Павел Бажов «Медной горы хозяйка»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Она может обернуться прекрасной женщиной, а может и шустрой ящеркой, она хранит в своих каменных чертогах невиданные красоты, может поведать мастеру все секреты мастерства. Она хранительница Уральских гор — Хозяйка Медной Горы.
Но вся красота гор не заменит ей человеческого тепла и любви.
Входит в:
— цикл «Уральские сказы» > цикл «Медной горы Хозяйка»
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1939 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1942 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1944 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1944 г.
— сборник «Ермаковы лебеди», 1946 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1947 г.
— сборник «Живинка в деле», 1948 г.
— сборник «Каменный цветок», 1948 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1948 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1949 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1949 г.
— сборник «Малахитовая шкатулка», 1950 г.
— антологию «Артельные мужички», 1980 г.
— антологию «Золотой луг. Морские истории. Рассказы о животных. Рассказы и сказки. Уральские сказы», 1981 г.
— антологию «Седой Урал», 1983 г.
— антологию «Свежая вода из колодца», 1987 г.
— антологию «Волшебное слово», 1988 г.
— антологию «Сказки русских писателей», 1990 г.
— антологию «Скоро сказка сказывается. Волшебный мир сказок», 1993 г.
— антологию «Родничок. Книга для внеклассного чтения. 3 класс», 1999 г.
— антологию «Русская проза ХХ века», 2014 г.
Экранизации:
— «Медной горы хозяйка» 1975, СССР, реж. Олег Николаевский
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Siberia, 16 декабря 2020 г.
«Худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало».
«Медной горы Хозяйку» я воспринимаю, как неотъемлемую часть «Малахитовой шкатулки» — самого любимого мною в детстве произведения Бажова.
Сказ верно передает атмосферу Демидовского Урала, тогда считавшегося частью Сибири. В нем живая разговорная речь на старый лад — напевный говор, на котором с непривычки можно споткнуться, зато и настроение при чтении получаешь особое. А если с детства знаком со сказами, то простонародные слова такие, как парун, изробленный, от вместо то, незнатко, забедно и множество других — легки и понятны.
Хозяйку Медной горы невозможно причислить к добру или злу — и подсобить может, и проучить, как сама захочет. Она — самобытная природная сила, хранительница уральских горных недр, оборачивающаяся то красивой зеленоглазой девицей в нарядах с благородным каменным переливом, то ящеркой с отблесками руды на зеленых боках. Как встретишь ее — уже не забудешь, подобное не отпускает. Потому нет покоя душе Степана.
Встретив Малахитницу, крепостной Степан проходит испытание верности данному слову, смелости, твердости характера, искушение доступностью богатства. Главная трудность — воспоминания о призрачной красоте. И, если копнуть поглубже, не только в девичьей красоте Хозяйки суть. Она и в притягательности для старателя переливов уральских самоцветных и полудрагоценных поделочных камней, не отпускающих после многих лет, проведенных в забое. Притягательности не материальной, скорее, тоски по горнорудному делу. Но и без романтической нотки не обошлось, конечно же. Неспроста Танюшка, дочь Степана из «Малахитовой шкатулки», на Хозяйку чертами похожа.
Вроде бы все есть у героя в финале — вольная, ладный дом, семья, но не ощущается счастья от приобретенных благ. Завершает сказ трогательный эпизод с изумрудными слезами Хозяйки Медной горы, рассыпавшимися вместе с жизнью в руке Степана.
Колонны, что упоминаются в сказе — колонны Исаакиевского собора. Они не цельные — каменная мозаика, но от этого их великолепие не тускнеет.
Сказанное в предыдущем отзыве подтверждаю, давно уже в тех местах не живу, но и сейчас есть у меня коллекция минералов с друзами кварца, хрусталя, аметиста, жеодами опала, малахитом разных сортов и фигурками из поделочных камней. А читая Бажова, будто оказываюсь в тех местах, где можно было когда-то, в моем детстве, прокатиться по узкоколейке и порыться на отвалах в поисках малахита, а затем усердно полировать добытые минералы.
