ну вот, к примеру, о бесконечных стадах антилоп, жирафов и прочего зверья, которое гоняли под присмотром чуть ли не по всей планете, — а на фиг людям Полудня были нужны они в таком количестве? Их что, на мясо разводили? Внятный ответ не был получен. «Ну как-то само собой написалось...»
Рассказ ценен проработкой мельчайших деталей, которые все — ВСЕ — взяты из оригинальных текстов и ПРОИНТЕРПРЕТИРОВАНЫ. Вплоть до сакраментального вывода: «Я не верю Горбовскому». Тут же шаг оставался до «Факапа» — но он не был сделан. И правильно.
А главное, на мой взгляд, в рассказе — тема «Право на убийство». Те самые два ноля в кодовом номере. Должны ли определенные товарищи их иметь? И применять, коли понадобится?
И вот тут мы получаем еще одно литературное подтверждение пересечения Мира Полудня и Известного Космоса Нивена. В обоих случаях человечество превращается в стадо мирно блеющих овец, не способных даже на мысль о насилии. А кто способен — тот, очевидно, сумасшедший. И его надо лечить. Или принимать другие меры. И Егор Старосветов как раз к таким людям и относится.
Но что ж — приходят ведь кзины. Или Странники. И надо создавать Комкон-2. Или Амальгамированную Региональную Милицию. Нужны прогрессоры, нужны воины. И их не будут любить. Потому что у них есть два ноля.
Тиань, 20 апреля 2017 г.
Очень хороший рассказ по Миру Полдня Стругацких. Автор показывает психологические проблемы коммунаров — на уровне личности и групп, их социальную незрелость, неосознанное пренебрежение к разумной жизни иных планет и внутреннюю готовность нарушать запреты, которые постулируются как абсолютные для каждого человека коммунистического общества.
В этой части читать рассказ очень интересно, он буквально захватывает, тем более, что Автор прекрасно знает литературный первоисточник и постоянно к нему обращается. В результате история-новодел органично вписывается в оригинальный мир Стругацких. Такой герой, как Егор Старосветов, вполне мог появиться в Мире Полдня. Он увидел внутренние противоречия коммунистического общества, которые вполне реально увидеть изнутри для наблюдательного человека с аналитическим складом ума.
Финал несколько портит общее впечатление. Выруливание к теории мирового заговора и предположительного самоубийства Егора выглядит как-то мелковато на фоне развернутого Автором глубокого анализа условий жизни, воспитания, мотиваций людей Мира Полдня. Чужеродный какой-то финал получается. Но в целом рассказ всё равно хорош. Достойное продолжение литературной работы Мэтров.
Кроме того, в рассказе есть еще один весьма любопытный аспект. Автор замечательно наглядно показывает, как много значит определение предмета, явления, цели, стратегии — простое словесное определение. Выбираешь одну из формулировок, смысл один. Выбираешь другую формулировку, смысл совершенно иной, хотя фактическая сторона остается неизменной. В этой части вещь выходит за рамки каких-либо литературных вселенных. Это прикладной момент любой деятельности, о котором ни в коем случае нельзя забывать. Слово было не только в начале, оно вообще определяет любой процесс, возможно, даже с обратным влиянием, по капитану Врунгелю)
vvmonahov, 21 марта 2017 г.
