fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Слово погибели № 5»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.76
Оценок:
387
Моя оценка:
-

подробнее

Слово погибели № 5

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 62
Аннотация:

Убийство скромной, незаметной учительницы, совершенно явно совершенное известным магом, зачем-то стершим свою память, расследование, проводимое упрямым и дотошным следователем... Простой детектив в антураже городского фэнтези? Нет конечно. Сергей и Марина Дяченко так мелко не плавают. В этой небольшой повести авторы «разрабатывают» сразу несколько пластов — философских, социальных, бытовых. И как всегда, очень тонко и неназидательно.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Повесть вошла в сборник «Масштаб» в новой редакции.


Входит в:

— журнал «Если 2008'8», 2008 г.

— антологию «Новые мифы мегаполиса», 2011 г.

— сборник «Масштаб», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

У зла нет власти
2008 г.
Новые мифы мегаполиса
2011 г.
Новые мифы мегаполиса
2011 г.
Уехал славный рыцарь мой
2012 г.
Ведьмин век
2017 г.
Масштаб
2022 г.

Периодика:

Если № 8, август 2008
2008 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное впечатление от книжки. Более чем странное.

Техника исполнения (редакционно — стилистические аспекты) — это, как всегда великолепно, слов нет. А, вот, «между строк», идейный слой, так сказать, «…то, что авторы хотели до читателя донести…» — это… кроме удивления вызывает лишь горечь и… разочарование, что ли.

Такое чувство, как будто добрый, умудрённый жизнью и основательно побитый судьбой человек, с красными, слезящимися старческими глазами, с отёчными мешками под этими глазами, в старом протёртом свитере с растянутым воротом, с беломориной, зажатой крючком между угловатых пальцев кисти с пергаментной кожей, покрытой пигментными пятнами… и т.д. и т.п. — вот именно с ТАКОЙ «образной картинкой» — так, вот… персонаж сей как будто бы рассказывает мне, глядя прямо перед собой и не моргая… Что, мол, мир вокруг нас — он не чёрно-белый, он даже не «36 оттенков серого», он — гораздо сложнее, он многоцветен, в нём есть красный цвет, зелёный, даже — фиолетовый. И что, мол это многоцветье, оно — прямиком от Бога, поэтому игнорировать сей факт — не просто неправильно или прискорбно, а что вот эта попытка игнорирования — она и будет тем самым прегрешением, которое в итоге… и т. д. и т.п.

Можно подумать, ЧТО Я ЭТОГО НЕ ЗНАЛ. Странность — именно в этом. В этой позе, в этой нарочитой нагнетаемой трагичности, в театральности позы, во всех оных мрачных деталях. Более чем странно. Ибо подросток, к примеру — вообще не поймёт, про что это и о чём. Человек в стадии «кризиса среднего возраста» — просто отмахнётся: у него полно своих, более значимых для него проблем. Людям же моего возраста — повторюсь — это всё равно, что записному Донжуану рассказывать по большому секрету, нервничая и оглядываясь, о существовании оргазма.

Для кого написано? Для какой аудитории? И вообще — зачем?

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Детективная повесть в фантастическом мире. Написано хорошо, читал с удовольствием, но после никаких впечатлений не осталось. Идея не нова, мир книги скорее странный, чем интересный. Может, в формате рассказа понравилось бы больше, а так ощущение потерянного времени. Одним словом — проходняк.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот случай, когда о произведении нельзя сказать что-нибудь внятное без спойлеров. Главная мысль повести в том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
официальная история любого государства построена на прямой лжи, на подтасовке, на замалчивании фактов. В результате формируются национальные мифы, которые успешно внедряются в массовое сознание. Мысль банальная? Да, но ведь большинство жителей нашей планеты до осознания этой простой мысли так и не доросло.

