Павел Бажов «Горный мастер»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Данила-мастер пропал, но невеста его, Катерина, решила ждать жениха, так как верила, что он жив.
Продолжение рассказа «Каменный цветок», речь здесь идёт о Кате, невесте Данилы, которая не верит в его смерть и сама становится мастером-камнерезом.
Первая публикация в газете «На смену!», с 14 по 26.01.1939; журнал «Октябрь», 1939, № 5/6, стр. 172-178; журнал «Работница», 1939, № 18, 19.
Входит в:
— цикл «Уральские сказы» > цикл «Медной горы Хозяйка»
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1939 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1942 г.
— сборник «Живинка в деле», 1944 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1944 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1944 г.
— сборник «Уральские сказы», 1945 г.
— сборник «Русские мастера», 1946 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1947 г.
— сборник «Живинка в деле», 1948 г.
— сборник «Каменный цветок», 1948 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1948 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1949 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1949 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1950 г.
— антологию «Живинка в деле», 1976 г.
— антологию «Золотой луг. Морские истории. Рассказы о животных. Рассказы и сказки. Уральские сказы», 1981 г.
— антологию «Творцы», 1984 г.
— антологию «Антология русского советского рассказа (30-е годы)», 1986 г.
— антологию «Цветок папоротника», 1990 г.
— антологию «Волшебный ларец», 1998 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1999 г.
— антологию «Мудрые сказки», 2005 г.
— антологию «Русская проза ХХ века», 2014 г.
Экранизации:
— «Горный мастер» 1978, СССР, реж. Инесса Ковалевская
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Paganist, 15 мая 2020 г.
В этом сказе прекрасно всё. И сюжет, и характеры, и язык, и цельность повествования. Также сказ как бы подтверждает известную мысль, что «за каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Понятное дело, Данила-мастер велик в масштабах мира «Малахитовой шкатулки», но и спутница жизни ему под стать: своенравная, верная и стойкая. Вырвался бы из плена Данила, кабы Катерина не переставала верить, что он жив? Другая какая подчинилась бы воле родных, вышла бы замуж и жила бы себе кое-как потихоньку. Но не такова натура настоящих героев и героинь. Идти наперекор общественного мнения, делать то, что считаешь нужным — даже в наши куда более свободные (для женщин) дни не всем доступна такая роскошь. Но путь осилит идущий, и Катерина получила вознаграждение за терпение и смелость. А ведь сколько раз могла плюнуть на всё и сдаться на радость родным.
Другой аспект сказа — неприятие обществом тех, кто не такой как все. Причём всесильным общественным мнением опошляется верность любимому («мертвякова невеста»), забота о старике (ай-ай-ай, молода девка с дедом чужим живёт!), стремление жить своими силами (как без мужика? куда камень обрабатывать? у кого украла поделки?) и так далее. А ведь Катерина ничего противозаконного, противоцерковного, совершенно ничего плохого никому не делала! Только имела риск жить своим умом. Ну, само-собой, что-то с ней не чисто. В сказах Бажова нередко печальные финалы. Тем радостнее воспринимается счастливый конец «Горного мастера». И сама Катерина не пропала, и любимого вновь обрела. Повторюсь — прекрасный сказ.
StasKr, 2 августа 2019 г.
Вообще то произведение вполне себе феминистическое, так как помимо любовной линии это ещё и история о женщине, которая живя в глубоко патриархальном обществе выбрала себе занятие, которое было зарезервировано исключительно за мужчинами и тем самым бросила вызов окружающей ей среде. Сцена, когда пьяные мужики ломились в дом Катерины и проявленная героиней решительность являются ключевой для произведения. В дальнейшем история Катерины могла сложиться абсолютно по-разному (например она могла не выручить Данилу и остаться в девках или найти себе нового жениха), в глазах родных и соседей она обрела право на самостоятельность.