Интересный рассказ, как обычно у Золотько, и заставляет читателя думать. Но я поставил ему относительно невысокую оценку, поскольку автор попытался в рамках единой логики объяснить факты, упомянутые в романах Стругацких разного времени — и вот это-то как раз и нелогично. Мир «Полудня» привлекателен благодаря оптимизму и светлому, радостному взгляду на жизнь ранних Стругацких. В «Трудно быть богом» авторам стало видно, что идея бескровного прогрессорства провалилась. Поэтому «Обитаемый остров» стал альтернативным вариантом — попыткой вмешательства изнутри, когда ГГ проходит разные этапы взросления. При этом Стругацкие пытались показать на примере Максима Каммерера самого обычного человека светлого будущего, попавшего в отвратительный мир настоящего. Эдакий гибрид худших черт Западного капитализма и советской системы «промывки мозгов» с помощью телевиденья (хотя, как сейчас понятно, на Западе промывка мозгов шла и идёт ещё круче, только с помощью более гибких технологий, чем были в СССР). А вот далее они запутались — и из Максима стали лепить чудо-героя, дискредитируя идею, что в светлом будущем будут «люди как боги». И свои идеалы подрастеряли. Светлый полдень сменился мрачным и тоскливым закатом — «Стояли звери около двери, в них стреляли, они умирали». И при этом сами Стругацкие пришли к конспирологии — что очень отчётливо говорит о деградации идеалов и идей. И «За миллиард лет до конца света» — это ведь точно такая же конспирология, и «Град обреченный». Если ранние Стругацкие подобные сюжеты сами забраковывали и откладывали в стол («К вопросу о циклотации»), то поздние именно на них и перешли. Наверное, на них оставила след традиция шпиономании.
Поэтому не стоит на Полдень смотреть с позиции Заката. Пятна на Солнце, конечно, есть, но не они несут свет. Чем хороши «Попытка к бегству», «Далекая Радуга», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Улитки на склоне-1»? Светлым миром будущего, замечательными людьми. Вроде бы, каждое произведение кончается трагически — но потому-то и веришь в этот мир, что он не похож на рай. Это мир людей, которые делают мир лучше. Как умеют, как это понимают. Ошибаются, выбирают разные пути. И люди очень разные, не штампованные болванчики. И на Земле всё хорошо потому, что просто там дольше старались сделать мир лучше. Вот этого всего и нет в рассказе Золотько. Он очень тонко прочувствовал то, к чему пришли Стругацкие — но не уловил то, за что люди любят «Полдень». Выбрал Закат, а не Полдень. И попытался превратить Полдень в Закат.
ДмитрийВладимиро, 15 января 2017 г.
Сильно. Для полного понимая мне не хватило знаний по Миру Полдня, но даже так, все изложено настолько виртуозно, что понятно любому. Вопрос, факты, вопросы, факты... Тут нет домыслов, выдумывания, зато есть очень колкие разборы от Егора Старосветова. Даже не разборы, а простые вопросы, которые делают Мир сложнее. Ощущение, что смотрел через грязное стекло, а тут его протерли и многое становится понятным. Даже удивляешься, почему я раньше этого не замечал?
Объяснения, которые закрывают логические дыры, но в которые не хочется верить. Факты, от которых хочется отмахнутся. Этические проблемы, которые в нашем мире можно решить легким «списанием», в Мире Полдня, в мире — утопии, вызывает диссонанс.
Сильно. И как всегда, после прочтения рассказов А.К. Золотько, вопросов меньше не становится...
Pouce, 2 января 2017 г.
Главный герой рассказа, Егор Старосветов, c детства был человеком очень спокойным, уравновешенным. Наверно, его можно было бы даже назвать скучным и малоинтересным, как выбираемые им занятия, если бы не способность Егора задавать крайне неудобные вопросы и по новому интерпретировать известные события. Естественно, события, произошедшие в Мире Полдня, так что читатели, выросшие на Стругацких, могут испытать при чтении некое неудобство, поскольку интерпретации... в общем, есть вещи, которых интерпретировать не хочется. Однако, несмотря на потенциальные неудобства, читать рассказ стоит, поскольку автор, со свойственным ему умением, заставляет задуматься. Занятие непопулярное во все века, а особенно в нашу эпоху готовых решений, но крайне необходимое для каждого, кто пытается быть действительно самостоятельным человеком. Энтони Беркли в романе «Дело об отравленных шоколадках» показал, что одни и те же факты могут быть достаточно убедительно интерпретированы не менее чем шестью способами. У Золотько трактовок меньше, но вопросы гораздо глобальней. Да и текста меньше :) В общем, всячески рекомендую.