За идейную составляющую — 10 из 10. Донесено прекрасно. А всё остальное... не сложилось. Кроме сверхидеи и вспомнить-то нечего, хотя образы персонажей у Дяченко обычно получались яркие и объёмные. Поэтому только 8-8,5 баллов.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

История, которая начинается как расследование убийства, а заканчивается размышлением на тему исторической правды и общественных идеалов. Что важнее: знать правду во всём её отнюдь не героическом многообразии или же оставить сложившийся в обществе идеал, который продолжает вдохновлять новые поколения на что-то светлое и смелое.

Хотя следует отметить, что финальная тема повести раскрывается постепенно, и большую часть времени это именно расследование. Немного странный непонятный мир, со своей историей и магией. Несколько персонажей, где главным героем выступает обычный следователь, желающий докопаться до правды в заведомо проигрышном деле — из чистого упрямства, любопытства и сохранившихся идеалов. И довольно странная побочная линия с неурядицами дома у главного героя, похожими на затянувшийся не смешной анекдот про слишком загостившихся надоедливых родственников. Ну а уже в финале вскрывшиеся детали дела приводят читателя к уже озвученным вопросам.

Будете читать отзывы — осторожнее со спойлерами, без главной интриги с разгадкой преступления история многое потеряет.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга мне не зашла, хотя авторов очень люблю.

Написано здорово, персонажи живые, выпуклые, очень правильные.

Но проблема, вокруг которой вертится повествование, она ... как бы ... мне кажется искусственной. Не стоящей того, чтобы ради ее преодоления так убивались персонажи. И на этом точка.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Слово погибели № 5» — повесть украинских писателей Марины и Сергея Дяченко. По форме — детектив с элементами фэнтези. Фактически — притча о трагической, ложной исторической памяти (для тех, кто не в курсе, напомню, отец Сергея Дяченко, врач-бактериолог, чудом избежал расстрела сталинскими палачами).

Действие повести происходит в мире, очень похожем на современность, но с одним дополнением — здесь есть люди, которые способны воздействовать на окружающих, полностью подчиняя их своей воле, стирая память и даже убивая при помощи некоей «магии». Для предотвращения использования магии в криминальных целях существует спецслужба «Коршун».

Повествование начинается с того, что один из сотрудников «Коршуна», Алистан, совершает при помощи магии демонстративное убийство ничем не примечательной женщины — немолодой учительницы истории, приехавшей к нему из провинции с некими документами, уничтожает эти документы, а затем стирает себе короткий отрезок памяти, забыв, таким образом, что за информацию передала ему женщина и почему он её убил.

Алистан признаёт вину и готов предстать перед судом, хотя и не помнит, почему совершил демонстративное убийство.

Делом об убийстве занимается сотрудник прокуратуры по имени Игрис. Несмотря на давление, в том числе предупреждение убийцы, человека высокоморального, он изо всех сил пытается докопаться до истины.

Истина оказывается горькой. Убитая учительница была дочерью одного из так называемых «Двенадцати» — национальных героев, по официальной версии, погибших в ключевом неравном бою за 40 лет до начала повествования, в переломный момент истории, когда под угрозой оказалось само существование страны. «Подвиг двенадцати» является центральной частью национального исторического мифа, а единственный, по официальной версии, оставшийся в живых герой стал национальным лидером, маршалом Равелином, центральной фигурой квазирелигиозного культа личности. Однако убитая учительница достоверно узнала от своего отца, оказавшегося одним из Двенадцати, так называемым Сталеваром, по официальной версии, героически погибшим (он догадался обзавестись подложными документами и скрыться), что никакого подвига не было. Человек, который позднее стал маршалом Равелином, был магом-манипулятором, отправившим своих товарищей на смерть, в буквальном смысле управляя ими, как куклами-марионетками.

В финале авторы психологически очень точно описывают поведение следователя Игриса, искреннего поклонника культа Двенадцати, который в последний момент пытается отказаться от прослушивания записи на магнитофонной кассете, в которой отец убитой учительницы раскрывает неприглядную правду об историческом событии.

Но обвиняемый в убийстве маг всё же настаивает на прослушивании кассеты — ему хочется понять, зачем он совершил демонстративное убийство.