SleepyDragon1988, 16 июня 2022 г.
Одна из самых мрачных сказок. За это и не нравилась в детсве. Позрослев — по другому на неё взглянул. Это концентрированная правда жизни старателей горняков Урала: честный ты или нет, хороший или иначе, будешь беден или привалит богатство — всё равно заберет Медной Горы Хозяйка твоё здоровье и жизнь. Важно лишь как как тебя запомнят после этого и что ты близким после себя оставишь.
mputnik, 15 июня 2019 г.
Да, и у меня в детстве была книжка «Малахитовая шкатулка». А ещё я родился на Урале — рядышком с горой «Денежкин камень». И у меня в детстве были игрушки из полированного малахита.
И это не зря так называется — «сказ», а не «сказка». Тогда, в те доисторические советские времена, друзы кварца, горного хрусталя, мориона или цитрина — почти в каждой семье на комодах лежали на кружевных салфетках рядышком с шеренгой мещанских фарфоровых слоников (на Урале, в смысле, на рудниках и в горняцких посёлках).
Потому что — из тайги редко когда с пацанами без таких «подарков» возвращались. Топор за спину за ремень, кусок хлеба за пазуху, и — айда, к скалам или на озеро.
Не сказка это... Именно — СКАЗ
Dan-Master, 4 августа 2014 г.
Великий сказ! Талант Бажова подтверждает тот факт, что после выхода сказа Демьян Бедный посчитал произведение Бажова — переложением народного сказа. Бедный(Демьян) написал свое переложение сказа, каково же было его удивление при попытке публикации, что Медной горы хозяйка — плод творчества Бажова и никого более. Демьян Бедный до смерти не простил Бажова называя его бородатым уральским колдуном.
Если твой сказ становиться народным — это высшее признание для писателя. Такой чести удостаиваются единицы.
Я же сам волею родителей назван Данилой и всю жизнь ношу прозвище Мастер. Ношу с честью, памятуя о великом мастере дела каменного. За что Бажову земной поклон.
Paganist, 3 декабря 2018 г.
Помню, в детстве была у меня книга «Малахитовая шкатулка», где собраны были сказы Бажова. Читал её в младшем школьном возрасте. Туго шло чтение. И практически ничего в памяти не осталось. Невдомёк было, что не входил я в целевую аудиторию сказов. Что они — для аудитории постарше.
Сказы Бажова перечитываю сейчас, уже взрослым. И только теперь раскрывается всё великолепие этих рассказов об уральских старателях и тайнах гор. Впору пожалеть, что в детстве «промахнулся», прочёл раньше, чем следовало бы. Но лучше позже, чем никогда.
Когда уже подпривыкаешь к стилю автора, атмосфера и места, где происходят события, становятся ещё более загадочными и живыми. Конкретно за данное произведение скажу, что он (сказ) великолепен. Хозяйка горы, или же Малахитница — такой себе дух-хранитель гор. Не добрый и не злой. Когда щедрый, когда жестокий, но всегда непостижимый для простого человека. И концовка — не как в обычных сказках добрая, а жизненная и с моралью. Собственно, так и должно быть. Стихии природы такие и есть: у них свои понятия. И то, что для человека благо, Хозяйке может показаться противным, опасным и так далее. Иными словами, с духами природы, стихиями следует быть очень осторожными.
тессилуч, 28 декабря 2013 г.
Самый отличный сказ Бажова. От него веет атмосферой Седого Урала с его легендами и мастерами. Это произведение о мастеровом уральце, который жил в бедности, а делал для людей запоминающие изделия из камня. Такие сейчас украшают музеи Москвы и С-Петербурга, А мастеров мало кто помнит. Этот рассказ гимн уральским умельцам