Довод «в глубинке и таких слов не знали, а если знали, – то применяли их явно не в том контексте, в котором написан этот сказ» неудачен. Год написания сказа – 1939-й. К этому моменту уже свыше двадцати лет советская власть упорно, последовательно и очень активно проводила политику равноправия полов (то есть именно что феминизма). Женщины получили избирательные права. Государство гарантировало равную оплату труда. Были разрешены разводы (в том числе по инициативе женщин и с выплатой алиментов для содержания детей). Женщинам стало доступно высшее образование (а ведь образование – главный социальный лифт в обществе). И, конечно, государственная пропаганда вовсю продвигала мысль о том, что женщина является хозяйкой собственной судьбы. Фильмы и книги того времени твердили, что для решительной и целеустремлённой женщины в советском государстве нет преград. Захочет – сама выберет себе профессию, а потом утрёт нос всем мужчинам, которые насмехались над ней (государственная награда за ударный труд прилагается). Захочет – выйдет за муж по любви, а не как ей укажут родственники. Киноленты тех лет вроде «Кубанских казаков» или «Свинарки и пастуха» как раз об этом.
«Горный мастер» прекрасно ложится в ряд подобных произведений. Однако для Бажова тема равенства полов не является главной в творчестве, поэтому феминистический мотив хотя и нашёл своё выражение в повести, однако не довлеет над всем произведением. В результате получилась вневременная, лишённая конкретной идеологической нагрузки история о сильной героине и максимально достоверно прописанными реалиями быта горнозаводских уральских посёлков. Ну и, конечно, Хозяйка Медной горы, которая хотя почти и не появляется на страницах сказа, но всё же является полноценной героиней этого произведения.
neo smile, 2 августа 2019 г.
Прежний отзыв с заглавием Феминизма искренне рассмешил и расстрогал до самой глубины души!.. Чай, тогда, — в довоенной глубинке Бажова, — и Слов таких не знали. А если знали, — то применяли их явно не в том контексте, в котором написан этот сказ.
«Горный мастер» — это очень увлекательное и цельное продолжение знаменитого «Каменного цветка» про Данилу-мастера, что отдал всё своё умение на то, чтобы понять и впоймать силу и красоту живого камня. И всё ему при жизни было не эдак и не так... Никак не радовали этого мастера восторги и рукоплескания со стороны взволнованной его талантами разномастной публики.
Так и сгинул он, — пропал безвестно, — в погоне за невозможным совершенством своей и без того искусной рукотворной работы. Так и оставил он на земле, — перед тем как уйти в штольни, — искренне верного себе человечка. Свою молодую невесту Катерину, которая всю свою глубокую печаль и надрывную тоску тоже поместила в камень, словно переняв это горькое умение из рук любимого и родного человека...
Но как бы то ни было «Горный мастер» — это скорее сказ про широких, смелых и отчаянных до своего любимого дела. В который раз Бажов говорит от всей своей просторной авторской души. — Сила не в напоре и дурном нажиме, а в цельной мудрости. Истина не в скоротечных выводах и наговорах, а в умении верить своему сердцу. Верность не в количестве даренных и даденных обещаний, а в умении терпеливо ждать и верить. Ведь когда любят глубоко и от души, потерять и обронить во времени другого человека невозможно.
Обаятельные и цельные персонажи Бажова, — они как резные лепестки с живыми прожилками того цветка, что ваял Данила мастер, — словно все чужие этому миру. Словно их искусные умения и врождённые рукодельные таланты чужды и мало понятны. Словно их виртуозное мастерство и тонкая душевная красота слишком хороша для остального большинства. Хотя иногда по сюжету сказаний и им улыбается счастье, — и за их усердную работу и терпение приветливо выходит солнышко на горизонт.
PS Вероятно взаправду в народе говорят: «Чудеса случаются с теми, кто в них верит, но не делает на них особую ставку».
Fiametta, 11 августа 2012 г.
А сказка-то феминистская! Катерина не просто стойко ждет любимого. Она родным не повинуется, она одна живет, учится ремеслу, которое мужским считается, добивается мастерства, на равных с мужчинами-мастерами конкурирует.
Читайте эту сказку вслух маленьким дочерям, если хотите, чтобы они умели жить самостоятельно.