«Голос старика отдалился, зазвучал глухо, как в бочке. Он говорил теперь отрывисто, надолго умолкая, преодолевая хрипоту:

— …никому не рассказывал. Вернулся к баррикаде, подпустил их поближе и открыл огонь. Один. Против целой роты! Они не ждали, их так и покосило, остальные залегли и стали палить уже по мне… Я обгадился. Но менял ленты и стрелял. Хоть и не хотел. Какой к лешему героизм! Он вступил в меня и водил, как куклу. Я же не знал, что он маг. Никто не знал. Нас было двенадцать человек, всякому дорога своя шкура, а на прочих плевать. Он поднял нас и повел. Все померли, Студента пополам разорвало, я видел. Потом ничего не помню… Меня тоже приняли за труп… Пришел в себя, кругом уже пируют, уже ревут: «Слава Равелину!» Я тогда только вспомнил, как его звали, а то все Тихоня да Тихоня…

Странный звук прорвался из динамика. Старик плакал.

— …тоже герой и мертвец. На самом деле я не Герман и не Жёлудь, а Парм Гнилой Мост, в любом учебнике мое имя есть. Документы фальшивые после войны выправил. А настоящие приберег… Они под полом. Знаешь, где искать. Там же и письма, и все, что я записал… Прости меня, дурака, но вот так вышло, и не могу помереть с этой тайной. На центральной площади, третий справа, я стою, с усами… Да и на любой памятной доске. Можешь прийти, поглядеть?.. Даже похож, как я был в молодости… с тех пор усов не носил никогда… Живи, дочка, будь счастлива, выйди замуж, внуков мне нарожай… Если суме…

Кассета закончилась.»

Финал повести авторы оставили открытым — неясно, решится ли следователь обнародовать запись.

«Мне пора возвращаться под стражу, пока не хватились… Знаете, я не чувствую себя виноватым перед вами. Хотя поступаю сурово.

— Как? Как вы со мной поступаете?!

Маг обернулся через плечо. Он казался помолодевшим, вновь обретшим вкус к жизни.

— Оставляю вам этот выбор, дружище. Я за свой заплатил. Дело за вами.

И он взглядом указал на кассету, по-прежнему лежащую на столе.»

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая одну вроде повесть мы видим в ней разное. Маги, детективы, маршалы — для меня это красивый (очень) антураж. Сама же повесть о праве и необходимости знать или не знать, и что знание, или не знание может сделать с судьбой человека и общества. Из той же области «тайна личности», с которой не хочет иметь дело Максим Камеррер, о том же небольшой в эпизод во вполне комедийном «Крепком орешке» когда журналист не имеющий внутреннего тормоза оказывается пособником террористов, о том же целый роман Артура Хейли «Вечерние новости». Есть порой вещи, которые знать не нужно. Остается решить вопрос, кто и как это определяет.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу оговорюсь, что от повести я остался в совершенном восторге.

Но по привычке решил почитать отзывы...

Не хочется никого обидеть, но люди, которые пишут что-то вроде «а в чём проблема-то?» забывают, что это сейчас считается нормальным разводить дискуссии о том, были ли героями панфиловцы, и можно ли считать героем Власова. И в этом — беда наша... А ещё совсем недавно, каких-то 30 лет назад, такая постановка вопроса и в голову никому прийти не могла. И отторжение этой информации старшим поколением до сих пор посильнее будет, чем у мага Алистана. На мой взгляд, Дяченко как раз пытаются заставить читателя задуматься именно над этим вопросом — если сегодня герои оказываются негодяями, и наоборот, то на каких примерах воспитывать подрастающее поколение?

А что до сюжета, проработанности мира и детективной составляющей, так чего вы хотите от столь малой формы? В конце концов, это просто декорации для очередной истории. Для меня — рассказанной мастерски. И как всегда — никакой морали. Читателю самому придётся решать, кто прав. Как и современному человеку самому предстоит решать, кто выиграл Великую войну...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Авторы, наверное, хотели написать нуар в фэнтези. Все признаки на месте: детектив, дождь, шляпы, гостницы, красавицы, многозначные фразы... Все это в мире, где магия — обычное дело. На то мы и читаем фэнтези. Но лично меня сбивает бытовуха честного детектива. Ему положено бы быть одиноким и курить, а не терпеть сопливых племянников, их блудливую мамашу и попорченные обои. Может так хотелось контрастности авторам привнести или комичности, а то и реальности. Но из фэнтези-нуара это скорее выбивает и раздражает, затормаживает сюжет. Тем более, что для сюжета и для изменения мировоззрения гг все эти кухонные детали никак не работают. М главное: мало информации почему плохо быть манипулятором. Болотная карга людей котле варила за просто так, рзи забавы. Это плохо однозначно. А спасти страну, манипулируя сознанием людей в бою? Не понятно, что тут плохого. Даже поднять мертвых защищать свою отчизну губительно для души того, кто призовет магию, но для страны-то, для живых, для освободительной борьбы... Отчаянные времена — отчаянные поступки... Так что стило бы как-то глубже мерзость содеянного подать, а то не понятно, почему когнитивный диссонанс произошел такой глубокий у всех задействованных лиц... Вот, собственно и все, что я хотел сказать о войне во Вьетнаме(С)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошее начало. Отличный стиль. Масса атмосферных подробностей, в том числе семейные заботы ГГ (вспоминаются аналогично выведенные проблемы с вредным Митикой в «Пещере»). Хорошо закрученная динамичная интрига. Но вот развязка...

Осталось ощущение стрельбы из пушки по воробьям. Вот такое вот спасение мира:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
опасность развенчания исторической легенды. Хорошей, патриотической, весьма уже забронзовевшей. Из серии наших 20-ти бакинских комиссаров... героев панфиловцев... пионеров-героев... Матросова и Космодемьянских... список бесконечен. Да, там масштаб эпизода покрупнее, и всё же... Убить — когда можно было банально стереть дамочке память, уничтожив все имеющиеся доказательства: бумаги да пленку. И всё. И ей станет легче, в конце-то концов.
И чем самого-то могучего мага потрясла эта история? В это не поверилось абсолютно. Лучше бы осталась какая-то недосказанность, загадка, намёк, открытый финал...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хорошая повесть, ставящая непростые вопросы: «Можно ли убить невиновного человека во имя высших интересов?», «На что можно пойти ради сохранения господствующей идеологии?», «Стоит ли слишком подробно копаться в собственной истории?»

Авторы не дают ответов. И маг, и следователь, и читатель должны сами сделать подходящие выводы и принять решение.

Написано интересно. Не скажу, что выдающийся детектив, но детективная интрига здесб далеко не главное

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последнем, августовском номере «Если» опубликована свежая повесть супругов Дяченко «Слово погибели №5». Чудесная вещица. Казалось бы, неоригинальный на сегодняшний день антураж «городского фэнтези», простая, без глубоких изысков сюжетная идея, неторопливый темп повествования, основной посыл понятен будет любому школьнику... То есть на первый взгляд — ничего себе особенного. Но в том-то и дело, что текст «цепляет». Он... соразмерен и взвешен. Нет ничего лишнего ни в описаниях, ни в диалогах, ни в поступках персонажей. Никакой развесистой «ботвы». Это с одной стороны. С другой стороны, текст вовсе не примитивен и не плосок. Буквально несколькими картинками, расположенными «по обочине» основной сюжетной линии, авторы придают тексту и объем и глубину. И главное, нигде не скатываются в назидательность, не подводят читателя к своим собственным взглядам. Вот это-то ощущение полной «достаточности» текста — очень редкое в последнее время, отличает писателей талантливых от «прочих». Стало уже общепринятым признавать за Мариной и Сергеем и талант и профессионализм. Эта небольшая повесть — очень конкретное подтверждение и первого и второго. Я бы с удовольствием оценил ее чистой «десяткой», но поставил «9». Только по одной причине. Слишком уж много невеселых ассоциаций с действительностью, как сегодняшней, так и вчерашней.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд рассказ очень хорош. Поставленная проблема очень актуальна в наше нынешнее время. Большинство людей живут по шаблонам которые создаются людьми «сверху». Это своего рода обман, но обман поддерживающий порядок. И появляется такой вопрос как же все таки жить? Во лжи и порядке или в правде и в возможном при этом хаосе. Это очень хорошо подчеркнуто в повести. Минус по моему мнению это не доработанная детективная история, как то суховато что ли, но сюжет в общем не плохой есть о чем подумать!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сбросило ветром повязку с лица

И в глаза свет ударил бичом.»

(М. Пушкина (из песни группы «Ария»))

Очередная повесть от Марины и Сергея Дяченко вполне узнаваема и ожидаема. Неопределенно-европейская страна, близкое будущее, смесь постиндустриального мира и фэнтези. И, конечно же, еще одна неразрешимая моральная дилемма.

Стоп. А вот здесь подробнее. По прочтении повести осталось некоторое чувство недоумения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Неужели новость о том, что великий полководец и народный герой оказался магом-манипулятором и фактически послал людей на смерть против их воли – это так катастрофично? Каких только гадостей сейчас, например, только не говорят про маршала Жукова – так ничего, полстраны не перевешалось, хотя неприятно, да. Был бы этот Равелин политиком, лидером, вроде Ленина – тогда еще можно было бы отчасти понять (и то попахивает дичайшим фанатизмом). Так нет, он, похоже, просто такой пропагандистский идол, национальный герой. В любом случае – разве эта новость так чудовищна, что ее нужно скрыть любой ценой, вплоть до убийства и добровольной посадки в тюрьму? Как-то театрально это, искусственно. И инфантильно, да. А ведь совершивший это – суперагент особой магической полиции «Коршун», фэнтезийного аналога ФСБ. Дичь какая-то… Да и вообще – разве скрывать нужно такие факты? Да и потом – они все равно победили, и неизвестно, что могло бы произойти, если бы не «бесчеловечные методы» победоносного Равелина. На войне как на войне.

В остальном повесть «Слово погибели №5» вполне хороша. Ругают ее за слабую детективную часть – ну, в принципе все не так уж плохо, развязка достаточно непредсказуема. В конце концов, Дяченко на детективах не специализируются. Атмосфера тоже вполне на уровне, жутковато даже как-то от всех этих магических тайн и скелетов в шкафах. Язык дяченковский как всегда на высоте, четкий, образный, легко воспринимается.

Но вот основной конфликт, все же, отдает театральной искусственностью. Понятное дело, вопрос поднят очень интересный, дилемма присутствует – но вот ситуация, в которой она обретает воплощение в художественной реальности произведения – очень надуманная.

Достоинства произведения:

острая нравственная проблематика;

захватывающий детективный сюжет;

легкий для восприятия и лаконичный дяченковский стиль

интересный мир в стиле «городского фэнтези».

Недостатки:

искусственность основного конфликта, избыточный драматизм.

Итог: по атмосфере «Слово погибели №5» напоминает «Ведьмин век», хотя это и совершенно другой мир. Сплетение современной жизни и сказочной магии. К сожалению, Дяченко зачастую жертвуют всем ради того, чтобы донести до читателя основную мысль произведения. На этот раз пострадало правдоподобие.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивое представлении ситуации, в которой морализирующие люди (иные) делают глобальную проблему из пустого места. Вот оно до чего следование абстрактным идеалам то доводит...

(кстати (вот вспомнил), одна знакомая мне как то рассказала какой у неё классе в четвёртом образовался культурный шок, когда она осознала что учителя тоже в туалет ходят... Вот у человека крушение идеалов то было...)

И художественно очень красиво построено: постоянно нарастающее напряжение и... опа! А пирожок то и ни с чем...

И вообще, надо бы, пожалуй, к Дяченко повнимательнее мне присмотреться. Раньше их произведения не попадались, и вот — что ни произведение, так с моей точки зрения и почти что шедевр.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх